МЕТОДОЛОГИЯ
В рамках данного исследования учитывались только твердые формы (таблетки и капсулы) лекарственных средств, подпадающих под действие Пилотного проекта, в частности, препараты амлодипина, бисопролола, лизиноприла, метопролола, небиволола, нифедипина и эналаприла, которые включены в приказ МЗ Украины от 01.06.2012 г. № 419. Кроме этого, были исключены все оригинальные препараты. В расчетах за основу лекарственной формы мы принимаем показатель DDD — суточная доза, рекомендуемая ВОЗ.
ОСВОЕНИЕ БЮДЖЕТА
На частичное возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, как указано выше, из государственного бюджета на 2013 г. выделено 191,6 млн грн. Как сообщает МЗ Украины, по состоянию на 19.07.2013 г. регионы получили средства по субвенциям на сумму 83,5 млн грн., из них освоено лишь 23,5 млн грн., что составляет 28,1% полученных по субвенциям средств и лишь 12,3% общего объема выделенных средств (таблица). Наиболее эффективное использование средств регионами по состоянию на 19.07.2013 г. зафиксировано в Полтавской, Харьковской и Николаевской областях, доля использования средств, полученных по субвенциям, составила 62,4; 61,2 и 53,2% соответственно. Самые низкие показатели эффективности продемонстрировали Донецкая и Львовская области, где освоение бюджетных средств не превышает 10%.
Хоть уровень освоения регионами бюджетных средств остается невысоким, по итогам I полугодия 2013 г. отмечается перманентное увеличение доли использованных средств, полученных по субвенциям. Также увеличилось количество лиц, получивших лекарственные средства в рамках Пилотного проекта, что свидетельствует об увеличении числа пациентов, осведомленных о действии Пилотного проекта, а также обращающихся за медицинской помощью к специалистам и желающих получать антигипертензивные препараты по доступной цене. Также стоит отметить, что по состоянию на 19.07.2013 г. врачами было выписано 9,3 млн рецептов на частичное возмещение стоимости лекарственных средств, задействованных в Пилотном проекте, при этом количество рецептов, по которым осуществлено возмещение, составляет лишь 2,9 млн. То есть, далеко не все пациенты, получившие рецепт у врача, в дальнейшем обращаются с ним в аптечное учреждение, а также далеко не все выписанные врачами рецепты оказываются в руках пациентов. Несмотря на положительную динамику повышения эффективности реализации Пилотного проекта, столь низкие показатели освоения бюджетных средств послужили толчком к работе над усовершенствованием механизма включения препаратов в систему возмещения и методики расчета возмещения стоимости препаратов. В результате этого на официальном сайте МЗ Украины были опубликованы проекты постановления КМУ «Вопросы усовершенствования реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью» и приказа «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29 мая 2012 г. № 394», цель которых — повышение экономической доступности антигипертензивных лекарственных средств для населения за счет усовершенствования подходов к включению препаратов в систему возмещения и расчета уровня возмещения. Однако до настоящего времени они не утверждены.
ПОТРЕБЛЕНИе ПРЕПАРАТОВ, включенных в ПИЛОТНый ПРОЕКТ
Пилотный проект стартовал в июне 2012 г. На первом этапе были снижены цены на антигипертезивные препараты путем установления их граничного уровня. Что не отразилось на динамике потребления препаратов, подпадающих под действие Пилотного проекта. А в декабре 2012 г. началась реализация второго этапа Пилотного проекта — частичного возмещения стоимости лекарственных средств. В этот период отмечался пик потребительской активности (рис. 1).
В январе 2013 г. действие Пилотного проекта было временно приостановлено, в результате чего потребление снизилось, но уже в феврале принято соответствующее постановление КМУ и действие Пилотного проекта возобновилось. Как следствие, в последущие месяцы потребление антигипертензивных препаратов снова стало повышаться. В мае и июне темпы роста потребления незначительно снизились, что отражает сокращение объема продаж для всего фармацевтического рынка Украины в этот период. Средневзвешенная стоимость лекарственных средств, включенных в Пилотный проект, продолжает снижаться и в текущем году.
Антигипертензивные препараты украинского производства демонстрируют опережающую динамику развития по сравнению с зарубежными конкурентами, что особенно ярко проявилось с момента старта системы частичного возмещения стоимости лекарственных средств. Такая ситуация объясняется более низкой стоимостью украинских препаратов по сравнению с импортными. Таким образом, социально незащищенные слои населения ввиду высокой ценовой чувствительности ориентированы на приобретение самых доступных лекарственных средств (рис. 2).
В структуре потребления препаратов по отдельным международным непатентованным наименованиям (МНН), включенным в Пилотный проект, наилучшие результаты достигнуты для препаратов лизиноприла, амлодипина, бисопролола, а также небиволола, несмотря на их высокую стоимостью относительно препаратов других МНН, включенных в Пилотный проект (рис. 3). Для препаратов эналаприла, нифедипина и метопролола отмечается сравнительно невысокая динамика потребления, что, вероятно, обусловлено недостаточными экономическими и организационными стимулами для увеличения количества пациентов, которые их принимают.
ИТОГИ
С момента запуска Пилотного проекта потребление антигипертензивных препаратов существенно увеличилось, а значит, система возмещения их стоимости является мотивирующим фактором для пациентов. В 2013 г. на частичное возмещение стоимости препаратов, включенных в Пилотный проект, из государственного бюджета выделена достаточно весомая сумма средств, но по итогам I полугодия их освоение остается на низком уровне. Поэтому возник вопрос о необходимости усовершенствования подходов к включению препаратов в систему возмещения и расчета уровня возмещения. В этом году началась активная работа над усовершенствованием Пилотного проекта, ее результатом стали проекты постановления КМУ «Вопросы усовершенствования реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью» и приказа «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29 мая 2012 г. № 394», которыми предлагаются абсолютно новые подходы к включению препаратов в систему возмещения и расчета уровня их возмещения. Однако на сегодня эти документы так и остаются проектами.
Коментарі