Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»

День первый. 26–28 мая в Ялте — жемчужине Крыма — состоялся международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012», собравший гостей из различных уголков мира. Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН» и «Агентство медицинского маркетинга» при спонсорской поддержке компании «Bayer HealthCare».

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Первую сессию конференции открыла Инна Демченко, первый заместитель председателя Государственной службы Украины по лекарственным средствам, представив позицию государства в отношении ключевых проблем, беспокоящих в настоящее время фармрынок Украины.

Важным параметром уровня развития фармацевтического сектора является соответствие субъектов хозяйствования стандартам, принятым в нашей стране или международном сообществе. В частности, наряду с внедрением в Украине стандартов GMP, наметились определенные успехи в этом направлении и в сегменте дистрибьюции уже 2 оператора рынка имеют подобного рода сертификаты — компании «Фалби» и БаДМ».

Кроме того, с 1 июля 2012 г. ввоз в Украину лекарственных средств, произведенных на площадках, не имеющих подтвержденного сертификата GMP, будет остановлен. При этом по словам И. Демченко, на украинском фармрынке не ожидается дефицита лекарственных средств. В подтверждение этого спикер привела пример Казахстана, где подобные меры, невзирая на существенно меньшие объемы внутреннего фармпроизводства по сравнению с нашей страной, были успешно реализованы без ущерба для доступности лекарств для населения.

И. Демченко также обратила внимание на широко обсуждаемый в профессиональных кругах пилотный проект касательно введения референтного ценообразования на лекарственные средства для лечения артериальной гипертензии в Украине, согласно которому будет введено государственное регулирование оптово-отпускных цен на них.

В ходе выступления И. Демченко была поднята тема вывесок на аптечных учреждениях. Так, с 1 июля 2012 г. вступает в действие положение, согласно которому с вывесок аптек должна исчезнуть информация, содержащая рекламу. Соответствую­щая норма содержится в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами. В п. 2.12 раздела II Лицензионных условий указано: «На фасаде здания, где размещается аптечное учреждение, согласно его назначению должна быть вывеска с указанием только его вида, а именно: «Аптечный склад (база)», «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск». У входа в аптечное учреждение на видном месте размещаются информация о субъекте хозяйствования, режим работы аптечного учреждения. Для аптек и их структурных подразделений обязательно должна быть доступна информация о местонахождении дежурной (кругло­суточной) и ближайшей аптеки. По желанию лицензиат может установить сигнальный указатель, который не является рекламой». Эта норма введена с целью недопущения манипулирования сознанием потребителей, ведь в последнее время широкое распространение получили вывески, в которых подчеркивается, что аптечное учреждение якобы направлено на определенные слои населения, или в нем, по их утверждению, низкие цены.

При этом субъекты хозяйствования обратились к И. Демченко как представителю центральных органов исполнительной власти с вопросом относительно пересмотра данной нормы с целью разделения понятий недобросовестная конкуренция и идентификация товарной марки.

Также на повестке дня сегодня остро стоят вопросы доставки лекарственных средств и интернет-торговли. И. Демченко отметила, что зарубежный опыт свидетельствует о том, что посредством доставки и интернет-торговли лекарственными средствами проходит значительная часть фальсифицированной продукции. На этом фоне Гослекслужбой совместно с общественными организациями разрабатываются изменения в Лицензионные условия, которые регламентируют требования к такой услуге, как доставка заказа лекарственных средств потребителю по указанному им адресу.

Комментарий из зала: доставка — это полезная услуга для потребителей, которые по тем или иным причинам не в состоянии самостоятельно осуществить покупку лекарственных средств непосредственно в аптечном учреждении. Поэтому необходимо ограничивать не сам факт доставки, а привести его в соответствие с Лицензионными условиями. Что касается интернет-торговли лекарствами, то она недопустима  но допустимым является информирование потребителей о наличии лекарственных средств и ценах на них в аптечных учреждениях посредством сети Интернет.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Вопросы эффективного кадрового обеспечения фармацевтического сектора в своем докладе осветил Валентин Черных, ректор Национального фармацевтического университета (Харьков). Выбор профессии — важная составляющая жизни каждого человека. При этом приоритеты и востребованность различных направлений деятельности существенно изменяются с течением времени. По данным рейтингов кадровых агентств, через 5–10 лет топ-5 профессий сформируют такие, как медико-фармацевтическое направление, IT-технологии, маркетинг/менеджмент, химия/биология. Лишь за 2011 г. в Украине потребность в специалистах на фармацевтическом рынке возросла на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Однако данный рынок характеризуется высокими показателями текучести кадров — в течение года каждый пятый сотрудник меняет место работы.

Говоря об основных тенденциях кадрового менеджмента в фармации, В. Черных отметил, что количество вакансий для провизоров почти в 6 раз превышает количество претендентов. При этом значительное число вакантных мест (почти 2/3) предназначено для высококвалифицированных специалистов с зарплатой от 500 дол. США, а каждая 20-я вакансия предусматривает зарплату свыше 1000 дол. Ежегодные темпы прироста заработной платы на фармрынке составляют около 9–10%.

Итак, сегодня на отечественном фармрынке наряду с высокой текучестью кадров существует проблема нехватки специалистов. Такая ситуа­ция, по мнению В. Черных, в некоторой степени обусловлена проблемами, с которыми сталкиваются сотрудники аптечных учреждений, среди которых — завышенные нормы продолжительности рабочего дня, некомфортные условия труда, правовая и социальная незащищенность (проблемы с начислением пенсий, стажем). Докладчик также про­анализировал ключевые тенденции развития фармрынка в настоя­щее время, а также привел примеры функционирования аптечных учреждений в зарубежных странах, с акцентом на тех их преимуществах, которые приемлемы для нашей страны.

Фармацевтическое образование держится на трех китах — додипломное образование, последипломное образование и самообразование/саморазвитие. В последипломном образовании важным критерием эффективности является его непрерывность. При этом, следуя требованиям современности, традиционные подходы в последипломном образовании дополняются новейшими информационными технологиями. В частности, Национальный фармацевтический университет совместно с компанией «МОРИОН» запускают проект дистанционного последипломного образования для фармацевтов и провизоров. Итог своего выступления ректор Национального фармацевтического университета подвел фразой: «Знаний много не бывает».

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»О ключевых аспектах развития фармрынка на фоне регуляторных инициатив на основании данных компании «Proxima Research» рассказал Михаил Пасечник, президент Аптечной профессиональной ассоциации Украины, президент компании «Фалби». В 2011 г. фармрынок Украины оправдал оптимистичные ожидания операторов — суммарный объем аптечных и госпитальных продаж лекарственных средств увеличился на 15% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом, однако в натуральных величинах его объем едва достиг докризисного уровня, увеличившись лишь на 1%. При этом надеяться на рост государственных закупок лекарственных средств в кратко­срочной перспективе — не самая лучшая стратегия, так как удельный вес госпитального сегмента в структуре рынка в 2007–2011 гг. уменьшился (с 19 до 14% в денежном выражении).

Если говорить о сегменте аптечных продаж лекарственных средств, то к концу года темпы прироста объема продаж замедляются, что особенно ярко проявилось в 2011 г. — во II полугодии среднемесячные темпы прироста аптечных продаж лекарственных средств снизились с 20 до 10% по сравнению с началом года. В разрезе рецептурного статуса препаратов в 2011 г. наметилась тенденция к наращению в структуре аптечных продаж доли рецептурных лекарственных средств, которая по итогам марта 2012 г. достигла 55% в денежном выражении. Итак, сегмент рецептурных препаратов демонстрирует опережающие темпы прироста розничной реализации на фоне ОТС-сегмента — темпы прироста их продаж по итогам I кв. 2012 г. составили 15 и 10% соответственно. Такая ситуация может быть в некоторой степени обусловлена снижением физической доступности безрецептурной продукции в связи с закрытием аптечных киосков, специализирующихся на ее реализации. Так, по состоянию на 01.03.2012 г. количество аптечных киосков по сравнению с 01.01.2011 г. сократилось вдвое — с 3706 до 1903. А в целом по рынку число торговых точек всех типов в этот период сократилось на 9% — с 21 671 до 19 615. Общее сокращение количества аптечных учреждений неизбежно негативно отражается на динамике аптечного рынка.

В среднем по рынку аптечных продаж месячный выторг из расчета на 1 торговую точку по итогам 2011 г. составил 116 тыс. грн., для сравнения годом ранее этот показатель был на уровне 90 тыс. грн. (табл. 1). Наиболее значительный прирост среднемесячного выторга из расчета на 1 торговую точку в этот период отмечен для аптечных киосков, что возможно обусловлено тем, что в первую очередь закрываются наименее рентабельные из них.

Таблица 1 Среднемесячный выторг на 1 торговую точку по итогам 2010–2011 гг.
Виды торговых точек Грн., 2010 Грн., 2011
Аптека 114 000 137 000
Аптечный киоск 68 000 105 000
Аптечный пункт 50 000 62 000
Итого 90 000 116 000

В разрезе регионов Украины максимальные среднемесячные выторги на 1 торговую точку характерны для областей с крупными мегаполисами, в частности — Киев (232 тыс. грн.), Донецкая обл. (155 тыс. грн.) и др. В Западном регионе эти показатели значительно уступают, например, минимальный выторг на 1 торговую точку — 49 тыс. грн. Обес­печенность аптечными учреждениями в регионах Украины также неоднородна и варьирует в диапазоне 1900–2800 человек на 1 торговую точку. М. Пасечник также отметил, что доступность аптечных учреждений целесообразно рассматривать с точки зрения обеспеченности населения торговыми точками, а не пешеходной доступности.

В условиях снижающегося потребительского спроса аптечные учреждения не имеют возможности повышать розничные наценки — в период с 2009 по апрель 2012 г. ее показатель снизился с 30 до 26%. При этом размер маржи коррелирует с общерыночной динамикой.

Примечательно, что 100 аптечных сетей обес­печивают 57% розничного товарооборота на аптечном рынке Украины. При этом даже лидеры рынка не могут похвастаться долей рынка более 3% (табл. 2). Еще одной особенностью аптечного рынка Украины является неоднородность распределения влияния аптечных сетей в различных регионах — во многих областях лидерство принадлежит различным аптечным предприятиям, более того, в пределах своего региона такие сети могут аккумулировать немалую долю в аптечных продажах.

Таблица 2 Рейтинг аптечных сетей на национальном уровне по объему розничной реализации в денежном выражении по итогам 2011 г.
Аптечное предприятие
1 Мед-Сервис групп (Днепропетровск)
2 Фармация (Луганск)
3 Украинский аптечный холдинг (Донецк)
4 Фармастор (Киев)
5 Арника (Донецк)
6 Аптека-Магнолия (Запорожье)
7 Фармация КП (Киев)
8 Бажаемо здоровья Сириус-95 (Киев)
9 Фалби (Киев)
10 Титан (Харьков)
11 Гамма-55 (Харьков)
12 Донбасс-Фармация-Трейдинг (Донецк)
13 Полтавафарм (Рассошенцы)
14 Маркет-Сервис (Киев)
15 Руан РАС (Днепропетровск)
16 Аптеки медицинской академии (Днепропетровск)
17 3 И (Львов)
18 ФарТоп (Днепропетровск)
19 Фирма Виста (Симферополь)
20 АКС (Одесса)

В своем докладе М. Пасечник также представил проект изменений к Лицензионным условиям, подготовленный АПАУ, в котором нашли свое отражение и вопросы, связанные с вывесками аптечных учреждений (табл. 3).

Таблица 3 Предложения ВОО «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» к Приказу Минздрава от 31.10.2011 г. № 723 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами»
II. Загальноорганізаційні вимоги
2.7. Зберігання у приміщеннях аптечних закладів лікарських засобів та супутніх товарів, що не є їх власністю, забороняється. 2.7. Зберігання у приміщеннях аптечних закладів лікарських засобів та супутніх товарів, що їм не належать, забороняється, крім випадків, передбачених законодавством.
2.8 Суб’єкт господарювання повинен забезпечити:- дотримання граничних надбавок, встановлених Кабінетом Міністрів України. Факт відпуску або наявності в аптечному закладі лікарського засобу, гранична надбавка на який перевищує встановлену Кабінетом Міністрів України, унеможливлює виконання ліцензіатом Ліцензійних умов. Вилучити даний абзац як такий, що суперечить чинному законодавству.
2.12. На фасаді будівлі, де розміщується аптечний заклад, згідно із його призначенням повинна бути вивіска із зазначенням виключно виду закладу, а саме: «Аптечний склад (база)», «Аптека», «Аптечний пункт», «Аптечний кіоск».Біля входу в аптечний заклад на видному місці розміщується інформація про суб’єкта господарювання, режим роботи аптечного закладу. Для аптек та їх структурних підрозділів обов’язково має бути наявна інформація про місцезнаходження чергової (цілодобової) та найближчої аптек. 2.12. На фасаді будівлі, де розміщується аптечний заклад, згідно із його призначенням повинна бути вивіска із зазначенням виду закладу. На видному місці перед входом в аптечний заклад розміщується інформація про найменування суб’єкта господарювання, режим роботи аптечного закладу та про місцезнаходження чергової (цілодобової) та найближчої аптек. У найменуванні аптечного закладу, у знаку для товарів та послуг, під яким аптечний заклад провадить свою діяльність, у вивісках та зовнішній рекламі аптечних закладів не допускається використання будь-яких відомостей, що містять твердження щодо рівня або іншої ознаки цін та соціальної спрямованості аптечного закладу, які можуть вплинути на наміри споживачів щодо придбання товарів в такому аптечному закладі.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Болевые точки регуляции фармацевтической деятельности в Украине и мире осветил в своем выступлении Виталий Пашков, заместитель директора ПОКП «Полтавафарм», доктор юридических наук. Докладчик обратил внимание на факторы, непосредственно влияющие на формирование фармацевтического рынка, в том числе на сообщения о дефиците фармпрепаратов в некоторых развитых государствах, что явилось, в том числе, результатом не вполне продуманной в этом направлении политики регуляторных органов. Задача государственной законодательной политики и заключается в том, чтобы исправлять перекосы административного регулирования. Хотя, по мнению многих экспертов, по формальным признакам законодательство Украины в основной своей части полностью соответствует таковому развитых стран ЕС, то есть гармонизировано с законодательством ЕС. Однако открытыми остаются вопросы адаптации этого законодательства к реалиям жизни и наличия механизмов его внедрения.

В Украине направление формирования и развития цивилизованного фармацевтического рынка был задан Законом Украины «О лекарственных средствах». С одной стороны, этот закон можно считать своеобразной концепцией развития на кратковременную перспективу. С другой — те незначительные изменения, которые были до него, противоречат практике развитых стран.

Примером является неправильное толкование отдельных статей Закона Украины «О лекарственных средствах» с последующей инициативой о внесении изменений в ч. 3 ст. 19 Закона. Как известно, в ч. 1 ст. 19 отмечено, что оптовая и розничная торговля лекарственными средствами на территории Украины осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого в порядке, установленном КМУ. Однако, ч. 3 ст. 19 устанавливала, что требования ч. 1 этой статьи не распространяются на деятельность, связанную с оптовой закупкой, оптовой и розничной реализацией лекарственных средств, которые могут отпускаться населению без рецепта врача. Реализация указанных лекарственных средств осуществляется в соответствии с Правилами торговли, которые утверждаются КМУ.

В свое время в Великобритании «Закон о лекарственных средствах» был приведен в соответствие с Директивой Совета ЕС 92/26/ЕЕС «Об определении категорий лекарственных препаратов для человека». Все лекарственные препараты в Великобритании разделены на три категории:

  • лекарственные препараты, отпускаемые только по рецепту врача;
  • безрецептурные лекарственные препараты, отпускаемые только через аптеки;
  • безрецептурные лекарственные препараты, разрешенные для продажи через общую торговую сеть (главное условие — наличие закрытого помещения для их реализации). В указанную категорию входят небольшие упаковки анальгетиков, содержащих ацетилсалициловую кислоту/парацетамол (25 таблеток), большая часть антацидов, простые микстуры от кашля, антисептики, леденцы для устранения симптомов фарингита и др.).

Украина пошла другим путем: вместо разрешения реализации отдельных групп безрецептурных лекарственных средств через общую торговую сеть создала такой вид структурного подразделения аптечного учреждения, как аптечный киоск. Правила розничной реализации лекарственных средств, которые были утверждены постановлением КМУ от 12.05.1997 г. № 447 (утратили силу на основании постановления КМУ от 17.11.2004 г. № 1570) легитимизировали аптечные киоски, разрешив их создание на заводах, фабриках, вокзалах, в аэропортах, торговых центрах и т.п. Существование аптечных киосков и сегодня также предусмотрено государственными строительными нормами (ДБН), ранее — СН 535-81. Однако, после реализации требований п. 2 приказа МЗ Украины от 31.10.2011 г. № 723 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» вопросы гармонизации и адаптации законодательства Украины с законодательством ЕС в части отпуска отдельных групп лекарственных средств останется под вопросом.

На сегодня коллизии законодательства, в частности, игнорирование ДБН В.2.2-10-2001 (Здания и сооружения. Учреждения здравоохранения) не создают уверенности в завтрашнем дне. Как следствие, каждые 2–3 года принимаются новые редакции Лицензионных условий. Содержание каждого из них свидетельствует о лоббировании отдельных норм конкретными участниками фармрынка, место которых на «властном Олимпе» меняется в зависимости от политической ситуации. Так, практически в каждой редакции Лицензионных условий, в зависимости от смены руководства в органах государственного контроля, изменяются подходы к определению минимальных площадей аптечных учреждений. Время от времени поднимается вопрос рецептурного отпуска без урегулирования рыночных механизмов (при этом никого не интересует вопрос: «Почему в странах, где введена страховая медицина или реимбурсация, отсутствуют указанные проблемы?»). Вопросы регулирования ценообразования на фармпродукцию непонятным образом привели к ухудшению ее доступности для населения (фактически прекращен отпуск фармпродукции по льготным рецептам населению). Завуалированным остается вопрос требований к уровню квалификации специалистов фармации, в частности их соответствия требованиям Справочника квалификационных характеристик профессиональных работников.

Второй блок первой сессии форума послужил ценной платформой для обсуждения особенностей ведения бизнеса на международной фармацевтической арене непосредственно его операторами.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Опытом работы на российском фармацевтическом рынке поделилась Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), проанализировав влияние различных факторов на развитие фармбизнеса.

В 2011 г. ситуация на розничном фармрынке характеризовалась увеличением финансовой нагрузки на аптечные организации, связанной с ростом тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на фоне общего роста тарифов на электроэнергию, коммунальных платежей, увеличения арендных ставок. В сложившейся ситуа­ции наметилось падение показателей финансово-хозяйственной деятельности аптек.

Сегодня в условиях изменения плотности аптечных организаций на российском розничном фармрынке, как и на украинском, широко обсуждаются вопросы обострения конкуренции, в частности, сопряженные с ее ценовыми методами. Распространение использования маркетинговых инструментов, ориентированных на «низкие цены», создает иллюзию стабилизации цен, а в реальности рост «аптек-дискаунтеров» ведет к снижению качества лекарственного обеспечения и отсутствию действенных механизмов контроля за рынком обращения лекарственных препаратов со стороны государства.

Опасность дискаунтера для цивилизованного рынка заключается в отсутствии минимального порога наценки для розничного аптечного бизнеса. В результате происходит развитие неконтролируемой фармацевтической розницы. Например, в Европе общая торговая наценка достаточно высокая — 50%, в дискаунтерах — 25%. А в России наценки в дискаунтерах составляют 15%.

Аптечные дискаунтеры в фармрознице — это практически нонсенс, так как аптека по определению не может быть учреждением подобного формата. Так, согласно Федеральному закону от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «Об обращении лекарственных средств», аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В свою очередь, дискаунтер – это магазин низких цен с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей.

В сложившейся ситуации требуется консолидация фармацевтического профессионального сообщества. Необходима активизация работы существующих общественных организаций в фармацевтической отрасли в части подготовки консолидированной экспертной позиции с оценкой регулирующего воздействия на фармбизнес. В частности, среди предпосылок расширения деятельности профессиональных общественных организаций в РФ можно выделить:

  • рост экономики, концентрация бизнеса, формирование влиятельных отраслевых компаний;
  • возрастание конкуренции внутри отрасли (необходимость создания барьеров для недобросовестной конкуренции);
  • усиление роли государства в регулировании бизнеса (необходимость отстаивания интересов отрасли во властных структурах);
  • вступление в ВТО (необходимость гармонизации отраслевых стандартов с международными нормами).

Саморегулирование в фармации — это механизм передачи социальной ответственности бизнесу. И в саморегулировании есть определенные преимущества:

  • более адекватное отражение отраслевой или профессиональной специфики, легче адаптируется к требованиям времени,
  • дает оценку и предложения по действующему законодательству,
  • в большей степени подвержено влиянию со стороны субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности,
  • имеет более эффективные механизмы разрешения споров и предъявления санкций к нарушителям установленных правил,
  • менее затратно, снижает бюджетные расходы,
  • позитивно влияет на имидж бизнеса, профессии.

Н. Игнатьева отметила, что динамичность российского розничного фармрынка весьма подвержена влиянию внешних факторов, сопряженных как с макроэкономической ситуацией в стране, так и с внедрением различных регуляторных инициатив, что в совокупности привело к убыточности аптечных организаций страны. При этом влияние обострившейся конкуренции на аптечном рынке является дополнительным мощным фактором, негативно отражающимся на доходности аптечного бизнеса по мере распространения демпинга цен. Такая ситуация требует своевременного реагирования со стороны профессиональных ассоциаций. При этом Н. Игнатьева отметила роль и заслуги РААС в деятельности российского розничного фармрынка. РААС удалось обеспечить продление применения специального налогового режима ЕНВД (единый налог на вмененный доход) для аптечных организаций на 2009–2010 гг., первой инициировала поправки до вступления в силу Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», сохранив тем самым товарный ассортимент «лечебная косметика» в аптеках страны и др.

Подводя итог выступления, Н. Игнатьева призвала к обмену опытом между странами.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»О турецком фармрынке собравшиеся узнали из уст его оператора — Али Таха, директора украинского представительства компании «Sanovel» (Турция). В настоящее время на турецком фармрынке работает около 300 фармацевтических компаний, большинство из которых локальные. На рынке около 90% зарегистрированных лекарственных средств рецептурного отпуска, витамины регистрируются как ОТС-препараты, а препараты на растительной основе — как диетические добавки.

В сегменте дистрибьюции на турецком фармрынке около 70–80% товарооборота аккумулирует 2 оператора. В среднем в Турции дистрибьюторские поставки в аптеки осуществляются 3–4 раза в день, а в случае срочных заказов их количество может достигать 10–12. Срок отсрочки платежа, допускаемый дистрибьюторами для аптек, составляет 60–180 дней, при этом предоплата не применяется.

В розничном сегменте турецкого фармрынка количество аптечных учреждений составляет 23,8 тыс. При этом в среднем на 1 аптеку приходится 3–3,3 тыс. жителей. Общий объем фармацевтического рынка Турции оценивается в 10 млрд дол.

Каковы условия открытия аптеки в Турции? Аптеку может открыть исключительно фармацевт, получив разрешение от Турецкой ассоциации фармацевтов. Помещение для открытия аптеки должно соответствовать следующим требованиям: высота потолков — не менее 2,4 м, площадь помещения — не менее 35 кв. м, а также должна быть лаборатория. При этом в стране на законодательном уровне запрещены аптечные сети, то есть возможны лишь одиночные аптеки. Стоимость открытия аптеки составляет около 40–50 тыс. дол.

Вся система ценообразования в Турции регулируется Министерством здравоохранения. В частности, в стране действует система референтного ценообразования. В качестве референтных цен за основу принимаются цены как минимум в 5, как максимум — в 10 странах — членах ЕС, цены считаются в евро, устанавливается ограничение на уровне минимальной цены в референтных странах. Цены на оригинальные лекарственные средства рассчитываются на основании цены, по которой производитель реализует их дистрибьютору с учетом скидок. Цены на генерические препараты устанавливаются в процентном соотношении от цены оригинатора в зависимости от конкуренции в генерическом сегменте.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»

Основным плательщиком на турецком фармрынке выступает Институт социальной защиты, который в рамках системы реимбурсации возмещает расходы на лекарственные средства, цена которых не более чем на 15% превышает референтный уровень. Пациенты также участвуют в оплате лекарственных средств — процент сооплаты для пенсионеров составляет 10% цены препарата, а для остальных потребителей — 20%. Государство возмещает аптекам средства за реимбурсируемые препараты в течение 30–90 дней.

Интересной особенностью оборота лекарственных средств на турецком фармрынке, по словам Али Таха, является то, что на упаковках препаратов вместо традиционных штрих-кодов используется современный QR-код (Quick Response Code), позволяющий проследить передвижение каждой упаковки лекарственного средства по всей товаропроводящей цепочке к потребителю (идентифицируются названия компаний-производителей, дистрибьюторов, аптек и личность покупателя). Такая система позволяет избежать нелегального оборота лекарственных средств и передвижения контрафактной продукции, а также сокращает излишнее использование лекарств.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Украинский розничный сегмент в рамках первого дня форума представила Наталья Касьянова, генеральный директор «Мед-сервис групп», поделившись историей развития своей аптечной сети и достижениями на пути к лидирующим позициям в национальном рейтинге аптечных предприятий по товарообороту. Первая аптека компании «Мед-сервис» была открыта в Днепропетровске в 1995 г., затем планомерно открывались новые аптеки и в настоящее время число аптек сети достигло 315. Более того, аптеки компании представлены в 108 городах всех регионов Украины. Следует также отметить, что компания «Мед-сервис» является пио­нером на украинском аптечном рынке в сфере открытия фарммаркетов с открытой выкладкой товара, работающих в формате самообслуживания.

В настоящее время компания «Мед-сервис» активно внедряет различные инновационные проекты, в числе которых запуск собственных торговых марок, внедрение программы лояльности, открытие специализированных аптек (в сеть входят 11 специализированных детских аптек). При этом особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала, как одной из важных составляющих успешного развития аптечного бизнеса. Ежемесячно для персонала компании всех регионов проводят обучающие тренинги: как товарные, так и по внедрению инновационных программ и проектов. Не реже 1 раза в год в компании проводится аттестация персонала аптек, включающая проверку и оценку уровня профессиональной подготовки, профессионального и личностного потенциала, соответствия и присвоения сотрудникам аптечных подразделений квалификационной категории. Такая система — дополнительный стимул к повышению квалификации сотрудников, так как ее результаты влияют на размер заработной платы, а также карьерные перспективы.

Также в компании взята за правило реализация лекарственных средств только подтвержденного качества. Уверенность в качестве продукции достигается за счет таких мероприятий, как:

  • закупка аптеками только зарегистрированных и официально завезенных в Украину (либо отечественных) препаратов у производителей и официальных дистрибьюторов;
  • строгое соблюдение правил хранения и транспортировки лекарственных средств;
  • осуществление двойного контроля качества входящей продукции (на центральном складе и непосредственно в аптеках).

Для уверенности покупателей в качестве приобретаемой ими продукции в аптеках сети «Мед-сервис» с 2012 г. внедрена система проверки качества товара — все аптеки оборудованы специальными системами, которые посредством считывания сканером кода на упаковке позволяют клиенту в течение 30 с получить необходимую информацию о качестве товара (соответствующий сертификат качества и образец оригинальной упаковки товара).

P.S.

В рамках дискуссий участники форума получили беспрецедентную возможность поделиться мнениями по всем актуальным для фармрынка вопросам, а также почерпнули ценный опыт своих коллег на пути к повышению эффективности бизнеса.

В частности, эксперты отрасли пришли к выводу, что ценовое регулирование рынка лекарственных средств вне контекста внедрения системы реимбурсации не обеспечит соблюдения рецептурного отпуска и повышения комплайенса пациентов назначаемой терапии, так как у потребителя не будет финансовой заинтересованности.

Интерес аудитории также был обращен к вопросу является ли аптечное учреждение торговым предприятием или составляющей системы здравоохранения. В процессе обсуждения участники форума пришли к выводу, что невзирая на то, что социальная функция аптек является приоритетной, коммерческая составляющая также играет значительную роль.

Продолжение следует…

Анна Шибаева

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті