Helicopter view: аптечный рынок Украины в I полугодии 2012 г.

Предлагаем вниманию читателей обзор развития украинского рынка аптечных продаж в I полугодии 2012 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I полугодия 2012 г. сохранилась наметившаяся ранее тенденция — розничный фармрынок в денежном и натуральном выражении развивается умеренными темпами. Общий объем украинского фармацевтического рынка составил 15,0 млрд грн. за 939,0 млн упаковок (рис. 1), увеличившись на 15,1% в денежном и на 1,5% в натуральном выражении, уступив таким образом, темпам прироста за I полугодие 2011 г.Позволим себе предположить, что на умеренные темпы развития украинского фармрынка оказывают влияние сокращение количества аптечных киосков согласно правилам, установленным Лицензионными условиями, а также отсутствие в текущем году пика заболеваемости на ОРВИ и ОРЗ.

Рис. 1
Динамика розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2010–2012 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В долларовом эквиваленте объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 1,9 млрд дол. США.

Развитие ключевой категории товаров «аптечной корзины — лекарственных средств — незначительно опередило общерыночную динамику (табл. 1). В исследуемый период объем их реализации составил около 85,0% и 64% рынка аптечных продаж в денежном и натуральном выражении соответственно или 12,7 млрд грн. за 602,5 млн упаковок. Долевое участие лекарственных средств в общем объеме рынка аптечных продаж незначительно увеличилось относительно I полугодия 2011 г. благодаря повышению темпов рыночного развития и в большей степени — динамике во II кв. 2012 г. (рис. 2).

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров «аптечной корзины» за I полугодие 2012 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Млн грн. Удельный вес категории, % ∆, % Млн упаковок Удельный вес категории, % ∆, %
Лекарственные средства
2010 9065,0 82,9 557,7 62,2
2011 10963,1 84,3 20,9 586,9 63,4 5,2
2012 12671,4 84,7 15,6 602,5 64,2 2,6
ИМН*
2010 941,6 8,6 291,2 32,5
2011 1075,1 8,3 14,2 292,2 31,6 0,3
2012 1206,5 8,1 12,2 287,9 30,7 –1,5
Косметика
2010 605,8 5,5 29,7 3,3
2011 589,9 4,5 –2,6 27,8 3,0 –6,1
2012 643,3 4,3 9,0 27,7 2,9 –0,6
Диетические добавки
2010 328,2 3,0 17,4 1,9
2011 370,4 2,8 12,9 18,2 2,0 4,7
2012 440,9 2,9 19,0 20,9 2,2 14,8
Всего
2010 10940,6 896,0
2011 12998,5 18,8 925,2 3,3
2012 14962,0 15,1 939,0 1,5
Рис. 2
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств по итогам января 2011 – июня 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств по итогам января 2011 – июня 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Спрос на сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» по-прежнему повышается медленней. За исключением категории «Диетические добавки» (ДД), которая продемонстрировала максимальные темпы прироста аптечных продаж в исследуемый период. Хотя существенного влия­ния на долевое участие в общей структуре рынка они не оказали. Ежегодно удельный вес ДД составляет около 3% в денежном и 2% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ДД в исследуемый период на фоне других категорий товаров «аптечной корзины» повысилась незначительно (рис. 3).

Рис. 3
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в I полугодии 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в I полугодии 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В абсолютном значении самой дорогой категорией товаров «аптечной корзины» по-прежнему является косметическая продукция, средневзвешенная стоимость которой в анализируемый период составила 23,2 грн. за упаковку. Следующей категорией по величине средневзвешенной стоимости являются лекарственные средства — 21 грн. за упаковку.

Для самой недорогой категории товаров «аптечной корзины» — изделий медицинского назначения (ИМН; 4,2 грн.) ежегодный прирост стоимости в последние годы составляет 14%.

Сфера влияния

В последние годы на отечественном фармацевтическом рынке значительно увеличилась доля лекарственных средств, произведенных в Украине (табл. 2, 3). Невысокая по сравнению с зарубежными лекарствами цена, расширяющийся за счет современных генерических лекарственных средств ассортимент обусловливают конкурентоспособность украинских игроков. Напомним, что согласно результатам исследования потребительских предпочтений сегодня около 30% населения считает, что отечественные лекарственные средства более эффективны, чем остальные, или не уступают по эффективности зарубежным конкурентам (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (829) от 27.02.2012 г.).

Таблица 2 Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I полугодии 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Год Товары зарубежного производства Товары украинского производства
Млн грн. Удельный вес категории, % ∆,% Млн грн. Удельный вес категории, % ∆,%
Лекарственные средства
2010 6536,2 72,1 2528,8 27,9
2011 7812,8 71,3 19,5 3150,3 28,7 24,6
2012 8821,7 69,6 12,9 3849,7 30,4 22,2
ИМН*
2010 703,3 74,7 238,3 25,3
2011 798,9 74,3 13,6 276,2 25,7 15,9
2012 896,9 74,3 12,3 309,6 25,7 12,1
Косметика
2010 424,7 70,1 181,1 29,9
2011 410,9 69,7 –3,2 179,0 30,3 –1,2
2012 453,0 70,4 10,2 190,2 29,6 6,3
Диетические добавки
2010 192,5 58,6 135,7 41,4
2011 210,0 56,7 9,1 160,4 43,3 18,2
2012 241,8 54,8 15,1 199,1 45,2 24,1
Всего
2010 7856,7 71,8 3083,9 28,2
2011 9232,6 71,0 17,5 3765,9 29,0 22,1
2012 10413,4 69,6 12,8 4548,7 30,4 20,8
Таблица 3 Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I полугодии 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Год Товары зарубежного производства Товары украинского производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % ∆,% Млн упаковок Удельный вес категории, % ∆,%
Лекарственные средства
2010 186,3 33,4 371,4 66,6
2011 202,5 34,5 8,7 384,5 65,5 3,5
2012 213,5 35,4 5,4 389,0 64,6 1,2
ИМН*
2010 172,6 59,2 118,7 40,8
2011 186,1 63,7 7,9 106,1 36,3 –10,6
2012 172,2 59,8 –7,5 115,7 40,2 9,1
Косметика
2010 12,5 42,2 17,1 57,8
2011 12,5 44,9 –0,2 15,3 55,1 –10,4
2012 12,8 46,2 2,3 14,9 53,8 –3,0
Диетические добавки
2010 3,5 19,9 14,0 80,1
2011 4,5 24,9 31,3 13,7 75,1 –1,9
2012 5,3 25,2 16,3 15,7 74,8 14,3
Всего
2010 374,8 41,8 521,2 58,2
2011 405,6 43,8 8,2 519,6 56,2 –0,3
2012 403,7 43,0 -0,5 535,3 57,0 3,0

Рынок аптечных продаж в разрезе товаров зарубежного и отечественного производства в исследуемый период сохраняет тенденции, наметившиеся ранее. Отечественные производители увеличивают долевое участие, которое по итогам I полугодия 2012 г. достигло 30,4% в денежном и 57% в натуральном выражении. Основная битва за влияние между производителями происходит в сегменте лекарственных средств. Здесь опережающую динамику в денежном выражении демонстрируют лекарственные средства украинского производства, а в натуральном, напротив, — импортного.

Рис. 4
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам I полугодия 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам I полугодия 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

На рыночные темпы развития локальных и зарубежных игроков оказывают влияние различные факторы. Превалирующий вклад в увеличение объема продаж инфляционная составляющая вносит для украинских лекарственных средств, причем такой процесс происходит уже не первый год (рис. 4). В это же время для зарубежных конкурентов основное влияние в прирост объема продаж оказывает индекс замещения, положительная величина которого свидетельствует об увеличении физического объема продаж лекарственных средств и смещении ценовой структуры в пользу увеличения потребления дорогостоящих препаратов. Инфляционный индекс для препаратов зарубежного производства в анализируемый период был ниже общерыночного.

Рис. 5
Средневзвешенная стоимость лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном выражении по итогам I полугодия 2010–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном выражении по итогам I полугодия 2010–2012 гг.

Поэтому неудивительно, что в сегменте лекарственных средств, где доминируют зарубежные производители, — высокостоимостном (более 50,4 грн.) — медленнее повышается средневзвешенная стоимость лекарственных средств по сравнению с препаратами других ценовых ниш (рис. 5). В анализируемый период значительно увеличилось потреб­ление лекарственных средств высокостоимостной ниши, что свидетельствует о востребованности таких препаратов (табл. 4). Однако если взглянуть на фармрынок с другой стороны, то несложно заметить, что в натуральном выражении объем рынка аптечных продаж лекарственных средств закреплен за низкостоимостными препаратами. Сегодня чуть более 50% общего объема продаж лекарственных средств в натуральном выражении составляют препараты, стоимость которых равна примерно 1 дол. Преимущественно это безрецептурные лекарственные средства, доля которых на рынке в анализируемый период незначительно уменьшилась (рис. 6). Замедленная динамика развития аптечных продаж ОТС-препаратов (рис. 7) была вызвана слабым развитием и убылью объема реализации некоторых сезонных препаратов группы «caught&cold» как зарубежного, так и отечественного производства в результате отсутствия высокой волны респираторных заболеваний, как мы уже отмечали ранее.

Таблица 4 Объем аптечных продаж препаратов в разрезе ценовых ниш по итогам I полугодия 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Год Млн грн. Удельный вес ниши, % ∆ Δ, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % Δ ∆, %
Низкостоимостная (до 8,7 грн.)
2010 879,9 9,7 302,7 54,3
2011 996,2 9,1 13,2 308,2 52,5 1,8
2012 1098,3 8,7 10,3 303,2 50,3 –1,6
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)
2010 3955,7 43,6 205,3 36,8
2011 4833,0 44,1 22,2 223,3 38,0 8,8
2012 5471,4 43,2 13,2 236,3 39,2 5,8
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)
2010 4229,4 46,7 49,6 8,9
2011 5134,0 46,8 21,4 55,4 9,4 11,6
2012 6101,7 48,2 18,8 63,0 10,4 13,7
Всего
2010 9065,0 557,7
2011 10963,1 20,9 586,9 5,2
2012 12671,4 15,6 602,5 2,6
Рис. 6
Удельный вес рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в общем объеме рынка по итогам I полугодия 2010–2012 гг.
Удельный вес рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в общем объеме рынка по итогам I полугодия 2010–2012 гг.
Рис. 7
Темпы прироста объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств по итогам I полугодия 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств по итогам I полугодия 2010–2012 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Фармакотерапевтическая структура рынка аптечных продаж сохраняет стабильность. Максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечивают препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». В рамках этой топ-5 быстрее всего развивались продажи группы С (+20,2% в денежном и +9,4% в натуральном выражении).

Игроки

По итогам I полугодия 2012 г., как и в предыдущие 2 года, максимальный объем продаж аптечным учреждениям в денежном выражении обеспечил препарат АКТОВЕГИН (табл. 5). Среди топ-30 наиболее продаваемых препаратов в аптеках в результате активной маркетинговой поддержки с помощью ТВ-рекламы значительно улучшили свои позиции препараты ЦИТРАМОН и КРЕОН.

Таблица 5 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I полугодие 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I полугодия 2010–2011 гг.
Брэнд № п/п, год
2012 2011 2010
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 3 23
ЭССЕНЦИАЛЕ 3 2 2
КАРДИОМАГНИЛ 4 5 17
НО-ШПА 5 4 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 6 7 5
МИЛДРОНАТ 7 6 3
ЦЕРАКСОН 8 11 12
ПРЕДУКТАЛ 9 8 6
ЦИТРАМОН 10 39 35
ТИОТРИАЗОЛИН 11 17 14
ТРАУМЕЛЬ С 12 16 21
АУГМЕНТИН 13 9 9
СПАЗМАЛГОН 14 19 30
КАНЕФРОН 15 10 13
ЛИНЕКС 16 15 8
ЭНАП 17 12 19
ЛАЗОЛВАН 18 13 10
ВИТРУМ 19 20 15
КРЕОН 20 54 58
КЕТАНОВ 21 21 18
КАПТОПРЕС 22 35 44
НИМЕСИЛ 23 24 46
РЕОСОРБИЛАКТ 24 31 43
КАРСИЛ 25 25 16
МЕЗИМ 26 18 7
АМИЗОН 27 22 20
ЦЕФТРИАКСОН 28 14 11
ФЕСТАЛ 29 33 24
СОЛПАДЕИН 30 37 39

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г., как и в предыдущий год, возглавил флагман украинской фарминдустрии — компания «Фармак» (табл. 6). Далее за ней на 2-й и 3-й позициях расположились зарубежные игроки — «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Takeda». За последние годы рейтинг топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств остается относительно стабильным. Как правило, в результате маркетинговой активности перестановки позиций игроков происходят внутри топ-30.

Таблица 6 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I полугодие 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I полугодия 2010–2011 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2012 2011 2010
Фармак (Украина) 1 1 2
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 1
Takeda (Япония) 3 4 5
Sanofi (Франция) 4 3 3
Teva (Израиль) 5 5 4
Дарница (Украина) 6 6 6
Артериум Корпорация (Украина) 7 7 7
Servier (Франция) 8 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 9 12 12
Здоровье Группа компаний (Украина) 10 10 8
KRKA (Словения) 11 8 10
Sandoz (Швейцария) 12 11 11
ИнтерХим (Украина) 13 22 30
Actavis Group (Исландия) 14 15 16
GlaxoSmithKline (Великобритания) 15 14 13
ПРО-фарма (Украина) 16 17 22
Heel (Германия) 17 13 14
Борщаговский ХФЗ (Украина) 18 16 15
Киевский витаминный завод (Украина) 19 20 23
Abbott Products GmbH (Германия) 20 19 19
Дельта Медикел (Украина) 21 21 24
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 22 23 18
Bayer Consumer Care (Швейцария) 23 18 17
Юрия-Фарм (Украина) 24 28 38
Boehringer Ingelheim (Германия) 25 24 20
Omega Pharma Group (Бельгия) 26 25 21
Alpen Pharma AG (Швейцария) 27 27 34
Merck & Co (США) 28 29 28
Novartis Consumer Health
(Швейцария)
29 32 35
Bionorica (Германия) 30 26 27

Для анализа успеха игроков рынка традиционно рассмотрим показатель Evolution Index. За основу при расчете Evolution Index были взяты аптечные продажи лекарственных средств в денежном выражении за I полугодие 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций (см. табл. 6). Самый высокий показатель Evolution Index у отечественной компании «ИнтерХим» (табл. 7). Далее за ней следует также украинский производитель «Юрия-Фарм». Замыкает тройку наиболее активных компаний — «Gedeon Richter». Отметим, что в представленном рейтинге больше половины фармкомпаний — локальные.

Таблица 7 Топ-15 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) по итогам I полугодия 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в I полугодии 2012 г.
Маркетирующая организация Ei
ИнтерХим (Украина) 138
Юрия-Фарм (Украина) 115
Gedeon Richter (Венгрия) 112
Фармак (Украина) 109
Дарница (Украина) 108
Takeda (Япония) 107
ПРО-фарма (Украина) 106
Дельта Медикел (Украина) 106
Киевский витаминный завод (Украина) 105
Teva (Израиль) 105
Abbott Products GmbH (Германия) 104
Артериум Корпорация (Украина) 103
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 103
Novartis Consumer Health (Швейцария) 103
Actavis Group (Исландия) 100

ПОСТАВКИ

По итогам I полугодия 2012 г. общий объем поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптечные учреждения составил 10,2 млрд грн. за 602,3 млн упаковок, увеличившись на 15,2% в денежном и 3,6% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным перио­дом предыдущего года.

Рис. 8
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в I полугодии 2010–2012 гг.
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в I полугодии 2010–2012 гг.
Таблица 8 Топ-5 крупнейших дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за I полугодие 2012 г. с указанием позиций за аналогичный период предыдущих лет
Дистрибьютор № п/п, год
2012 2011 2010
БаДМ 1 2 1
Альба Украина 2 3 4
Оптима-Фарм 3 1 2
Фра-М 4 5 5
Вента 5 4 6

Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ» (табл. 8), рыночное влияние которой стабильно усиливается. Топ-5 ведущих поставщиков в анализируемый период сформировали также «Альба Украина», «Оптима-Фарм», «Фра-М» и «Вента» (рис. 8). Суммарно их долевое участие за последние годы значительно улучшилось. Здесь следует сделать ремарку, что перераспределение сферы влияния между ключевыми игроками произошло в результате ухода с рынка крупного оператора.

Наценка и маржа

Повышенная аптечная конкуренция и низкий потребительский спрос воздействуют на общую торговую наценку на украинском рынке лекарственных средств. В I полугодии 2012 г. отмечают снижение средней аптечной наценки и минимальное ее значение за последние годы — 25,1% (рис. 9). Маржинальный доход аптечных учреждений увеличивае­тся под влиянием роста рынка аптечных продаж (рис. 10).

Рис. 9
Динамика розничной торговой наценки на рынке лекарственных средств по итогам I полугодия 2008–2012 гг.
Динамика розничной торговой наценки на рынке лекарственных средств по итогам I полугодия 2008–2012 гг.
Рис. 10
Динамика объема розничной реализации лекарственных средств и валовой маржи аптечных учреждений в национальной валюте по итогам I полугодия 2008–2012 гг.
Динамика объема розничной реализации лекарственных средств и валовой маржи аптечных учреждений в национальной валюте по итогам I полугодия 2008–2012 гг.

P.S.

Итак, тенденции развития розничного фармрынка в I полугодии 2012 г. сохранились — рынок развивается умеренными темпами. Долевое участие лекарственных средств в структуре аптечных продаж укрепляется, повышается спрос на препараты из высокостоимостного сегмента, что свидетельствует об их востребованности. Речь идет прежде всего о рецептурных препаратах, которые развиваются активнее, чем безрецептурные.

Продолжается борьба за перераспределение сферы влияния между украинскими и зарубежными игроками. Более высокую динамику демонстрируют лекарственные средства локального производства. Однако ключевую роль в их активном росте играет изменение стоимости одной купленной упаковки, в то время как прирост зарубежных лекарств преимущественно обусловлен увеличением физического потребления наряду с перераспределением спроса с дешевых на более дорогостоя­щие препараты.

В сегменте дистрибьюции продолжаются процессы усиления позиций крупнейший игроков.

Впервые за последние годы отмечен минимальный показатель средней торговой наценки лекарственных средств (+25,1%).

Оксана Сергиенко
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті