Украинская фармотрасль: тенденции развития

Для всех операторов украинский фармацевтический рынок является полем деятельности и потому вызывает горячий интерес. Происходящие на нем процессы и изменения не остаются без внимания редакции «Еженедельника АПТЕКА». Мы стараемся предоставлять читателям взвешенные аналитические материалы, презентовать наиболее важные события, публикуем точки зрения экспертов и мнения представителей регуляторных органов. Сегодня наш собеседник — первый заместитель председателя Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее — Государст­венная служба) Инна Демченко, которая рассказывает о состоянии отрасли и наиболее характерных ее тенденциях.

Инна Демченко
Инна Демченко

— Инна Борисовна, как бы Вы в целом охарактеризовали положение дел на украинском фармацевтическом рынке?

— Одним из наиболее информативных показателей является рост объемов рынка. Согласно данным Госкомстата, прирост объема украинского фармрынка в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 39,4%. Бесспорно, такая динамика внутреннего потребления лекарственных средств позитивна. С другой стороны, потребление препаратов на душу населения в стоимостном выражении продолжает оставаться низким. По оценкам специалистов в среднем 1 человек в 2005 г. потреблял медикаментов на 25 дол. США. В 2004 г. эта сумма была еще меньше — 21 дол., так что динамика и здесь позитивна, однако этот показатель очень невелик по сравнению не только с европейскими странами, но и с Россией. Что касается структуры потребления, то она не соответствует ни европейской практике, ни структуре заболеваемости населения в нашей стране. По-видимому, объемы продаж напрямую корелируют с усилиями по продвижению тех или иных лекарственных средств, а не с объективными показателями состояния здоровья или с истинными потребностями здравоохранения.

Существенным моментом является развитое отечественное производство лекарственных средств. Соотношение отечественных и импортных препаратов (около 70% отечественных в натуральном и примерно такой же процент импортных в денежном выражении) остается стабильным уже почти 5 лет. С одной стороны, это вроде бы позитивный показатель, но не все так просто. С каждым годом увеличивается количество внедряемых отечественными производителями лекарственных средств, однако их доля на рынке при этом не увеличивается.

Если говорить о структуре отечественного фармацевтического производства, то из 133 предприятий, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности, 13 производят медицинский кислород, 13 — субстанции, 38 — фитопрепараты и 6 выпускают лекарственные средства только из?in bulk. Оставшиеся осуществляют производство препаратов разных фармако-терапевтических групп и лекарственных форм. За период 2002–2005 гг. количество производителей медикаментов в Украине сократилось почти на треть. Это связано как с экономическими причинами, так и с повышением уровня требований к производству, а также вследствие систематического инспектирования предприятий на соответствие лицензионным условиям. В то же время, объемы отечественного производства фармацевтической продукции не уменьшились.

В 2005 г. украинскими предприятиями было внедрено в производство 192 препарата (с учетом всех лекарственных форм), однако на 90% это генерики. Увеличение потребления генерических препаратов — общемировая тенденция. Освоение выпуска новых для Украины генериков является перспективной стратегией. Она включает 2 механизма расширения спроса и, соответственно, роста объемов: за счет замещения импорта и за счет увеличения рыночной доли. Проблема в другом: внедряются в производство в основном препараты, уже существующие в Украине и производимые отечественными предприятиями. Такую ассортиментную политику нельзя назвать оптимальной, поскольку появление копий уже присутствующих на рынке усиливает внутреннюю борьбу на рынке, в то время как есть направления, развитие которых было бы более полезно здравоохранению.

— Какие тенденции Вы могли бы отметить в дистрибьюторском сегменте?

— Если разделить все дистрибьюторские компании на 4 группы, то самой многочисленной окажется та, где субъекты имеют всего 1 аптечный склад. Эту группу представляет 745 лицензиатов или 92,05%. Вторая группа — от 2 до 6 структурных подразделений по состоянию на 1.04.2006 г. включает 49 лицензиатов (6,1%), третья, с 7–12 структурными подразделениями — всего 13 компаний (1,6%). И, наконец, в четвертой группе с количеством структурных подразделений от 13 до 20, оказалось лишь 2 компании (0,25%). Если проанализировать эти показатели, то очевидно, что, по сути, у нас до настоящего времени нет национального дистрибьютора в том качестве, как они существуют в Европе и США: минимальные сроки доставки в любую точку, максимально широкий ассортимент качественных препаратов, высокопрофессиональный персонал, информационное сопровождение и т.д.

Если говорить о динамике, то она очень интересна. По сравнению с 2004 г., когда было 1075 дистрибьюторов, теперь их количество значительно сократилось. По данным таможни сегодня наиболее мощные дистрибьюторы, имеющие значительное количество структурных подразделений, одновременно являются крупнейшими импортерами. Причем наиболее динамично из 15 развиваются первые и последние 5, середина более статична.

— За счет чего на нашем рынке живут мелкие оптовые фирмы?

— В основном это физические лица, получающие лицензию на оптовую и розничную реализацию. Нередки случаи, когда предоставленные для получения лицензии данные не соответствуют истинному положению. Это устанавливают в ходе проверок, хотя предоставляемые паспорта складов или аптек были в порядке. И фирма может успеть проработать месяц-два до проверки и закрыться. За это время они получают прибыль, а большего — серьезной работы на рынке — им и не нужно. В Донецкой области недавно была проведена совместная проверка с правоохранительными органами (так называемая трамадоловая операция), и практически все нарушения были выявлены именно у таких субъектов — физических лиц, получающих лицензию.

Мы прогнозируем, что и дальше будет происходить уменьшение количества оптовых операторов за счет мелких субъектов с минимумом складов. Даже если они соответствуют лицензионным условиям, им все труднее будет выдерживать конкуренцию. У нас, по сути, нет информационно-аналитических баз, содержащих оценку уровня заболеваемости, структуры распространенности заболеваний, инвалидизации населения по регионам (а они существенно различаются) и, соответственно, уровней потребности и фактической структуры потребления препаратов, статуса препаратов, уровней цен и пр. Хотя именно в оптовом сегменте фармацевтического рынка прослеживается переход операторов к долговременной стратегии, для которой такие данные были бы очень полезны.

— Как обстоят дела со структурой розницы?

— Розничной реализацией у нас занимаются около 4,5 тыс. лицензиатов, 85% аптек и их структурных подразделений, расположенных в городах и поселках городского типа. И это при том, что в селах проживает треть населения Украины. Из предприятий розничной реализации лекарственных средств 42% приходится на долю аптек, 30% — аптечных киосков, 24% — на аптечные пункты и 4% — аптечные склады. В среднем по Украине одна аптека вместе с аптечным пунктом обслуживает 3,3 тыс. человек. Для сравнения хотелось бы отметить, что в Европе среднее количество населения, которое приходится на одну аптеку, колеблется от 1143 в Греции до 17 869 человек в Дании. На 1 тыс. кв. м в Украине приходится 15 аптек, 11 аптечных киосков и 9 аптечных пунктов. В Европе этот показатель колеблется от 2,3 аптек во Франции до 70 в Греции.

Говоря о розничном сегменте, также можно отметить достаточно интересную закономерность разделения по количеству структурных подразделений. От 1 до 5 аптечных учреждений имеют 4361 лицензиата (81,3%), от 6 до 15 — 831 лицензиат (15,5%), от 16 до 100 — 164 (3,1%) и от 100 до 500 — 8 (0,1%). К наиболее крупным аптечным сетям относятся Полтавское ОКП «Полтавафарм», ОАО «Фармация» (Одесса), ОКП «Фармация» (Днепропетровск), КП «Фармация» (Николаев), ЗАО «Ліки Кіровоградщини», КП «Фармация» (Киев), КП «Ліки України» Черниговского облсовета, предприятие с иностранными инвестициями ООО «Фалби». Только 1 лицензиат имеет сеть более 500 структурных подразделений — это Луганское коммунальное производственное предприятие «Фармация». Как правило, все аптечные сети действуют в пределах какого-то одного региона, пока еще нет такой сети, которая реализовывала бы фармацевтическую продукцию на всей территории Украины.

Прогнозируя, можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем нас ждет процесс консолидации аптечных сетей. Это путь, по которому прошли европейские рынки и по которому сейчас идет Россия. Вступление Украины в ВТО делает реальной возможность появления крупного инвестора, который мог бы претендовать на статус национального дистрибьютора или национального сетевого оператора, поскольку фармацевтический рынок в целом является одним из наиболее инвестиционно привлекательных, а ниша национального оптового оператора и сетевика пока еще не занята. Если задуматься о последствиях, то для экономики страны инвестиции всегда выгодны. Для пациентов это также будет полезно, поскольку возможности национального оператора предполагают качественно новый уровень сервиса. Там действуют внутренние высокие стандарты качества работы, а эффективные методы управления и логистики позволят снизить наценку.

— Каковы итоги проверок, проводившихся Государственной службой на предмет соответствия лицензионным условиям?

— За 2005 г. Государственной службой было проведено 1345 проверок 762 субъектов хозяйствования. По их результатам Лицензионной комиссией предложены, а Государственной службой приняты решения относительно аннулирования 127 лицензий (в т.ч. 58 — на проведение оптовой торговли лекарственными средствами). 495 субъектам предоставлено время для устранения выявленных нарушений. У более чем 90% инспектируемых оптовых операторов выявлены нарушения в обеспечении условий хранения лекарственных средств, в соответствии с их физико-химическими свойствами и с воздействием на них факторов внешней среды. Этот же показатель «лидировал» и в розничном звене, хотя и с меньшей выраженностью (у 84% инспектируемых).

— Как бы Вы могли прокомментировать кадровые изменения в Государственной службе?

— Действительно, у нас произошли определенные изменения в связи с уходом из Государственной службы части сотрудников. На сегодняшний день постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2006 г. № 393 заместителем председателя Государственной службы назначена Татьяна Будникова, профессор, доктор фармацевтических наук, специалист с опытом как руководящей работы на производстве, так и преподавания. Она обучалась основам надлежащей производственной и лабораторной практики не только в Украине, но и в зарубежных регуляторных органах. Татьяна Николаевна возглавила отдел, занимающийся инспектированием на предмет соответствия стандартам GMP. Хочу подчеркнуть, что сотрудники инспектората сегодня владеют не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом. Они проходят тренинги в нашей стране, также обсуждается с ВОЗ программа поэтапного выезда украинских специалистов для обучения по программе этой организации за рубежом. Мы также планируем дальнейшее разделение инспектората по специализациям: персонал, управление качеством, системы подготовки воды, воздуха и т.д.

— Какова ситуация с присоединением Украины к PIC/S?

— Пока еще вопрос остается открытым. Как известно, в 2003 г. Министерство здравоохранения Украины подало официальное заявление на присоединение Государственной службы к этой международной организации. В 2004 г. было объявлено об официальном начале процедуры вступления нашей страны в члены PIC/S и определены кураторы, которые, на каждом из этапов вступления будут осуществлять оценку уровня соответствия регуляторного органа и создаваемой им системы контроля качества лекарственных средств основам деятельности PIC/S. В настоящее время основная проблема заключается в том, что в Украине на законодательном уровне не прописано наличие такого регуляторного органа, который мог бы войти в PIC/S. В декабре прошлого года было получено письмо от руководителя этой организации о том, что надо внести в Закон Украины «О лекарственных средствах» указание на инспекторат как контролирующий орган. Одной из проблем принятия новой редакции Закона является создание в сфере фармации единого регуляторного органа. Пока же мы остаемся наблюдателями, как и было ранее. n

Виктория Матвеева, фото Игоря Кривинского

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті