НДС на лекарства: победа или передышка?

Тема возможных изменений в отечественной системе налогообложения и, в частности, введение НДС на операции по реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения уже на протяжении нескольких месяцев является предметов горячих дискуссий. И это неудивительно, ведь от решения данного вопроса зависит развитие отечественного фармацевтического рынка, украинской фарминдустрии, состояние дел в аптечном бизнесе. Сразу же после принятия Верховной Радой Украины Закона «О внесении изменений в некоторые Законы Украины», предусматривавшего 17% ставку НДС на операции по реализации лекарственных средств, в «Еженедельнике АПТЕКА», № 24 (395) от 23 июня 2003 г. было помещено об этом сообщение, а в № 25 (396) от 30 июня — мнение представителей правительственных органов, профильного комитета Верховной рады и профессиональных ассоциаций о таком шаге парламента. 8 июля 2003 г. по инициативе Министерства здравоохранения и входящей в его состав Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения было созвано совещание, в работе которого приняли участие народные депутаты, представители ассоциаций и общественных организаций, отечественные и зарубежные производители фармацевтической продукции. В «Еженедельнике АПТЕКА», № 27 (398) от 14 июля 2003 г. читатели могли подробно ознакомиться с мнением участников совещания, которое было единодушным: 17% ставка НДС на операции по реализации лекарственных средств может привести к крайне негативным последствиям для украинского фармацевтического рынка и отечественной фарминдустрии, к последствиям, которые «ударят» не только по фармацевтическому бизнесу, но прежде всего по гражданам нашей страны — потребителям лекарственных средств.

Поскольку Верховная Рада уже проголосовала за принятие данного Закона, у участников фармацевтического рынка оставалась надежда только на то, что Президент Украины Леонид Кучма воспользуется своим правом и наложит вето на Закон, ущемляющий социальные права украинских граждан. И такое решение президентом действительно было принято. 11 августа Л. Кучма наложил вето на Закон, предусматривающий снижение ставки НДС с 20 до 17% и отменяющий льготы по НДС для отдельных сфер деятельности, в том числе реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, и направил его на доработку в Верховную раду. Как сообщил первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой и банковской деятельности Сергей Терехин, Президент Украины в своих предложениях высказал пожелание сохранить льготы по НДС для лекарственных препаратов в связи с угрозой убытков для фармацевтической отрасли.

Следуя сложившейся традиции обсуждения важных вопросов участниками украинского фармацевтического рынка, редакция «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к представителям различных сфер деятельности на этом рынке с просьбой прокомментировать нынешнюю ситуацию в отношении НДС. Можно ли считать, что достигнута полная и окончательная победа относительно введения НДС на лекарства? Какую роль сыграли собственно участники фармацевтического рынка в том, что новый Закон, ущемляющий их права, не вступил в силу и каковы должны быть дальнейшие действия? — с такими вопросами мы обратились к нашим собеседникам.

Владимир Загородний, заместитель министра здравоохранения Украины, президент Украинской Федерации общественных организаций содействия охране здоровья гражданского общества:

Владимир Загородний, заместитель министра здравоохранения Украины, президент Украинской Федерации общественных организаций содействия охране здоровья гражданского общества

— На данном этапе действия Президента Украины, воспользовавшегося своим правом вето на Закон, предусматривавший изменения в налогообложении на лекартвенные средства, абсолютно оправданы и правильны. Обеспечение населения, особенно социально незащищенных слоев, лекарственными средствами — серьезная медико-социальная проблема, возникшая еще в начале 90-х годов прошлого столетия, когда происходило повышение цен на различные виды продукции, в том числе и на медикаменты. Именно с того времени остро стоит вопрос о доступности лекарственных препаратов населению. Введение НДС на операции по реализации медикаментов неизбежно вызвало бы повышение цен. Известно, что в программе действий Правительства, утвержденной Верховной Радой Украины, поставлена задача снижения цен на лекарства, в частности, на отечественные препараты инсулина цены должны быть снижены на 15%. Понятно, что обеспечить снижение цен на медикаменты на фоне введения НДС нереально. Даже если данные препараты будут внесены в перечень не облагаемых НДС, их цена будет расти за счет уплаты НДС при закупке субстанций и расходных материалов.

В новом Законе предложен определенный компромисс в виде перечня лекарственных препаратов, которые будут освобождены от уплаты НДС. Однако, как уже упоминалось, в этот перечень не включаются субстанции, стоимость которых влияет на цену производителя. Кроме того, такой перечень еще не создан. В настоящее время в министерстве здравоохранения этот вопрос активно дискутируется с тем, чтобы определить, какие именно лекарства должны быть отнесены к жизненно необходимым. Мы помним, что первый подобный перечень лекарственных средств, которые разрешалось закупать за бюджетные средства, включал около 300 наименований, затем он был расширен до 800, а еще позже — примерно до 1000 наименований. Существующий перечень заслужил справедливую критику и нуждается в пересмотре. Формирование перечня жизненно необходимых лекарственных средств должно стать еще одним шагом в развитии и реформировании отечественного здравоохранения, к внедрению формулярной системы. На стадии завершения находится разработка Национальной программы обеспечения населения лекарственными препаратами, определяющая государственную политику в данной сфере, возможности регулирования цен на медикаменты, перспективы развития и поддержки отечественной фармацевтической индустрии. Надеемся, что положения этой программы будут приниматься во внимание народными депутатами, выдвигающими те или иные Законопроекты, реализация которых касается медикаментозного обеспечения населения.

Возвращаясь к президентскому вето, необходимо осознавать, что оно лишь отсрочило принятие решения относительно НДС, и Верховная Рада вернется к рассмотрению данного Закона позднее. В этой связи необходимо выработать предложения по корректировке Закона с учетом замечаний Президента Украины, в том числе относительно обеспечения доступности лекарственных средств. И Министерство здравоохранения, и народные депутаты настроены на конструктивный диалог, который бы способствовал принятию оптимальных решений вопросов, касающихся здоровья граждан нашей страны.

Социально-экономическое развитие государства зависит от того, как поступают средства в доходную часть бюджета, и в этом процессе должно принимать участие все трудоспособное население. При этом налоговая политика должна быть взвешенной и продуманной. В частности, 17% ставка на операции по реализации медикаментов нам представляется слишком высокой.

Валентина Москаленко, президент Всеукраинской аптечной ассоциации:

Валентина Москаленко, президент Всеукраинской аптечной ассоциации

— Конечно, сообщение о том, что президент Украины наложил вето на введение Закона, согласно которому реализация медикаментов облагалась бы НДС по ставке 17%, — это приятная новость. Возможно, свою роль сыграло совещание в Министерстве здравоохранения, в котором принимали участие представители ассоциаций и общественных организаций, фармацевтических производителей, оптовых компаний, ведущие специалисты страны в области медицины. Об этом совещании достаточно подробно писал и «Еженедельник АПТЕКА», предоставивший читателям возможность ознакомиться с мнением выступавших на совещании. Всеукраинская аптечная ассоциация высказала свое отношение к возможности введения НДС на медикаменты по ставке 17% еще до совещания («Еженедельник АПТЕКА», № 25 (396)). Наша позиция заключается в том, что введение 17% ставки НДС на операции по реализации медикаментов может вызвать целый ряд негативных последствий, среди которых ухудшение качества жизни населения, торможение развития отечественной фармацевтической индустрии, расширение теневого сегмента фармацевтического рынка, возможное сокращение ассортимента предлагаемых украинскому потребителю лекарственных препаратов, распространение фальсифицированной продукции, сложности в работе аптечных учреждений и др. мы считаем, что одной из основных задач государственной политики в области медикаментозного обеспечения населения должно быть формирование системы, которая гармонизировала бы рыночные механизмы с гарантией социальной защиты. На сегодняшний день эта задача не решена.

Президент Украины принял взвешенное и мудрое решение, позволяющее нашей стране не повторять чужих ошибок. Достаточно вспомнить пример России, где был введен НДС на продажу лекарственных средств, и те негативные последствия, к которым привело это решение. Известно, что в настоящее время в России обсуждается вопрос об отмене такой системы налогообложения. В то же время хотелось бы отметить, что всем нам — и Министерству здравоохранения, и Всеукраинской аптечной ассоциации нельзя сидеть сложа руки, поскольку Закон лишь возвращен в Верховную Раду на доработку, а это означает, что он будет рассматриваться вновь. Нам всем необходимо продолжить совместную работу с народными депутатами из Комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства для того, чтобы выработать единую политику в отношении возможности введения НДС на операции по реализации лекарственных препаратов. в последнее время мне пришлось много общаться с представителями нашей ассоциации из различных регионов Украины, и они также планируют наладить более тесное сотрудничество с депутатами, избранными в Верховную Раду от этих регионов. В конечном счете все будет зависеть от нас самих, от нашей активности и настойчивости, от умения выработать и отстоять свою позицию. Очевидно, осенью мы вновь столкнемся с той же проблемой и хотелось бы, чтобы профильный Комитет Верховной Рады и Министерство здравоохранения заняли более активную и принципиальную позицию, поскольку президентское вето на Закон о НДС можно считать только этапной победой, а до полной и окончательной победы в этом вопросе еще далеко.

МІНІСТЕРСТВО ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ
ПРЕС-РЕЛІЗ
12 серпня 2003 р.
ЦІНИ НА ЛІКИ РОСТИ НЕ БУДУТЬ

Президент України Леонід Кучма скористався правом вето до Закону «Про внесення змін до Закону «Про податок на додану вартість»

19 червня 2003 року Верховною Радою України прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких Законів України», яким передбачено, зокрема, фактичне введення ставки податку на додану вартість (ПДВ) на лікарські засоби та вироби медичного призначення у розмірі 17 відсотків.

Це могло призвести до зростання на 20–25 відсотків оптових та роздрібних цін на лікарські засоби та вироби медичного призначення, виходячи з цього слід було очікувати зменшення доступності лікарських засобів для населення. Одночасно могло відбутися суттєве зменшення бюджетних можливостей щодо пільгового забезпечення ліками інвалідів, осіб, хворих на соціально небезпечні та хронічні захворювання, та інших найменш захищених верств населення.

Навіть передбачена Законом пільга для препаратів, визначених життєво необхідними за переліком, який установлюється Урядом, не дозволить покращити ситуацію, оскільки субстанції для їх виробництва оподатковуватимуться в загальному порядку. А сам перелік включає лише невелику частину препаратів, необхідних для забезпечення лікувального процесу.

Серйозний удар міг бути нанесений вітчизняній фармацевтичній промисловості. Насамперед це падіння обсягів виробництва і наступне скорочення робочих місць, що одночасно зменшить надходження коштів до бюджету.

Із цього приводу 8 липня 2003 року за ініціативи Міністерства охорони здоров’я України було проведено нараду, в якій взяли участь представники Комітету Верховної Ради України з питань охорони здоров’я, материнства та дитинства, ряду громадських організацій, провідних вітчизняних клініцистів. На нараді детально було проаналізовано ситуацію, що виникне у зв’язку з прийняттям зазначених змін у законодавстві, та прийнято рішення звернутися до Президента з проханням застосувати до Закону України «Про внесення змін до Закону України «Про податок на додану вартість» право вето та направити його до Верховної Ради України на повторний розгляд для врахування зазначеної пропозиції.

А.В. Підаєв, міністр охорони здоров’я:

— Накладання вето на Закон «Про внесення змін до Закону України «Про податок на додану вартість» ще раз підкреслило особисте опікування Президента проблемою забезпечення доступності для населення лікарських засобів та виробів медичного призначення.

Уряд України несе особисту відповідальність за виконання програми своєї діяльності, в якій чітко сформовано позиції щодо забезпечення населення лікарськими засобами. А реалізація цього Закону фактично могла заблокувати виконання програми в частині соціальної політики. Міністерство охорони здоров’я ставить перед собою завдання щодо доступності, зниження вартості і забезпечення якості лікарських засобів та виробів медичного призначення і послідовно йде по шляху його реалізації. Я певен, що сьогодні Уряд має всі можливості, щоб не допустити будь-яких дій, котрі можуть суперечити Національній політиці забезпечення населення лікарськими засобами та її основному принципу — доступності ліків для населення.

Прес-служба МОЗ України

Клавдия Евтушенко, заведующая аптекой № 1 АО «Фармация» Киевской городской госадминистрации:

Клавдия Евтушенко, заведующая аптекой № 1 АО «Фармация» Киевской городской госадминистрации

— Уже высказано достаточно аргументов относительно нецелесообразности введения НДС на медикаменты, да еще по такой высокой ставке. Хотелось бы только добавить, что пополнение бюджета, весьма, впрочем, сомнительное, за счет людей, приобретающих лекарства, — не самая хорошая идея. Наша аптека находится в центре города, и ежедневно у нас бывают сотни посетителей с самым разным уровнем доходов. Нередко приходится наблюдать, как человек считает буквально каждую копейку, прежде чем приобрести тот или иной лекарственный препарат. Ценовой фактор играет очень важную роль, особенно если речь идет не о жизненно необходимых лекарственных средствах. В настоящее время ассортимент нашей аптеки насчитывает около 4,5 тыс. наименований лекарственных препаратов. Мы наблюдаем, как отечественный потребитель начинает проявлять все больший интерес к профилактическим средствам, витаминным препаратам. Но этот интерес еще недостаточно прочен, чтобы подвергать его такому испытанию, как повышение цен. Не каждый покупатель, который сегодня решается на покупку витаминов, скажем, за 10 гривень, купит их по цене 12 гривень. А это означает, что аптека могла бы лишиться значительной части товарооборота. Представители отечественных фармацевтических заводов говорили о том, каким ударом по отрасли было бы введение такой ставки НДС, а мне даже трудно представить, что было бы, если бы отечественная продукция исчезла из нашего ассортимента. Спрос на нее очень высок, и одним из существенных факторов, влияющих на выбор посетителей аптеки, является ценовая доступность украинских лекарств. Фармацевтический рынок Украины еще очень молод и нуждается в поддержке. Отрадно, что Президент нашей страны принял такое взвешенное решение и в очередной раз подтвердил свою принципиальную позицию в отношении социальной политики, одной из составных частей которой является обеспечение доступности медикаментозной помощи для населения. Хотелось бы отметить также позицию Министерства здравоохранения, а также профильного комитета верховной Рады Украины, хотя, возможно, народным депутатам стоит проявлять больше принципиальности и активности в моменты, когда принимаются решения, от которых могут зависеть судьба отечественной фармации и здоровье народа в целом.

Виктор Ромасенко, генеральный директор компании «Медфарком» (г. Одесса):

— Высшая исполнительная власть вынесла социально ориентированное, наиболее логичное и приемлемое на сегодняшний день решение.

Виктор Ромасенко, генеральный директор компании «Медфарком»
(г. Одесса)

Ничего принципиально нового по сути проблемы я не скажу. Главный инструмент для дифференцировки препаратов в отношении налогообложения — перечень жизненно необходимых лекарственных средств — давным-давно морально устарел; этот документ даже не имеет смысла комментировать. Взять за основу действующий перечень — это значит столкнуться с серьезными социальными проблемами: в проигрыше окажутся наименее обеспеченные и наиболее уязвимые категории больных. Они и сегодня вынуждены практически полностью оплачивать стоимость необходимых лекарственных средств из собственного кошелька, а при введении планировавшейся ставки НДС эти расходы увеличились бы как минимум на 20%… Если наши граждане настолько «разбогатели», чтобы платить за лекарства на 20% больше, значит, мы приблизились к «развитому капитализму».

НДС на лекарственные средства принят сегодня практически во всех цивилизованных странах, но существует различная его ставка, дифференцированно разработанная в соответствии с разумным подходом к различным группам препаратов. Несомненно, введение в Украине НДС на лекарственные средства — это вопрос времени, но вводить его сейчас рано.

Денис Гарцилов, исполнительный директор ОАО «Киевмедпрепарат»:

Денис Гарцилов, исполнительный директор ОАО «Киевмедпрепарат»

— Введение НДС на реализацию медикаментов означало бы значительные риски для развития отечественной фармацевтической отрасли и создание конфликтной социальной ситуации, обусловленной неизбежным ростом цен на лекарственные средства. Об этом убедительно свидетельствует пример Российской Федерации, где введение НДС на продажу лекарств привело к негативным последствиям как для отрасли, так и для конечных потребителей.

Следует только приветствовать тот факт, что Президент Украины наложил вето на Закон, принятый Верховной Радой 19 июня. Этому решению способствовали и усилия участников фармацевтического рынка, в том числе в рамках профессиональных ассоциаций: Украинской организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности, а также Европейской Бизнес Ассоциации. Это — один из примеров того, как участникам фармацевтического рынка удалось объединиться и при соответствующей поддержке профильного комитета Верховной Рады способствовать принятию взвешенного позитивного решения.

в настоящее время на украинском фармацевтическом рынке существует достаточно острая конкуренция, эффективно регулирующая процессы ценообразования, и краткосрочные риски, возникающие в результате введения НДС на лекарственные средства, связаны с тем, что это будет мощнейший деструктивный катализатор ужесточения конкуренции в сегменте отечественного производства.

Хотелось бы также отметить, что к моменту принятия Закона механизм действия ряда положений был не ясен, поэтому реальный масштаб возможного роста цен при введении 17% ставки НДС просчитать сложно. Тем не менее, по очень приблизительным оценкам, возможный рост цен для конечного потребителя составляет 10–20%.

Выделение части лекарственных средств, не облагаемых НДС, в отдельный перечень также вызывает много вопросов. В предложенной редакции Закона субстанции, в том числе используемые для изготовления жизненно необходимых лекарственных препаратов, скорее всего не подлежали бы льготному налогообложению. Они импортируются по определенным таможенным кодам и при отсутствии внесения изменений в соответствующие нормативные акты облагались бы НДС на этапе таможенной очистки. Это означает, что цена на препараты возросла бы автоматически, скорее всего на все 17% ставки НДС.

Введение 17% ставки НДС на операции по реализации лекарственных средств, безусловно, способно пошатнуть структуру фармацевтического рынка и негативно повлиять на предприятия отрасли. Если этот сценарий все же реализуется, думаю, что для лекарственных средств максимальная ставка не должна превышать 7% при условии поэтапного введения НДС.

Полученную благодаря вето отсрочку необходимо использовать для тесного сотрудничества участников отечественного фармацевтического рынка в рамках профессиональных ассоциаций, общественных и других объединений для выработки общей политики относительно НДС на лекарства и разработки механизма ее реализации.

Олег Курченко, управляющий подразделением безрецептурных препаратов представительства компании «Хоффманн-Ля Рош Лтд.» в Украине:

Олег Курченко, управляющий подразделением безрецептурных препаратов представительства компании «Хоффманн-Ля Рош Лтд.» в Украине

— Прежде всего хотелось бы вспомнить о самом Законе Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины», который 19 июня текущего года был принят Верховной Радой. Согласно формулировке нескольких пунктов данного Закона ущемлялись интересы игроков разных рынков, не только фармацевтического. Изначально Законом были предусмотрены изменения налогообложения аграрного комплекса, частных предпринимателей, тех, кто занимается строительством жилья, а также Спортивного и Олимпийского комитетов. В ходе обсуждения Законопроекта народные депутаты добились изъятия из него статей, касающихся аграрного комплекса, удалось также добиться изменения норм, касающихся ужесточения налогообложения субъектов, уплачивающих единый налог. Таким образом, в том варианте Закона, который был проголосован, налоговые льготы на уплату НДС упразднялись для трех рынков: фармацевтического, строительного и рынка, обеспечивающего спортивное и олимпийское движение. Перед тем, как говорить о дальнейшем развитии событий, необходимо также упомянуть о самой процедуре принятия данного Закона. Если обратиться к стенограмме заседания Верховной рады, там есть сообщение о том, что депутаты получили документы, касающиеся данного Закона, только 18 июня вечером и они включали более 150 страниц и 390 внесенных правок. Если учесть, что этот Закон был не единственным из принимавшихся 19 июня, то становится ясным, что значительная часть депутатов просто не имела возможности досконально его изучить.

Обсуждая президентское вето на Закон, по-видимому, можно говорить о достаточно широком движении, в котором приняли участие как субъекты фармацевтического рынка, так и представители других рынков, для функционирования которых Закон мог иметь негативные последствия. Кроме того, известно, что инициатива принятия данного Закона исходила от Кабинета Министров, однако изъятие из проекта статей, касающихся частных «единоналожников», послужило причиной того, что в конечном счете принятый Закон не полностью устраивал и Кабинет Министров. Таким образом, парадоксально, но практически не осталось тех, кто был бы заинтересован в принятии данного Закона и хотел бы его отстаивать.

Если следовать «букве Закона», то бюджет на следующий год может составляться только на основании Законопроектов, принятых до 1 июля текущего года. Это означает, что в сложившейся ситуации он должен верстаться на основании ныне действующего Закона о налогообложении, предусматривающего 20% ставку НДС и льготы для определенных сфер деятельности, в том числе для реализации лекарств. Однако данная норма Закона ранее неоднократно нарушалась. Если Закон об изменениях в уплате НДС будет подан на повторное рассмотрение до 15 сентября, даты первой подачи бюджета, то нельзя исключить его принятие и вступление в силу с 1 января 2004 г. Если же этого не произойдет, то еще один год мы будем жить в рамках старого законодательства по НДС, вряд ли дольше.

Таким образом, получена временная, возможно, короткая отсрочка в движении к отмене льгот по уплате НДС при торговле лекарственными препаратами. В том, что она состоялась, следует высоко оценить прогрессивные усилия Министерства здравоохранения и, в частности, Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Теперь эту отсрочку нужно использовать для того, чтобы выработать, предложить и обосновать меры по ограничению налоговых льгот, которые были бы приемлемы как для формирования бюджета, так и для функционирования фармацевтического рынка, в частности, предложить оптимальную ставку НДС на лекарственные препараты, например, в пределах 3–7%. Такое предложение по ограничению налоговых льгот, с одной стороны, в масштабах государства было бы воспринято позитивно, с другой — не приведет к тем крайне негативным последствиям, о которых уже неоднократно говорилось. Надеемся также, что дальнейшее совершенствование законодательной базы, в частности, принятие адекватного Закона о всеобщем обязательном медицинском страховании, позволит смягчить возможные последствия введения НДС на лекарственные препараты.

ОТ РЕДАКЦИИ

Итак, совершенно очевидно, что президентское решение воспринято как позитивная, но временная мера, предоставившая участникам отечественного фармацевтического рынка некоторую передышку. Теперь все будет зависеть от того, насколько эффективно воспользуются этой отсрочкой все, кто заинтересован в развитии украинского фармбизнеса и отечественной фарминдустрии. Несмотря на то что удельный вес фармацевтического рынка в общей рыночной структуре нашей страны пока еще невелик, функционирование этой сферы имеет очень важное социально-экономическое значение. То, что «голос» фармацевтической отрасли был услышан, лишний раз подтверждает необходимость консолидации усилий всех операторов фармацевтического рынка Украины для решения важнейших вопросов его функционирования.

СТРАСТИ ПО НДС: В ОБЪЕКТИВЕ ЛАТВИЯ

Аптечная ассоциация Латвии выступила с заявлением, в котором говорится, что ставка НДС на лекарственные средства в стране не должна превышать 5%. По оценкам Ассоциации, предложенное правительством введение с 1 января 2004 г. НДС на лекарственные средства в размере 9% приведет к повышению цен на них на 8-9%, что значительно снизит экономическую доступность препаратов для многих слоев населения. Кроме того, предложенная ставка налога будет способствовать уменьшению товарооборота аптек, а также увеличению расходов государства, связанных с компенсацией стоимости лекарственных средств и медикаментозным снабжением лечебно-профилактических учреждений — более чем на 1,5 млн лат (2,5 млн долл. США) и на 2 млн лат (3,3 млн долл. США) соответственно.

Несколько иных взглядов на проблему налогообложения лекарств придерживаются ведущие внутренние фармацевтические производители. Признавая нежелательные последствия для потребителей и пациентов введения НДС в предложенной правительством ставке, они не усматривают в этом существенной угрозы своим коммерческим интересам. Рост цен на лекарственные средства в пределах страны не вызывает их серьезной обеспокоенности в связи с незначительным объемом продаж отечественных препаратов на внутреннем рынке по сравнению с объемами их экспорта (а в отношении последнего и так действует максимальная ставка НДС).

Ожидается, что окончательное решение по поводу введения в Латвии НДС на лекарственные средства будет принято на высшем государственном уровне до конца текущего года.

По материалам журнала «Scrip»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи