Как это было на самом деле?!.. Аптечные продажи в Украине: октябрь 2009 г.

Несколько слов о прошлом. Первые 9 мес 2008 г. фармрынок восхищал его участников динамичным развитием. В октябре 2008 г. фармацевтическую отрасль (и не только) охватила волна потрясений — курс доллара начал резко повышаться. Отечественный фармрынок в этот период достойно принял этот вызов и развивался, несмотря на жесткие условия. В этот период жизнь фармацевтического рынка была наполнена различными событиями, и чего тут только не происходило за эти 12 мес. И вот спустя год в октябре 2009 г. вспыхнули другие события — общеукраинский ажиотаж вокруг свиного гриппа. В течение 2 нед — последней в октябре (44-я) и первой в ноябре (45-я) — количество посетителей в аптечных учреждениях было ошеломляющим. Раскупались препараты для лечения простудных заболеваний и вирусных инфекций (а также другая продукция). И то, что происходило в аптечных учреждениях за эти 2 нед, повлияло на общие результаты развития рынка. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМКОРЗИНА

В октябре 2009 г. общий объем розничного фармрынка увеличился по сравнению с октябрем 2008 г. на 41,2% в денежном и практически не изменился в натуральном выражении (–0,2%), составив 2,1 млрд грн. за 169,3 млн упаковок (табл. 1). При этом продажи ЛС превысили обще­рыночные показатели развития — 46,6% в денежном и 5,6% в натуральном выражении.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в октябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Октябрь, год Млн грн. Удельный вес категории, %  , % Млн упаковок Удельный вес категории, %  , %
ЛС
2007 1045,2 84,4 115,7 63,5
2008 1226,2 81,1 17,3 101,9 60,0 –11,9
2009 1797,4 84,1 46,6 107,6 63,6 5,6
ИМН*
2007 101,4 8,2 59,3 32,6
2008 142,4 9,4 40,4 59,5 35,0 0,2
2009 181,3 8,5 27,3 53,5 31,6 –10,0
Косметика
2007 58,9 4,8 4,5 2,5
2008 93,6 6,2 58,9 5,5 3,2 22,6
2009 99,7 4,7 6,6 5,0 3,0 –8,9
БАД
2007 32,5 2,6 2,6 1,4
2008 50,1 3,3 54,1 2,9 1,7 13,6
2009 57,6 2,7 14,9 3,2 1,9 9,7
Всего
2007 1238,0 182,0
2008 1512,3 22,2 169,7 –6,8
2009 2136,0 41,2 169,3 –0,2

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые про­шли процедуру регистрации.

В долларовом эквиваленте объем розничного фармрынка в октябре 2009 г. составил 267,0 млн дол. США, сократившись по сравнению с октябрем 2008 г. почти на 11%. Следует отметить, что это наименьшая убыль с начала текущего года.

Напомним, что годом ранее, в октябре 2008 г., на объем реализации лекарственных средств (ЛС) и весь фармрынок повлияло повышение курса доллара по отношению к нацио­нальной валюте. Тогда покупательная способность начала изменяться — наметилась тенденция к экономии. В целом 2008 г. был успешным, за исключением последних месяцев. Необходимо учитывать, что прирост продаж товаров «аптечной корзины» в октябре 2008 г. составил 22,2%, а таковой ЛС — 17,3%. И если бы доллар не стал дороже, эти показатели были бы выше.

В октябре 2009 г. уменьшение количества реализованных упаковок отмечают для косметики и изделий медицинского назначения (ИМН), а для категорий ЛС и биологически активных добавок (БАД) этот показатель был «в плюсе». Традиционно максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки характерна для косметики и БАД. В октябре 2009 г. этот показатель повысился на 17,0 и 4,8%, составив 20,0 и 18,1 грн. соответственно. Для ИМН  средневзвешенная стоимость в абсолютном значении составила 3,4 грн., для ЛС — 16,7 грн.

В целом же по итогам 10 мес 2009 г. общий объем розничного фармрынка составил 16,2 млн грн. за 1,4 млрд упаковок. В долларовом эквиваленте его объем сократился до 2,1 млрд дол. (на 21,0%).

Напомним, что с конца прошлого года в более выигрышном положении на розничном фармрынке были отечественные производители. В октябре 2009 г. в общем объеме аптечных продаж доля товаров отечественного производства составила более 25% в денежном и около 57% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Причем если количество реализованных упаковок зарубежного производства по всем категориям товаров сократилось, то отечественного, напротив, увеличилось. Незначительная убыль отмечена для продаж косметики и БАД зарубежного производства в денежном выражении.

Таблица 2 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в октябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Октябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, %  ,% Млн грн. Удельный вес категории, %  ,%
ЛС
2007 794,1 76,0 251,1 24,0
2008 954,5 77,8 20,2 271,7 22,2 8,2
2009 1359,5 75,6 42,4 437,9 24,4 61,2
ИМН*
2007 73,4 72,4 28,0 27,6
2008 109,4 76,9 49,1 32,9 23,1 17,7
2009 131,3 72,4 20,0 50,0 27,6 51,8
Косметика
2007 43,2 73,3 15,7 26,7
2008 69,3 74,1 60,5 24,3 25,9 54,3
2009 68,6 68,8 –1,1 31,1 31,2 28,3
БАД
2007 21,9 67,3 10,6 32,7
2008 35,5 70,8 62,2 14,6 29,2 37,4
2009 35,4 61,5 –0,2 22,2 38,5 51,7
Всего
2007 932,6 75,3 305,4 24,7
2008 1168,8 77,3 25,3 343,5 22,7 12,5
2009 1594,8 74,7 36,4 541,2 25,3 57,6
Таблица 3 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в октябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Октябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, %  ,% Млн упаковок Удельный вес категории, %  ,%
ЛС
2007 44,2 38,2 71,5 61,8
2008 41,2 40,4 –6,9 60,7 59,6 –15,1
2009 39,3 36,6 –4,5 68,3 63,4 12,5
ИМН*
2007 35,3 59,5 24,0 40,5
2008 38,4 64,6 8,8 21,0 35,4 –12,4
2009 31,1 58,2 –19,0 22,4 41,8 6,4
Косметика
2007 2,1 47,5 2,3 52,5
2008 2,8 51,0 31,6 2,7 49,0 14,3
2009 2,1 41,6 –25,8 2,9 58,4 8,7
БАД
2007 0,8 30,9 1,8 69,1
2008 1,0 34,7 27,4 1,9 65,3 7,4
2009 0,8 25,9 –18,2 2,4 74,1 24,6
Всего
2007 82,5 45,3 99,6 54,7
2008 83,4 49,2 1,2 86,3 50,8 –13,4
2009 73,4 43,3 –12,1 95,9 56,7 11,2

Таким образом, в октябре 2009 г. мы видим активно возросший фармрынок. Однако то, что принесло ему такой рост, вполне очевидно отразится в дальнейшем уже не в его пользу. Всплеск продаж реализованных упаковок всего за 2 нед может в дальнейшем смениться стагнацией.

РЫНОК ЛС

В октябре 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 1,8 млрд грн. за 107,6 млн упаковок. Нетрудно догадаться, что это максимальный объем за последние годы как в денежном, так и в натуральном выражении.

В долларовом эквиваленте в октябре 2009 г. рынок ЛС составил 224,7 млн дол., сократившись на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. С начала текущего года это максимальный объем в абсолютном значении и наименьшая убыль.

В целом же по итогам 10 мес 2009 г. общий объем рынка ЛС составил 13,2 млрд грн. в денежном выражении, а в натуральном — 872,5 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. темпы прироста/убыли составили почти 25 и 12% соответственно (табл. 4).

Таблица 4 Объем рынка ЛС и розничного фармрынка в целом в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам 10 мес 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
10 мес, год Млрд грн.  , % Млн упаковок  , % Млрд дол.  , %
ЛС
2007 8,2 1023,9 1,6
2008 10,6 28,5 990,6 –3,2 2,1 31, 0
2009 13,2 24,9 872,5 –11,9 1,7 –20,3
Весь фармрынок
2007 9,8 1614,1 1,9
2008 13,0 32,8 1630,7 1,0 2,6 35,4
2009 16,2 23,9 1433,3 –12,1 2,1 –21, 0

Как сообщает Государственный комитет статистики, в октябре 2009 г. индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги относительно предыдущего месяца составил 100,9%, а по сравнению с октябрем 2008 г. — 114,1%. Напомним, что ИПЦ на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование в текущем году повышался в течение 3 мес — с января по март (со 137,5 до 147,1%). В летние месяцы рост приостановился, а осенью этот показатель начал повышаться. В сентябре он составил 142,2%, а в октябре — 143,3%. Вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка ЛС в эти месяцы составил 55,2 и 52,3% соответственно (рис. 1). Следует отметить, что в октябре впервые с начала текущего года убыль индексов замещения и эластичности спроса значительно замедлилась и вклад таковых почти приблизился к нулевому значению.

рис. 1

Отметим, что по сравнению с началом нынешнего года торговая наценка на ЛС в аптечных учреждениях снизилась. Так, с лета этот показатель не превышал 28% (рис. 2).

рис. 2

В октябре 2009 г. максимальный объем реализованных аптечными учреждениями ЛС отмечают для среднестоимостной ниши (8,7–50,4 грн.) — 837,3 млн грн. (табл. 5). Объем в размере 758,0 млн грн. обеспечили ЛС высоко­стоимостной ниши (свыше 50,4 грн.). Вклад низкостоимостных ЛС (до 8,7 грн.) составил 202,1 млн грн. Эта ниша в октябре 2009 г. аккумулировала почти 60% общего количества реализованных упаковок ЛС (63,4 млн).

Таблица 5 Объем аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в октябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Октябрь, год Млн грн. Удельный вес ниши, %   , % Млн упаковок Удельный вес ниши, %   , %
Низкостоимостная (до 8,7 грн.)
2007 136,8 13,1 69,6 60,1
2008 134,0 10,9 –2,0 56,9 55,9 –18,2
2009 202,1 11,2 50,8 63,4 58,9 11,3
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)
2007 477,8 45,7 37,9 32,8
2008 549,3 44,8 15,0 36,1 35,4 –4,8
2009 837,3 46,6 52,4 36,2 33,6 0,4
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)
2007 430,7 41,2 8,2 7,1
2008 543,0 44,3 26,1 8,9 8,7 8,0
2009 758,0 42,2 39,6 8,1 7,5 –9,1
Всего
2007 1045,2 115,7
2008 1226,2 17,3 101,9 –11,9
2009 1797,4 46,6 107,6 5,6

Для ЛС средне- и низкостоимостной ниши отмечают максимальное увеличение объема аптечных продаж в денежном выражении — свыше 50%. В натуральном выражении объем реализации этих ЛС также увеличился, чего нельзя сказать о высокостоимостных ЛС. Количество реализованных упаковок таковых уменьшилось по сравнению с октябрем 2008 г. на 9,1%.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС исследуемых ценовых ниш в октябре 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем повысилась незначительно. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС низко-, средне- и высокостоимостной ниши в исследуемый период составила соответственно 3,2; 23,1 и 94,0 грн.

Конечно, в результате происходящих событий в октябре претерпела изменения фармако­терапевтическая структура рынка ЛС. В этот период 2009 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям в разрезе групп АТС- классификации первого уровня обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 370,3 млн грн. (рис. 3). Объем продаж препаратов этой группы увеличился почти на 42%. Еще более высокие темпы прироста продемонстрировали группы, занимающие следующие 3 строчки.

рис. 3

Так, продажи препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» увеличились почти на 50,0% (до 276,0 млн грн.). Для группы N «Средства, действующие на нервную систему» этот показатель был чуть выше — 51,1% (243,6 млн грн.). Максимальное увеличение объема аптечных продаж ЛС в разрезе топ-5 отмечают для группы J «Противомикробные средства для системного применения» — 65,4% (до 203,7 млн грн.). Группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» заняла в этот период 5-ю строчку.

В категории «Прочие» наиболее активное развитие в октябре 2009 г. продемонстрировали препараты группы L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» (объем продаж увеличился почти вдвое по сравнению с октябрем 2008 г.).

Среди групп АТС-классификации третьего уровня максимальную выручку аптечным учреждениям в октябре 2009 г. обеспечили препараты группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» — 111,3 млн грн., что практически на 81% больше, чем в октябре 2008 г. (табл. 6). Максимальное увеличение объема розничной реализации ЛС в разрезе представленной топ-10 отмечают для групп J05A «Противовирусные средства прямого действия» и L03A «Иммуностимуляторы». Доля этой топ-10 групп аккумулировала 34,1% общего объе­ма продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2009 г.

Таблица 6 Топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня по объемам продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2007 2008   , % 2009   , %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 52,0 61,7 18,6 111,3 80,5
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 49,0 58,3 19,0 85,9 47,4
3 J05 A Противовирусные средства прямого действия 14,8 20,3 36,7 62,9 210,0
4 R05 X Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях 26,8 32,3 20,7 58,2 80,1
5 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 32,0 37,8 18,1 52,6 39,0
6 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 27,2 34,8 27,8 52,0 49,7
7 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 29,3 37,1 26,6 50,3 35,6
8 L03 A Иммуностимуляторы 16,9 23,5 38,7 50,0 113,0
9 A16 A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 27,5 32,0 16,6 47,2 47,3
10 A05 B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 28,3 34,1 20,4 42,9 25,9
Прочие ? 741,4 854,4 15,2 1184,1 38,6
Всего ? 1045,2 1226,2 17,3 1797,4 46,6

В целом активное развитие продемонстрировала пятерка групп АТС-классификации — А, J, L, N и R. В одной из предыдущих публикаций мы рассказывали читателю о том, как развивались продажи этих растущих групп препаратов на 44-й неделе (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 44 (715) от 9.11.2009 г.). Для ЛС этих групп всплеск объема продаж отмечен на 44-й неделе, и уже на 45-й они достигли пика (рис. 4). А в последующие — 46-ю и 47-ю недели (ноябрь) — объем продаж таковых резко устремился вниз.

Рис. 4

Недельная динамика объема продаж в целом на розничном фармрынке в точности повторяет развитие продаж ЛС (рис. 5). А драйвером ЛС были растущие группы препаратов. В ноябрьские недели — 46-ю и 47-ю — объем реализованных упаковок на фармрынке в целом и рынке ЛС в частности устремился по нисходящей и тем самым вернулся к привычному уровню. Что будет происходить далее, представить несложно — вполне очевидно, что рынок начнет стагнировать в упаковках.

Рис. 5

Хотелось бы также обратить внимание на то, что с 1-й по 43-ю неделю в среднем объем аптечных продаж составлял 366,8 млн грн. в неделю. В пиковые недели — 44-ю и 45-ю — недельный объем аптечных продаж составил 645,5 млн грн. Получается, что в среднем в период ажиотажного спроса аптечные учреждения реализовали на 278,8 млн грн. больше, чем в обычную неделю. Если рассчитать долю этой разницы (пиковой выручки) в общем объеме аптечных продаж за 45 нед, то она составит всего 1,6%.

Что касается рейтинга брэндов ЛС по объе­му аптечных продаж в денежном выражении, то в октябре 2009 г. его возглавил АМИЗОН, 2-ю строчку занял АРБИДОЛ, а на 3-й оказался традиционный лидер последних лет — АКТОВЕГИН (табл. 7). Вполне логично, что в представленной топ-20 в основном были сконцентрированы препараты для лечения простудных заболеваний.

Таблица 7 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в октябре 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
АМИЗОН 1 28 38
АРБИДОЛ 2 19 24
АКТОВЕГИН 3 1 1
АНАФЕРОН 4 12 28
КОЛДРЕКС 5 8 12
АФЛУБИН 6 53 70
ТЕРАФЛЮ 7 15 40
ЭССЕНЦИАЛЕ 8 2 2
ФАРМАЦИТРОН 9 24 23
ЛАЗОЛВАН 10 3 4
МИЛДРОНАТ 11 4 5
ФЕРВЕКС 12 16 14
АУГМЕНТИН 13 14 22
НАТРИЯ ХЛОРИД 14 11 9
МЕЗИМ 15 6 7
НО-ШПА 16 17 10
КЕТАНОВ 17 13 16
ВИТРУМ 18 7 8
ЛИНЕКС 19 21 13
ПРЕДУКТАЛ 20 5 6
Таблица 8 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 2008 2007
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Фармак (Украина) 2 5 6
Nycomed (Норвегия) 3 4 11
Sanofi-Aventis (Франция) 4 2 2
Sandoz (Швейцария) 5 6 3
Дарница (Украина) 6 7 4
Артериум Корпорация (Украина) 7 9 5
KRKA (Словения) 8 3 7
ПРО-фарма (Украина) 9 19 21
Servier (Франция) 10 8 10
Gedeon Richter (Венгрия) 11 13 15
Heel (Германия) 12 10 8
Bayer Consumer Care (Швейцария) 13 11 9
Bittner (Австрия) 14 17 22
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 12 12
GlaxoSmithKline (Великобритания) 16 14 16
Здоровье (Украина) 17 16 14
Boehringer Ingelheim (Германия) 18 15 13
Actavis Group (Исландия) 19 21 19
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) 20 27 24

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 8). Препарат, объем продаж которого был максимальным (АМИЗОН), обеспечил в представленном топ-листе 2-ю позицию украинской компании-производителю «Фармак» . На 3-м месте находится компания «Nycomed».

Учитывая все вышесказанное, отечественный фармрынок в ближайшие 2 мес — в нояб­ре и декабре 2009 г. — может продемонстрировать развитие в нескольких направлениях. Согласно оптимистичному сценарию в ноябре объем фармрынка в долларовом эквиваленте может увеличиться почти на 11% (рис. 6). Напомним, что в прошлом году объем фармрынка в долларовом эквиваленте начал убывать с ноября.

Рис. 6

ИТОГИ

На последней неделе октября 2009 г. на отечественном фармрынке наблюдался всплеск продаж. Паническая волна, которая охватила население, была вызвана страхом перед эпидемией гриппа. Продажи в аптеках увеличились, и это внесло весомый вклад в развитие фармрынка в целом за месяц. Продолжился ажиотаж и на первой неделе ноября.

А далее последовало затишье… Да, фармацевтический рынок и рынок ЛС продемонстрировали в октябре 2009 г. активное развитие. Однако какой ценой? В течение этих 2 нед в аптечных учреждениях активно раскупались препараты от различных вирусных заболеваний в количестве больше обычного (так сказать впрок).

Настораживает тот факт, что количество реализованных упаковок ЛС в октябре 2009 г. было максимальным за последние 2 года — 107,6 млн (!). Больше было в далеком прошлом — в декабре 2007 г. (111,6 млн упаковок). Населением уже куп­лено большое количество препаратов, хотя могло бы быть приобретено планомерно в течение осеннего и зимнего сезона.

Что же за этим всем последует далее? Вполне очевидно, что теперь можно ожидать падения рынка ЛС в упаковках. Это отразится на общих показателях всего фармрынка. Хотя в следующем месяце мы увидим положительную динамику развития рынка по всем показателям — в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте.

Оксана Сергиенко
Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0 (44) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті