Цены на лекарства в Украине опять в фокусе внимания депутатов

В продолжение обсуждения актуальных вопросов фармацевтического рынка Украины 16 сентября в информационном агентстве «ЛИГАБизнес­Информ» состоялся очередной круглый стол «Почему лекарства в Украине такие дорогие?». В мероприятии приняли участие народные депутаты Украины, представители регуляторных органов и общественных организаций, которые попытались разобраться, действительно ли в нашей стране дорогие лекарственные средства, или это все-таки миф.

В последнее время вопрос ценообразования на лекарственные средства все чаще выносится на общественное обсуждение. В то время как одна сторона обсуждения говорит о необоснованном повышении цен на препараты в Украине и их высокой стоимости по отношению к соседним странам (Болгария, Россия, Беларусь), другая ссылается на то, что во внимание надо принимать экономические, социальные и другие показатели, влияющие на ценообразование на препараты в той или иной стране, в том числе и Украине.

По словам Павла Петренко, народного депутата Украины, члена депутатской фракции Всеукраинского объединения «Батькивщина», на запрос Временной следственной комиссии по вопросам расследования фактов нарушения законодательства при осуществлении государственных закупок, неэффективного использования государственных средств и злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц МЗ Украины, других государственных предприятий, учреждений и организаций в сфере здравоохранения и фармацевтической отрасли (далее — Временная следственная комиссия) Государственная инспекция Украины по ценам проанализировала 29 импортных препаратов с большим объемом продаж в аптечных сетях. «Проведен мониторинг соответствующих розничных цен на эти препараты в 3 референтных странах — Украине, Беларуси и Российской федерации. Госценинспекция Украины отметила, что в нашей стране в среднем цены практически на все изучаемые препараты выше на 30%», — констатировал П. Петренко. По его словам, украинцам, живущим в приграничных зонах, выгоднее покупать препараты в России и Беларуси.

Кроме того, он отметил, что, по данным Госценинспекции Украины, стоимость 75% всей продукции, размещенной на аптечной полке, составляет до 100 грн. Ссылаясь на Антимонопольный комитет Украины и Госценинспекцию Украины, народный депутат отметил, что именно в этом диапазоне проводятся манипуляции с ценами. «Препараты, стоимость которых составляет от 10 до 20 грн., в основном производятся украинскими компаниями. С точки зрения экономики, реализовать в аптеках импортные препараты стоимостью от 40 до 100 грн. выгоднее, поскольку розничная наценка на них выше», — отметил П. Петренко.

Виктор Чумак, советник министра здравоохранения Украины, не устает повторять, что переход к европейским стандартам качества лекарственных средств будет способствовать повышению цен на них в Украине. Он считает, что целесообразным в данном случае является референтное ценообразование на препараты, которое позволяет значительно ограничить средства на возмещение стоимости препаратов (реимбурсацию). Так, реализация Пилотного проекта по возмещению стоимости препаратов для лечения лиц с гипертонической болезнью (далее — Пилотный проект) в I полугодии 2013 г. поспособствовала снижению цен на препараты для конечного потребителя в данном сегменте в среднем на 13%.

В. Чумак отметил, что «фрагментарное ограничение цен на дорогие препараты, имеющие дешевые аналоги, разрушило установившийся принцип: богатый платит за бедного, то есть 16% прибыльных препаратов обеспечивали 66% дохода фармкомпаний и перекрывали убытки или отсутствие реального дохода от реализации 80% лекарств, доход от которых не превышал 30% общего. Ограничение цен на прибыльные препараты привело к повышению цен на остальные 80% препаратов — экономику не обманешь».

Докладчик подчеркнул, что относительно мониторинга цен на лекарства отсутствует методика, которая бы отражала проблему. На сегодня официальные данные Госценинспекции Украины носят скорее политический характер, так как всякий раз приводятся данные, на какие именно препараты поднялись цены, без указания их доли на рынке. Специфика фармотрасли заключается в том, что, в отличие от, например, продовольственного рынка, нет корзины препаратов, которую бы использовали большинство больных туберкулезом, пациентов с онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, артериальной гипертензией и т.д. «Нас уже загнали популисты до такого уровня цен на оте­чественную продукцию, что она убыточна не только для производства, но и для розницы, которая «живет» на фиксированный процент от цены производителя», — отметил В. Чумак. Если цены на отечественные препараты в разы ниже, чем на импортные, а государственное давление направлено на отечественного производителя, то речь идет уже не о защите пациента. Кроме того, любые новшества по гарантии качества и борьбе с надуманной проблемой фальсификата неизбежно приводят к повышению цен. Например, внедрение обязательной маркировки шрифтом Брайля привело к повышению цен на 10% — констатировал эксперт.

П. Петренко, поддерживая положительный опыт в контексте реализации Пилотного проекта, высказал мнение относительно внедрения референтного ценообразования и на другой сегмент лекарственных средств. «Появился экономический принцип конкуренции: государство закупает лекарственные средства у тех, у кого более приемлемая цена на них», — отметил народный депутат.

Евгений Найштетик, вице-президент Все­украинского совета защиты прав и безопасности пациентов, высказал мнение относительно того, что высокая стоимость отдельных препаратов в Украине по отношению к таковым в России обусловлена маркетинговой политикой, которая навязывает такие препараты потребителям.

По словам докладчика, вследствие низкой рентабельности аптечного бизнеса в Украине аптечные учреждения ищут разные пути получения прибыли. В частности, аптеки, которые не входят в крупные сети, заключают маркетинговые договора с фармацевтическими компаниями. «Украинские аптеки превращаются из места продажи лекарственных средств в место рекламы лекарственных средств. По сути это абсолютно не свойственная аптечному учреждению функция», — отметил выступающий.

В связи с этим Государственная служба Украины по лекарственным средствам и Министерство здравоохранения Украины при содействии Европейского директората по качеству лекарственных средств и здравоохранению (EDQM) прорабатывают вопрос внедрения европейских требований надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP). По мнению эксперта, внедрение требований GPP может положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.

В ходе дискуссии большинство участников пришли к мнению, что необходимо полностью запретить рекламу лекарственных средств, в том числе и тех, которые отпускаются без рецептов. По убеждению сторонников такого нововведения, оно будет способствовать увеличению количества обращений пациентов к врачам и назначению им необходимых лекарственных средств.

Татьяна Донец, народный депутат Украины, член депутатской фракции Всеукраинского объединения «Батькивщина», член Временной следственной комиссии, согласилась с тем, что для Украины проблема самолечения актуальна, поэтому необходимо разрабатывать соответствующие программы, направленные на ее профилактику. По словам народного депутата, не реклама лекарственных средств должна влиять на выбор пациента, а врач, который по тем или иным показаниям назначит необходимый препарат. Но, к сожалению, из-за отсутствия в нашей стране системы государственного медицинского страхования большая часть расходов на лекарственные средства ложится на плечи потребителя.

Анатолий Дырив, народный депутат Украины, член депутатской фракции Всеукраинского объединения «Батькивщина», также входит во Временную следственную комиссию, которая уже заканчивает свою работу и в ближайшее время начнет формировать отчет о проделанной работе и соответствующие рекомендации. Отвечая на вопрос относительно лоббирования интересов крупных фармацевтических производителей и импортеров в этом процессе, докладчик отметил, что за время своей работы она не ощущала давления со стороны лоббистов.

В ходе дискуссии также затронут вопрос налога на добавленную стоимость (НДС) на операции по поставкам и импорту лекарственных средств. По мнению сторонников введения такого НДС, на сегодня, пользуясь указанной льготой, некоторые из импортеров осуществляют ввоз данной категории товаров с искусственно завышенной стоимостью для выведения валюты за рубеж в оффшорные зоны. «Импортеру выгодно завышать стоимость лекарств, потому что он не несет никаких налоговых затрат», — отметил П. Петренко. Противники же данного нововведения высказывают уверенность в том, что в таком случае лекарственные средства подорожают на сумму введенного НДС или больше.

Юрий Савко, исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных препаратов «APRаD», поддержал высказывания докладчиков относительно внедрения обязательного медицинского страхования и системы реимбурсации.

В контексте внедрения реимбурсации эксперт отметил, что это является неким инструментом, благодаря которому страна определяет, какой уровень возмещения в рамках действующей системы здравоохранения она может себе позволить. Что касается реализации Пилотного проекта в Украине, то, по убеждению Ю. Савко, он требует доработки, чтобы максимально отвечать европейской модели. «Государство определяет перечень референтных стран, при этом обязательно принимаются во внимание, во-первых, структура заболеваемости, во-вторых, важность того или иного препарата для рынка конкретной страны, в-третьих, количество населения и др.», — отметил Ю. Савко.

Для пациента в первую очередь важны безопасность, эффективность, качество и доступность лекарственного средства. «Эти 4 критерия следует учитывать законодателям, когда они приступают к регуляциям фармацевтического рынка», — сказал эксперт. Он поддержал тезис В. Чумака относительно того, что любая регуляция имеет свою цену, поэтому, обращаясь к народным депутатам, Ю. Савко отметил, что внедрение того или иного регуляторного механизма должно предусматривать анализ его влияния на стоимость препаратов.

Хотелось бы отметить, что внедрение референтного ценообразования требует в первую очередь определения сегментов рынка, по отношению к которым должна применяться данная система, а также изучения влияния системы на ценовую и маркетинговую политику фармацевтических компаний. При этом Украина главным образом должна перенять опыт европейских стран, в которых налажена и полноценно функционирует система референтного цено­образования на лекарственные средства, и разработать соответствующие законодательные инициативы. К такому выводу пришли и участники мероприятия.

Напомним также, что, ссылаясь на специальное исследование ВОЗ, эксперты отмечают, что цены на лекарственные средства в Украине ниже, чем в ЕС, на 15%. Хотя мы не исключаем то, что цены на единичные препараты могут быть и выше.

Редакция «Еженедельника АПТЕКА», в свою очередь, продолжает изучать тему референтного ценообразования, поскольку оно дает ответы на вопросы, связанные с формированием цен на лекарственные средства в разных странах.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті