Новая надежда в лечении туберкулеза легких

29 Січня 2014 7:15 Поділитися

Новая надежда в лечении туберкулеза легкихПо словам ученых детской исследовательской больницы Св. Иуды (St. Jude Children’s Research Hospital), выявлен новый перспективный класс антибиотиков для борьбы с резистентными штаммами туберкулеза легких. Результаты данного исследования опубликованы в журнале «Nature Medicine».

Новый класс антибиотиков, называемых спектинамидами, создан путем изменения химической структуры существующего антибиотика — спектиномицина, который не проявил эффективности в отношении резистентных штаммов туберкулеза. В нескольких экспериментах на животных с острой и хронической формами туберкулеза протестирована версия нового кандидата в препараты, известная как 1599, продемонстрировавшая эффективность в уменьшении количества бактерий в легких животных. Кроме того, 1599 показал благоприятный профиль безопасности.

Механизм действия нового класса антибиотиков состоит в нарушении функции рибосом бактериальных клеток. Исследователи использовали в своей работе построение 3D модели, которая представляла собой молекулу спектиномицина, связанную с рибосомой бактерий, вызывающих туберкулез легких.

Согласно отчету ученых 20 из 120 производных спектиномицина являются потенциально эффективными в отношении бактериальных клеток. Среди них соединение 1599 и два других аналога спектиномицина, проявивших эффективность (повышение выживаемости) в экспериментах на животных, зараженных резистентными штаммами туберкулеза. Также проводятся эксперименты по сочетанному применению этих соединений с другими противотуберкулезными препаратами. Эти 3 соединения не только обладают способностью связываться с рибосомами бактериальных клеток, но и блокируют эффлюксные насосы клетки (белки, благодаря которым из бактериальной клетки выводятся антибиотики и формируется лекарственная устойчивость).

Эти соединения также эффективны в лабораторных условиях против резистентных штаммов туберкулеза. Штаммы были выделены у пациентов с туберкулезом легких. Исследователи также не отметили никаких доказательств, что 1599 или два других аналога спектиномицина мешали бы нормальному функционированию клеток организма человека. Предварительное тестирование профиля безопасности на клетках в лабораторных условиях, показало, что данные соединения нетоксичны для клеток млекопитающих, поскольку они нарушают функцию только бактериальных рибосом и не оказывают влияния на функцию рибосом клеток млекопитающих.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что классические антибиотики могут стать основой для создания полусинтетических соединений, который помогут преодолеть резистентность бактерий. Также данное исследование может быть полезно для создания новых препаратов для лечения туберкулеза легких.

Туберкулез легких является одной из причин смертности населения в различных странах мира. Для данного заболевания требуется длительная комплексная терапия, при этом оно может перейти в хроническую или латентную форму. В свою очередь, увеличение количества резистентных штаммов бактерий, вызывающих туберкулез, еще более осложнило и без того непростое лечение этой патологии.

По материалам http://www.stjude.org