Фармацевтическое образование:Не на всю жизнь, а через всю жизнь

Сегодня подготовкой кадров для фармации занимается несколько вузов, практически во всех регионах страны открыты фармацевтические факультеты. Большинство факультетов сегодня, следуя конъюнктуре рынка труда, готовят специалистов для аптечного сегмента отрасли, и лишь немногие — столь необходимых специалистов промышленной фармации. Еще в большей степени проблема подготовки кадров для промышленности насущна для системы последипломного образования. До недавнего времени последипломное образование специалистов фармацевтических предприятий осуществляла всего одна кафедра — промышленной фармации Киевской медицинской академии им. П.Л. Шупика. С начала 2005 г. в Институте повышения квалификации специалистов фармации Национального фармацевтического университета (НФаУ) функционирует кафедра промышленной фармации и экономики. Кафедра была создана в сентябре прошлого года, и на сегодняшний день в ее стенах уже прошли обучение более 70 слушателей — специалистов отечественных фармацевтических предприятий Украины. О работе кафедры, перспективах последипломного образования корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседовал с ректором НФаУ, членом-корреспондентом Национальной академии наук Украины, профессором Валентином Черных (В.Ч.), заведующим кафедрой промышленной фармации и экономики Института усовершенствования НФаУ, генеральным директором «Фармацевтической компании «Здоровье» Александром Доровским (А.Д.) и доктором фармацевтических наук, профессором кафедры промышленной фармации и экономики Евгением Гладухом (Е.Г.).

Александр Доровской

Александр Доровской

— Чем была обусловлена необходимость создания кафедры?

В.Ч.: Отвечая на этот вопрос, необходимо остановиться на системе последипломного образования в целом. Практически все элементы этой системы — наследие прошлого, и сегодня ключевым ее звеном являются институты повышения квалификации. Эту систему можно критиковать, можно не соглашаться со многими существующими подходами к последипломному образованию. Тем не менее, сам факт работы институтов повышения квалификации можно и нужно оценивать положительно. Сегодня время диктует новые задачи, в соответствии с этим институты повышения квалификации должны полностью изменить свой стиль и методы работы. Прежде всего следует избавиться от принципа «курсы на месяц–два — один раз в пять лет». С интенсификацией развития науки, техники, технологий, экономики требования к специалисту растут постоянно. Таким же постоянным должен быть процесс образования. В итоге руководитель предприятия должен принять и донести своим сотрудникам лозунг: «Фармацевтическое образование: не на всю жизнь, а через всю жизнь».

На заводах работают как молодые специалисты, так и с большим опытом. Но и тем, и другим нужны современные знания, которые системно можно получить только в учебном заведении. Следует также отметить, что в производственной сфере занято только 3% сотрудников с высшим фармацевтическим образованием, а это катастрофически мало. Прогрессивные руководители предприятий понимают, что в первую очередь благодаря повышению образовательного уровня своих сотрудников, постоянному совершенствованию их знаний можно достичь высоких производственных результатов, выпускать качественную, эффективную и безопасную продукцию.

А.Д.: Создание кафедры промышленной фармации и экономики стало ответом на потребности отечественной фармпромышленности. Сегодня многие отечественные предприятия, особенно те, которые проводят реконструкцию в соответствии с нормами GMP, столкнулись с проблемой подбора кадров как для новых производственных участков, так и для действующих. Повысились и требования к специалисту любого производственного участка — он должен иметь комплексные знания, представление об основах Надлежащей производственной практики, системе и процессах современного производства в целом, хорошо ориентироваться в вопросах, связанных с непосредственным выполнением организационных функций. Современное фармацевтическое предприятие — сложный механизм, все звенья которого находятся в тесной связи и должны работать безукоризненно. Это в первую очередь зависит от ответственности и квалификации каждого сотрудника на каждом участке.

Я уверен, что развитие «Фармацевтической компании «Здоровье» обеспечат молодые специалисты, которые уже сегодня учатся работать и мыслить по-европейски. На заводе строится новый корпус, в нем разместятся современные производственные участки с новым оборудованием, и работать на них будут только квалифицированные специалисты, в том числе и те, которые проходили обучение на кафедре.

— Создание кафедры требует ресурсов — как материальных, так и человеческих…

Е.Г.: Главная задача, которую необходимо было выполнить, — это организовать учебный процесс на кафедре в соответствии с Надлежащей практикой фармацевтического образования (GPEP). Принципы GPEP заложены в основу образовательного процесса на кафедрах НФаУ, поэтому сотрудники вновь созданной кафедры, используя опыт университета, смогли достаточно быстро разработать качественные программы обучения, которые соответствуют современным требованиям, включающие как теоретический курс, так и практические занятия. Большинство преподавателей кафедры имеют ученые степени кандидата или доктора наук, часть из них читают лекции студентам НФаУ.

Слева направо: Евгений Гладух и Валентин Черных

Слева направо: Евгений Гладух и Валентин Черных

Материально-техническое обеспечение кафедры позволяет одновременно проводить обучение группы из 34 человек, а ее плановая «мощность» составляет 350 слушателей в год.

А.Д.: Я хотел бы обратить внимание на то, что кафедра расположена на территории «Фармацевтической компании «Здоровье», что позволяет использовать структурные и производственные подразделения завода для организации учебного процесса. Слушатели кафедры закрепляют теоретические знания на практических занятиях, которые проходят непосредственно на производственных участках или научно-исследовательской базе (включая контрольно-аналитическую лабораторию).

В.Ч.: Такая организация педагогического процесса обеспечивает большие преимущества для слушателей. По оценкам западных экспертов, эффективность лекций составляет около 5%, а самостоятельной работы — более 90%. Когда слушатели на примере современного склада «Фармацевтической компании «Здоровье» (недавно построенного) изучают правила хранения лекарственных средств, систему обеспечения качества, лекционный материал является вспомогательным.

— В каких направлениях работает кафедра?

А.Д.: Основное направление — учебная деятельность по повышению квалификации специалистов фармацевтической отрасли. Сегодня разработаны и внедрены несколько образовательных циклов: «Современные проблемы и направления технологии фармацевтических производств», «Современные аспекты производства, валидации, контроля качества лекарств на фармацевтических предприятиях», «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и маркетинга на фармацевтических предприятиях».

Программы повышения квалификации включают изучение вопросов технологии, контроля качества лекарств, управления, экономики, менеджмента и маркетинга на фармацевтическом предприятии, психологии профессиональной деятельности. Слушатели образовательных курсов изучают особенности развития мирового фармацевтического рынка, инновационные стратегии украинских производителей и перспективы отечественного фармацевтического производства. Также большое внимание уделяется правовому обеспечению деятельности фармацевтических предприятий, финансовым, кредитным отношениям, взаимоотношениям с налоговой службой, банками, поставщиками и пр.

Специальный раздел программы предусматривает изучение маркетинга, форм и методов конкурентного выживания и достижения успеха промышленным предприятием, особенностей маркетингового комплекса, в частности продвижения фармацевтической продукции.

Раздел программы «Производство готовых лекарственных средств в условиях GMP» составлен с учетом современных представлений о роли различных лекарственных форм в разных областях медицины, требований к лекарственным и вспомогательным веществам, к организации технологических процессов их получения.

Е.Г.: На каком бы предприятии человек не работал, какую бы должность не занимал, в любом виде деятельности он реализуется как личность и как личность вступает в общение с другими людьми. И от того, какие модели общения он выберет, зависит эффективность его деятельности и деятельности его коллег. Поэтому в программы всех циклов введен блок основ психологии: психология межличностного общения в условиях фармацевтического предприятия, психологическая характеристика фармацевтической деятельности, индивидуально-психологические особенности личности, характерологические особенности личности, психология управленческой деятельности, психология конфликтов и т.п.

Я думаю, что этот раздел не менее важен, чем разделы, в которых совершенствуются специальные знания. Наши слушатели получают возможность повысить культуру коммуникации, что позволяет им высокопрофессионально и компетентно наладить взаимоотношения с коллегами и деловыми партнерами. Современный руководитель подразделения должен знать методы подбора, расстановки, обучения и рационального использования персонала на фармацевтических предприятиях, учитывать личностные особенности человека в своей управленческой деятельности.

В 2006 учебном году планируется проведение новых циклов «Психология управления персоналом» и «Психология внутрифирменного обучения». Кроме того, вскоре на кафедре будет проводиться подготовка специалистов и магистров для фармацевтической отрасли.

Одним из направлений работы кафедры являются консультативные услуги специалистам фармацевтических предприятий по решению многих профессиональных вопросов. Несмотря на то, что существует достаточно много консалтинговых структур, это направление является востребованным и перспективным.

В.Ч.: Хотел бы отметить еще одно важное направление деятельности кафедры — проведение научно-исследовательских работ по созданию и внедрению в медицинскую практику лекарственных средств, а также разработке состава, технологии биологически активных добавок. Также сотрудники кафедры проводят научную работу по психологии профессиональной фармацевтической деятельности.

— В чем отличительные особенности Вашей кафедры промышленной фармации и экономики?

Е.Г.: Кафедра очень тесно связана с производственной базой «Фармацевтической компании «Здоровье» (в том числе и по своему расположению). Кроме того, тематика обучения предусмотрена для сотрудников фармацевтических предприятий, причем не только для тех, которые непосредственно заняты в области промышленной фармации (технологов, аналитиков, химиков). Нашими слушателями могут стать также менеджеры, маркетологи, руководители структурных подразделений и служб. Таким образом, программа обучения стремится охватить весь спектр деятельности современного фармпредприятия, при этом в каждом тематическом цикле рассматривается широкий комплекс разноплановых вопросов. Например, технолог, наряду с изучением узкоспециальных вопросов, получает знания об основах маркетинга, системе обеспечения качества, управления качеством, управления персоналом и т.д.

— Александр Викторович, Вы решаете важную задачу — готовите кадры для собственного производства, но также готовите кадры и для конкурентов…

— Я считаю, что если конкуренция добросовестная, то она не страшна. Каждое предприятие имеет свою изюминку, поэтому общение со слушателями с других заводов также дает много полезного, добавляет знаний, позволяет почерпнуть лучшее из опыта коллег, достойное уважения и внимания. Как у наших слушателей, так и у преподавателей есть потребность в общении и повышении профессионального уровня. Например, при неформальном общении главного технолога нашего завода (который является одним из преподавателей кафедры) со слушателями курсов — технологами фармпредприятий поднимается много специальных вопросов, которые они обсуждают и решают сообща. Я думаю, что это внутренняя потребность — учить других и, таким образом, изменить среду, в которой живешь и работаешь.

Специалистами не рождаются — ими становятся, но для этого нужна серьезная подготовка, и начинать следует со студенческой скамьи. Я часто прихожу в НФаУ во время защиты дипломных работ студентами-выпускниками. На этом этапе можно «рассмотреть» перспективного работника, даже будущего руководителя подразделения. Молодые специалисты сегодня всесторонне развиты, имеют большой потенциал, его нужно развивать, а их стремления, знания и умение направлять в нужное русло. Молодого специалиста важно мотивировать — создать условия для работы и образования, показать горизонты дальнейшего профессионального и карьерного роста, и результат не заставит себя долго ждать.

Следует отметить, что потенциальные сотрудники «Фармацевтической компании «Здоровья» еще со студенческой скамьи имеют возможность познакомиться с заводом: ежегодно несколько сотен студентов университета проходят практику в стенах нашего предприятия, что очень важно для формирования представления о будущей специальности.

— Осенью этого года будет проходить VI Национальный съезд фармацевтов Украины. Какие темы, на Ваш взгляд, должны обсуждаться в  первую очередь?

А.Д.: Фармацевтическая отрасль Украины имеет очень много положительных наработок, но и не меньше проблем. На мой взгляд, сегодня отсутствует глобальная стратегия развития нашей отрасли, что не позволяет в полной мере использовать потенциал промышленности и других звеньев оборота лекарственных средств. Перед съездом или во время его работы следует создать координационный совет, который бы аккумулировал все проблемные вопросы и предложил возможные решения. В такой совет должны войти представители медицинской и фармацевтической науки, практики, операторы рынка, управленцы. Это важный, но не главный этап. Вслед за конкретными предложениями должны последовать шаги по их реализации, и именно здесь должны консолидироваться усилия всех заинтересованных сторон — от работника аптеки до руководителя отрасли.

Наша отрасль в последнее время недооценивается. Имидж фармации, имидж фармацевта — человека, который изготовляет медикаменты, нужно повышать. Ведь врач и фармацевт — две самые гуманные и близкие профессии, к которым всегда питали уважение.o

За дополнительной информацией обращайтесь
на кафедру промышленной фармации и экономики
по тел.: (057) 757-55-49,
e-mail: pphe_sp@zt.kharkov.ua,
kafedra2@zt.kharkov.ua

Николай Холоденко,
фото автора

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи