Нестандартное лето. Аптечные продажи в Украине — июль 2005 г.

По итогам I полугодия 2005 г. на розничном фармацевтическом рынке Украины были отмечены определенные тенденции, которые внесли некоторые изменения в общие представления о развитии отечественного рынка аптечных продаж. Данная публикация посвящена анализу итогов июля 2005 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Общий объем аптечных продаж в июле 2005 г. составил 596,7 млн грн. в денежном и 144,4 млн упаковок в натуральном выражении, что превышает аналогичные показатели июля 2004 г. на 44,3 и 23,1% соответственно (табл. 1). При этом розничный рынок ЛС составил 512,1 млн грн. в денежном и 95,9 млн упаковок в натуральном выражении, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 45 и 25,6% соответственно. Как следует из приведенных данных, объем продаж ЛС в июле увеличивался немного быстрее, чем весь рынок аптечных продаж в целом, соответственно увеличился и их удельный вес среди товаров «аптечной корзины» и составил 85,8%. При этом единственной категорией, по которой наблюдалось отставание от темпов развития розничного рынка по объемам продаж и в натуральном, и в денежном выражении, являлись ИМН. Среди всех категорий товаров наибольший прирост средневзвешенной стоимости зафиксирован по ЛС (рис. 1). Единственной категорией, по которой не только в июле, но и на протяжении всего 2005 г., наблюдается снижение средневзвешенной стоимости, являются БАД.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в I полугодии 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в I полугодии 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
?

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров
в июле 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Июль

Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упак. Удельный вес
категории, %
D, %

ЛС

2003 г. 354,6 85,8 73,3 73,6
2004 г. 353,2 85,4 -0,4 76,4 65,1 4,2
2005 г. 512,1 85,8 45,0 95,9 66,4 25,6

ИМН

2003 г. 33,2 8,0 23,0 23,1
2004 г. 41,7 10,1 25,5 37,6 32,0 63,5
2005 г. 55,8 9,3 33,6 44,3 30,7 17,8

Косметика

2003 г. 15,9 3,8 2,3 2,3
2004 г. 10,7 2,6 -32,2 1,5 1,3 -32,6
2005 г. 17,0 2,9 58,3 2,2 1,5 0,0

БАД

2003 г. 9,7 2,4 1,0 1,0
2004 г. 7,7 1,9 -20,7 1,2 1,0 20,0
2005 г. 11,8 2,0 52,2 2,0 1,4 72,4

ВСЕГО

2003 г. 413,4 99,6
2004 г. 413,4 0,0 116,7 17,2
2005 г. 596,7 44,3 144,4 23,8

Как следует из представленных данных, темпы прироста продаж основной товарной категории аптечных продаж — ЛС — и в июле остаются на таком же высоком уровне, установленном в апреле–мае 2005 г., причем как в денежном (рис. 2), так и в натуральном выражении (рис. 3). При этом увеличивается также и средневзвешенная розничная стоимость одной упаковки ЛС — в июле ее прирост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. составил 15,5% (рис. 4). За последние три года впервые зафиксирован такой высокий прирост продаж ЛС в летний период. Этот сезон всегда считался периодом некоторого затишья на фармацевтическом рынке Украины. Первой волной, поколебавшей этот стереотип, оказались приросты объемов поставок импортных ЛС летом 2004 г., но это было в какой-то степени связано с различными процессами, происходившими в преддверии выборов. Летом 2005 г. наблюдалась ситуация, не свойственная предыдущим периодам, — развитие розничного рынка не замедлилось, а наоборот набрало обороты. Украинский рынок ЛС летом 2005 г. развивался динамично и поступательно, причем прирост объема продаж в денежном намного превышал таковой в натуральном выражении, что указывает на определенные факторы — двигатели этого процесса.

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Первый фактор — это коренная смена позиции и курса развития отечественных производителей. В наших предыдущих публикациях не раз описывалась суть этой позиции, а именно: выведение на рынок новых и перепозиционирование некоторых «старых» торговых марок, что привело к увеличению удельного веса более дорогих отечественных препаратов. Но при этом украинские ЛС несколько утратили свои позиции по объемам продаж в натуральном выражении. Эта тенденция продолжилась и в июле 2005 г. При том, что продажи отечественных ЛС в денежном выражении увеличились на 43,7% по сравнению с июлем 2004 г. (табл. 2), в натуральном выражении показатель прироста составил 20,9% (табл. 3). Тогда как для объема продаж импортных препаратов аналогичные показатели составили 45,6 и 40,5% соответственно. В то время как прирост продаж отечественных препаратов в денежном выражении более чем в 2 раза превышал таковой в натуральном, для импортных аналогичные показатели практически одинаковы. Соответствующим образом меняется и средневзвешенная розничная стоимость одной упаковки ЛС: ее прирост для зарубежных ЛС составил всего 3,6%, для украинских — 18,8%. Такое увеличение стоимости 3/4 всего объема розничного рынка в натуральном выражении (а именно столько составляет количество проданных упаковок отечественных препаратов) не могло не сказаться на развитии всего рынка. Отсюда и значительное превышение прироста суммарного объема розничного рынка ЛС в денежном выражении над таковым в натуральном.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении
по категориям товаров отечественного
и зарубежного производства в июле 2003-2005 гг.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Июль

Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, %

ЛС

2003 г. 265,1 74,8 89,5 25,2
2004 г. 249,9 70,8 -5,7 103,3 29,2 15,4
2005 г. 363,7 71,0 45,6 148,4 29,0 43,7

ИМН

2003 г. 24,4 73,4 8,8 26,6
2004 г. 25,7 61,5 5,1 16,1 38,5 82,0
2005 г. 35,5 63,7 38,4 20,3 36,3 26,0

Косметика

2003 г. 10,8 67,8 5,1 32,2
2004 г. 7,4 69,0 -31,1 3,3 31,0 -34,7
2005 г. 11,1 65,2 49,5 5,9 34,8 77,6

БАД

2003 г. 5,8 59,7 3,9 40,3
2004 г. 3,6 47,0 -37,6 4,1 53,0 4,5
2005 г. 5,9 49,9 61,8 5,9 50,1 43,7

ВСЕГО

2003 г. 306,1 74,0 107,4 26,0
2004 г. 286,6 69,3 -6,4 126,8 30,7 18,1
2005 г. 416,2 69,7 45,2 180,5 30,3 42,4

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров отечественного
и зарубежного производства в июле 2003-2005 гг.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Июль

Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, %

ЛС

2003 г. 20,5 28,0 52,8 72,0
2004 г. 18,0 23,6 -12,2 58,4 76,4 10,6
2005 г. 25,3 26,4 40,5 70,6 73,6 20,9

ИМН

2003 г. 15,9 69,3 7,1 30,7
2004 г. 17,7 46,9 10,7 20,0 53,1 183,0
2005 г. 19,6 44,2 10,9 24,7 55,8 23,9

Косметика

2003 г. 1,1 47,6 1,2 52,4
2004 г. 0,6 42,4 -39,9 0,9 57,6 -26,0
2005 г. 0,8 38,9 30,5 1,3 61,1 51,0

БАД

2003 г. 0,4 37,7 0,6 62,3
2004 г. 0,2 18,3 -41,6 1,0 81,7 57,2
2005 г. 0,5 23,0 116,1 1,6 77,0 62,5

ВСЕГО

2003 г. 37,9 38,1 61,7 61,9
2004 г. 36,5 31,3 -3,6 80,2 68,7 30,0
2005 г. 46,2 32,0 26,5 98,2 68,0 22,5

Ну и конечно следует отметить также продолжающуюся экспансию импортных препаратов, чему в немалой степени способствует экономическая ситуация в стране («Еженедельник Аптека» № 36 (507) от 19 сентября 2005 г.). Причем если украинские производители увеличивают в своей структуре продаж удельный вес более дорогих препаратов, тем самым повышая средневзвешенную стоимость одной упаковки, то в структуре продаж зарубежных ЛС наоборот увеличивается удельный вес более дешевых препаратов. Так, за 7 месяцев 2004 г. средневзвешенная стоимость одной упаковки импортных препаратов выросла на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., в то же время в 2005 г. за тот же период она увеличилась всего на 5,5%. И сейчас прослеживается четкая тенденция к дальнейшему ее снижению, о чем свидетельствуют данные импорта ЛС в Украину (см. «Еженедельник Аптека» № 36 (507) от 19 сентября 2005 г.). Для иностранных производителей на фармрынке Украины в настоящий момент сложились достаточно выгодные условия, чем они и пользуются, как любой здравомыслящий бизнесмен для получения преимущества в конкурентной борьбе.

Естественно, что такие серьезные изменения в направлении развития рынка ЛС не могли не сказаться на его ценовой структуре. Если в июне 2004 г. основной прирост продаж был зафиксирован в низкостоимостной нише, то в июле 2005 г. по сравнению с июлем 2004 г. наибольший прирост объема продаж как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован в среднестоимостной нише — 51 и 44,2% соответственно (табл. 4). Самые низкие показатели прироста зафиксированы в низкостоимостной нише — 35,9 в денежном и 20,8% в натуральном выражении. При этом в данной нише зафиксирован самый большой прирост средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки ЛС — 12,5% (рис. 5). Следует отметить, что, несмотря на самый большой прирост объема продаж препаратов среднестоимостной ниши, в ней отмечается самый низкий прирост средневзвешенной стоимости, что полностью согласуется с нашими предыдущими выводами. Дело в том, что отечественные препараты «среднего звена» по своей цене находятся в районе нижней границы среднестоимостной ниши, и, при увеличении своего удельного веса в общем объеме продаж данной ниши, тем самым уменьшается средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС.

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в июле 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
?

Рис. 6. Топ-5 групп АТС-классификации первого уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении в I полугодии 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 6. Топ-5 групп АТС-классификации первого уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении в I полугодии 2003–2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам
в июле 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Июль

Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %

Низкостоимостная

2003 г. 71,3 20,1 55,3 75,4
2004 г. 75,0 21,2 5,2 59,9 78,5 8,5
2005 г. 101,8 19,9 35,9 72,4 75,5 20,8

Среднестоимостная

2003 г. 161,7 45,6 15,2 20,7
2004 г. 146,6 41,5 -9,4 13,8 18,1 -9,1
2005 г. 221,4 43,2 51,0 19,9 20,7 44,2

Высокостоимостная

2003 г. 121,6 34,3 2,9 4,0
2004 г. 131,6 37,3 8,2 2,7 3,5 -8,6
2005 г. 188,9 36,9 43,5 3,6 3,8 36,9

ВСЕГО

2003 г. 354,6 73,3
2004 г. 353,2 -0,4 76,4 4,2
2005 г. 512,1 45,0 95,9 25,6

Другим важным фактором резкого увеличения темпов прироста объема продаж ЛС в летний период является повышение спроса на некоторые группы препаратов. Так, прирост продаж препаратов в денежном выражении по семи группам АТС-классификации из топ-10 превысил 50% (табл. 5). Особенно выделяются группы С01Е и N06B. Отметим, что в топ-10 присутствуют 3 группы, относящиеся к средствам, действующим на нервную систему. При этом по некоторым группам в июле 2004 г. было зафиксировано уменьшение объемов продаж. То есть летом 2005 г. наблюдается повышение покупательной активности потребителей даже по тем позициям, которые в прошлом году не пользовались таким спросом. Если же обратиться к данным по группам АТС-классификации 1-го уровня, то июльская структура продаж образца 2005 г. практически не отличается от таковой прошлого года (рис. 6). Соответственно, повышение спроса наблюдается по отдельным позициям и изменения структуры продаж произошли в основном на более глубоких уровнях АТС-классификации. Общие же показатели соотношения удельного веса групп 1-го уровня практически не изменились. Повышение спроса на отдельные товарные позиции коррелирует с резким повышением рекламной активности производителей ЛС в летний период, чего ранее не наблюдалось. Затраты на рекламу препаратов на телевидении в июне увеличились на 134%, в июле — на 246,6% по сравнению с аналогичными периодами 2004 г. (более подробно о рынке телерекламы ЛС в июле 2005 г. в наших ближайших публикациях). А ведь не секрет, что рекламная активность в значительной степени влияет на формирование потребностей, и, вполне возможно, это послужило одной из причин значительного повышения спроса на отдельные товарные группы.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении
в июле 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.
2003 г. 2004 г. D, % 2005 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 16,0 13,6 -15,1 21,2 56,0
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 11,4 13,0 14,2 19,4 49,1
3 A16A Прочие средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболические процессы 9,8 9,5 -3,7 14,3 51,1
4 C01E Прочие кардиологические препараты 7,5 8,8 16,1 14,2 62,2
5 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 8,1 8,1 0,3 12,3 52,5
6 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 3,0 8,3 178,4 12,3 47,2
7 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и  гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 5,9 7,1 20,5 12,3 72,8
8 G04B Прочие средства, применяемые в  урологии, включая спазмолитики 10,5 7,5 -28,7 12,0 59,9
9 N05C Снотворные и седативные препараты 10,6 8,5 -19,7 11,9 40,1
10 M02A Средства, применяемые местно при суставной и мышечной боли 7,6 6,3 -16,8 9,5 50,2
Прочие 264,2 262,5 -0,6 372,7 42,0
Всего 354,6 353,2 -0,4 512,1 45,0

Лидером по объемам продаж в денежном выражении в июле 2005 г. среди торговых марок уже привычно остается препарат Эссенциале (табл. 6). Неудивительно, что состав топ-50 брэндов в значительной степени представлен препаратами, относящимися к группам АТС-классификации, продемонстрировавшим наибольшие показатели прироста объемов продаж.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж
в денежном выражении в июле 2005 г.

№ п/п Титульное наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 АКТОВЕГИН
3 ЦЕФТРИАКСОН
4 НО ШПА
5 МИЛДРОНАТ
6 НАТРИЯ ХЛОРИД
7 КЕТАНОВ
8 МЕЗИМ
9 ФЕСТАЛ
10 ПРЕДУКТАЛ
11 ВИАГРА
12 ЭНАП
13 ЦЕФАЗОЛИН
14 ДИКЛОБЕРЛ
15 ТРОКСЕВАЗИН
16 РАНИТИДИН
17 ЛИНЕКС
18 ФЕЗАМ
19 КАПТОПРЕС
20 ЦИТРАМОН
21 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
22 ДОЛАРЕН
23 ФЛУКОНАЗОЛ
24 ТРАУМЕЛЬ С
25 АНАЛЬГИН
?
№ п/п Титульное наименование
26 КАВИНТОН
27 ТЕРАФЛЕКС
28 ЛАЗОЛВАН
29 ПРОСТАМОЛ УНО
30 КАРСИЛ
31 ВИТРУМ
32 КАЛЬЦЕМИН
33 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
34 ВИГОР
35 СПАЗМАЛГОН
36 КОРВАЛОЛ
37 МОВАЛИС
38 РЕОСОРБИЛАКТ
39 ОМЕЗ
40 ИМПАЗА
41 ДИКЛОФЕНАК
42 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
43 ЛИОТОН
44 ГЛЮКОЗА
45 ЭНАЛАПРИЛ
46 ДУФАСТОН
47 ПРОТЕФЛАЗИД
48 ФАСТУМ
49 ДЕТРАЛЕКС
50 ХИЛАК

Среди компаний-производителей первое место по итогам июля 2005 г. занимает корпорация «sanofi-aventis» (табл. 7). Отметитм появление в рейтинге компании «Стада-Нижфарм», которая образовалась в результате покупки немецкой компанией «Stada» российского завода «Нижфарм». Как следует из представленных данных, множество компаний изменили свои позиции по сравнению с июлем 2004 г., в том числе и в первой 10-ке, но при этом следует учитывать, что большое влияние на расстановку сил на рынке оказали консолидационные процессы, происходившие в 2005 г. Если же обратиться к рейтингу владельцев лицензий, то в июле 2005 г., как и в июле 2004 г., первую позицию по объемам продаж ЛС в денежном выражении занимала «Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 8), при этом состав первой тройки не изменился.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в июле 2004 и 2005 г.

Маркетирующая организация

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1
Menarini Group (Италия) 2 2
Дарница (Украина) 3 1
Артериум (Украина) 4
Борщаговский (Украина) 5 9
Здоровье (Украина) 6 5
KRKA (Словения) 7 8
Gedeon Richter (Венгрия) 8 7
Фармак ОАО (Украина) 9 6
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 12
Sandoz (Швейцария) 11 11
Actavis (Исландия) 12 15
Heel (Германия) 13 14
Pfizer Inc. (США) 14 13
Servier (Франция) 15 24
Nycomed (Норвегия) 16 18
Sagmel (США) 17 22
Boehringer Ingelheim (Германия) 18 16
Genom Biotech (Индия) 19 17
Ranbaxy (Индия) 20 20
Merckle (Германия) 21 23
Schering (Германия) 22 19
Egis (Венгрия) 23 26
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 27
Pliva (Хорватия) 25 21
Sopharma (Болгария) 26 29
Johnson & Johnson (США) 27 28
Dr. Reddy’s (Индия) 28 33
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 29
Биофарма (Украина) 30 40

Таблица 8

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2005 г.

Владелец лицензии

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) 2 2
Здоровье (Украина) 3 3
Борщаговский ХФЗ (Украина) 4 7
KRKA (Словения) 5 6

Подводя итоги, отметим несколько основных моментов, характеризующих ситуацию на рынке образца июля 2005 г. Летом этого года отмечен значительный прирост объемов продаж ЛС, особенно в денежном выражении, чему есть определенные причины. Тенденция к увеличению удельного веса отечественных препаратов в среднестоимостной нише сохранилась и в июле. Также сохранились опережающие развитие рынка темпы прироста продаж импортных ЛС в натуральном выражении. Давление товарной массы зарубежных ЛС на розничный фармацевтический рынок Украины по-прежнему не ослабевает. Но при этом повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в целом по рынку обусловлено в первую очередь именно увеличением удельного веса проданных упаковок сравнительно дорогих отечественных препаратов. Естественно, что повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных ЛС, которые составляют 3/4 розничного рынка в натуральном выражении, явилось довольно весомым вкладом в показатели прироста объема всего рынка в денежном выражении.

Кроме того, летом отмечено значительное повышение спроса на отдельные группы ЛС, чего не наблюдалось в 2004 г. Плюс это сопровождается высокой рекламной активностью производителей в летний период. Возможно, 2005 г. является той поворотной точкой, начиная с которой будет постепенно стираться грань между сезонными оживлением и затишьем на фармацевтическом рынке Украины. Да, естественно, препараты, пользующиеся повышенным спросом зимой и летом будут разными, но уже сейчас мы наблюдаем, что покупательная активность в летний период не снизилась. Возможно, эта тенденция найдет свое продолжение и в дальнейшем. История развития рыночных отношений в Украине знала примеры, когда исключительно сезонные товарные рынки постепенно становились круглогодичными. Почему рынок ЛС должен быть исключением??n

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Игорь Хмилевский

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи