Отношение российских потребителей к стоимости и оригинальности лекарственных средств

Исследовательская компания Synovate Comcon опубликовала 12-й выпуск дайджеста исследований конечных потребителей, подготовленного на основании результатов регулярного исследования «HealthIndex». Ввиду того, что фармацевтические рынки в странах СНГ весьма схожи, предлагаем нашим читателям результаты данных исследований, которые позволяют оценить степень влияния различных факторов на посещение аптек, затраты посетителей на лекарственные средства, а также отношение населения к препаратам в зависимости от их оригинальности и страны производителя.

Методология

Проект по изучению конечных потребителей лекарственных средств «HealthIndex» реализуется на базе общенационального исследования потребителей товаров и услуг «Российский индекс целевых групп».

Исследование проводится 4 раза в год. Выборка исследования охватывает городское население России — около 28 тыс. респондентов в год в 50 городах с населением от 100 тыс. человек. Генеральная совокупность — 62,5 млн человек.

В исследовании представлен анализ более 850 торговых марок безрецептурных и рецептурных препаратов, 28 категорий лекарственного и нелекарственного ассортимента.

В опросе, проведенном в IV кв. 2012 г., приняли участие 6605 респондентов в возрасте старше 16 лет из 47 городов России. По сравнению с результатами, полученными в III кв. 2010 г., доля респондентов, отмечающих рост цен на лекарственные средства в аптеках в IV кв. 2012 г., заметно увеличилась (рис. 1).

Рис. 1
 Оценка посетителями аптек изменения цен на препараты (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет, совершавшего покупки в аптеке)
Оценка посетителями аптек изменения цен на препараты (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет, совершавшего покупки в аптеке)

Мнение потребителей аптек

Оценка изменения цен на препараты в аптеках отличается в различных возрастных группах. Так, среди более молодых людей (16–34 года) рост стоимости лекарств отмечают около 45% респондентов. В других группах данный показатель повышается, достигая максимального значения, — 58,7% — для возрастной группы 55–65 лет.

Результаты исследования «HealthIndex» свидетельствуют о наличии сезонности в приобретении лекарственных средств и средних ежеквартальных затратах на них. По данным IV кв. 2012 г. традиционный рост расходов на препараты не отмечался, что может быть связано с тем, что пик заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) пришелся на начало 2013 г. Однако в целом тренд по затратам на покупку лекарств растет (рис. 2).

Рис. 2
 Динамика покупок в аптеках и средних затрат на препараты (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет)
Динамика покупок в аптеках и средних затрат на препараты (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет)

Женщин-покупателей в аптеках почти в 2 раза больше, чем мужчин (70,7% и 37,5% соответственно), при этом квартальные затраты на приобретение препаратов отличаются в среднем на 100 руб., составляя 1494 и 1383 руб. соответственно (рис. 3).

Рис. 3
 Покупатели в аптеках и средние затраты на препараты в разбивке по различным социально-демографическим группам населения (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет)
Покупатели в аптеках и средние затраты на препараты в разбивке по различным социально-демографическим группам населения (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет)
В России среди покупателей лекарственных средств в аптеке женщин больше, чем мужчин

Среди наиболее молодых респондентов (16–19 лет) совершает покупки в аптеках только треть (31,2%), тратя в среднем 689 руб. за 3 мес. С увеличением возраста от группы к группе эти показатели возрастают. Среди людей пожилого возраста (старше 65) хотя бы 1 раз за последние 3 мес лекарственные средства приобретали 3/4 респондентов. Их средние расходы в IV кв. 2012 г. составили более 1,5 тыс. руб.

Жители мегаполисов в среднем тратят на препараты значительно больше, чем проживающие в городах с меньшим населением (1726 и 1265 руб. соответственно).

Люди, посещающие аптеки раз в неделю и чаще, тратят на лекарственные средства в среднем 2426 руб. в квартал; от 1 раза в месяц до 1 раза в неделю — 1579 руб.; реже, чем раз в месяц, — 901 руб.

Оригинал или генерик?

Еще одной важной темой, затронутой в исследовании IV кв. 2012 г., стало отношение населения к препаратам в зависимости от их оригинальности и страны-производителя (рис. 4).

Рис. 4
 Отношение к препаратам в зависимости от страны производителя (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет, совершавшего покупки в аптеке)
Отношение к препаратам в зависимости от страны производителя (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет, совершавшего покупки в аптеке)

При возможности выбора 28,7% респондентов предпочитают лекарственные средства отечественного производства, 23,3% — импортного. Для более чем четверти покупателей (28,4%) при выборе препарата страна производителя не имеет значения. Пятая часть респондентов (21,7%) затрудняется с ответом, что может также говорить о несущественном значении для них этого фактора при принятии решения о покупке препаратов.

В России большинство жителей не знают, чем отличаются оригинальные препараты от генерических

Большая часть населения (63%) не знают, чем отличаются оригинальные препараты от генериков (рис. 5). Еще 13,1% считают, что разницы между ними нет, поскольку действующее вещество одинаковое. Пятая часть опрошенных отмечает, что, как правило, оригинальные лекарственные средства стоят дороже (19,1%), а 11% — что они чаще являются импортными. Только каждый десятый считает, что оригинальные препараты эффективнее.

Рис. 5
 Отношение к препаратам в зависимости от оригинальности (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет, совершавшего покупки в аптеке)
Отношение к препаратам в зависимости от оригинальности (вся Россия, среди городского населения старше 16 лет, совершавшего покупки в аптеке)

Интересный факт — больше половины респондентов, считающих, что оригинальные лекарственные средства эффективнее, также признают, что они стоят дороже (таблица). Поэтому при покупке таковых можно говорить об осознанном решении платить больше за качество и эффективность.

Таблица

Отношение к препаратам в зависимости от оригинальности (вся Россия, среди городского населения старше 16, совершавшего покупки в аптеке)

  Среди тех, кто считает, что
ничем не отличаются, одинаковое действующее вещество оригинальные препараты, как правило, дороже оригинальные препараты эффективнее оригинальные препараты, как правило, являются импортными
  % (доля) тех, кто также отметил
Ничем не отличаются, одинаковое действующее вещество   13,3 5,8 15,9
Оригинальные препараты, как правило, дороже 19,4   55,7 59,8
Оригинальные препараты эффективнее 4,4 29,2   33,8
Оригинальные препараты, как правило, являются импортными 13,3 34,3 37,0  

P.S.

В заключение стоит отметить,что, несмотря на попытки повысить доступность препаратов для населения России, по результатам IV кв. 2012 г. общенационального исследования потребителей «HealthIndex» половина респондентов (более 50%) отмечает рост цен на лекарственные средства в аптеках. Тем не менее результаты исследования показали заметное повышение затрат россиян на покупку лекарственных средств. При этом сохраняется тенденция к повышению этого показателя. Ценовой фактор и страна производителя лекарственного средства также влияют на решение посетителей аптек относительно покупки. Среди тех, кто считает, что оригинальные препараты более эффективные, большинство респондентов отмечают, что таковые, как правило, стоят дороже.

По материалам, предоставленным
компанией Synovate Comcon

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи