Осенние олимпийские игры. Аптечные продажи в Украине: ноябрь 2005  г.

Объем розничного фармацевтического рынка планомерно увеличивается, иногда медленнее, иногда быстрее, но неизбежно приходя к очередному витку своего развития. В данной публикации описаны знаковые тенденции и основные особенности ноября 2005 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Объем розничного фармацевтического рынка в ноябре 2005 г. составил 810,4 млн грн. и 166,7 млн упаковок, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 50,8% в денежном и 24,6% в натуральном выражении (табл. 1). Итак, на отечественном рынке установлен очередной рекорд по объему аптечных продаж фармацевтической продукции в денежном выражении. Самый высокий прирост объема продаж в исследуемый период зафиксирован по косметике и БАД как в денежном, так и в натуральном выражении. Естественно, это не могло не сказаться на распределении удельного веса категорий товаров «аптечной корзины». Доля этих категорий в общем объеме продаж увеличилась, а ЛС и ИМН соответственно уменьшилась. Тем не менее в исследуемый период среди всех категорий аптечной корзины наибольшим удельным весом в общем объеме продаж традиционно характеризуются ЛС (87,2% в денежном и 68,2% в натуральном выражении).

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Ноябрь Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2003 г. 420,2 88,1 91,9 76,5
2004 г. 470,0 87,5 11,8 90,1 67,4 -2,0
2005 г. 706,5 87,2 50,3 113,7 68,2 26,2
Косметика
2003 г. 12,8 2,7 2,3 1,9
2004 г. 12,6 2,4 –1,1 1,7 1,2 -28,1
2005 г. 22,9 2,8 81,4 2,7 1,6 61,9
ИМН
2003 г. 35,0 7,3 24,9 20,7
2004 г. 44,4 8,3 26,9 40,5 30,3 62,5
2005 г. 63,7 7,9 43,3 47,7 28,6 17,7
БАД
2003 г. 8,8 1,8 1,0 0,8
2004 г. 10,3 1,9 17,6 1,5 1,1 46,6
2005 г. 17,3 2,1 67,6 2,6 1,6 76,9
ВСЕГО
2003 г. 476,7 120,2
2004 г. 537,3 12,7 133,7 11,3
2005 г. 810,4 50,8 166,7 24,6

В ноябре 2005 г. единственной категорией, по которой отмечено снижение средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки, были БАД — на 5,3%, что уже стало вполне характерной для 2005 г. особенностью (рис. 1). Самый высокий прирост средневзвешенной розничной стоимости зафиксирован по ИМН — 21,8%.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В исследуемый период объем аптечных продаж ЛС составил 706,5 млн грн. и 113,7 млн упаковок, превысив аналогичные показатели ноября 2004 г. на 50,3 и 26,2% соответственно (рис. 2, 3). Причем столь высокий показатель объема продаж ЛС в денежном выражении на отечественном рынке зафиксирован впервые. Начавшийся сезон повышенного спроса на препараты для симптоматического лечения при ОРЗ и гриппе, похоже, будет способствовать ежемесячному достижению рекордных показателей объема аптечных продаж. Причем, учитывая погодные условия зимних месяцев, смеем предположить, что показатели ноября — это еще далеко не предел.

Рис. 2. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении в январе–ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Помесячная динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

На фоне вдвое большего прироста объема продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с таковым в натуральном вполне закономерным выглядит повышение средневзвешенной розничной стоимости ЛС на 19,1% в сопоставлении с ноябрем 2004 г. (рис. 4). Обратим внимание, что 6,21 грн. за 1 упаковку ЛС — величина максимальная за последние три года. То есть знаковый показатель развития рынка в октябре 2005 г. — повышение средневзвешенной стоимости ЛС до 5,88 грн. — был превышен уже в ноябре.

Рис. 4. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Помесячная динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в январе–ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В исследуемый период по всем категориям аптечной корзины отмечен более значительный прирост объема продаж зарубежной продукции как в денежном (табл. 2), так и в натуральном (табл. 3) выражении. Что касается непосредственно рынка ЛС, то осенний сезон был более успешным для импортных ЛС: показатели прироста их продаж превышают таковые отечественной продукции на 6,2% в денежном и на 28,4% в натуральном выражении. Тем не менее при исследовании структуры реализации ЛС обнаруживается, что если объем рынка зарубежных препаратов в денежном выражении увеличивался в основном за счет возрастания объема проданных упаковок, то продажи отечественных ЛС в ноябре 2005 г. характеризовались существенным увеличением удельного веса более дорогих препаратов (рис. 5). Вследствие этого в ноябре 2005 г. прирост средневзвешенной стоимости украинских препаратов превысил таковой зарубежных препаратов на 19,8%. То есть тенденции, характерные для развития отечественной фарминдустрии в 2005 г., сохраняются: темпы роста продаж украинских ЛС в денежном выражении значительно превышают таковые в натуральном.

Рис. 5. Прирост продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в ноябре 2005 г. по сравнению с ноябрем 2004 г.

Рис. 5. Прирост продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в ноябре 2005 г. по сравнению с ноябрем 2004 г.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Ноябрь Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
2003 г. 303,7 72,3 116,4 27,7
2004 г. 340,2 72,4 12,0 129,8 27,6 11,4
2005 г. 517,2 73,2 52,0 189,2 26,8 45,8
Косметика
2003 г. 8,1 63,6 4,6 36,4
2004 г. 9,1 72,2 12,2 3,5 27,8 –24,2
2005 г. 16,6 72,4 82,0 6,3 27,6 79,8
ИМН
2003 г. 22,1 63,2 12,9 36,8
2004 г. 27,5 61,9 24,2 16,9 38,1 31,7
2005 г. 42,3 66,3 53,7 21,4 33,7 26,5
БАД
2003 г. 4,9 56,4 3,8 43,6
2004 г. 5,3 51,8 8,1 5,0 48,2 30,0
2005 г. 9,4 54,3 75,7 7,9 45,7 58,9
ВСЕГО
2003 г. 338,9 71,1 137,8 28,9
2004 г. 382,1 71,1 12,8 155,2 28,9 12,6
2005 г. 585,5 72,2 53,2 224,9 27,8 44,9

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Ноябрь Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
в категории, %
D, %
ЛС
2003 г. 25,8 28,0 66,2 72,0
2004 г. 26,0 28,9 1,1 64,1 71,1 –3,2
2005 г. 38,1 33,5 46,4 75,6 66,5 18,0
Косметика
2003 г. 1,0 43,7 1,3 56,3
2004 г. 0,7 43,7 –28,2 0,9 56,3 –28,0
2005 г. 1,2 43,6 61,8 1,5 56,4 61,9
ИМН
2003 г. 10,9 43,9 14,0 56,1
2004 г. 17,9 44,2 63,7 22,6 55,8 61,6
2005 г. 23,6 49,5 31,8 24,1 50,5 6,6
БАД
2003 г. 0,3 32,4 0,7 67,6
2004 г. 0,4 25,0 13,4 1,1 75,0 62,4
2005 г. 0,8 29,5 108,2 1,9 70,5 66,4
ВСЕГО
2003 г. 38,0 31,6 82,2 68,4
2004 г. 45,0 33,7 18,4 88,7 66,3 8,0
2005 г. 63,7 38,2 41,4 103,0 61,8 16,1

Что касается ценовой структуры рынка, то в ноябре 2005 г. не произошло ничего из ряда вон выходящего. Все так же наибольший прирост продаж как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован в средне- и высокостоимостной нишах (табл. 4). Обратим внимание, что в исследуемый период прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении превысил таковой по каждой нише в отдельности: разница составила 0,6; 2,5 и 4,6% в низко-, средне и высокостоимостной нише соответственно. Кроме того, прирост объема реализации украинских препаратов высокостоимостной ниши в натуральном выражении был на 37,6% выше аналогичного показателя по нише в целом!

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Ноябрь Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %
Низкостоимостная
2003 г. 91,2 21,7 69,5 75,6
2004 г. 93,4 19,9 2,4 67,2 74,6 –3,4
2005 г. 127,4 18,0 36,4 78,9 69,4 17,5
Среднестоимостная
2003 г. 198,2 47,2 19,3 21,0
2004 г. 210,9 44,9 6,4 19,6 21,7 1,2
2005 г. 324,8 46,0 54,0 29,5 25,9 50,7
Высокостоимостная
2003 г. 130,7 31,1 3,1 3,4
2004 г. 165,7 35,3 26,7 3,3 3,7 7,9
2005 г. 254,3 36,0 53,5 5,3 4,6 58,0
ВСЕГО
2003 г. 420,2 91,9
2004 г. 470,0 11,8 90,1 –2,0
2005 г. 706,5 50,3 113,7 26,2

В ноябре 2005 г. отмечено снижение средневзвешенной розничной стоимости 1 упаковки ЛС в высокостоимостной нише на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 6). Этот показатель в первую очередь связан со стремительно возрастающим значением и существенным увеличением удельного веса отечественных препаратов в высокостоимостной нише. Их стоимость находится ближе к нижней границе данной ниши, что соответствующим образом влияет на средневзвешенную стоимость 1 упаковки высокостоимостных препаратов.

Рис. 6. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 6. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Конец осени, начало зимы — период традиционного повышения спроса на препараты группы cough&cold. Соответственно основу топ-5 АТС-групп третьего уровня по объему продаж ЛС в денежном выражении составляют группы препаратов для лечения заболеваний, обостряющихся в осенне-зимний период (табл. 5). Причем прирост продаж ЛС этих групп в денежном выражении по сравнению с ноябрем 2004 г. в основном был выше прироста рынка в целом. Отметим, что в исследуемый период максимальный прирост объема продаж в денежном выражении среди топ-5 зафиксирован по группе M01A (+98,0%), которая занимает 2-е место рейтинга.

Таблица 5

Топ-5 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2003–2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.
2003 2004 D, % 2005 D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 24,6 25,3 2,7 40,5 60,2
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 11,9 14,6 22,1 28,9 98,0
3 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 12,2 14,4 17,7 21,4 49,2
4 A11A Поливитамины с добавками 13,0 12,2 –5,8 20,3 65,7
5 C01E Прочие кардиологические препараты 9,5 12,1 27,9 19,4 59,6
Прочие 358,4 403,5 12,6 595,4 47,6
Всего 420,2 470,0 11,8 706,5 50,3

Состав топ-листа торговых наименований препаратов по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2005 г. вполне согласуется с данными о распределении розничных продаж по фармакотерапевтическим группам препаратов (табл. 6). На характерно высоких для исследуемого периода позициях рейтинга расположились такие брэнды, как КОЛДРЕКС, ФЕРВЕКС, ЛАЗОЛВАН, СТРЕПСИЛС и некоторые другие препараты cough&cold.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2005 г.

№ п/п Титульное наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ЦЕФТРИАКСОН
3 АКТОВЕГИН
4 МИЛДРОНАТ
5 КОЛДРЕКС
6 ВИТРУМ
7 ТЕРАФЛЕКС
8 ФЕРВЕКС
9 НО-ШПА
10 МЕЗИМ
11 ЛАЗОЛВАН
12 ПРЕДУКТАЛ
13 НАТРИЯ ХЛОРИД
14 ПРОСТАМОЛ УНО
15 ЦЕФАЗОЛИН
16 КЕТАНОВ
17 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
18 СТРЕПСИЛС
19 ЭНАП
20 ФЕСТАЛ
21 ФАСТУМ
22 КСЕНИКАЛ
23 ВИАГРА
24 ГЕПАБЕНЕ
25 ДИКЛОБЕРЛ
26 КАЛЬЦЕМИН
27 ФЕЗАМ
28 ВИГОР
29 КОФОЛ
30 АЦЦ

Первое место в рейтинге маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2005 г. привычно принадлежит бесспорному лидеру 2005 г. — компании «Sanofi-Aventis» (табл. 7). Сразу за ней расположилась компания «Berlin-Chemie», что, однако, не помешало ей возглавить в исследуемый период топ-10 владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении (табл. 8). Отметим, что последний ровно наполовину представлен отечественными производителями.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2004 и 2005 г.

Маркетирующая организация

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1
Berlin-Chemie / Menarini Group (Италия) 2 1
Корпорация Артериум (Украина) 3
Дарница (Украина) 4 2
KRKA (Словения) 5 3
Борщаговский ХФЗ (Украина) 6 8
GlaxoSmithKline (Великобритания) 7 7
Фармак (Украина) 8 5
Здоровье (Украина) 9 6
Sagmel (США) 10 15
Heel (Германия) 11 13
Gedeon Richter (Венгрия) 12 12
Sandoz (Швейцария) 13 10
Boehringer Ingelheim (Германия) 14 14
Servier (Франция) 15 25
Pfizer Inc. (США) 16 19
ratiopharm (Германия) 17 20
Nycomed (Норвегия) 18 17
Genom Biotech (Индия) 19 16
Actavis (Исландия) 20 22
Bittner (Австрия) 21 21
BMS (США) 22 18
Ranbaxy (Индия) 23 23
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 24
Киевский витаминный завод
Украина)
25 29
Naturwaren (Германия) 26 36
Egis (Венгрия) 27 31
Schering (Германия) 28 28
Bayer (Германия) 29 88
Материа Медика (Россия) 30 66

Таблица 8

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2005 г.

Владелец лицензии

№ п/п
2005 г. 2004 г.
Berlin-Chemie (Германия) 1 2
Дарница (Украина) 2 1
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 6
Здоровье (Украина) 6 5
Sagmel (США) 7 11
Киевмедпрепарат (Украина) 8 7
Heel (Германия) 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 10 8

В ноябре 2005 г. установлен новый рекорд показателя средневзвешенной розничной стоимости ЛС, который достиг отметки 6 грн. 21 коп. за 1 упаковку. Среди важных факторов, повлиявших на увеличение стоимости ЛС, следует назвать сезонное повышение заболеваемости гриппом и ОРЗ, закономерно сопровождавшееся повышением спроса на препараты группы cough&cold, большинство которых относится именно к средне- и высокостоимостной нише. Причем сезонное изменение потребительского спроса в сторону противопростудных средств, вероятно, в значительной степени способствовало достижению рекордного показателя объема продаж ЛС в ноябре 2005 г. Учитывая же погодные условия зимних месяцев 2006 г., смеем предположить, что показатели объема розничного рынка ЛС будут повышаться.

В ноябре 2005 г. на рынке аптечных продаж подтвердились и получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся по итогам октября 2005 г. Увеличение удельного веса продаж отечественных ЛС в средне- и высокостоимостной нишах и их влияние на развитие последних становится все более ощутимым. В исследуемый период оно выразилось в некоторой убыли средневзвешенной розничной стоимости препаратов высокостоимостной ниши, которое впервые было зафиксировано в октябре 2005 г. Вряд ли показатели за два месяца можно считать случайными. Тем не менее пока еще рано говорить и о завоевании крупнейшими отечественными производителями средне- и высокостоимостной ниш. Процесс находится в самом начале своего развития, и дальнейший прогресс отечественной фарминдустрии зависит только от самих производителей.?n


ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Рис. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–3-ю неделю 2006 г.

Рис. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–3-ю неделю 2006 г.

Как следует из представленных данных, после «праздничной» 1-ой недели 2006 г. индекс аптечных продаж вновь начал расти (см. рисунок). Только за 2-ю неделю он повысился сразу на 10 пунктов, а в течение 3-й и 4-й недели оставался на «плато» с незначительными колебаниями. То есть вполне можно ожидать того, что в течение января 2006 г. показатель индекса вновь вернется на позиции ноября 2005 г. А вот уже февраль можно будет считать полноправным началом нового «рабочего» года на фармацевтическом рынке Украины.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети.

Если Вы хотите оценить успешность Вашей компании, — звоните: (044) 569-44-60 или пишите: il@morion.kiev.ua.


Игорь Хмилевский, Евгений Кунда

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті