Ученые открыли новый способ борьбы с избыточной массой тела

10 Січня 2014 7:00 Поділитися

После продолжительных праздников в списке важных дел не на последнем месте стоит уменьшение массы тела. Новое исследование приоткрыло еще одну тайну организма, которая должна помочь худеть правильно: ученые из нескольких ведущих научных центров мира выделили молекулу, модифицирующую жировые клетки, превращая их в «калорийсжигающие станции».

Общеизвестно, что физические упражнения воздействуют на клетки всего организма. Важным участником этого процесса является белок PGC-1α. В мышечной ткани, которая подвержена влиянию физических упражнений, этот белок активирует ген, ответственный за повышение использования энергии. Но его влияние не ограничивается мышечными клетками. Этот протеин каким-то способом стимулирует другие клетки: например, в клетках белого жира (адипоциты) — их основная функция заключается в депонировании жира — происходит включение генов, экспрессия которых характерна для бурой жировой ткани (известной своим калорий-сжигающим свойством). PGC-1α не транспортируется из клетки, и в настоящее время ученые не владеют информацией относительно того, как происходит это влияние.

Исследуя молекулы, которые секретируются PGC-1α-продуцирующими мышечными клетками, Роберт Герцен (Robert Gerszten) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School) и его коллеги выделили молекулу, которая может быть важным звеном в этом процессе: β-аминоизобутирическая кислота (β-aminoisobutyric acid) — BAIBA. Ученые выявили, что BAIBA воздействует на гены белых жировых клеток, после чего они становятся похожими на клетки бурого жира. BAIBA также влияет на другие типы клеток, в том числе стимулирует метаболизм жира в клетках печени.

К таким выводам пришли ученые, проводившие исследования на мышах. Их результаты опубликованы в журнале «Cell Metabolism» в январе 2014 г.

Чтобы выяснить, каким образом упомянутый процесс осуществляется в человеческом организме, предстоит проделать значительную работу. Но уже сегодня понятно — это открытие, возможно, поможет найти эффективные способы борьбы с лишними килограммами.

По материалам www.sciencedirect.com, news.sciencemag.org