Первая ласточка, или Результаты пилотного проекта

В марте текущего года Президент Украины Виктор Янукович выступил с инициативой относительно внедрения европейского подхода к государственному регулированию цен на лекарственные средства и повышения их экономической доступности. Спустя месяц было принято постановление КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340 «О проведении пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для больных гипертонической болезнью» (далее — пилотный проект), который разработали соответствующие центральные органы исполнительной власти. Были определены 7 международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения больных гипертонической болезнью — эналаприл, лизиноприл, бисопролол, метопролол, небиволол, амлодипин, нифедипин, на которые распространяется действие пилотного проекта. Как повлияли на этот сегмент украинского розничного фармрынка новые регуляции, мы предлагаем нашим читателям узнать из настоящей публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ПРИЧИНА

С целью повышения экономической доступности лекарственных средств для лечения лиц с артериальной гипертензией центральные органы исполнительной власти приняли решение регулировать оптово-отпускные цены с использованием механизма референтного ценообразования, а оптовые и розничные — путем регулирования наценок. Методика расчета граничного уровня цен была утверждена приказом МЗ Украины от 29.05.2012 г. № 394 «Об утверждении Порядка расчета предельного уровня оптово-отпускных цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью и сравнительных (референтных цен) на такие средства». Порядок расчета распространяется на генерические лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, зарегистрированные в Украине, которые производятся с соблюдением требований надлежащей производственной практики, согласно перечню международных непатентованных наименований лекарственных средств, которые указаны в постановлении КМУ от 25 мая 2012 г. № 340.

Обращение лекарственных средств для лечения лиц с артериальной гипертензией осуществляется на территории Украины после регистрации оптово-отпускной цены, которая не может превышать предельный уровень оптово-отпускных цен на такие лекарства, определенный приказом МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419.

6 августа текущего года Правительством внесены изменения в постановление КМУ от 25 апреля 2012 г. № 340, согласно которым разрешается до 1 октября 2012 г. оптовая и розничная торговля лекарственными средствами для лечения лиц с гипертонической болезнью по ценам, ниже предельного уровня оптово-отпускных цен, независимо от их внесения в реестр оптово-отпускных цен. Однако, до вступления в силу указанных изменений, аптеки с 1 августа не имели права продавать лекарственные средства, подпадающие под действие пилотного проекта, в том случае, если на них не была зарегистрирована оптово-отпускная цена не выше граничного уровня, установленного МЗ, согласно приказу МЗ от 01.06.2012 г. № 419.

СЛЕДСТВИЕ

Напомним, что в приказе № 419 утвержден граничный уровень оптово-отпускных цен на 244 позиции лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта. При этом далеко не все зарегистрированные цены соответствуют граничному уровню, определенному приказом № 419, а именно 47 позиций лекарственных средств не превышают его.

Пилотный проект возымел на них действие, о чем свидетельствует ярко выраженный нисходящий тренд средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов на 31-й неделе 2012 г. (рис. 1).

Рис. 1
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые (47 позиций) соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов, подпадающих под действие пилотного проекта, зарегистрированные цены на которые (47 позиций) соответствуют граничному уровню (приказ № 419) по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.

В замедление динамики по этому показателю основной вклад внес сегмент лекарственных средств украинского производства — их средневзвешенная стоимость начала снижаться. Это обусловлено тем, что большая часть зарегистрированных оптово-отпускных цен в соответствии с граничным уровнем относится к сегменту украинского производства (рис. 2). Для сегмента зарубежных препаратов динамика по этому показателю более стабильна (рис. 3).

Рис. 2
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных лекарственных средств в рамках 7 МНН, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных лекарственных средств в рамках 7 МНН, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 3
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки отечественных лекарственных средств в рамках 7 МНН, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки отечественных лекарственных средств в рамках 7 МНН, подпадающих под действие пилотного проекта, по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.

Тем не менее, динамика объема аптечных продаж лекарственных средств, на которые распространяется действие пилотного проекта, замедлилась в денежном и натуральном выражении (рис. 4, 5). Вероятно, такая ситуация была связана с временным запретом розничной реализации препаратов, не имеющих зарегистрированной оптово-отпускной цены, который действовал до вступления в силу изменений к пилотному проекту.

Рис. 4
 Объем аптечных продаж препаратов, подпадающий под действие пилотного проекта, в денежном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Объем аптечных продаж препаратов, подпадающий под действие пилотного проекта, в денежном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 5
 Объем аптечных продаж препаратов, подпадающий под действие пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Объем аптечных продаж препаратов, подпадающий под действие пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.

В это же время в аптечных учреждениях реализуются оригинальные препараты. В общем объеме аптечных продаж исследуемой группы 7 международных непатентованных наименований доля оригинальных препаратов, на которые не распространяется действие пилотного проекта, по итогам 7 мес 2012 г. составила 13,6% в денежном и 4,6% натуральном выражении. В этом сегменте лекарственных средств динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки в текущем году сохранила тенденцию предыдущего года, характеризующуюся ее планомерным ростом (рис. 6). Аналогичный тренд характерен для их аптечных продаж в денежном выражении (рис. 7). В то время как в натуральном выражении динамика продаж более стабильна (рис. 8).

Рис. 6
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 7
 Объем аптечных продаж оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, в денежном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Объем аптечных продаж оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, в денежном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Рис. 8
 Объем аптечных продаж оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.
Объем аптечных продаж оригинальных лекарственных средств из сегмента 7 МНН, не подпадающих под действие пилотного проекта, в натуральном выражении по итогам 1-й — 31-й недели 2011–2012 гг.

P.S.

Анализ динамики средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, подпадающих под действие пилотного проекта, указывает на ее замедление летом текущего года, что наиболее ярко проявилось в сегменте украинских препаратов. Однако есть и другая сторона медали — аптечные продажи лекарственных средств, на которые распространяется регуляция, начали снижаться по причине ограничения ассортимента препаратов, доступных для реализации в аптечных учреждениях. Такая ситуация стала следствием того, что далеко не все производители смогли вовремя выполнить требования регуляторного органа относительно регистрации оптово-отпускных цен не выше граничного уровня. При этом даже среди зарегистрированных цен производителей граничному уровню, установленному приказом № 419, соответствуют немногие (преимущественное большинство соответствий отмечено в сегменте украинских производителей).

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті