Как мы уже сообщали, в текущем году планируется подписание меморандума о взаимопонимании между регуляторными органами в сфере лекарственных средств Украины и Индии: Государственной службой Украины по лекарственным средствам и Организацией централизованного контроля за соблюдением стандартов лекарственных средств Главного директората служб здравоохранения министерства здравоохранения и семейного благополучия Индии. При этом принимается во внимание взаимная заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества в сфере мониторинга и контроля качества и безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения с целью обеспечения действенной защиты здоровья населения двух стран; признается необходимость совместной работы в вопросах обеспечения качества и безопасности лекарств; высказывается стремление к эффективному сотрудничеству в сфере здравоохранения по вопросам контроля качества и безопасности лекарств и изделий медицинского назначения, находящихся в обороте на территории двух стран. В рамках меморандума, который вступит в силу со дня его подписания сторонами и будет действовать на протяжении пятилетки (автоматически продолжаясь на последующие пятилетние периоды, если стороны не решат иначе), планируется определить приоритетные направления сотрудничества в сфере обеспечения населения двух стран качественными и безопасными лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, включая следующие, но не ограничиваясь ими:
- обмен информацией касательно требований действующего законодательства двух стран в сфере контроля качества и безопасности лекарств, находящихся в обороте на их территории;
- обмен информацией о выявлении недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе в экстренном порядке, а также других вопросов, затрагивающих интересы сторон в сфере фармации;
- обмен специалистами и опытом, практиками и методиками, исследовательскими и другими материалами;
- участие в научных совещаниях, симпозиумах, семинарах и форумах, проводящихся в Индии и Украине, и ряд других направлений совместной деятельности.
Е. Ахамед высоко оценил прогресс, достигнутый в индийско-украинских отношениях:
— Между нашими странами существуют давние дружественные взаимоотношения в самых разных сферах, прочные экономические и политические связи, серьезные наработки в контексте инвестиций. В ноябре прошлого года, впервые за долгое время, состоялся визит в Индию министра иностранных дел Украины, в ходе которого был проведен ряд плодотворных встреч, в частности, с вице-премьер-министром правительства Индии и другими высокопоставленными представителями органов власти нашей страны, подписан ряд соглашений. А в ходе нынешнего визита нашей делегации состоялось 4-е заседание Межгосударственной комиссии «Индия — Украина», где впервые после длительного 9-летнего перерыва подписан межправительственный протокол о двустороннем сотрудничестве: я поставил свою подпись со стороны Индии, а со стороны Украины — министр экономики Петр Порошенко.
Историю развития, современное состояние и ближайшие перспективы украинско-индийского сотрудничества в фармацевтической сфере любезно согласился прокомментировать д-р Р. С. Вундру:
— Украина и Индия — добрые друзья еще со во времен существования СССР, в составе которого Украина была очень известным и высокоразвитым регионом: еще тогда между нашими народами были налажены теплые и взаимовыгодные взаимоотношения. А с приобретением вашей страной суверенитета (а Индия, как мало какая другая страна, знает цену и понимает важность независимости, выстрадав ее собственной кровью! — недаром именно Индия была в числе первых стран, признавших независимость Украины на дипломатическом уровне), это тесное партнерство окрепло еще больше и плодотворно разветвилось в отдельных сферах. В частности, в фармацевтической сфере, где Индия, как известно, занимает ныне очень прочные позиции, особенно в генерическом сегменте.
Эволюция фармацевтической индустрии Индии была в значительной степени синхронизирована с одной из приоритетных целей экономики нашей независимой страны — достижения самообеспеченности в секторах, где Индия обладает присущими ей конкурентными преимуществами. В начале 1950-х годов в ландшафте Индии доминировали крупные транснациональные компании, имевшие почти полную монополию на фармацевтическом рынке. При серьезном правительственном содействии и поддержке большое количество местных предпринимателей решились войти в этот сектор. Эра права на способ производства, получаемого благодаря патенту, также позволила индийским фармацевтическим компаниям использовать опыт «обратного инжиниринга», осваивая возможности для производства высококачественных лекарств по умеренной стоимости для внутреннего и внешнего рынков. Введение в 2005 г. режима патентования продуктов бросило серьезный вызов фармацевтической индустрии Индии. Этот вызов был в большей степени преодолен инициативными компаниями, которые быстро адаптировались к новой окружающей обстановке, инвестировав дополнительные ресурсы в научные исследования, разработку и создание новых мощностей. Правительство Индии, со своей стороны, формулировало национальную лекарственную политику для минимизации влияния нового регламента Всемирной торговой организации. Политические инициативы включали финансовые стимулы и новаторские шаги для усиления механизма регулирования, таким образом побуждая компании увеличивать свои инвестиции в исследования и разработки. Благодаря тому, что индийское законодательство о патентах было приведено в соответствие с положениями международных требований о правах на интеллектуальную собственность, в течение последних десятилетий индийские фармацевтические фирмы создали себе репутацию способных предоставлять эффективные непатентованные лекарственные препараты высокого качества, которые достойно конкурируют как по себестоимости (а значит и цене), так и по качеству с непатентованными препаратами, произведенными где-либо еще, в том числе в развитых странах.
Правительство посчитало этот интеллектоемкий сектор особо важным, поэтому Министерству торговли были даны серьезные рекомендации относительно наличия независимого фармацевтического совета. Среди множества инициатив правительства было создание в 2004 г. Совета по содействию экспорту фармацевтической продукции (Pharmexcil) — автономного органа, представляющего индийскую фарминдустрию в мире, — конгломерата всех соответствующих ассоциаций в стране и верховного органа относительно фармацевтического экспорта. Совет охватывает своей деятельностью активные фармацевтические ингредиенты, промежуточные продукты и готовые лекарственные препараты, биофармацевтическую продукцию, традиционные, аюрведические и растительные препараты, средства диагностики — то есть весь спектр продукции, используемой в здравоохранении. Одной из целей Совета является предоставление индийским фармацевтическим производителям организационной поддержки и помощи в решении различных проблем. Pharmexcil планирует и реализует целый ряд международных мероприятий по продвижению продукции, которые направлены не только на увеличение объемов экспорта, но и на облегчение взаимодействия членов Совета с зарубежными инвесторами, покупателями. В качестве единого контактного центра Совет осуществляет организацию посещения зарубежных рынков индийскими торгово-промышленными делегациями, визитов в Индию торгово-промышленных делегаций зарубежных покупателей и инвесторов, проведение международных промышленных выставок и семинаров, а также соответствующих встреч покупателей и продавцов с целью оказания помощи малому и среднему бизнесу этого сектора промышленности. В рамках Pharmexcil существует отдельное подразделение — центр получения патентов, с помощью которого все члены Совета получают возможность овладеть необходимой информацией или воспользоваться любым соответствующим руководством по этому вопросу. Все эти инициативы помогли индийским фармацевтическим предприятиям продемонстрировать свои способности и завоевать новые рынки.
Таким образом, сегодня высокоорганизованный фармацевтический сектор является одним из наиболее быстрорастущих сегментов индийской экономики, обеспечивая 90% внутренней потребности страны в лекарственных средствах. Около 3000 фармацевтических производств выпускают активные фармацевтические ингредиенты и готовые препараты практически всех фармакотерапевтических групп. Индийская фармацевтическая индустрия развивается стремительно: каждую пятилетку она удваивает свой оборот, который возрос с 1,1 млрд дол. США в 1990 г. до 22,2 млрд дол. в 2010 г. И сегодня половина этого товарооборота приходится на экспорт: он осуществляется более чем в 200 стран мира и совокупно составляет более 10 млрд дол.
У Индии есть большой потенциал для экспорта: ее еще называют всемирной аптекой. В мире не существует ни одной страны, куда бы не экспортировались и где бы не применялись индийские лекарственные препараты. Наша страна занимает 3-ю позицию в мире по производству генерических лекарственных препаратов и активных фармацевтических ингредиентов, 4-ю — по производству всех лекарственных средств в натуральном и 14-ю — в денежном выражении. Мы предлагаем препараты по очень доступным ценам: цены индийских препаратов существенно ниже, чем у производителей из любой страны Западной Европы, США или даже Пакистана. В последние годы, когда вся планета задыхается от дороговизны лекарственных средств для лечения ВИЧ/СПИДа, именно Индия стала страной, которая обрушила мировые цены, впервые предложив международному рынку антиретровирусные препараты по доступной цене. То есть, Индия не является «чистой воды бизнесменом», напротив, на международной фармацевтической арене она выполняет важную социальную миссию по предоставлению мировым системам здравоохранения препаратов невысокой стоимости и высокого качества. Качество — превыше всего! В Индии расположено самое большое в мире количество фармацевтических производств за пределами США, одобренных Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (US Food and Drug Administration) — более 100 заводов; более 300 индийских фармацевтических предприятий сертифицированы регуляторными органами других высокорегулируемых рынков.
Что важно для такой страны, как Украина? С учетом достаточно низкого уровня ВВП на душу населения и практически отсутствия системы государственных гарантий в плане финансирования медикаментозного обеспечения, ответ на этот вопрос однозначен: низкая цена на фоне высокого качества. Одно и то же лекарственное средство, импортированное из любой страны ЕС, обойдется Украине существенно дороже, чем произведенное на современном индийском заводе. В этой связи я глубоко убежден, что для Украины Индия — единственная страна, которая может предоставлять качественные лекарства по доступной стоимости. Мы для вас — очень важный торговый партнер, практически идеальный импортер по сравнению с любой другой страной мира. Все эти моменты стали полем подробного обсуждения в ходе настоящего визита нашей делегации в Украину и целого ряда встреч с представителями украинских государственных органов. Мы говорим: мы с украинским правительством и мы с украинским народом. Мы поставляли в Украину необходимые препараты еще на заре ее независимости, когда местная промышленность была на тяжелом перепутье социально-экономической трансформации. Мы помогаем развитию украинской фарминдустрии и сегодня: яркий тому пример — «Кусум» — первое и, уверен, не последнее индийское фармацевтическое предприятие в Украине.
Важно учитывать, что не так давно Украина стала полноправным членом Международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — РIC/S). Это значит, что не только государственные контролирующие органы в фармацевтической сфере, но и украинские фармацевтические производители достигают в своем развитии серьезных успехов на пути к соответствию современным международным стандартам. Украина имеет свои собственные стандарты GMP. И поскольку в настоящее время идет процесс обсуждения изменений к Порядку осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, которые ввозятся в Украину, согласно которым лекарственные препараты, поставляемые в Украину из стран — членов РIC/S, не будут подлежать процедуре посерийного лабораторного анализа при ввозе, а будут проходить только визуальный контроль (при отсутствии оснований для лабораторного анализа), занимающий 2–3 дня, то индийская фарминдустрия придерживается мнения, что если фармацевтический завод, работающий в Индии, сертифицирован регуляторным органом одной из стран — членов РIC/S (в том числе Украины), то в таких случаях для украинского регуляторного органа не должно быть препятствий, чтобы также ограничиваться визуальным контролем продукции такого предприятия и создавать равные условия для ведения бизнеса. Эта позиция индийской фармацевтической индустрии была доведена до ведома официальных представителей украинской стороны и глубоко обсуждена в ходе проведенных встреч. Главное, что есть взаимопонимание. Представители индийской и украинской сторон подписали соответствующий протокол об укреплении сотрудничества в фармацевтической сфере, создав таким образом фундамент для того, чтобы в скором времени подписать расширенный Меморандум о сотрудничестве, о котором говорилось выше. В ходе последующих контактов и обсуждений будут финализированы, и в течении ближайших месяцев подписаны значимые межгосударственные соглашения. Наиболее важные из них: первый документ будет представлять собой широкое межправительственное соглашение о сотрудничестве Украины и Индии в сфере здравоохранения и медицинского образования, второй будет касаться взаимопонимания и сотрудничества в сфере контроля качества лекарственных средств, третий — создания совместных предприятий и проектов в сфере производства, исследований и разработки, а также упрощения регистрационных процедур. Таким образом, в ходе нынешнего визита нашей делегации, процесс партнерского взаимодействия в фармацевтической сфере между нашими странами и укрепился, и ускорился.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим