|
Общий объем рынка аптечных продаж в октябре 2005 г. составил 789,9 млн грн. в денежном и 170,8 млн упаковок в натуральном выражении, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 49,2 и 24,5% соответственно. Среди категорий товаров «аптечной корзины» наибольший прирост продаж в денежном выражении зафиксирован по косметике (68,2%), в натуральном выражении — по БАД (83,9%). Единственной категорией, которая отставала по показателям прироста продаж от развития розничного рынка в исследуемый период, являлись ИМН (37,1% в денежном и 16,3% в натуральном выражении; табл. 1). Удельный вес различных категорий в общем объеме аптечных продаж практически не изменился по сравнению с октябрем 2004 г. При этом, как и на протяжении первых 9 мес 2005 г., в октябре по всем категориям, кроме БАД, отмечен прирост средневзвешенной стоимости (рис. 1). Наивысший показатель прироста стоимости зафиксирован по ЛС — 17,9%, — что соответствующим образом отражается на приросте продаж в денежном выражении на розничном рынке ЛС.
|
В октябре 2005 г. объем аптечных продаж ЛС составил 691,1 млн грн. в денежном и 117,6 млн упаковок в натуральном выражении, что выше аналогичных показателей октября 2004 г. на 49,7 и 26,9% соответственно (рис. 2, 3). То есть объем аптечных продаж октября 2005 г. стал рекордным за всю историю розничного фармацевтического рынка Украины, причем как в денежном, так и в натуральном выражении. Вообще 2005 г. богат на рекорды, октябрь просто не выбивается из общего графика. Нечто подобное отмечено и на рынке в ценах производителя, где в исследуемый период зафиксированы рекордные объемы отечественного производства и поставок импортных ЛС.
|
|
Как уже говорилось ранее, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС возросла на 17,9% по сравнению с октябрем 2004 г. и составила 5,88 грн. Этот показатель также самый высокий за последние 3 года (рис. 4). До этого наивысшая средневзвешенная стоимость 1 упаковки была зафиксирована в апреле 2005 г. (5,71 грн.).
|
Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров в октябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Октябрь | Млн грн. | Удельный вес категории, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % |
D, % |
ЛС | ||||||
2003 г. | 428,6 | 87,8 | — | 93,1 | 73,9 | — |
2004 г. | 461,6 | 87,2 | 7,7 | 92,6 | 67,5 | –0,5 |
2005 г. | 691,1 | 87,5 | 49,7 | 117,6 | 68,8 | 26,9 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 10,8 | 2,2 | — | 2,1 | 1,7 | — |
2004 г. | 12,2 | 2,3 | 12,6 | 1,7 | 1,2 | –21,4 |
2005 г. | 20,5 | 2,6 | 68,2 | 2,4 | 1,4 | 43,4 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 39,3 | 8,1 | — | 29,6 | 23,5 | — |
2004 г. | 46,0 | 8,7 | 17,2 | 41,6 | 30,3 | 40,6 |
2005 г. | 63,1 | 8,0 | 37,1 | 48,4 | 28,3 | 16,3 |
БАД | ||||||
2003 г. | 9,2 | 1,9 | — | 1,1 | 0,9 | — |
2004 г. | 9,6 | 1,8 | 4,1 | 1,3 | 1,0 | 21,8 |
2005 г. | 15,2 | 1,9 | 58,1 | 2,4 | 1,4 | 83,9 |
Всего | ||||||
2003 г. | 488,0 | — | — | 125,9 | — | — |
2004 г. | 529,5 | — | 8,5 | 137,2 | — | 9,0 |
2005 г. | 789,9 | — | 49,2 | 170,8 | — | 24,5 |
Одним из главных итогов 9 мес 2005 г. являлось то, что прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении обогнал таковой по рынку в целом. В октябре же ситуация несколько изменилась: прирост продаж украинских препаратов составил 44,7% в денежном и 19,5% в натуральном выражении по сравнению с 2004 г., тогда как аналогичные показатели по импортным ЛС — 51,7 и 46,1% соответственно (табл. 2, 3). В подобной ситуации вспоминается известное выражение: «А кто говорил, что будет легко ». Несмотря на весомые результаты 9 мес 2005 г., никто не вводил вновь таможенную пошлину и давление товарной массы зарубежных препаратов на рынок никуда не исчезло. Однако тенденция к увеличению удельного веса препаратов отечественного производства в средне- и высокостоимостной нише сохранилась и в октябре. Наибольший прирост продаж украинских ЛС в октябре 2005 г. зафиксирован именно в этих нишах, причем как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 5).
|
Таблица 2
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в октябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Октябрь | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн грн. | Удельный вес категории, % |
D, % | Млн грн. | Удельный вес категории, % |
D, % | |
ЛС | ||||||
2003 г. | 305,8 | 71,4 | — | 122,8 | 28,6 | — |
2004 г. | 331,7 | 71,9 | 8,5 | 129,9 | 28,1 | 5,8 |
2005 г. | 503,1 | 72,8 | 51,7 | 188,0 | 27,2 | 44,7 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 6,2 | 57,4 | — | 4,6 | 42,6 | — |
2004 г. | 8,7 | 71,4 | 40,1 | 3,5 | 28,6 | –24,5 |
2005 г. | 14,9 | 72,6 | 71,0 | 5,6 | 27,4 | 61,2 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 24,9 | 63,4 | — | 14,4 | 36,6 | — |
2004 г. | 28,5 | 61,9 | 14,3 | 17,6 | 38,1 | 22,2 |
2005 г. | 41,4 | 65,6 | 45,4 | 21,7 | 34,4 | 23,6 |
БАД | ||||||
2003 г. | 5,2 | 56,8 | — | 4,0 | 43,2 | — |
2004 г. | 5,1 | 52,8 | –3,3 | 4,5 | 47,2 | 13,9 |
2005 г. | 8,3 | 54,3 | 62,6 | 6,9 | 45,7 | 53,0 |
Всего | ||||||
2003 г. | 342,2 | 70,1 | — | 145,7 | 29,9 | — |
2004 г. | 374,0 | 70,6 | 9,3 | 155,5 | 29,4 | 6,7 |
2005 г. | 567,7 | 71,9 | 51,8 | 222,2 | 28,1 | 42,9 |
Таблица 3
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в октябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Октябрь | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн упаковок | Удельный вес категории, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % |
D, % | |
ЛС | ||||||
2003 г. | 25,3 | 27,2 | — | 67,8 | 72,8 | — |
2004 г. | 25,9 | 28,0 | 2,3 | 66,7 | 72,0 | –1,6 |
2005 г. | 37,9 | 32,2 | 46,1 | 79,7 | 67,8 | 19,5 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 0,8 | 39,4 | — | 1,3 | 60,6 | — |
2004 г. | 0,7 | 42,7 | –14,9 | 1,0 | 57,3 | –25,6 |
2005 г. | 1,1 | 44,2 | 48,5 | 1,4 | 55,8 | 39,6 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 13,3 | 45,0 | — | 16,3 | 55,0 | — |
2004 г. | 18,6 | 44,6 | 39,6 | 23,0 | 55,4 | 41,4 |
2005 г. | 23,6 | 48,8 | 27,2 | 24,8 | 51,2 | 7,6 |
БАД | ||||||
2003 г. | 0,4 | 35,9 | — | 0,7 | 64,1 | — |
2004 г. | 0,3 | 22,9 | –22,3 | 1,0 | 77,1 | 46,5 |
2005 г. | 0,7 | 30,7 | 146,8 | 1,7 | 69,3 | 65,2 |
Всего | ||||||
2003 г. | 39,9 | 31,7 | — | 86,0 | 68,3 | — |
2004 г. | 45,5 | 33,2 | 14,2 | 91,7 | 66,8 | 6,6 |
2005 г. | 63,3 | 37,1 | 39,1 | 107,5 | 62,9 | 17,2 |
Следует отметить, что прирост продаж отечественных препаратов указанных ценовых ниш был выше, чем в целом по рынку (табл. 4). Так, продажи украинских ЛС «среднего звена» в денежном выражении росли быстрее всей среднестоимостной ниши на 1,4%, для высокостоимостной ниши аналогичное превышение составило 9,0%. В целом в 2005 г. препараты дороже 4,5 грн. стали двигателем развития рынка, и октябрь не стал исключением. Наивысшие показатели прироста продаж зафиксированы в высокостоимостной нише: 53,9% в денежном и 56% в натуральном выражении. Прирост продаж низкостоимостных ЛС в октябре был традиционно для 2005 г. самым низким: 36,1% в денежном и 19,8% в натуральном выражении. Интересно, что впервые с начала 2005 г. в октябре зафиксировано снижение на 1,3% средневзвешенной розничной стоимости высокостоимостных препаратов (рис. 6). Опять же традиционно для 2005 г. самый высокий показатель прироста средневзвешенной стоимости зафиксирован в низкостоимостной нише — 13,6%.
|
Таблица 4
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в октябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Октябрь | Млн грн. | Удельный вес ниши, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % |
D, % |
Низкостоимостная | ||||||
2003 г. | 95,5 | 22,3 | — | 70,6 | 75,9 | — |
2004 г. | 95,1 | 20,6 | –0,4 | 69,8 | 75,4 | –1,2 |
2005 г. | 129,5 | 18,7 | 36,1 | 83,7 | 71,1 | 19,8 |
Среднестоимостная | ||||||
2003 г. | 200,1 | 46,7 | — | 19,3 | 20,8 | — |
2004 г. | 206,1 | 44,6 | 3,0 | 19,5 | 21,1 | 1,1 |
2005 г. | 314,8 | 45,5 | 52,7 | 28,8 | 24,5 | 47,5 |
Высокостоимостная | ||||||
2003 г. | 132,9 | 31,0 | — | 3,2 | 3,4 | — |
2004 г. | 160,4 | 34,7 | 20,7 | 3,3 | 3,5 | 3,7 |
2005 г. | 246,8 | 35,7 | 53,9 | 5,1 | 4,3 | 56,0 |
Всего | ||||||
2003 г. | 428,6 | — | — | 93,1 | — | — |
2004 г. | 461,6 | — | 7,7 | 92,6 | — | –0,5 |
2005 г. | 691,1 | — | 49,7 | 117,6 | — | 26,9 |
Среди групп АТС-классификации в октябре 2005 г. в топ-10 отмечен рекордный показатель прироста продаж препаратов группы М01А в денежном выражении — 107,7% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (табл. 5). Тем не менее, первая позиция по объему продаж в денежном выражении остается за препаратами группы N02B, по которой также зафиксирован достаточно высокий показатель прироста — 61,4%. Эта группа традиционно является крупнейшей по объемам продаж, тем более в период максимального сезонного повышения продаж препаратов группы cough&could.
Таблица 5
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п | АТС-код | Наименование АТС-группы | Млн грн. | ||||
2003 г. | 2004 г. | D, % | 2005 г. | D, % | |||
1 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 23,4 | 25,5 | 8,6 | 41,1 | 61,4 |
2 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 11,9 | 13,9 | 16,8 | 28,8 | 107,7 |
3 | R05C | Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства | 12,7 | 14,8 | 16,7 | 19,1 | 28,8 |
4 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 9,3 | 11,8 | 27,3 | 18,4 | 56,3 |
5 | R02A | Препараты, применяемые при заболеваниях горла | 12,2 | 11,0 | –10,3 | 18,0 | 64,3 |
6 | R01A | Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа | 12,6 | 12,2 | –3,0 | 17,7 | 45,3 |
7 | A16A | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 10,3 | 11,1 | 7,9 | 17,4 | 56,6 |
8 | A11A | Поливитамины с добавками | 11,1 | 10,7 | –3,1 | 16,8 | 56,8 |
9 | A05B | Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества | 11,7 | 11,3 | –3,4 | 16,8 | 48,4 |
10 | J01D | Прочие бета-лактамные антибиотики | 9,1 | 13,1 | 44,7 | 16,3 | 24,1 |
Прочие | 304,4 | 326,2 | 7,2 | 480,6 | 47,3 | ||
Всего | 428,6 | 461,6 | 7,7 | 691,1 | 49,7 |
А то, что в октябре этот сезон уже наступил, подтверждают данные рейтинга брэндов по объемам продаж в денежном выражении (табл. 6). В первой десятке привычно для осенне-зимнего сезона обосновались крупнейшие торговые марки группы cough&could: Колдрекс, Фервекс и Лазолван. Тем не менее, так же традиционно лидером среди ЛС остается брэнд Эссенциале.
Таблица 6
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в октябре 2005 г.
|
? |
|
Что касается компаний-производителей, то, несмотря ни на изменения сезонных предпочтений потребителей, ни на октябрьское снижение темпов прироста продаж отечественных ЛС, структура рейтинга по объемам продаж ЛС в денежном выражении в исследуемый период серьезных изменений не претерпела (табл. 7). Все тот же бессменный в 2005 г. лидер — «Sanofi-Aventis», все так же половину топ-10 составляют крупнейшие отечественные производители. Соответственно и среди владельцев лицензий никаких серьезных перестановок не произошло, а лидером среди них в октябре 2005 г. оставалась «Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 8).
Таблица 7
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в октябре 2004 и 2005 г.
Маркетирующая организация |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Sanofi-Aventis (Франция) | 1 | — |
Berlin-Chemie / Menarini Group (Германия/Италия) | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 1 |
Артериум (Украина) | 4 | — |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 5 | 9 |
KRKA (Словения) | 6 | 3 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 7 | 6 |
Фармак (Украина) | 8 | 5 |
Здоровье (Украина) | 9 | 7 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 10 | 12 |
Heel (Германия) | 11 | 16 |
Sagmel (США) | 12 | 14 |
Sandoz (Швейцария) | 13 | 11 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 14 | 13 |
Pfizer Inc. (США) | 15 | 17 |
Servier (Франция) | 16 | 24 |
Actavis (Исландия) | 17 | 21 |
Nycomed (Норвегия) | 18 | 19 |
Genom Biotech (Индия) | 19 | 15 |
ratiopharm (Германия) | 20 | 18 |
Bittner (Австрия) | 21 | 23 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 22 | 27 |
Ranbaxy (Индия) | 23 | 22 |
BMS (США) | 24 | 20 |
Schering (Германия) | 25 | 31 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 26 | 32 |
Egis (Венгрия) | 27 | 29 |
Sopharma (Болгария) | 28 | 28 |
Биофарма (Украина) | 29 | 41 |
Pliva (Хорватия) | 30 | 25 |
Таблица 8
Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2005 г.
Владелец лицензии |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Дарница (Украина) | 1 | 1 |
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) | 2 | 3 |
KRKA (Словения) | 3 | 2 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 4 | 7 |
Фармак (Украина) | 5 | 4 |
Здоровье (Украина) | 6 | 5 |
Киевмедпрепарат (Украина) | 7 | 6 |
Heel (Германия) | 8 | 12 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 9 | 8 |
Sagmel (США) | 10 | 9 |
Lek (Словения) | 11 | 10 |
Подводя итоги, отметим основные особенности розничного рынка образца октября 2005 г. Конечно же, значительный отпечаток на его структуру накладывает смена сезонных предпочтений потребителей. Повышение спроса на препараты для симптоматического лечения при ОРЗ и гриппе, а также препараты, предназначенные для лечения различных заболеваний, обостряющихся в холодное время года, традиционно для осенне-зимнего периода. Однако, помимо изменений в фармакотерапевтической структуре рынка, подобные изменения влекут за собой дополнительный прирост продаж препаратов средне- и высокостоимостной ниш, поскольку указанные препараты в основном относятся к этим ценовым категориям. Следует также отметить, что продажи отечественных препаратов в силу разных причин в начале нового сезона простудных заболеваний отстали от прироста рынка. Тем не менее это отставание коснулось в основном менее крупных производителей, поскольку крупнейшие украинские фармкомпании сохранили свои позиции в рейтинге, а некоторые из них значительно их улучшили. И конечно же, нельзя обойти вниманием то, что в октябре 2005 г. зафиксирована максимальная средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки ЛС — 5,88 грн. Еще одно веское свидетельство того, в каком направлении развивается отечественный фармрынок. n
ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ
|
Как следует из представленных данных, в конце года (с 49-й по 52-ю неделю) индекс активности аптечных продаж был на «плато»: все показатели этого периода превысили отметку 1,4 и незначительно отличались друг от друга. Учитывая динамику развития рынка, смеем утверждать, что индекс 49 и 52-й недели по итогам 2005 г. был максимальный — 1,43. Естественно, первая неделя 2006 г., «перегруженная» праздничными днями, охарактеризовалась снижением активности потребителей, соответственно и индекса аптечных продаж. По ее результатам индекс активности аптечных продаж снизился на 22 пункта и остановился на отметке 1,21.
Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если Вам не все равно, как Вы выглядите на фоне всего рынка, — звоните: (044) 569-44-60 или пишите:
|
Игорь Хмилевский, Евгений Кунда
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим