|
Общий объем аптечных продаж в июле 2005 г. составил 596,7 млн грн. в денежном и 144,4 млн упаковок в натуральном выражении, что превышает аналогичные показатели июля 2004 г. на 44,3 и 23,1% соответственно (табл. 1). При этом розничный рынок ЛС составил 512,1 млн грн. в денежном и 95,9 млн упаковок в натуральном выражении, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 45 и 25,6% соответственно. Как следует из приведенных данных, объем продаж ЛС в июле увеличивался немного быстрее, чем весь рынок аптечных продаж в целом, соответственно увеличился и их удельный вес среди товаров «аптечной корзины» и составил 85,8%. При этом единственной категорией, по которой наблюдалось отставание от темпов развития розничного рынка по объемам продаж и в натуральном, и в денежном выражении, являлись ИМН. Среди всех категорий товаров наибольший прирост средневзвешенной стоимости зафиксирован по ЛС (рис. 1). Единственной категорией, по которой не только в июле, но и на протяжении всего 2005 г., наблюдается снижение средневзвешенной стоимости, являются БАД.
|
|
Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров
в июле 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Июль |
Млн грн. | Удельный вес категории, % |
D, % | Млн упак. | Удельный вес категории, % |
D, % |
ЛС |
||||||
2003 г. | 354,6 | 85,8 | – | 73,3 | 73,6 | – |
2004 г. | 353,2 | 85,4 | -0,4 | 76,4 | 65,1 | 4,2 |
2005 г. | 512,1 | 85,8 | 45,0 | 95,9 | 66,4 | 25,6 |
ИМН |
||||||
2003 г. | 33,2 | 8,0 | – | 23,0 | 23,1 | – |
2004 г. | 41,7 | 10,1 | 25,5 | 37,6 | 32,0 | 63,5 |
2005 г. | 55,8 | 9,3 | 33,6 | 44,3 | 30,7 | 17,8 |
Косметика |
||||||
2003 г. | 15,9 | 3,8 | – | 2,3 | 2,3 | – |
2004 г. | 10,7 | 2,6 | -32,2 | 1,5 | 1,3 | -32,6 |
2005 г. | 17,0 | 2,9 | 58,3 | 2,2 | 1,5 | 0,0 |
БАД |
||||||
2003 г. | 9,7 | 2,4 | – | 1,0 | 1,0 | – |
2004 г. | 7,7 | 1,9 | -20,7 | 1,2 | 1,0 | 20,0 |
2005 г. | 11,8 | 2,0 | 52,2 | 2,0 | 1,4 | 72,4 |
ВСЕГО |
||||||
2003 г. | 413,4 | – | – | 99,6 | – | – |
2004 г. | 413,4 | – | 0,0 | 116,7 | – | 17,2 |
2005 г. | 596,7 | – | 44,3 | 144,4 | – | 23,8 |
Как следует из представленных данных, темпы прироста продаж основной товарной категории аптечных продаж — ЛС — и в июле остаются на таком же высоком уровне, установленном в апреле–мае 2005 г., причем как в денежном (рис. 2), так и в натуральном выражении (рис. 3). При этом увеличивается также и средневзвешенная розничная стоимость одной упаковки ЛС — в июле ее прирост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. составил 15,5% (рис. 4). За последние три года впервые зафиксирован такой высокий прирост продаж ЛС в летний период. Этот сезон всегда считался периодом некоторого затишья на фармацевтическом рынке Украины. Первой волной, поколебавшей этот стереотип, оказались приросты объемов поставок импортных ЛС летом 2004 г., но это было в какой-то степени связано с различными процессами, происходившими в преддверии выборов. Летом 2005 г. наблюдалась ситуация, не свойственная предыдущим периодам, — развитие розничного рынка не замедлилось, а наоборот набрало обороты. Украинский рынок ЛС летом 2005 г. развивался динамично и поступательно, причем прирост объема продаж в денежном намного превышал таковой в натуральном выражении, что указывает на определенные факторы — двигатели этого процесса.
|
|
Первый фактор — это коренная смена позиции и курса развития отечественных производителей. В наших предыдущих публикациях не раз описывалась суть этой позиции, а именно: выведение на рынок новых и перепозиционирование некоторых «старых» торговых марок, что привело к увеличению удельного веса более дорогих отечественных препаратов. Но при этом украинские ЛС несколько утратили свои позиции по объемам продаж в натуральном выражении. Эта тенденция продолжилась и в июле 2005 г. При том, что продажи отечественных ЛС в денежном выражении увеличились на 43,7% по сравнению с июлем 2004 г. (табл. 2), в натуральном выражении показатель прироста составил 20,9% (табл. 3). Тогда как для объема продаж импортных препаратов аналогичные показатели составили 45,6 и 40,5% соответственно. В то время как прирост продаж отечественных препаратов в денежном выражении более чем в 2 раза превышал таковой в натуральном, для импортных аналогичные показатели практически одинаковы. Соответствующим образом меняется и средневзвешенная розничная стоимость одной упаковки ЛС: ее прирост для зарубежных ЛС составил всего 3,6%, для украинских — 18,8%. Такое увеличение стоимости 3/4 всего объема розничного рынка в натуральном выражении (а именно столько составляет количество проданных упаковок отечественных препаратов) не могло не сказаться на развитии всего рынка. Отсюда и значительное превышение прироста суммарного объема розничного рынка ЛС в денежном выражении над таковым в натуральном.
Таблица 2
Объем аптечных продаж в денежном выражении
по категориям товаров отечественного
и зарубежного производства в июле 2003-2005 гг.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Июль |
Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | |||||
Млн грн. | Удельный вес в категории, % |
D, % | Млн грн. | Удельный вес в категории, % |
D, % | ||
ЛС |
|||||||
2003 г. | 265,1 | 74,8 | – | 89,5 | 25,2 | – | |
2004 г. | 249,9 | 70,8 | -5,7 | 103,3 | 29,2 | 15,4 | |
2005 г. | 363,7 | 71,0 | 45,6 | 148,4 | 29,0 | 43,7 | |
ИМН |
|||||||
2003 г. | 24,4 | 73,4 | – | 8,8 | 26,6 | – | |
2004 г. | 25,7 | 61,5 | 5,1 | 16,1 | 38,5 | 82,0 | |
2005 г. | 35,5 | 63,7 | 38,4 | 20,3 | 36,3 | 26,0 | |
Косметика |
|||||||
2003 г. | 10,8 | 67,8 | – | 5,1 | 32,2 | – | |
2004 г. | 7,4 | 69,0 | -31,1 | 3,3 | 31,0 | -34,7 | |
2005 г. | 11,1 | 65,2 | 49,5 | 5,9 | 34,8 | 77,6 | |
БАД |
|||||||
2003 г. | 5,8 | 59,7 | – | 3,9 | 40,3 | – | |
2004 г. | 3,6 | 47,0 | -37,6 | 4,1 | 53,0 | 4,5 | |
2005 г. | 5,9 | 49,9 | 61,8 | 5,9 | 50,1 | 43,7 | |
ВСЕГО |
|||||||
2003 г. | 306,1 | 74,0 | – | 107,4 | 26,0 | – | |
2004 г. | 286,6 | 69,3 | -6,4 | 126,8 | 30,7 | 18,1 | |
2005 г. | 416,2 | 69,7 | 45,2 | 180,5 | 30,3 | 42,4 |
Таблица 3
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров отечественного
и зарубежного производства в июле 2003-2005 гг.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Июль |
Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн упаковок | Удельный вес в категории, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес в категории, % |
D, % | |
ЛС |
||||||
2003 г. | 20,5 | 28,0 | – | 52,8 | 72,0 | – |
2004 г. | 18,0 | 23,6 | -12,2 | 58,4 | 76,4 | 10,6 |
2005 г. | 25,3 | 26,4 | 40,5 | 70,6 | 73,6 | 20,9 |
ИМН |
||||||
2003 г. | 15,9 | 69,3 | – | 7,1 | 30,7 | – |
2004 г. | 17,7 | 46,9 | 10,7 | 20,0 | 53,1 | 183,0 |
2005 г. | 19,6 | 44,2 | 10,9 | 24,7 | 55,8 | 23,9 |
Косметика |
||||||
2003 г. | 1,1 | 47,6 | – | 1,2 | 52,4 | – |
2004 г. | 0,6 | 42,4 | -39,9 | 0,9 | 57,6 | -26,0 |
2005 г. | 0,8 | 38,9 | 30,5 | 1,3 | 61,1 | 51,0 |
БАД |
||||||
2003 г. | 0,4 | 37,7 | – | 0,6 | 62,3 | – |
2004 г. | 0,2 | 18,3 | -41,6 | 1,0 | 81,7 | 57,2 |
2005 г. | 0,5 | 23,0 | 116,1 | 1,6 | 77,0 | 62,5 |
ВСЕГО |
||||||
2003 г. | 37,9 | 38,1 | – | 61,7 | 61,9 | – |
2004 г. | 36,5 | 31,3 | -3,6 | 80,2 | 68,7 | 30,0 |
2005 г. | 46,2 | 32,0 | 26,5 | 98,2 | 68,0 | 22,5 |
Ну и конечно следует отметить также продолжающуюся экспансию импортных препаратов, чему в немалой степени способствует экономическая ситуация в стране («Еженедельник Аптека» № 36 (507) от 19 сентября 2005 г.). Причем если украинские производители увеличивают в своей структуре продаж удельный вес более дорогих препаратов, тем самым повышая средневзвешенную стоимость одной упаковки, то в структуре продаж зарубежных ЛС наоборот увеличивается удельный вес более дешевых препаратов. Так, за 7 месяцев 2004 г. средневзвешенная стоимость одной упаковки импортных препаратов выросла на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., в то же время в 2005 г. за тот же период она увеличилась всего на 5,5%. И сейчас прослеживается четкая тенденция к дальнейшему ее снижению, о чем свидетельствуют данные импорта ЛС в Украину (см. «Еженедельник Аптека» № 36 (507) от 19 сентября 2005 г.). Для иностранных производителей на фармрынке Украины в настоящий момент сложились достаточно выгодные условия, чем они и пользуются, как любой здравомыслящий бизнесмен для получения преимущества в конкурентной борьбе.
Естественно, что такие серьезные изменения в направлении развития рынка ЛС не могли не сказаться на его ценовой структуре. Если в июне 2004 г. основной прирост продаж был зафиксирован в низкостоимостной нише, то в июле 2005 г. по сравнению с июлем 2004 г. наибольший прирост объема продаж как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован в среднестоимостной нише — 51 и 44,2% соответственно (табл. 4). Самые низкие показатели прироста зафиксированы в низкостоимостной нише — 35,9 в денежном и 20,8% в натуральном выражении. При этом в данной нише зафиксирован самый большой прирост средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки ЛС — 12,5% (рис. 5). Следует отметить, что, несмотря на самый большой прирост объема продаж препаратов среднестоимостной ниши, в ней отмечается самый низкий прирост средневзвешенной стоимости, что полностью согласуется с нашими предыдущими выводами. Дело в том, что отечественные препараты «среднего звена» по своей цене находятся в районе нижней границы среднестоимостной ниши, и, при увеличении своего удельного веса в общем объеме продаж данной ниши, тем самым уменьшается средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС.
|
|
Таблица 4
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам
в июле 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Июль |
Млн грн. | Удельный вес ниши, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % |
D, % |
Низкостоимостная |
||||||
2003 г. | 71,3 | 20,1 | – | 55,3 | 75,4 | – |
2004 г. | 75,0 | 21,2 | 5,2 | 59,9 | 78,5 | 8,5 |
2005 г. | 101,8 | 19,9 | 35,9 | 72,4 | 75,5 | 20,8 |
Среднестоимостная |
||||||
2003 г. | 161,7 | 45,6 | – | 15,2 | 20,7 | – |
2004 г. | 146,6 | 41,5 | -9,4 | 13,8 | 18,1 | -9,1 |
2005 г. | 221,4 | 43,2 | 51,0 | 19,9 | 20,7 | 44,2 |
Высокостоимостная |
||||||
2003 г. | 121,6 | 34,3 | – | 2,9 | 4,0 | – |
2004 г. | 131,6 | 37,3 | 8,2 | 2,7 | 3,5 | -8,6 |
2005 г. | 188,9 | 36,9 | 43,5 | 3,6 | 3,8 | 36,9 |
ВСЕГО |
||||||
2003 г. | 354,6 | – | – | 73,3 | – | – |
2004 г. | 353,2 | – | -0,4 | 76,4 | – | 4,2 |
2005 г. | 512,1 | – | 45,0 | 95,9 | – | 25,6 |
Другим важным фактором резкого увеличения темпов прироста объема продаж ЛС в летний период является повышение спроса на некоторые группы препаратов. Так, прирост продаж препаратов в денежном выражении по семи группам АТС-классификации из топ-10 превысил 50% (табл. 5). Особенно выделяются группы С01Е и N06B. Отметим, что в топ-10 присутствуют 3 группы, относящиеся к средствам, действующим на нервную систему. При этом по некоторым группам в июле 2004 г. было зафиксировано уменьшение объемов продаж. То есть летом 2005 г. наблюдается повышение покупательной активности потребителей даже по тем позициям, которые в прошлом году не пользовались таким спросом. Если же обратиться к данным по группам АТС-классификации 1-го уровня, то июльская структура продаж образца 2005 г. практически не отличается от таковой прошлого года (рис. 6). Соответственно, повышение спроса наблюдается по отдельным позициям и изменения структуры продаж произошли в основном на более глубоких уровнях АТС-классификации. Общие же показатели соотношения удельного веса групп 1-го уровня практически не изменились. Повышение спроса на отдельные товарные позиции коррелирует с резким повышением рекламной активности производителей ЛС в летний период, чего ранее не наблюдалось. Затраты на рекламу препаратов на телевидении в июне увеличились на 134%, в июле — на 246,6% по сравнению с аналогичными периодами 2004 г. (более подробно о рынке телерекламы ЛС в июле 2005 г. в наших ближайших публикациях). А ведь не секрет, что рекламная активность в значительной степени влияет на формирование потребностей, и, вполне возможно, это послужило одной из причин значительного повышения спроса на отдельные товарные группы.
Таблица 5
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении
в июле 2003-2005 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п | АТС-код |
Наименование АТС-группы |
Млн грн. | ||||
2003 г. | 2004 г. | D, % | 2005 г. | D, % | |||
1 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 16,0 | 13,6 | -15,1 | 21,2 | 56,0 |
2 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 11,4 | 13,0 | 14,2 | 19,4 | 49,1 |
3 | A16A | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 9,8 | 9,5 | -3,7 | 14,3 | 51,1 |
4 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 7,5 | 8,8 | 16,1 | 14,2 | 62,2 |
5 | A05B | Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества | 8,1 | 8,1 | 0,3 | 12,3 | 52,5 |
6 | J01D | Прочие бета-лактамные антибиотики | 3,0 | 8,3 | 178,4 | 12,3 | 47,2 |
7 | N06B | Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства | 5,9 | 7,1 | 20,5 | 12,3 | 72,8 |
8 | G04B | Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики | 10,5 | 7,5 | -28,7 | 12,0 | 59,9 |
9 | N05C | Снотворные и седативные препараты | 10,6 | 8,5 | -19,7 | 11,9 | 40,1 |
10 | M02A | Средства, применяемые местно при суставной и мышечной боли | 7,6 | 6,3 | -16,8 | 9,5 | 50,2 |
Прочие | 264,2 | 262,5 | -0,6 | 372,7 | 42,0 | ||
Всего | 354,6 | 353,2 | -0,4 | 512,1 | 45,0 |
Лидером по объемам продаж в денежном выражении в июле 2005 г. среди торговых марок уже привычно остается препарат Эссенциале (табл. 6). Неудивительно, что состав топ-50 брэндов в значительной степени представлен препаратами, относящимися к группам АТС-классификации, продемонстрировавшим наибольшие показатели прироста объемов продаж.
Таблица 6
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж
в денежном выражении в июле 2005 г.
|
? |
|
Среди компаний-производителей первое место по итогам июля 2005 г. занимает корпорация «sanofi-aventis» (табл. 7). Отметитм появление в рейтинге компании «Стада-Нижфарм», которая образовалась в результате покупки немецкой компанией «Stada» российского завода «Нижфарм». Как следует из представленных данных, множество компаний изменили свои позиции по сравнению с июлем 2004 г., в том числе и в первой 10-ке, но при этом следует учитывать, что большое влияние на расстановку сил на рынке оказали консолидационные процессы, происходившие в 2005 г. Если же обратиться к рейтингу владельцев лицензий, то в июле 2005 г., как и в июле 2004 г., первую позицию по объемам продаж ЛС в денежном выражении занимала «Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 8), при этом состав первой тройки не изменился.
Таблица 7
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в июле 2004 и 2005 г.
Маркетирующая организация |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Sanofi-Aventis (Франция) | 1 | – |
Menarini Group (Италия) | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 1 |
Артериум (Украина) | 4 | – |
Борщаговский (Украина) | 5 | 9 |
Здоровье (Украина) | 6 | 5 |
KRKA (Словения) | 7 | 8 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 7 |
Фармак ОАО (Украина) | 9 | 6 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 10 | 12 |
Sandoz (Швейцария) | 11 | 11 |
Actavis (Исландия) | 12 | 15 |
Heel (Германия) | 13 | 14 |
Pfizer Inc. (США) | 14 | 13 |
Servier (Франция) | 15 | 24 |
Nycomed (Норвегия) | 16 | 18 |
Sagmel (США) | 17 | 22 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 18 | 16 |
Genom Biotech (Индия) | 19 | 17 |
Ranbaxy (Индия) | 20 | 20 |
Merckle (Германия) | 21 | 23 |
Schering (Германия) | 22 | 19 |
Egis (Венгрия) | 23 | 26 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 24 | 27 |
Pliva (Хорватия) | 25 | 21 |
Sopharma (Болгария) | 26 | 29 |
Johnson & Johnson (США) | 27 | 28 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 28 | 33 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) | 29 | – |
Биофарма (Украина) | 30 | 40 |
Таблица 8
Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле 2005 г.
Владелец лицензии |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Дарница (Украина) | 1 | 1 |
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) | 2 | 2 |
Здоровье (Украина) | 3 | 3 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 4 | 7 |
KRKA (Словения) | 5 | 6 |
Подводя итоги, отметим несколько основных моментов, характеризующих ситуацию на рынке образца июля 2005 г. Летом этого года отмечен значительный прирост объемов продаж ЛС, особенно в денежном выражении, чему есть определенные причины. Тенденция к увеличению удельного веса отечественных препаратов в среднестоимостной нише сохранилась и в июле. Также сохранились опережающие развитие рынка темпы прироста продаж импортных ЛС в натуральном выражении. Давление товарной массы зарубежных ЛС на розничный фармацевтический рынок Украины по-прежнему не ослабевает. Но при этом повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в целом по рынку обусловлено в первую очередь именно увеличением удельного веса проданных упаковок сравнительно дорогих отечественных препаратов. Естественно, что повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных ЛС, которые составляют 3/4 розничного рынка в натуральном выражении, явилось довольно весомым вкладом в показатели прироста объема всего рынка в денежном выражении.
Кроме того, летом отмечено значительное повышение спроса на отдельные группы ЛС, чего не наблюдалось в 2004 г. Плюс это сопровождается высокой рекламной активностью производителей в летний период. Возможно, 2005 г. является той поворотной точкой, начиная с которой будет постепенно стираться грань между сезонными оживлением и затишьем на фармацевтическом рынке Украины. Да, естественно, препараты, пользующиеся повышенным спросом зимой и летом будут разными, но уже сейчас мы наблюдаем, что покупательная активность в летний период не снизилась. Возможно, эта тенденция найдет свое продолжение и в дальнейшем. История развития рыночных отношений в Украине знала примеры, когда исключительно сезонные товарные рынки постепенно становились круглогодичными. Почему рынок ЛС должен быть исключением??n
|
Игорь Хмилевский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим