Сквозь тернии к звездам! Аптечные продажи в Украине: декабрь, итоги 2009 г.

Минувший 2009 г. войдет в историю развития отечественного фармрынка как год испытаний и адаптации к новым условиям. По сути новые условия — это прежде всего новый курс американского доллара, с которым экономика нашей страны и ее жители уже смирились и сосуществуют больше года. Да, осень 2008 г. выдалась тревожной. Календарь фармрынка в осенний сезон 2009 г. был также насыщен разными событиями. Пожалуй, надолго останутся в памяти недели «высокой моды» — марлевые повязки и медицинские маски, а также массовое скопление народа в стенах аптечных учреждений. Важно, что несмотря на все бурлящие события 2009 г., отечественный фармрынок развивался, и, конечно, главная заслуга в этом принадлежит операторам рынка. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и «PharmXplorer» компании «Proxima Research» .

ФАРМРЫНОК В ЦЕЛОМ

В целом по итогам 12 мес 2009 г. общий объем аптечных продаж в Украине составил 20,3 млрд грн. за 1,8 млрд упаковок. Темпы прироста/убыли по сравнению с 2008 г. составили соответственно 26,1% в денежном и 9,2% в натуральном выражении (рис. 1). В долларовом эквиваленте объем розничного фармрынка в 2009 г. сократился относительно 2008 г. на 15,7%, составив 2,6 млрд дол. США. Практически ежемесячно в 2009 г. темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении превышали 20%. Пик продаж в 2009 г. был достигнут в октяб­ре и ноябре. Вполне ожидаемая развязка бурного ажиотажа наступила в декабре — темпы прироста объема продаж в денежном выражении замедлились (рис. 2). С начала 2009 г. ежемесячно убыль количества реализованных упаковок уменьшалась. В ноябре 2009 г. этот показатель был в плюсе. Однако следует учитывать, что в ноябре 2008 г. реализация аптечной продукции в натуральном выражении была одной из наименьших. Причина этого — изменение курса доллара по отношению к гривне.


Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Млн грн. Удельный вес категории,%  ,% Млн упаковок Удельный вес категории,%  ,%
ЛС
2007 10350,0 83,8 1244,2 63,5
2008 13121,8 81,4 26,8 1186,5 60,8 –4,6
2009 16726,7 82,3 27,5 1090,0 61,5 –8,1
ИМН*
2007 1043,2 8,4 636,7 32,5
2008 1503,5 9,3 44,1 670,6 34,3 5,3
2009 1917,0 9,4 27,5 593,9 33,5 –11,4
Косметика
2007 622,9 5,0 52,4 2,7
2008 967,5 6,0 55,3 62,2 3,2 18,8
2009 1081,3 5,3 11,8 55,8 3,1 –10,2
БАД
2007 332,9 2,7 27,4 1,4
2008 534,3 3,3 60,5 33,4 1,7 21,8
2009 607,7 3,0 13,7 33,5 1,9 0,2
Всего
2007 12349,0 1960,7
2008 16127,0 30,6 1952,7 –0,4
2009 20332,7 26,1 1773,1 –9,2

По итогам 2009 г. немного выше общерыночных показателей были объемы продаж главной категории товаров «аптечной корзины» — лекарственных средств (ЛС) — 27,5% (табл. 1). Аналогично развивалась реализация изделий медицинского назначения (ИМН). Относительно 2008 г. доля этой продукции увеличилась в общем объеме рынка ЛС в денежном и натуральном выражении. Отрицательную динамику развития в натуральном выражении продемонстрировали практически все категории товаров «аптечной корзины». Исключением в этом случае стала категория биологически активных добавок (БАД). Впрочем, продажи БАД в натуральном выражении практически не изменились относительно 2008 г. (0,2%). Для этой категории товаров отмечают минимальный прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки относительно 2008 г. — 13,5% до 18,2 грн. (рис. 3). Этот показатель повысился для косметики на 24,5% в 2009 г. и составил около 20 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ИМН за год повысилась на 1 грн. — до 3,2 грн. Для ЛС этот показатель составил 15,4 грн.

Таблица 2 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории,%  ,% Млн грн. Удельный вес категории,%  ,%
ЛС
2007 7783,3 75,2 2566,7 24,8
2008 10123,5 77,2 30,1 2998,3 22,8 16,8
2009 12564,1 75,1 24,1 4162,7 24,9 38,8
ИМН*
2007 756,3 72,5 286,9 27,5
2008 1135,3 75,5 50,1 368,2 24,5 28,3
2009 1410,1 73,6 24,2 506,9 26,4 37,7
Косметика
2007 457,2 73,4 165,6 26,6
2008 724,7 74,9 58,5 242,8 25,1 46,6
2009 761,0 70,4 5,0 320,3 29,6 31,9
БАД
2007 219,8 66,0 113,1 34,0
2008 377,0 70,6 71,5 157,3 29,4 39,1
2009 375,9 61,9 –0,3 231,8 38,1 47,3
Всего
2007 9216,7 74,6 3131,4 25,4
2008 12360,4 76,6 34,1 3764,9 23,4 20,3
2009 15111,0 74,3 22,3 5218,8 25,7 38,6

По итогам 2009 г. темпы прироста реализации продукции отечественного производства в денежном выражении были выше таковых продукции зарубежного производства и фармрынка в целом (табл. 2). А убыль количества реализованных упаковок в целом по фармрынку была обусловлена уменьшением объема продаж фармпродукции зарубежного производства в натуральном выражении. Так, количество реализованных упаковок товаров отечественного производства сократилось всего на 1,2%, в то время как зарубежного — на 18,3% (табл. 3). В целом за год в общем объеме фармрынка отечественные производители увеличили свою долю как в денежном, так и в натуральном выражении — до 25,7 и 58,0% соответственно.

Таблица 3 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории,%  ,% Млн упаковок Удельный вес категории,%  ,%
ЛС
2007 445,0 35,8 799,2 64,2
2008 449,3 37,9 0,9 737,3 62,1 –7,8
2009 369,6 33,9 –17,7 720,4 66,1 –2,3
ИМН*
2007 375,0 58,9 261,7 41,1
2008 421,0 62,8 12,3 249,6 37,2 –4,6
2009 342,7 57,7 –18,6 251,2 42,3 0,6
Косметика
2007 24,4 46,5 28,0 53,5
2008 31,1 49,9 27,4 31,2 50,1 11,3
2009 24,1 43,1 –22,5 31,8 56,9 2,0
БАД
2007 8,3 30,5 19,1 69,5
2008 10,9 32,6 30,3 22,5 67,4 18,2
2009 9,1 27,1 –16,5 24,4 72,9 8,3
Всего
2007 852,7 43,5 1108,0 56,5
2008 912,2 46,7 7,0 1040,5 53,3 –6,1
2009 745,4 42,0 –18,3 1027,8 58,0 –1,2

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Добавим также, что в целом в Украине в январе–декабре 2009 г. оборот розничной торговли (розничный товарооборот предприятий (юридических лиц), осуществляющих деятельность по розничной торговле, расчетные данные объема продаж товаров на рынках и физических лиц-предпринимателей) составил 442,8 млрд грн., сократившись относительно аналогичного периода 2008 г. на 1,4% (www.ukrstat.gov.ua). Влияние кризиса на развитие различных отраслей в 2009 г. было более ощутимым, чем на фармацевтическую. Успешность некоторых значительно пошатнулась. По предварительным данным, по сравнению с 2008 г. автомобильный рынок Украины уменьшился на 74% и находится на уровне 2004 г. (www.autodealer.ua). Такой сегмент, как строительство, испытал в 2009 г. значительные трудности, и прогнозируется, что в 2010 г. эта тенденция сохранится.

РЫНОК ЛС

Пожалуй, нет такой отрасли, которая бы не ощутила на себе влияния инфляции в 2009 г. Как сообщает Государственный комитет статистики, в целом за январь–декабрь 2009 г. инфляция в Украине по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составила 15,9%. Не сложно догадаться, что ключевую роль в приросте объема реализации ЛС ежемесячно в 2009 г. играла инфляционная составляющая (рис. 4). К концу года ее вклад несколько уменьшился (24,2%). Однако прирост рынка ЛС в декабре составил всего 24,4%. С начала 2009 г. в этот период зафиксирован минимальный индекс потребительских цен — 112,3% по сравнению с декабрем 2008 г. По сравнению с ноябрем 2008 г. этот показатель составил 100,9%.

А индекс потребительских цен на фармацевтическую продукцию, товары медицинского назначения и оборудование повышался до лета 2009 г. Во второй половине года этот показатель начал снижаться и в декаб­ре составил 136,3%. Важно отметить, что во втором полугодии индекс замещения постепенно начал выходить из убыли. В ноябре 2009 г. он составил +3,1%. Как раз в этот период отмечают максимальное количество реализованных упаковок ЛС с начала 2008 г. Также из убыли начал выходить индекс эластичности спроса. Важно отметить, что в 2009 г. в аптечных учреждениях торговая наценка на ЛС практически не изменилась относительно 2008 г. и составила 28,7% (рис. 5). При этом валовая маржа аптечных учреждений увеличилась на 28,5%, что прямо пропорционально приросту реализации ЛС в денежном выражении.

В течение первых 7 мес 2009 г. темпы прирос­та рынка ЛС в денежном выражении составляли менее 30% (рис. 6). В августе и сентябре 2009 г. они превысили эту отметку, а уже в октябре и ноябре достигли максимального значения за весь 2009 г. — 46,6 и 54,7% соответственно. Напомним, что такой прирост был вызван 2-недельным обще­украинским ажиотажем в аптеках из-за эпидемии гриппа. В декабре 2009 г. после всплеска продаж в течение предыду­щих 2 мес розничная реализация ЛС в денежном выражении увеличилась на 24,4%. В абсолютном значении рынок ЛС составил 1,7 млрд грн. За последние 3 мес 2009 г. рынок ЛС демонстрировал рост в упаковках относительно аналогичных перио­дов 2008 г. (рис. 7). Общеукраинский ажиотаж в аптечных учреждениях обусловил прирост рынка ЛС в натуральном выражении. Причем в ноябре 2009 г. этот показатель составил почти + 20%. Однако в этом случае следует напомнить о событиях осени 2008 г., когда рынок ЛС уменьшился в упаковках на 13,3% (максимальная убыль за весь 2008 г.).

Таким образом, наиболее успешным и активным на рынке ЛС был заключительный IV кв. 2009 г. как в денежном, так и в натуральном выражении.

В целом же по итогам 2009 г. объем рынка ЛС составил 16,7 млрд грн. за 1,1 млрд упаковок, продемонстрировав прирост на 27,5% в денежном и незначительную убыль (на 8,1%) в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем рынка ЛС составил 2,1 млрд дол., что на 14,7% меньше, чем в 2008 г.

Поскольку мы регулярно знакомим наших читателей с развитием фармрынков стран постсоветского пространства, интересно было бы знать, как развивался рынок ЛС в соседнем государстве — России. Объем продаж ЛС в 2009 г. в РФ увеличился на 29,2% в денежном выражении и на 3,5% в натуральном, составив 373,1 млрд руб. за 4,0 млрд упаковок. В долларовом эквиваленте объем продаж увеличился на 3,5% (данные аналитической системы исследования рынка российской исследовательской компании «Фарм­эксперт»).

Еще в 2007 и 2008 г. на отечественном рынке ЛС активное развитие демонстрировали продажи высоко­стоимостных ЛС. Тогда увеличение объема продаж таких препаратов было обусловлено развитием аптечных сетей и, прежде всего, уровнем доходов населения. В конце 2008 г. многое изменилось. Инфляционные процессы в 2009 г. не могли не отразиться на развитии ценовой структуры отечественного фармрынка и рынка ЛС. В связи с этим, а также с ростом курса доллара по отношению к гривне произошло удорожание препаратов. И в 2009 г. высоко­стоимостные ЛС уступили первенство препаратам среднестоимостной ниши. Так, темпы прироста объема продаж ЛС средне-и низкостоимост­ной ниш в денежном выражении в 2009 г. опережали таковые высокостоимостной, а еще годом ранее ситуация была иной (рис. 8). Максимальную убыль количества реализованных упаковок ЛС ежемесячно в течение 2009 г. демонстрировали как раз препараты высокостоимостной ниши (рис. 9). Для всех ниш была характерна стагнация (впрочем как и инфляция). Первыми из нее вышли по натуральному показателю низкостоимостные ЛС, а затем среднестоимостные. Ускорил этот процесс, на наш взгляд, общеукраинский ажиотаж в аптечных учреждениях в течение 2 нед (в конце октября — начале ноября).

Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Млн грн. Удельный вес ниши, %   , % Млн упаковок Удельный вес ниши, %   , %
Низкостоимостная (до 8,7 грн.)
2007 1413,5 13,7 776,0 62,4
2008 1491,9 11,4 5,5 689,7 58,1 –11,1
2009 1975,8 11,8 32,4 663,9 60,9 –3,7
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)
2007 4715,1 45,6 386,7 31,1
2008 5827,4 44,4 23,6 401,6 33,8 3,9
2009 7576,9 45,3 30,0 348,6 32,0 –13,2
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)
2007 4221,4 40,8 81,6 6,6
2008 5802,5 44,2 37,5 95,3 8,0 16,8
2009 7174,0 42,9 23,6 77,5 7,1 –18,7
Всего
2007 10350,0 1244,2
2008 13121,8 26,8 1186,5 –4,6
2009 16726,7 27,5 1090,0 –8,1

По итогам 2009 г. на рынке ЛС в денежном выражении лидировали среднестоимостные ЛС с долей 45,3% (табл. 4). Хотя препараты низкостоимостной ниши в денежном выражении обеспечивают аптечным учреждениям минимальную выручку (2,0 млрд грн.), они стабильно лидируют на рынке ЛС в натуральном выражении. По этому показателю их доля в 2009 г. составила почти 61% (663,6 млн упаковок). Средне­взвешенная стоимость таких ЛС в 2009 г. повысилась примерно на 40% относительно 2008 г. — до 3 грн. в среднем за упаковку (рис. 10). Для средне- и высокостоимостных препаратов этот показатель повысился примерно на 50%.

Казалось бы, в сложном 2009 г. кризисоустойчивыми должны стать рецептурные ЛС, а положение дел безрецептурных — значительно ухудшиться. Однако долевое участие на рынке ЛС рецептурных и безрецептурных препаратов практически не изменилось относительно 2008 г. Рецептурные ЛС по итогам 2009 г. аккумулировали в деньгах 51,8%, а в упаковках — 31,5%. Для сравнения в 2008 г. эти показатели составляли 51,6 и 31,4% соответственно. Причем развитие продаж рецептурных и безрецептурных ЛС было практически одинаковым. Относительно 2008 г. объем реализации в денежном выражении первых увеличился на 27,8%, вторых — на 27,1%. Количество реализованных упаковок рецептурных ЛС сократилось на 7,9%, а безрецептурных — на 8,3%.

Лидером по объему продаж ЛС в денежном выражении в разрезе групп АТС-классификации как в декабре, так и по итогам 2009 г. была группа А «Средства, влияющие на пище­варительную систему и метаболизм». На 2-м месте по этому показателю была группа R «Средства, действующие на респираторную систему». 3-е место по итогам 2009 г. заняла группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», 4-е и 5-е — N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». В целом долевое участие каждой из групп, сформировавших топ-5, по сравнению с 2008 г. значительно не изменилось. Интересно, что в категории «Прочие», в которую входят остальные представители АТС-классификации, наиболее активное развитие в 2009 г. продемонстрировала группа L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» — 43,7% в денежном и 21,6% в натуральном выражении. Ключевыми драйверами развития этой группы были продажи брэндов АНАФЕРОН, АМИКСИН и ЭХИНАЦЕЯ. Среди групп АТС-классификации третьего уровня по итогам 2009 г. традиционно максимальный объем продаж ЛС в денежном выражении отмечен для препаратов группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства».

Таблица 5 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
АКТОВЕГИН 1 1 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 1
МИЛДРОНАТ 3 3 4
АМИЗОН 4 37 46
МЕЗИМ 5 4 5
НАТРИЯ ХЛОРИД 6 11 10
НО-ШПА 7 10 8
КОЛДРЕКС 8 20 18
ЛАЗОЛВАН 9 6 7
ПРЕДУКТАЛ 10 5 6
АНАФЕРОН 11 25 35
ЦЕФТРИАКСОН 12 7 3
КЕТАНОВ 13 12 13
АУГМЕНТИН 14 17 22
АРБИДОЛ 15 21 31
ЛИНЕКС 16 14 11
КАНЕФРОН 17 18 33
ЭНАП 18 9 12
ВИТРУМ 19 8 9
АФЛУБИН 20 79 97
ПРОСТАМОЛ УНО 21 13 15
КАРСИЛ 22 30 45
ФЕРВЕКС 23 22 16
ТИОТРИАЗОЛИН 24 23 29
ДИКЛОБЕРЛ 25 24 21
ФАРМАЦИТРОН 26 34 42
ЦЕРАКСОН 27 26 106
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 28 35 24
ТЕРАФЛЮ 29 39 57
ОМЕЗ 30 42 47

Рейтинг брэндов по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в декабре 2009 г., как и в предыдущие два месяца, возглавил АМИЗОН. В целом же по итогам всего 2009 г. лидером по этому показателю был АКТОВЕГИН (табл. 5). Далее за ним второй год подряд следуют ЭССЕНЦИАЛЕ и МИЛДРОНАТ. Некоторые участники представленного топ-листа значительно улучшили свои позиции по сравнению с 2008 г. Важно отметить, что хотя 2009 г. и выдался для операторов нелегким, они вывели на фармрынок около 100 новых брэндов ЛС (до 4041).

Таблица 6 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 2008 2007
Berlin-Chemie/Menarini Group 1 1 1
Фармак 2 6 6
Sanofi-Aventis 3 2 2
Дарница 4 3 3
Nycomed 5 8 14
Артериум Корпорация 6 7 4
Sandoz 7 5 5
KRKA 8 4 7
Servier 9 9 8
Gedeon Richter 10 12 12
Борщаговский ХФЗ 11 13 9
Bayer Consumer Care 12 11 10
GlaxoSmithKline 13 14 15
Здоровье 14 15 13
Actavis Group 15 17 18
Boehringer Ingelheim 16 16 16
ПРО-фарма 17 20 22
Bittner 18 21 24
Heel 19 10 11
Стада-Нижфарм 20 24 25
ratiopharm 21 19 17
Solvay Pharmaceuticals 22 18 19
Ranbaxy 23 22 20
Bionorica 24 25 29
Киевский витаминный завод 25 34 36
Mili Healthcare 26 27 32
Zentiva 27 23 26
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare 28 32 31
ИнтерХим 29 39 51
Pliva 30 33 39

Среди крупнейших маркетирующих организаций лидером по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 2009 г. была компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-ю строчку занял отечественный фармпроизводитель «Фармак». Отметим, что в рамках представленной топ-30 более половины участников продемонстрировали опережение общерыночного развития. В 2009 г. суммарно топ-30 маркетирующих организаций аккумулировала 56,5% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении. Следует сказать, что количество участников, маркетирующих ЛС на рынке, практически не изменилось за год и составило 608 компаний.

О ЯНВАРЕ 2010 г.

Развитие аптечных продаж ЛС в течение 3 январских недель текущего 2010 г. было умеренным (рис. 11). Несмотря на это, объем продаж ЛС в денежном выражении относительно 3 нед 2009 г. увеличился на 17,6%.

ИТОГИ

В предыдущем году розничный фармрынок продемонстрировал хорошую кризисоустойчивость. По итогам 2009 г. объем розничного отечественного фармрынка превысил 20 млрд грн., увеличившись на 26,1% в денежном выражении относительно 2008 г. Количество реализованных упаковок сократилось менее чем на 10% и составило 1,8 млрд грн. В долларовом эквиваленте фармрынок сжался на 15,7% по сравнению с 2008 г. — до 2,6 млрд дол. Можно с уверенностью сказать, что отечественный фармрынок продемонстрировал достойное сопротивление ловушкам, которые расставил кризис. Фармрынок вышел из состояния стагнации, о чем свидетельствуют темпы прироста объема продаж в денежном и сокращение убыли в натуральном выражении. Следует помнить и о том, что посильный вклад в результаты развития фармрынка внес осенний двухнедельный бум — общеукраинский ажиотаж в аптечных учреждениях.

Решающим фактором в 2009 г., оказывающим влияние на потребителя, выступила цена! В течение 2009 г. низкостоимостные ЛС дорожали меньше, чем средне- и высокостоимостные. Так, по итогам 2009 г. прирост средневзвешенной стоимости низко­стоимостных ЛС составил 37,6%, а для двух выше­названных — около 50%. Максимальный прирост объе­ма реализации в деньгах продемонстрировали именно низкостоимостные ЛС (+32,4%), а убыль в упаковках таковых была наименьшей (–3,7%). Именно низкостоимостные препараты увеличили свою долю на рынке ЛС в 2009 г. как в денежном, так и в натуральном выражении. А те ЛС, которые дорожали больше, несколько потеряли ее.

По итогам 2009 г. объем ввоза готовых ЛС увеличился на 27,7% до 15,1 млрд грн. Наиболее значимый результат достигнут импортерами в IV кв. 2009 г. — они ввезли готовых ЛС почти на 40% больше, чем в IV кв. 2008 г., и некоторые из них сумели создать значительный товарный запас на 2010 г. Другие придерживали поставки. Может ли это стать предпосылкой для перераспределения рыночных долей?

Отметим также развитие отечественной фарм­отрасли в 2009 г. Объем фармпроизводства готовых ЛС по итогам 11 мес 2009 г. увеличился на 50,3% относительно аналогичного периода 2008 г. и составил 4,8 млрд грн. При этом темпы экспорта ГЛС в денежном выражении по итогам 2009 г. находились также на высоком уровне и составили около 54%.

Вполне очевидно, что в наступившем 2010 г. фармотрасль продолжит активную трансформацию, ведь все участники стремятся к бо`льшим объемам!

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: 0 (44) 585 97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті