Ученые выявили новый метод подавления воспаления?

25 Червня 2014 6:30 Поділитися

Ученые выявили новый метод подавления воспаления?Согласно результатам совместного исследования ученых из Боннского университета (Universität Bonn), Германия, и представителей из университетов Норвегии, Австралии, Швейцарии и США даже после гибели клеток иммунной системы их активированные белковые комплексы стимулируют воспалительную реакцию в межклеточном пространстве. Такие результаты опубликованы в журнале «Nature Immunology».

При наличии стресса в существовании иммунных клеток, например, при выявлении бактерий, отложении кристаллов мочевой кислоты в суставах, повышении уровня холестерина в крови и отложении его на стенках сосудов или образовании бляшек в головном мозгу при наличии болезни Альцгеймера, в них образуются инфламмасомы — особые белковые комплексы в макрофагах и нейтрофилах, которые приводят к запуску воспалительной реакции. Этот механизм в первую очередь защищает организм от инфекций и вредных воздействий. Интересным является тот факт, что инфламмасомы остаются активными даже после гибели клеток иммунной системы. Так, ученым удалось продемонстрировать, что активированные инфламмасомы запускают некую цепную реакцию вне живой клетки, выполняя ферментативные функции в межклеточном пространстве, тем самым активируя белковые комплексы других клеток иммунной системы и стимулируя процесс воспаления.

С помощью флуоресцентных маркеров ученые пометили инфламмасому в клетках иммунной системы. При активации она образовывала флуоресцентный белковый комплекс, напоминающий маленькую светящуюся внутри клетки звездочку. Этот метод позволил ученым отследить, что происходит с инфламмасомой после гибели клетки и показать, что инфламмасомы, образующиеся при воздействии стресса, провоцируют активацию провоспалительных агентов как в самой клетке, так и за ее пределами. Таким образом, возникает воспалительная реакция, которая может быть также нежелательной. Так, ученые установили, что после гибели клеток иммунной системы активированные инфламмасомы способны накапливаться в легких у пациентов с хроническими заболеваниями таковых.

По словам ученых, воспалительная реакция — средство защиты организма человека от инфекционных агентов, однако, когда она становится ярко выраженной или более длительной, чем необходимо, это может способствовать развитию таких заболеваний, как подагра, болезнь Альцгеймера, сахарный диабет или атеросклероз. Возможно, разработка специфических антител поможет подавить нежелательную воспалительную реакцию за пределами клеток, при этом не затронув таковую внутри самих клеток иммунной системы. Таким образом, выяснив, что активированные инфламмасомы могут существовать и после гибели клеток иммунной системы, ученые продвинулись в поиске потенциально новых методов лечения заболеваний, характеризующихся наличием длительного воспалительного процесса.

По материалам www3.uni-bonn.de