Скромно и со вкусом! Рынок аптечных продаж ЛС Грузии

Грузия — страна удивительная и поистине уникальная, славится живописной природой, захватывающими дух своей красотой девственными пейзажами. Каждая клеточка этой страны пропитана живительным горным воздухом. Знаменитые минеральные источники славятся удивительными целебными свойствами. Грузинские вина только ленивому не хочется попробовать. А главное — радушие и гостеприимство грузинского народа никого не оставят равнодушным. И многое другое — море, горы, водопады, древние мосты, крепости и святыни… Мы взяли на себя смелость провести краткий экскурс развития розничного рынка лекарственных средств (ЛС) Грузии. За основу в настоящем исследовании были взяты данные системы «Мониторинг розничных продаж», разработанной российским «Центром маркетинговых исследований «Фарм­эксперт».

МЕТОДОЛОГИЯ

В этой публикации будет представлен анализ рынка аптечных продаж ЛС Грузии по итогам 9 мес 2009 г. Данные системы «Мониторинг розничных продаж» российской исследовательской компании «Фарм­эксперт» представляют собой информацию об объеме закупок ЛС аптечными учреждениями в оптовых ценах согласно аудиту их приходных накладных. Большее внимание мы уделили данным о розничных закупках ЛС в пере­счете на розничные цены. Следует отметить, что в обзоре также были учтены данные относительно объемов закупок ЛС, страна происхождения которых не определена (в разрезе импортных и грузинских препаратов). Для упрощения понимания развития розничных закупок ЛС при распределении долей между зарубежными и грузинскими препаратами удельный вес таких ЛС (страна происхождения которых не была определена) был разнесен в равных пропорциях между этими сегментами. В рамках этой системы данных деление на Rх и OTC производилось в соответствии с реестрами ЛС Грузии.

О СТРАНЕ

Грузия — государство в западной части Закавказья на восточном побережье Черного моря. Заявленная площадь страны составляет почти 70 тыс. км2. Граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на севере.

Согласно данным Статистического бюро Грузии (www.statistics.ge), по состоянию на 1 января 2009 г. в стране проживают 4,4 млн человек. В 2008 г. расходы на здравоохранение в Грузии на душу населения составляли около 7% совокупных расходов (наличные + безналичные расходы). Общий объем ВВП страны в 2008 г. составил 12,8 млрд дол. США. Отметим, что в 2004–2008 гг. средние темпы прироста по этому показателю составляли 25% в год. ВВП на душу населения в 2008 г. составил 2921 дол. По итогам 9 мес 2009 г. средний курс национальной грузинской валюты — лари — по отношению к доллару США составил 1,67:1. По сравнению с докризисным аналогичным периодом 2008 г. подорожание доллара в Грузии составило 16,4%.

РЫНОК ЛС

По итогам 9 мес 2009 г. общий объем грузинского рынка аптечных продаж ЛС составил 255,4 млн лари за 66,7 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста/убыли по этому показателю составили +1,8% в денежном и –14,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем аптечных продаж ЛС в анализируемый период составил 152,9 млн дол., уменьшившись по сравнению с 9 мес 2008 г. на 10,6% (рис. 1).

рис. 1

Отметим, что ввиду государственных инициа­тив по укреплению лари относительно доллара, в докризисный период темпы прироста объема аптечных продаж ЛС в долларовом эквиваленте почти вдвое опережали таковые в национальной валюте. В настоящее время ситуация изменилась и объем этого рынка в долларовом эквиваленте убывает. В натуральных величинах критических изменений не произошло, по итогам 9 мес 2008 г. была зафиксирована практически такая же убыль, как и в исследуемый период — около 14%.

В разрезе поквартальной динамики с начала текущего года грузинский розничный рынок ЛС по всем показателям развивался по нисходящей. В I кв. 2009 г. объем аптечных продаж ЛС составил 96,8 млн лари за 26,8 млн упаковок, а уже в III кв. — 76,2 млн лари за 17,6 млн упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель в I кв. составил 57,6 млн дол., в III кв. — 45,5 млн дол. (рис. 2, 3).

рис. 2

221209_1203

На грузинском розничном рынке ЛС препараты зарубежного производства превалируют со значительным перевесом, на их долю по итогам 9 мес 2009 г. приходилось 88,5% в денежном и 84,1% в натуральном выражении. Долевое участие ЛС грузинского производства составляет 11,5 и 15,9% соответственно. Причем по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года грузинские производители в денежном выражении нарастили свою долю более чем на 1%, в то время как в натуральных величинах их удельный вес в общем объеме розничных продаж ЛС сократился почти на 6%. Это было обусловлено их опережающими темпами прироста в денежном выражении на уровне 11,2% по сравнению с 9 мес 2008 г. и значительной убылью в натуральном выражении — 32,2%.

Что касается темпов прироста объема аптечных продаж ЛС в обоих сегментах в разрезе поквартальной динамики, значительный спад, как и следовало ожидать, пришелся на кризисный III кв. 2008 г. Максимально кризис повлиял на темпы прироста розничных продаж препаратов локального производства, которые уменьшились с +91% в денежном и +72% в натуральном выражении во II кв. 2008 г. до +19% и –12% в III кв. 2008 г. соответственно (см. рис. 2, 3). После этого переломного периода сегмент грузинских ЛС начал уступать в развитии в натуральном выражении импортным препаратам, хотя в денежном, как уже было отмечено, сохранил опережающую динамику развития.

рис. 4

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие сегмента препаратов локального производства происходило в анализируемый период исключительно за счет опережающих темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Так, по итогам 9 мес 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки грузинских ЛС увеличилась на 64% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 3,1 лари (1,8 дол.). В это же время темпы ее прироста для ЛС зарубежного производства составили +8% до 4,1 лари (2,5 дол.). Следует отметить, что разница между средневзвешенной стоимостью 1 упаковки ЛС зарубежного и локального производства незначительна, что особенно было заметно в I кв. 2009 г., когда она составляла 3,8 лари (2,3 дол.) и 3,2 лари (1,9 дол.) соответственно (рис. 4). Однако уже в III кв. средневзвешенная стоимость начала повышаться — +43% против –7,5% в I кв. В результате разрыв несколько увеличился, средне­взвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС в III кв. достигла 4,7 лари (2,8 дол.), грузинских ЛС — 2,8 лари (1,7 дол.).

Таблица 1 Рейтинг крупнейших стран — поставщиков ЛС в Молдову по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их долей в общем объеме аптечных закупок ЛС
Денежное выражение Натуральное выражение
№ п/п Страна Доля, % № п/п Страна Доля, %
1 Германия 11,7 1 Украина 18,7
2 Индия 9.0 2 Индия 14,7
3 Польша 8,3 3 Россия 14.1
4 Франция 8,2 4 Беларусь 10,7
5 США 6,1 5 Польша 10.1
6 Великобритания 5,8 6 Германия 5,6
7 Турция 5,3 7 Болгария 2,8
8 Венгрия 4,5 8 Франция 2,1
9 Италия 4,1 9 Великобритания 2,0
10 Бельгия 3,9 10 Турция 1,9
Топ-10 66,8 Топ-10 82.7

Относительно невысокая средневзвешенная стоимость ЛС зарубежного производства в некоторой степени является отражением географической структуры аптечных продаж импортных препаратов в Грузии. Так, в структуре аптечных продаж в натуральном выражении преобладают относительно недорогие препараты из Украины, Индии, России, Беларуси и Польши. Их суммарная доля в исследуемый период составила 66% общего объема розничных продаж импортных ЛС (табл. 1). Хотя по объему розничных продаж в денежном выражении лидируют дорогостоящие ЛС немецкого производства, их удельный вес по итогам 9 мес 2009 г. составил 11,6%. В топ-5 по объему аптечных продаж в денежном выражении также вошли препараты из Индии, Польши, Франции и США. Украина в первую десятку стран-производителей препаратов по объему аптечных продаж в денежном выражении не вошла, заняв 14-е место с долей 3,4%. Для сравнения по итогам 9 мес 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов немецкого производства на розничном грузинском рынке составила 8,6 лари, а ЛС из Украины — 0,7 лари.

Среди локальных производителей по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в исследуемый период лидировали компании «Аверси-Ратионал», «Г.М.П.» и «Батфарма», на их долю суммарно приходилось 62% объема аптечных продаж грузинских ЛС и 7% общего объема рынка в целом.

На грузинском розничном рынке ЛС в денежном выражении доминируют рецептурные препараты, однако в натуральном выражении они уступают в долевом соотношении безрецептурным препаратам. Так, по итогам 9 мес 2009 г. удельный вес рецептурных препаратов составил 65,4% в денежном и 41,7% в натуральном выражении, безрецептурных — 34,6 и 58,3% соответственно. В анализируемый период динамика обоих сегментов близко коррелировала. Так, по сравнению с 9 мес 2008 г. темпы прироста/убыли аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период для рецептурных препаратов составили +1%, безрецептурных — +2,5%, а в натуральном выражении — –13% и –16% соответственно.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных ЛС почти втрое превышает таковую для безрецептурных препаратов — 6,0 лари (3,6 дол.) и 2,1 лари (1,3 дол.). По сравнению с 9 мес 2008 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки рецептурных ЛС в национальной валюте составили +16%, безрецептурных — +22%.

В разрезе фармакотерапевтических групп по объему аптечных продаж лидируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». По итогам 9 мес 2009 г. препараты этой группы принесли аптечным учреждениям выручку в размере около 42 млн лари. На 2-м и 3-м местах расположились препараты групп N «Средства, действующие на нервную систему» (33,4 млн лари) и C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (32,9 млн лари) соответственно. В состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня также вошли ЛС, отнесенные к группам J «Противомикробные средства для системного применения» и R «Средства, действующие на респираторную систему». Отметим, что в прошлом году 5-ю строчку вместо группы R занимала группа M «Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат». В анализируемый период топ-5 АТС-групп суммарно аккумулировала 62% общего объема аптечных продаж ЛС Грузии.

Таблица 2 Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период в 2007–2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
БИСЕПТОЛ 1 14 66
ТАНТУМ 2 7 21
АКТИФЕД 3 2 63
НО-ШПА 4 4 1
ЭНАП 5 8 11
ДЕКСАМЕТАЗОН 6 41 39
МОВАЛИС 7 1 19
ФЛУЦИНАР 8 213 329
НИМЕСИЛ 9 20 23
ЛИРИКА 10 221 2321

Рейтинг брэндов в анализируемый период по объему аптечных продаж возглавил препарат БИСЕПТОЛ, переместившись с 14-й позиции благодаря опережающим темпам прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — +96% (табл. 2). На 2-й и 3-й строчках соответственно расположились ТАНТУМ и АКТИФЕД. Максимальные темпы прироста (свыше 300%) продемонстрировали препараты ФЛУЦИНАР и ЛИРИКА. Максимальную убыль объема аптечных продаж отмечают для препарата, который по итогам 9 мес 2008 г. возглавлял топ-лист, МОВАЛИС — 50%. В исследуемый период суммарная доля первой десятки брэндов составила 7% общего объема розничных продаж ЛС.

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных закупок ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период в 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 2008 2007
ГлаксоСмитКляйн 1 2 2
Санофи-Авентис 2 1 1
Аверси-Ратионал 3 12 20
Никомед 4 5 3
Берлин-Хеми/Менарини 5 7 6
Г.М.П. 6 8 9
Уорлд Медисин 7 9 13
Сервье 8 3 4
Сандоз 9 13 5
Гедеон Рихтер 10 6 7

Среди крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС по итогам 9 мес 2009 г. лидировала компания «Глаксо­СмитКляйн» (табл. 3). 2-ю и 3-ю строчки заняли «Санофи-Авентис» и грузинская компания «Аверси-Ратионал». За ними следовали «Никомед» и «Берлин-Хеми/Менарини». Суммарная доля топ-10 маркетирующих организаций составила 30%.

Итоги

В современной Грузии все сферы деятельности довольно политизированы на пересечении национальных и международных интересов. Благо, рынок ЛС в наименьшей степени подвержен губительному влиянию с точки зрения высокого социально-экономического значения этого сектора для населения.

По итогам 9 мес 2009 г. общий объем грузинского рынка аптечных продаж ЛС составил 255,4 млн лари за 66,7 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста/убыли по этому показателю составили +1,8% в денежном и –14,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем аптечных продаж ЛС уменьшается. Убыль в натуральных величинах была отмечена также в предыдущем году.

Грузинский рынок ЛС значительно меньше украинского, однако он привлекателен для новых игроков ввиду весьма высокой динамичности конкурентной среды и наличия потенциальных рыночных ниш.

Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи