Жозеф де Местр (1753–1821)
Украинская система здравоохранения нуждается в глубоком реформировании. Несмотря на согласие всех политических сил с этим утверждением, на деле основная проблема, заключающаяся в снижении доступности для населения Украины медицинских услуг и лекарственных средств, продолжает обостряться. Индикатором состояния отечественной системы здравоохранения является демографическая ситуация, которая в последние годы оценивается как критическая. Кандидаты на пост Президента предлагают свои пути решения накопившихся за долгие годы проблем.
В контексте дальнейшего курса развития государства важно уяснить, какими полномочиями обладает Президент в соответствии с Конституцией Украины. Президент — глава государства, гарант соблюдения норм Основного закона, прав и свобод человека и гражданина. Кроме прочего, он обеспечивает национальную безопасность страны, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины, имеет право вето относительно принятых парламентом Украины законов. Так же, как депутаты Верховной Рады Украины и Кабинет Министров Украины, Президент обладает правом законодательной инициативы. Причем законопроекты, которые определены Президентом как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины во внеочередном порядке.
Не соблюдая какой-либо последовательности, остановимся на предвыборных программах некоторых кандидатов на высший государственный пост.
В предвыборной программе кандидата на пост президента Украины Виктора Януковича «Украина для людей» подчеркивается, что ее положения предусматривают проведение системных реформ и кардинальных изменений в жизни общества. В случае избрания на пост президента Украины В. Янукович обещает обеспечение государственных гарантий ценовой стабильности жизненно важных лекарственных препаратов и доступности качественных экстренных медицинских услуг, которые войдут в сформированную на законодательном уровне государственную «антикризисную медицинскую корзину». При этом государственный контроль качества медицинских услуг и лекарственных средств будет усилен.
Кроме того, кандидат на пост президента от Партии регионов гарантирует поэтапное увеличение объема бюджетного финансирования здравоохранения до европейского уровня — 10% ВВП. Также В. Янукович обещает искоренить практику «поборов» с пациентов за полученные медицинские услуги. Институт семейного врача станет основой системы медицинской помощи.
Сегодня, в соответствии с постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 955, осуществляется государственное регулирование цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые включены в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. Следует отметить, что государственное регулирование цен на лекарственные средства без наличия эффективной системы возмещения их стоимости со стороны государства не решает проблему доступности медикаментов для населения.
Медицинская помощь, в том числе экстренные медицинские услуги, согласно статье 49 Конституции Украины, а также официальному толкованию положения части 3 статьи 49 решением Конституционного Суда от 29.05.2002 г. № 10-рп/2002, в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения предоставляется без предыдущей, текущей или последующей их оплаты. Открытым остается вопрос качества бесплатной медицинской помощи, которая зависит от квалификации специалиста, наличия медицинского оборудования, медикаментов и др. Поэтому эффективное решение проблемы качества медицинской помощи без изменения систем финансирования, управления и образования в сфере здравоохранения невозможно.
В соответствии с предвыборной программой В. Януковича необходимые ресурсы для внедрения европейских стандартов социальной защиты будут получены благодаря динамичному развитию экономики и увеличению поступлений в Государственный бюджет Украины. Учитывая то, что первоочередным заданием является масштабная модернизация национального производства, увеличение объема бюджетного финансирования здравоохранения до 10% ВВП в ближайшие годы является маловероятным.
Позитивным моментом в предвыборной программе В. Януковича можно считать декларируемый курс на развитие семейной медицины, имеющей профилактическую направленность. Однако очевидно, что его реализация нуждается в глубокой реформе украинской системы здравоохранения, основу которой сегодня составляет вторичная медицинская помощь.
Согласно предвыборной программе «Украина победит. Украина — это ты» кандидат на пост Президента Украины Юлия Тимошенко гарантирует получение каждым украинцем медицинской страховки. При этом предусматривается, что граждане с уровнем доходов выше среднего будут приобретать страховку за свой счет. Для остальных украинцев страховка будет оплачиваться за счет работодателей или государства. Кроме того, Ю. Тимошенко обещает создание системы больничных касс, что, по ее мнению, должно способствовать повышению качества медицинских услуг и доступности медицинской помощи. На протяжении 3 лет она гарантирует оснащение государственных и коммунальных учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и автомобилями скорой помощи. Кроме того, на протяжении года Ю. Тимошенко обещает урегулировать все недостатки в системе контроля качества лекарственных средств и государственного регулирования цен на них.
В настоящий момент в Украине не принят закон об общегосударственном социальном медицинском страховании. В соответствии с разделом IV Конституции Украины «Верховная Рада Украины» единственным органом законодательной власти в Украине является парламент. Таким образом, решающая роль в процессе внедрения страховой модели медицины принадлежит Верховной Раде Украины. Напомним, что на протяжении последних лет было разработано около 10 законопроектов, касающихся перехода к страховой модели медицины. Ни один из них не был принят парламентом Украины, благодаря чему в нашей стране до сих пор отсутствует система медицинского страхования.
Кроме того, предусмотренные в предвыборной программе Ю. Тимошенко отличия в возможности получения медицинской страховки гражданами с разным уровнем дохода противоречат статье 4 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении», в соответствии с которой основными принципами здравоохранения являются равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в сфере здравоохранения.
В отношении идеи создания системы больничных касс следует отметить, что она не является новой. Сегодня в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения существуют добровольные фонды, куда поступают пожертвования от физических и юридических лиц. Однако подобные фонды не оказали существенного влияния на повышение качества и, тем более, доступности медицинской помощи. Кроме того, ВОЗ в ежегодном Докладе о состоянии здравоохранения в мире считает недостатком системы здравоохранения необходимость оплачивать медицинские услуги наличными в учреждении, где они предоставляются.
Оснащение государственных и коммунальных учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и автомобилями скорой помощи требует привлечения значительных финансовых ресурсов, источники которых не упоминаются в предвыборной программе Ю. Тимошенко.
Кандидат на пост Президента Украины Виктор Ющенко в предвыборной программе «Свободная, справедливая и сильная Украина» упоминает о конституционной реформе. В проекте Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» предусмотрено бюджетное финансирование системы здравоохранения, а также медицинское страхование. Напомним, что внесение изменений в Конституцию Украины относится к полномочиям парламента. Таким образом, для реализации стратегии В. Ющенко необходимо заручиться поддержкой большинства конституционного состава Верховной Рады Украины.
Кроме того, в предвыборной программе В. Ющенко обещает присвоить медицинским работникам статус государственных служащих. Очевидно, что и данная инициатива не повлияет на повышение доступности медицинской помощи для населения.
Кандидат на пост президента Украины Владимир Литвин в предвыборной программе «Время народа» обещает медицинским работникам повышение зарплат. Кроме того, В. Литвин предлагает внедрить и финансировать отдельной статьей Государственного бюджета общенациональную программу по борьбе с заболеваемостью раком молочной железы, а также в срочном порядке подготовить и реализовать комплекс мероприятий, направленных против распространения в обществе алкоголизма и наркомании. В его предвыборной программе упоминается о необходимости проведения неотложных мер, среди которых всеобщая диспансеризация населения, внедрение контроля качества и цен на лекарственные средства, создание сети государственных аптек.
Таким образом, предвыборная программа В. Литвина в сфере здравоохранения предусматривает развитие первичного звена медицинской помощи и пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, его стратегия имеет выраженную социальную направленность.
Реализация положений предвыборной программы В. Литвина предусматривает проведение глубокой реформы системы здравоохранения, которая возможна при наличии единой политической воли.
В предвыборной программе кандидата на пост президента Украины Арсения Яценюка обеспечение условий для прироста численности образованного и здорового населения определяется как важнейшая государственная цель. При этом А. Яценюк считает наиболее приемлемым бюджетное финансирование системы здравоохранения, которая, по его мнению, нуждается в структурных изменениях.
Следует отметить, что финансирование системы здравоохранения за счет средств государственного бюджета является недостаточным для удовлетворения потребностей населения в доступной медицинской помощи. В свою очередь, структурные изменения, способствующие более рациональному распределению ресурсов, подразумевают кардинальное реформирование отечественного здравоохранения, которое возможно при заинтересованном участии всех ветвей власти.
Кандидат на пост Президента Украины Сергей Тигипко в своей предвыборной программе выступает за внедрение обязательного медицинского страхования, развитие семейной медицины и государственной системы профилактики заболеваний. Таким образом, он определяет основные приоритеты и направления государственной политики в сфере здравоохранения в случае избрания его на высший государственный пост. Декларируемый С. Тигипко курс на реформирование системы здравоохранения является экономически и социально обоснованным, однако так же, как и рассмотренные выше стратегии его политических оппонентов, требует взвешенного комплексного подхода и продуктивного участия всех заинтересованных в процессе реформирования сторон.
В заключение остается напомнить, что Президент, как и парламент, избирается в Украине сроком на 5 лет. Таким образом, сегодня граждане Украины путем демократических выборов определяют курс развития нашей страны на ближайшие годы.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим