Украинский фармрынок в условиях регуляций

В последнeе время украинский фармрынок захлестнула волна регуляторных инициатив. Особое внимание уделяется ценовому регулированию лекарственных средств. В настоящее время действует несколько нормативных актов в данной сфере, среди них постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955, в соответствии с которым определяются граничные оптово-отпускные и розничные наценки на препараты, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. В настоящее время рассматриваются возможные механизмы ценового регулирования в сегменте лекарственных средств, которые вошли в Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств отечественного производства и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений (далее — минимальный ассортимент), утвержденный приказом МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000. Рассмотрим возможные последствия предложенной инициативы. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Возможный механизм ценового регулирования лекарственных средств, включенных в минимальный ассортимент, стал предметом обсуждения на совещаниях, проведенных по инициативе МЗ Украины, при участии представителей общественных организаций, которые представляют интересы отечественных производителей, а также некоторых аптечных ассоциаций. В ходе совещаний предлагалось распространить нормы постановления КМУ от 25.03.2009 г. № 333 на препараты, вошедшие в минимальный ассортимент, и внедрении ценового регулирования на лекарственные средства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн.

Напомним, что согласно постановлению КМУ от 25.03.2009 г. № 333 на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов), предусмотрены предельные снабженческо-сбытовые надбавки не выше 12% оптово-отпускной цены и предельные торговые (розничные) надбавки не выше 25% закупочной цены.

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, не подлежат государственному регулированию, кроме тех, которые приобретаются за бюджетные средства.

В розничном сегменте доля препаратов, включенных в Национальный перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением № 333, невелика и составляет по итогам января–апреля 2012 г. 14% в денежном и 24% в натуральном выражении (рис. 1). Превалирование удельного веса в натуральном выражении над таковым в денежном свидетельствует о том, что этот сегмент представлен относительно недорогими лекарственными средствами.

Рис. 1
Удельный вес розничной реализации лекарственных средств, подпадающих под регулирование наценки согласно постановлению № 333, в общем объеме рынка лекарств в январе–апреле 2012 г.
Удельный вес розничной реализации лекарственных средств, подпадающих под регулирование наценки согласно постановлению № 333, в общем объеме рынка лекарств в январе–апреле 2012 г.

Украинский ритейл исправно следует установленным регуляторным правилам. Так, для рынка лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, характерно снижение средневзвешенной аптечной наценки в течение последних лет (рис. 2). Внедренные постановлением № 333 и действующие сегодня регуляции способствуют снижению средневзвешенной аптечной наценки на лекарственные средства, вошедшие в Национальный перечень. По итогам января–апреля 2012 г. этот показатель снизился до 22%.

Рис. 2
Динамика средневзвешенной аптечной наценки на лекарственные средства, подпадающие под государственное регулирование согласно постановлению № 333
Динамика средневзвешенной аптечной наценки на лекарственные средства, подпадающие под государственное регулирование согласно постановлению № 333

Как отмечалось ранее, определенная часть лекарств, включенных в Национальный перечень, не подпадает под ценовую регуляцию. Речь идет о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за 1 упаковку. Но хотя ценовое регулирование на эту часть фармпродукции не распространяется, мы видим, что ее средневзвешенная наценка также снижается в течение последних лет (рис. 3). По итогам января–апреля 2012 г. она снизилась до 25%.

Рис. 3
Динамика средневзвешенной аптечной наценки на
Динамика средневзвешенной аптечной наценки налекарства, отнесенные к Национальному перечню отечественного производства с ценой производителя ниже 12 грн

Анализ средневзвешенных розничных наценок, применяемых на рынке лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, в разрезе ценовых ниш показал, что наценки характеризуются планомерным снижением: чем выше стоимость препаратов, тем ниже наценка (рис. 4). Для лекарственных средств с оптовой стоимостью до 0,50 грн. применяют максимальную наценку по сравнению с другими ценовыми нишами — чуть более 30%, в то время как для высокостоимостной ниши с ценой более 90 грн., напротив, — минимальную (15,7%).

Рис. 4
Градация наценок в зависимости от ценовой ниши на
Градация наценок в зависимости от ценовой ниши налекарственные средства,подпадающие под государственное регулирование наценки согласно постановлению № 333*

Далее рассмотрим рыночные позиции лекарственных средств, подпадающих под действие приказа МЗ № 1000. Некоторые препараты из этого приказа по международным непатентованным названиям подпадают одновременно под действие постановления № 333.

В общем объеме рынка лекарственных средств доля таких препаратов невелика и по итогам января–апреля текущего года составляет 3,6% в денежном и 14% в натуральном выражении.

Рис. 5
Удельный вес розничной реализации лекарственных средств, подпадающих под действие приказа № 1000, в январе–апреле 2012 г.
Удельный вес розничной реализации лекарственных средств, подпадающих под действие приказа № 1000, в январе–апреле 2012 г.

На розничном фармрынке лекарственные средства, подпадающие под действие приказа № 1000, аккумулируют небольшую долю, и по итогам января–апреля 2012 г. покрывают всего 8% в денежном и 28% в натуральном выражении (рис. 5). Но если заглянуть в сегмент лекарственных средств отечественного производства, то мы увидим, что их удельный вес значительно больше — 27 и 44% соответственно (рис. 6). Здесь, как и в сегменте вышеупомянутых лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, средневзвешенные наценки характеризуются планомерным снижением: чем выше стоимость препаратов, тем ниже наценка (рис. 7).

Рис. 6
Доля в розничной реализации лекарств отечественного производства, подпадающих под действие приказа № 1000, в январе–апреле 2012 г.
Доля в розничной реализации лекарств отечественного производства, подпадающих под действие приказа № 1000, в январе–апреле 2012 г.
Рис. 7
Градация наценок в зависимости от ценовой ниши на
Градация наценок в зависимости от ценовой ниши налекарства,подпадающие под действие приказа №1000, в январе–апреле 2012 г.

Кроме того, схожая ситуация отмечена и для средневзвешенной наценки на препараты с оптовой стоимостью до 12 грн. Максимальное значение этого показателя отмечают в самом недорогом сегменте лекарственных средств с ценой до 0,5 грн. (29,2%).

Таким образом, систематических нарушений дисциплины цен со стороны субъектов фармрынка в ходе анализа не выявлено. Рыночные механизмы эффективно регулируют размеры торговых наценок даже без вмешательства государства.

P.S.

Можно предположить, что введение на препараты из приказа МЗ № 1000, включая лекарственные средства, цена которых ниже 12 грн., регуляции согласно постановлению № 333 приведет к снижению стоимости дешевых лекарственных средств .

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
*С учетом лекарственных средств с ценой производителя до 12 грн.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті