«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам I полугодия 2012 г. сохранилась наметившаяся ранее тенденция — розничный фармрынок в денежном и натуральном выражении развивается умеренными темпами. Общий объем украинского фармацевтического рынка составил 15,0 млрд грн. за 939,0 млн упаковок (рис. 1), увеличившись на 15,1% в денежном и на 1,5% в натуральном выражении, уступив таким образом, темпам прироста за I полугодие 2011 г.Позволим себе предположить, что на умеренные темпы развития украинского фармрынка оказывают влияние сокращение количества аптечных киосков согласно правилам, установленным Лицензионными условиями, а также отсутствие в текущем году пика заболеваемости на ОРВИ и ОРЗ.
В долларовом эквиваленте объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 1,9 млрд дол. США.
Развитие ключевой категории товаров «аптечной корзины — лекарственных средств — незначительно опередило общерыночную динамику (табл. 1). В исследуемый период объем их реализации составил около 85,0% и 64% рынка аптечных продаж в денежном и натуральном выражении соответственно или 12,7 млрд грн. за 602,5 млн упаковок. Долевое участие лекарственных средств в общем объеме рынка аптечных продаж незначительно увеличилось относительно I полугодия 2011 г. благодаря повышению темпов рыночного развития и в большей степени — динамике во II кв. 2012 г. (рис. 2).
Таблица 1 | Объем аптечных продаж по категориям товаров «аптечной корзины» за I полугодие 2012 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Год | Млн грн. | Удельный вес категории, % | ∆, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | ∆, % |
---|---|---|---|---|---|---|
Лекарственные средства | ||||||
2010 | 9065,0 | 82,9 | – | 557,7 | 62,2 | – |
2011 | 10963,1 | 84,3 | 20,9 | 586,9 | 63,4 | 5,2 |
2012 | 12671,4 | 84,7 | 15,6 | 602,5 | 64,2 | 2,6 |
ИМН* | ||||||
2010 | 941,6 | 8,6 | – | 291,2 | 32,5 | – |
2011 | 1075,1 | 8,3 | 14,2 | 292,2 | 31,6 | 0,3 |
2012 | 1206,5 | 8,1 | 12,2 | 287,9 | 30,7 | –1,5 |
Косметика | ||||||
2010 | 605,8 | 5,5 | – | 29,7 | 3,3 | – |
2011 | 589,9 | 4,5 | –2,6 | 27,8 | 3,0 | –6,1 |
2012 | 643,3 | 4,3 | 9,0 | 27,7 | 2,9 | –0,6 |
Диетические добавки | ||||||
2010 | 328,2 | 3,0 | – | 17,4 | 1,9 | – |
2011 | 370,4 | 2,8 | 12,9 | 18,2 | 2,0 | 4,7 |
2012 | 440,9 | 2,9 | 19,0 | 20,9 | 2,2 | 14,8 |
Всего | ||||||
2010 | 10940,6 | – | – | 896,0 | – | – |
2011 | 12998,5 | – | 18,8 | 925,2 | – | 3,3 |
2012 | 14962,0 | – | 15,1 | 939,0 | – | 1,5 |
Спрос на сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» по-прежнему повышается медленней. За исключением категории «Диетические добавки» (ДД), которая продемонстрировала максимальные темпы прироста аптечных продаж в исследуемый период. Хотя существенного влияния на долевое участие в общей структуре рынка они не оказали. Ежегодно удельный вес ДД составляет около 3% в денежном и 2% в натуральном выражении. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ДД в исследуемый период на фоне других категорий товаров «аптечной корзины» повысилась незначительно (рис. 3).
В абсолютном значении самой дорогой категорией товаров «аптечной корзины» по-прежнему является косметическая продукция, средневзвешенная стоимость которой в анализируемый период составила 23,2 грн. за упаковку. Следующей категорией по величине средневзвешенной стоимости являются лекарственные средства — 21 грн. за упаковку.
Для самой недорогой категории товаров «аптечной корзины» — изделий медицинского назначения (ИМН; 4,2 грн.) ежегодный прирост стоимости в последние годы составляет 14%.
Сфера влияния
В последние годы на отечественном фармацевтическом рынке значительно увеличилась доля лекарственных средств, произведенных в Украине (табл. 2, 3). Невысокая по сравнению с зарубежными лекарствами цена, расширяющийся за счет современных генерических лекарственных средств ассортимент обусловливают конкурентоспособность украинских игроков. Напомним, что согласно результатам исследования потребительских предпочтений сегодня около 30% населения считает, что отечественные лекарственные средства более эффективны, чем остальные, или не уступают по эффективности зарубежным конкурентам (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 8 (829) от 27.02.2012 г.).
Таблица 2 | Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I полугодии 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
Год | Товары зарубежного производства | Товары украинского производства | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Млн грн. | Удельный вес категории, % | ∆,% | Млн грн. | Удельный вес категории, % | ∆,% | |
Лекарственные средства | ||||||
2010 | 6536,2 | 72,1 | – | 2528,8 | 27,9 | – |
2011 | 7812,8 | 71,3 | 19,5 | 3150,3 | 28,7 | 24,6 |
2012 | 8821,7 | 69,6 | 12,9 | 3849,7 | 30,4 | 22,2 |
ИМН* | ||||||
2010 | 703,3 | 74,7 | – | 238,3 | 25,3 | – |
2011 | 798,9 | 74,3 | 13,6 | 276,2 | 25,7 | 15,9 |
2012 | 896,9 | 74,3 | 12,3 | 309,6 | 25,7 | 12,1 |
Косметика | ||||||
2010 | 424,7 | 70,1 | – | 181,1 | 29,9 | – |
2011 | 410,9 | 69,7 | –3,2 | 179,0 | 30,3 | –1,2 |
2012 | 453,0 | 70,4 | 10,2 | 190,2 | 29,6 | 6,3 |
Диетические добавки | ||||||
2010 | 192,5 | 58,6 | – | 135,7 | 41,4 | – |
2011 | 210,0 | 56,7 | 9,1 | 160,4 | 43,3 | 18,2 |
2012 | 241,8 | 54,8 | 15,1 | 199,1 | 45,2 | 24,1 |
Всего | ||||||
2010 | 7856,7 | 71,8 | – | 3083,9 | 28,2 | – |
2011 | 9232,6 | 71,0 | 17,5 | 3765,9 | 29,0 | 22,1 |
2012 | 10413,4 | 69,6 | 12,8 | 4548,7 | 30,4 | 20,8 |
Таблица 3 | Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I полугодии 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
Год | Товары зарубежного производства | Товары украинского производства | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Млн упаковок | Удельный вес категории, % | ∆,% | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | ∆,% | |
Лекарственные средства | ||||||
2010 | 186,3 | 33,4 | – | 371,4 | 66,6 | – |
2011 | 202,5 | 34,5 | 8,7 | 384,5 | 65,5 | 3,5 |
2012 | 213,5 | 35,4 | 5,4 | 389,0 | 64,6 | 1,2 |
ИМН* | ||||||
2010 | 172,6 | 59,2 | – | 118,7 | 40,8 | – |
2011 | 186,1 | 63,7 | 7,9 | 106,1 | 36,3 | –10,6 |
2012 | 172,2 | 59,8 | –7,5 | 115,7 | 40,2 | 9,1 |
Косметика | ||||||
2010 | 12,5 | 42,2 | – | 17,1 | 57,8 | – |
2011 | 12,5 | 44,9 | –0,2 | 15,3 | 55,1 | –10,4 |
2012 | 12,8 | 46,2 | 2,3 | 14,9 | 53,8 | –3,0 |
Диетические добавки | ||||||
2010 | 3,5 | 19,9 | – | 14,0 | 80,1 | – |
2011 | 4,5 | 24,9 | 31,3 | 13,7 | 75,1 | –1,9 |
2012 | 5,3 | 25,2 | 16,3 | 15,7 | 74,8 | 14,3 |
Всего | ||||||
2010 | 374,8 | 41,8 | – | 521,2 | 58,2 | – |
2011 | 405,6 | 43,8 | 8,2 | 519,6 | 56,2 | –0,3 |
2012 | 403,7 | 43,0 | -0,5 | 535,3 | 57,0 | 3,0 |
Рынок аптечных продаж в разрезе товаров зарубежного и отечественного производства в исследуемый период сохраняет тенденции, наметившиеся ранее. Отечественные производители увеличивают долевое участие, которое по итогам I полугодия 2012 г. достигло 30,4% в денежном и 57% в натуральном выражении. Основная битва за влияние между производителями происходит в сегменте лекарственных средств. Здесь опережающую динамику в денежном выражении демонстрируют лекарственные средства украинского производства, а в натуральном, напротив, — импортного.
На рыночные темпы развития локальных и зарубежных игроков оказывают влияние различные факторы. Превалирующий вклад в увеличение объема продаж инфляционная составляющая вносит для украинских лекарственных средств, причем такой процесс происходит уже не первый год (рис. 4). В это же время для зарубежных конкурентов основное влияние в прирост объема продаж оказывает индекс замещения, положительная величина которого свидетельствует об увеличении физического объема продаж лекарственных средств и смещении ценовой структуры в пользу увеличения потребления дорогостоящих препаратов. Инфляционный индекс для препаратов зарубежного производства в анализируемый период был ниже общерыночного.
Поэтому неудивительно, что в сегменте лекарственных средств, где доминируют зарубежные производители, — высокостоимостном (более 50,4 грн.) — медленнее повышается средневзвешенная стоимость лекарственных средств по сравнению с препаратами других ценовых ниш (рис. 5). В анализируемый период значительно увеличилось потребление лекарственных средств высокостоимостной ниши, что свидетельствует о востребованности таких препаратов (табл. 4). Однако если взглянуть на фармрынок с другой стороны, то несложно заметить, что в натуральном выражении объем рынка аптечных продаж лекарственных средств закреплен за низкостоимостными препаратами. Сегодня чуть более 50% общего объема продаж лекарственных средств в натуральном выражении составляют препараты, стоимость которых равна примерно 1 дол. Преимущественно это безрецептурные лекарственные средства, доля которых на рынке в анализируемый период незначительно уменьшилась (рис. 6). Замедленная динамика развития аптечных продаж ОТС-препаратов (рис. 7) была вызвана слабым развитием и убылью объема реализации некоторых сезонных препаратов группы «caught&cold» как зарубежного, так и отечественного производства в результате отсутствия высокой волны респираторных заболеваний, как мы уже отмечали ранее.
Таблица 4 | Объем аптечных продаж препаратов в разрезе ценовых ниш по итогам I полугодия 2010–2012 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом |
Год | Млн грн. | Удельный вес ниши, % | ∆ Δ, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % | Δ ∆, % |
---|---|---|---|---|---|---|
Низкостоимостная (до 8,7 грн.) | ||||||
2010 | 879,9 | 9,7 | – | 302,7 | 54,3 | – |
2011 | 996,2 | 9,1 | 13,2 | 308,2 | 52,5 | 1,8 |
2012 | 1098,3 | 8,7 | 10,3 | 303,2 | 50,3 | –1,6 |
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.) | ||||||
2010 | 3955,7 | 43,6 | – | 205,3 | 36,8 | – |
2011 | 4833,0 | 44,1 | 22,2 | 223,3 | 38,0 | 8,8 |
2012 | 5471,4 | 43,2 | 13,2 | 236,3 | 39,2 | 5,8 |
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.) | ||||||
2010 | 4229,4 | 46,7 | – | 49,6 | 8,9 | – |
2011 | 5134,0 | 46,8 | 21,4 | 55,4 | 9,4 | 11,6 |
2012 | 6101,7 | 48,2 | 18,8 | 63,0 | 10,4 | 13,7 |
Всего | ||||||
2010 | 9065,0 | – | – | 557,7 | – | – |
2011 | 10963,1 | – | 20,9 | 586,9 | – | 5,2 |
2012 | 12671,4 | – | 15,6 | 602,5 | – | 2,6 |
Фармакотерапевтическая структура рынка аптечных продаж сохраняет стабильность. Максимальную выручку аптечным учреждениям обеспечивают препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». В рамках этой топ-5 быстрее всего развивались продажи группы С (+20,2% в денежном и +9,4% в натуральном выражении).
Игроки
По итогам I полугодия 2012 г., как и в предыдущие 2 года, максимальный объем продаж аптечным учреждениям в денежном выражении обеспечил препарат АКТОВЕГИН (табл. 5). Среди топ-30 наиболее продаваемых препаратов в аптеках в результате активной маркетинговой поддержки с помощью ТВ-рекламы значительно улучшили свои позиции препараты ЦИТРАМОН и КРЕОН.
Таблица 5 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I полугодие 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I полугодия 2010–2011 гг. |
Брэнд | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2012 | 2011 | 2010 | |
АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
КОДТЕРПИН | 2 | 3 | 23 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 3 | 2 | 2 |
КАРДИОМАГНИЛ | 4 | 5 | 17 |
НО-ШПА | 5 | 4 | 4 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 6 | 7 | 5 |
МИЛДРОНАТ | 7 | 6 | 3 |
ЦЕРАКСОН | 8 | 11 | 12 |
ПРЕДУКТАЛ | 9 | 8 | 6 |
ЦИТРАМОН | 10 | 39 | 35 |
ТИОТРИАЗОЛИН | 11 | 17 | 14 |
ТРАУМЕЛЬ С | 12 | 16 | 21 |
АУГМЕНТИН | 13 | 9 | 9 |
СПАЗМАЛГОН | 14 | 19 | 30 |
КАНЕФРОН | 15 | 10 | 13 |
ЛИНЕКС | 16 | 15 | 8 |
ЭНАП | 17 | 12 | 19 |
ЛАЗОЛВАН | 18 | 13 | 10 |
ВИТРУМ | 19 | 20 | 15 |
КРЕОН | 20 | 54 | 58 |
КЕТАНОВ | 21 | 21 | 18 |
КАПТОПРЕС | 22 | 35 | 44 |
НИМЕСИЛ | 23 | 24 | 46 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 24 | 31 | 43 |
КАРСИЛ | 25 | 25 | 16 |
МЕЗИМ | 26 | 18 | 7 |
АМИЗОН | 27 | 22 | 20 |
ЦЕФТРИАКСОН | 28 | 14 | 11 |
ФЕСТАЛ | 29 | 33 | 24 |
СОЛПАДЕИН | 30 | 37 | 39 |
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2012 г., как и в предыдущий год, возглавил флагман украинской фарминдустрии — компания «Фармак» (табл. 6). Далее за ней на 2-й и 3-й позициях расположились зарубежные игроки — «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Takeda». За последние годы рейтинг топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств остается относительно стабильным. Как правило, в результате маркетинговой активности перестановки позиций игроков происходят внутри топ-30.
Таблица 6 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I полугодие 2012 г. с указанием их позиций в аналогичном рейтинге по итогам I полугодия 2010–2011 гг. |
Маркетирующая организация | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2012 | 2011 | 2010 | |
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 2 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 2 | 2 | 1 |
Takeda (Япония) | 3 | 4 | 5 |
Sanofi (Франция) | 4 | 3 | 3 |
Teva (Израиль) | 5 | 5 | 4 |
Дарница (Украина) | 6 | 6 | 6 |
Артериум Корпорация (Украина) | 7 | 7 | 7 |
Servier (Франция) | 8 | 9 | 9 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 12 | 12 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 10 | 10 | 8 |
KRKA (Словения) | 11 | 8 | 10 |
Sandoz (Швейцария) | 12 | 11 | 11 |
ИнтерХим (Украина) | 13 | 22 | 30 |
Actavis Group (Исландия) | 14 | 15 | 16 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 15 | 14 | 13 |
ПРО-фарма (Украина) | 16 | 17 | 22 |
Heel (Германия) | 17 | 13 | 14 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 18 | 16 | 15 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 19 | 20 | 23 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 20 | 19 | 19 |
Дельта Медикел (Украина) | 21 | 21 | 24 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 22 | 23 | 18 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) | 23 | 18 | 17 |
Юрия-Фарм (Украина) | 24 | 28 | 38 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 25 | 24 | 20 |
Omega Pharma Group (Бельгия) | 26 | 25 | 21 |
Alpen Pharma AG (Швейцария) | 27 | 27 | 34 |
Merck & Co (США) | 28 | 29 | 28 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) |
29 | 32 | 35 |
Bionorica (Германия) | 30 | 26 | 27 |
Для анализа успеха игроков рынка традиционно рассмотрим показатель Evolution Index. За основу при расчете Evolution Index были взяты аптечные продажи лекарственных средств в денежном выражении за I полугодие 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций (см. табл. 6). Самый высокий показатель Evolution Index у отечественной компании «ИнтерХим» (табл. 7). Далее за ней следует также украинский производитель «Юрия-Фарм». Замыкает тройку наиболее активных компаний — «Gedeon Richter». Отметим, что в представленном рейтинге больше половины фармкомпаний — локальные.
Таблица 7 | Топ-15 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) по итогам I полугодия 2012 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в I полугодии 2012 г. |
Маркетирующая организация | Ei |
---|---|
ИнтерХим (Украина) | 138 |
Юрия-Фарм (Украина) | 115 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 112 |
Фармак (Украина) | 109 |
Дарница (Украина) | 108 |
Takeda (Япония) | 107 |
ПРО-фарма (Украина) | 106 |
Дельта Медикел (Украина) | 106 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 105 |
Teva (Израиль) | 105 |
Abbott Products GmbH (Германия) | 104 |
Артериум Корпорация (Украина) | 103 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 103 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 103 |
Actavis Group (Исландия) | 100 |
ПОСТАВКИ
По итогам I полугодия 2012 г. общий объем поставок лекарственных средств дистрибьюторами в аптечные учреждения составил 10,2 млрд грн. за 602,3 млн упаковок, увеличившись на 15,2% в денежном и 3,6% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Таблица 8 | Топ-5 крупнейших дистрибьюторов в общем объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за I полугодие 2012 г. с указанием позиций за аналогичный период предыдущих лет |
Дистрибьютор | № п/п, год | ||
---|---|---|---|
2012 | 2011 | 2010 | |
БаДМ | 1 | 2 | 1 |
Альба Украина | 2 | 3 | 4 |
Оптима-Фарм | 3 | 1 | 2 |
Фра-М | 4 | 5 | 5 |
Вента | 5 | 4 | 6 |
Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ» (табл. 8), рыночное влияние которой стабильно усиливается. Топ-5 ведущих поставщиков в анализируемый период сформировали также «Альба Украина», «Оптима-Фарм», «Фра-М» и «Вента» (рис. 8). Суммарно их долевое участие за последние годы значительно улучшилось. Здесь следует сделать ремарку, что перераспределение сферы влияния между ключевыми игроками произошло в результате ухода с рынка крупного оператора.
Наценка и маржа
Повышенная аптечная конкуренция и низкий потребительский спрос воздействуют на общую торговую наценку на украинском рынке лекарственных средств. В I полугодии 2012 г. отмечают снижение средней аптечной наценки и минимальное ее значение за последние годы — 25,1% (рис. 9). Маржинальный доход аптечных учреждений увеличивается под влиянием роста рынка аптечных продаж (рис. 10).
P.S.
Итак, тенденции развития розничного фармрынка в I полугодии 2012 г. сохранились — рынок развивается умеренными темпами. Долевое участие лекарственных средств в структуре аптечных продаж укрепляется, повышается спрос на препараты из высокостоимостного сегмента, что свидетельствует об их востребованности. Речь идет прежде всего о рецептурных препаратах, которые развиваются активнее, чем безрецептурные.
Продолжается борьба за перераспределение сферы влияния между украинскими и зарубежными игроками. Более высокую динамику демонстрируют лекарственные средства локального производства. Однако ключевую роль в их активном росте играет изменение стоимости одной купленной упаковки, в то время как прирост зарубежных лекарств преимущественно обусловлен увеличением физического потребления наряду с перераспределением спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты.
В сегменте дистрибьюции продолжаются процессы усиления позиций крупнейший игроков.
Впервые за последние годы отмечен минимальный показатель средней торговой наценки лекарственных средств (+25,1%).
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим