Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. Helicopter view

В предыдущей публикации мы проанализировали основные показатели, характеризующие фармацевтический рынок Украины в I кв. 2014 г. Сейчас мы уделим внимание развитию каждого региона нашей страны и увидим, как оно повлияло на формирование общерыночных тенденций. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research» и синдикативной базы данных «Ахioma», а также данные Государственного комитета статистики Украины.

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследование базируется на данных, отражающих объем аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для анализа использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research» по итогам I кв. 2012–2013 гг. Кроме того, использованы сведения о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 30.03.2013 г. и 30.03.2014 г. синдикативной базы данных «Ахioma», а также Государственного комитета статистики Украины.

Для отображения данных в рисунках нами выбрана сортировка регионов по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках данного исследования предусмотрено распределение объема продаж в денежном и натуральном выражении по различным параметрам в зависимости от:

  • категории товаров «аптечной корзины»: лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН; в общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации), косметика, диетические добавки;
  • географического расположения: вся территория Украины условно разделена на 5 регионов (табл. 1);
  • страны производства (по стране владельца лицензии): зарубежное, украинское;
  • ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная ниша — 8,9–51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная ниша — более 51,2 грн. за упаковку;
  • статуса препаратов: Rx, OTC;
  • групп АТС-классификации;
  • брэндов;
  • маркетирующих организаций.
Таблица 1 Региональное распределение
Регион Области
Киев Представлен как самостоятельная административная единица
Восточный Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская
Южный АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I кв. 2014 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», а именно лекарственных средств, ИМН, косметики и диетических добавок, составил 10,4 млрд грн., продемонстрировав прирост в размере 13,0%. В анализируемый период было реализовано 515,9 млн упаковок., что на 0,3% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Следует отметить, что темпы прироста рынка значительно снизились, особенно в денежном выражении. Это связано с девальвацией национальной валюты, вызванной повышением курса и повлекшей за собой рост цен на товары и услуги, в то время как доходы населения остались на прежнем уровне.

Доля различных регионов Украины в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» варьирует в диапазоне 1,5–10,8%. Так топ-6 регионов — Киев (10,8%), Донецкая (10,4%), Днепропетровская (8,6%), Харьковская (6,6%) области, АР Крым (6,0%) и Одесская обл. (5,7%) аккумулируют 48,1% общенациональной аптечной выручки (рис. 1).

Рис. 1
 Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г.
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г.

Максимальная доля аптечных продаж лекарственных средств зафиксирована в Николаевской (89,6%) и Ивано-Франковской (88,9%)областях. При этом наименьший удельный вес данного показателя отмечен в тех регионах, где велико долевое участие парафармацевтической продукции (косметика и диетические добавки) — Одесская и Киевская области и Киев.

В целом доля сегмента лекарственных средств составляет 79,9–89,6%. ИМН занимают в общей структуре аптечных продаж 5,7–9,7%. Объем розничной реализации косметики и диетических добавок традиционно составляет минимальную долю в структуре аптечных продаж в денежном выражении (табл. 2).

Таблица 2 Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г.
Регион Лекарственные средства ИМН Косметика Диетические добавки
Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, %
Донецкая обл. 938,5 86,8 71,9 6,7 31,2 2,9 38,7 3,6
Киев 919,3 81,4 88,6 7,8 79,2 7,0 42,9 3,8
Днепропетровская обл. 778,1 87,1 60,2 6,7 25,6 2,9 29,3 3,3
Харьковская обл. 576,5 84,4 58,6 8,6 28,2 4,1 19,8 2,9
АР Крым 540,8 86,4 43,5 7,0 21,9 3,5 19,3 3,1
Одесская обл. 481,4 81,6 41,7 7,1 40,8 6,9 26,0 4,4
Запорожская обл. 443,0 88,8 32,7 6,6 10,0 2,0 12,9 2,6
Львовская обл. 401,5 82,9 45,6 9,4 21,7 4,5 15,5 3,2
Луганская обл. 398,3 86,4 38,9 8,4 10,7 2,3 13,2 2,9
Киевская обл. 291,2 79,9 34,7 9,5 23,5 6,4 15,5 4,2
Полтавская обл. 279,3 86,9 25,4 7,9 7,4 2,3 9,3 2,9
Винницкая обл. 264,4 84,8 24,6 7,9 10,7 3,4 12,1 3,9
Ивано-Франковская обл. 236,6 88,9 16,3 6,2 5,7 2,1 7,5 2,8
Черкасская обл. 232,0 84,1 23,5 8,5 11,8 4,3 8,7 3,1
Херсонская обл. 212,0 85,8 17,8 7,2 7,8 3,2 9,3 3,8
Николаевская обл. 200,3 89,6 12,7 5,7 4,1 1,8 6,5 2,9
Хмельницкая обл. 195,3 87,5 14,2 6,4 6,0 2,7 7,6 3,4
Черниговская обл. 194,8 87,8 17,4 7,8 4,7 2,1 5,2 2,3
Житомирская обл. 192,6 87,8 17,2 7,8 4,2 1,9 5,4 2,5
Сумская обл. 191,5 87,3 15,0 6,9 6,1 2,8 6,7 3,0
Черновицкая обл. 169,7 88,1 11,0 5,7 5,4 2,8 6,6 3,4
Ровенская обл. 156,5 83,9 15,5 8,3 8,0 4,3 6,6 3,5
Закарпатская обл. 150,6 85,6 12,9 7,3 5,8 3,3 6,7 3,8
Волынская обл. 138,7 83,2 16,2 9,7 6,9 4,1 5,0 3,0
Кировоградская обл. 136,0 86,9 13,0 8,3 3,8 2,4 3,8 2,4
Тернопольская обл. 134,4 85,9 10,8 6,9 6,3 4,0 5,0 3,2
В целом по Украине 8853,2 85,3 779,9 7,5 397,4 3,8 345,1 3,3

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

По итогам I кв. 2014 г. совокупный объем продаж лекарственных средств в денежном выражении достиг 8,9 млрд грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 12,1%. В натуральном выражении объем продаж составил 332,5 млн упаковок, при этом количество реализованных упаковок сократилось на 1,4%. В долларовом эквиваленте рынок розничной реализации лекарственных средств остановился на отметке 973,4 млн дол. США (по курсу Reuters), снизившись на 0,02%.

В анализируемый период лидирующую позицию по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении заняла Донецкая обл., продемонстрировав прирост данного показателя в размере 15,4% и опередив Киев, лидировавший в I кв. 2013 г. В целом в 17 областях (в том числе в Донецкой обл.) отмечено увеличение объема продаж более чем на 10% (рис. 2). В натуральном выражении отрицательная динамика объема продаж препаратов зафиксирована в 14 областях (рис. 3).

Рис. 2
 Объем продаж лекарственных средств в денежном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем продаж лекарственных средств в денежном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
 Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Единственный регион, в котором отмечена положительная динамика количества реализованных упаковок, — Восточный — +0,4%, в то время как в остальных регионах этот показатель колеблется от -0,1 до -8,0%. По объему продаж лекарственных средств в денежном выражении по-прежнему лидирует Восточный регион в силу своей густонаселенности, при этом для всех регионов, кроме Киева, отмечены двухзначные темпы прироста (рис. 4).

Рис. 4
 Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В I кв. 2014 г. отмечают повышение обеспеченности населения аптечными учреждениями, это в равной степени связано как с увеличением количества торговых точек, так и с сокращением численности населения в стране. В целом по Украине на 1 торговую точку приходится 2091 человек, в различных областях данный показатель варьирует от 1746 (Кировоградская обл.) до 2511 человек (Черниговская обл.; рис. 5).

Рис. 5
 Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины по состоянию на 30.03.2013 г. и 30.03.2014 г.
Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины по состоянию на 30.03.2013 г. и 30.03.2014 г.

Максимальное потребление лекарственных средств на душу населения традиционно характерно для Киева и составляет 320 грн., что в 1,6 раза больше, чем в среднем по Украине. Между тем показатель прироста продаж на душу населения в столице по итогам I кв. 2014 г. значительно меньше среднеукраинского.

В целом по Украине средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств составила 26,63 грн., увеличившись на 13,7% по сравнению с I кв. 2013 г. При этом в различных регионах данный показатель варьирует в диапазоне от 20,60 до 33,25 грн. за 1 упаковку. В исследуемый период двухзначные темпы прироста анализируемого показателя отмечены в подавляющем большинстве регионов Украины (22 области; рис. 6).

Рис. 6
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Во всех без исключения областях отечественные лекарственные средства демонстрируют опережающие темпы прироста объема продаж в денежном выражении по сравнению с зарубежными препаратами (рис. 7). Это обусловлено уменьшением объема продаж зарубежных препаратов во всех областях страны (рис. 8).

Рис. 7
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в натуральном выражении по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в натуральном выражении по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам I кв. 2014 г. положительна динамика объема продаж в денежном выражении препаратов всех ценовых ниш отмечается в 19 регио­нах, при этом в большинстве из них опережающие темпы прироста демонстрируют препараты высокостоимостной ниши (рис. 9). Наряду с этим в 17 областях отмечена убыль количества реализованных упаковок как одной из ценовых ниш, так и всех трех ниш в целом (рис. 10).

Рис. 9
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 10
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В анализируемый период в целом по Украине соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов составляет соответственно 55:45 в денежном и 36:64 в натуральном выражении. Структура аптечных продаж в региональном разрезе весьма схожа, однако в Черниговской обл. доля рецептурных препаратов составляет 65% в денежном и 44% в натуральном выражении.

Регионы Украины демонстрируют схожую структуру аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации. Во всех без исключения областях лидирующую позицию по объему продаж в денежном выражении занимает группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему» в 18 регионах находятся на 2-м месте, а в остальных в регионах 2-е место по объему продаж в денежном выражении поделили между собой C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Средства, действующие на нервную систему».

По итогам I кв. 2014 г. в топ-листе брэндов по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве областей 1-е место занимает АКТОВЕГИН. В остальных регионах в лидеры вышли ФАРМАЦИТРОН, АМИКСИН, КОДТЕРПИН, КОРВИТИН, НАТРИЯ ХЛОРИД, ПЕГАСИС, СЕРЕТИД, ТИВОРТИН, ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 3).

Таблица 3 Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2014 г.
Регион 1 2 3 4 5
Донецкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА КЕТАНОВ
Киев АМИКСИН АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН СИНУПРЕТ КОДТЕРПИН
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ АМИКСИН ФАРМАЦИТРОН
Харьковская обл. КОДТЕРПИН КОДЕТЕРП АКТОВЕГИН НАЛБУФИН КАРДИОМАГНИЛ
АР Крым АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН ФАРМАЦИТРОН КАРДИОМАГНИЛ ЦИТРАМОН
Одесская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ГРОПРИНОЗИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИКСИН
Запорожская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ГРОПРИНОЗИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ
Львовская обл. ФАРМАЦИТРОН ТЕРАФЛЮ НИМЕСИЛ НО-ШПА СТРЕПСИЛС
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕРАКСОН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА
Киевская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД НИМЕСИЛ ГРОПРИНОЗИН
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН ЭМСЕФ АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ
Винницкая обл. КОРВИТИН ГРОПРИНОЗИН НАТРИЯ ХЛОРИД НУРОФЕН АКТОВЕГИН
Ивано-Франковская обл. ФАРМАЦИТРОН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА СТРЕПСИЛС ЛАЗОЛВАН
Черкасская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД СЕРЕТИД ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АРМАДИН ТИВОРТИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Николаевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ ГРОПРИНОЗИН ТИВОРТИН
Хмельницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЛОРАКСОН ФАРМАЦИТРОН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС РЕОСОРБИЛАКТ ЭМСЕФ КОРВИТИН
Житомирская обл. СЕРЕТИД НАТРИЯ ХЛОРИД КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЦИТРАМОН
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭМСЕФ ЭССЕНЦИАЛЕ ФАРМАЦИТРОН КАРДИОМАГНИЛ
Черновицкая обл. ТИВОРТИН КАРДИОМАГНИЛ АКТОВЕГИН ЛОРАКСОН НИМЕСИЛ
Ровенская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ НУРОФЕН ЭССЕНЦИАЛЕ АУГМЕНТИН
Закарпатская обл. ПЕГАСИС КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА НУРОФЕН НИМЕСИЛ
Волынская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД КАРДИОМАГНИЛ ЦЕРАКСОН
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН КОДТЕРПИН
Тернопольская обл. ФАРМАЦИТРОН АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ СТРЕПСИЛС НО-ШПА
В целом по Украине АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ФАРМАЦИТРОН

В 18 регионах лидером по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении стала компания «Фармак», тем самым подтверждая свое лидерство во всеукраинском рейтинге маркетирующих организаций по итогам I кв. 2014 г. В 7 регионах (Одесская, Львовская, Киевская, Черниговская, Житомирская, Ровенская и Кировоградская) рейтинг возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group», а в Луганской обл. — компания «Takeda».

ИТОГИ

По итогам анализируемого периода во всех областях отмечается увеличение объема продаж лекарственных средств в денежном выражении, а в 17 из 26 регионов фиксируются двухзначные темпы прироста данного показателя. Наряду с этим в 14 областях уменьшилось количество реализованных упаковок. Такая динамика обусловлена ростом цен на товары и услуги.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств варьирует в диапазоне от 20,60 до 33,25 грн. при среднем показателе по стране 26,63 грн. Из 26 регионов Украины в 22 отмечаются двухзначные темпы прироста этого показателя.

В I кв. 2014 г. во всех без исключения областях Украины темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств отечественного производства превалируют над зарубежными, это связанно с сокращением объема продаж импортных препаратов во всех регионах.

Юлия Кордубайло
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті