Что на рынке нового? Аптечные продажи в Украине: август 2009 г.

Август свое название получил в честь римского императора Октавиана Августа, именем которого римский сенат назвал месяц, особенно знаменательный в жизни императора (в этот месяц умерла Клеопатра). На отечественном фармрынке август этого года можно назвать как минимум успешным, сравнивая его развитие с предыдущими летними месяцами (а главное, обошлось без фатальных происшествий, как во времена императора Августа). При подготовке материала традиционно использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМКОРЗИНА

В августе 2009 г. общий объем розничного фармрынка увеличился по сравнению с августом 2008 г. почти на 28% в денежном выражении и уменьшился на 7,3% в натуральном, составив 1,6 млрд грн. за 145,6 млн упаковок (табл. 1). С начала текущего года в августе 2009 г. отмечали один из максимальных темпов прироста объема аптечных продаж в денежном выражении (чуть больше было в январе — 29,4%; рис. 1). В этот месяц количество реализованных упаковок также уменьшилось менее значительно, чем в предыдущие месяцы. Следует отметить, что в целом в летние месяцы темпы прироста объема продаж лекарственных средств (ЛС) опередили таковые развития фармрынка в целом.

Продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» развивались дифференцированно. В августе 2009 г. темпы прироста объема аптечных продаж такой продукции, как косметика, биологически активные добавки (БАД) и изделия медицинского назначения (ИМН) в денежном выражении не поспели за общерыночным развитием. Количество реализованных упаковок для этих товаров также сократилось больше, чем в целом по рынку. Так, в августе 2009 г. в общем объеме аптечных продаж убыль количества реализованных упаковок для косметики составила 19,0%, а для ИМН и БАД — более 10%.

На розничном фармрынке стабильно максимальная средневзвешенная стоимость характерна для таких сопутствующих товаров, как косметика и БАД. В августе 2009 г. средневзвешенная стоимость этой продукции повысилась на 30% (рис. 2). Для ИМН и ЛС этот показатель был несколько выше.

В сложившихся условиях с конца прошлого года более выигрышное положение на розничном фармрынке заняли отечественные производители. И они успешно используют все возможности. В августе 2009 г. в общем объеме аптечных продаж доля товаров отечественного производства составила почти 27% в денежном и 60% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Заслуживает внимания тот факт, что несмотря на сокращение количества реализованных упаковок на розничном фармрынке на 7,3%, товары отечественного производства по этому показателю были «в плюсе» на 1,6%. Это было обусловлено увеличением объема продаж украинских ЛС и ИМН — на 0,7 и 6,2% соответственно по сравнению с августом 2008 г.

В каждой категории товаров украинские производители с февраля текущего года ежемесячно продолжают увеличивать долю как в денежном, так и в натуральном выражении. Кроме того, в августе 2009 г. товары украинского производства в разрезе исследуемых категорий товаров продемонстрировали прирост в денежном выражении, который был значительнее таковых зарубежного производства и по рынку в целом.

Таблица 1

Объем продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении в августе 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Млн грн. Удельный вес категории, %  , % Млн упаковок Удельный вес категории, %  , %
ЛС
2007 808,4 83,0 103,9 63,1
2008 962,0 78,8 19,0 93,1 59,3 –10,5
2009 1260,4 80,8 31,0 88,8 61,0 –4,6
ИМН*
2007 87,5 9,0 53,8 32,6
2008 130,3 10,7 49,0 54,5 34,7 1,3
2009 160,4 10,3 23,1 48,8 33,5 –10,4
Косметика
2007 50,4 5,2 4,3 2,6
2008 84,0 6,9 66,8 5,8 3,7 34,7
2009 88,2 5,7 5,0 4,7 3,2 –19,0
БАД
2007 27,2 2,8 2,8 1,7
2008 43,9 3,6 61,2 3,7 2,4 32,4
2009 51,3 3,3 17,0 3,4 2,3 –10,3
Всего
2007 973,5 164,9
2008 1220,2 25,3 157,1 –4,7
2009 1560,2 27,9 145,6 –7,3

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Таблица 2

Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в августе 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, %  ,% Млн грн. Удельный вес категории, %  ,%
ЛС
2007 599,3 74,1 209,2 25,9
2008 734,4 76,3 22,5 227,6 23,7 8,8
2009 933,3 74,1 27,1 327,0 25,9 43,7
ИМН*
2007 63,2 72,3 24,3 27,7
2008 99,2 76,1 56,9 31,1 23,9 28,3
2009 117,8 73,4 18,7 42,6 26,6 36,9
Косметика
2007 37,3 74,1 13,1 25,9
2008 61,5 73,1 64,7 22,6 26,9 72,6
2009 61,2 69,4 –0,4 27,0 30,6 19,8
БАД
2007 17,1 62,8 10,1 37,2
2008 27,3 62,2 59,7 16,6 37,8 63,7
2009 27,6 53,7 1,0 23,8 46,3 43,3
Всего
2007 716,9 73,6 256,6 26,4
2008 922,3 75,6 28,7 297,9 24,4 16,1
2009 1139,8 73,1 23,6 420,4 26,9 41,1
Таблица 3 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в августе 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, %  ,% Млн упаковок Удельный вес категории, %  ,%
ЛС
2007 33,7 32,4 70,2 67,6
2008 32,4 34,8 –3,8 60,7 65,2 –13,7
2009 27,7 31,2 –14,7 61,1 68,8 0,7
ИМН*
2007 31,7 59,0 22,1 41,0
2008 35,0 64,3 10,4 19,4 35,7 –11,9
2009 28,2 57,7 –19,6 20,6 42,3 6,2
Косметика
2007 2,0 47,4 2,3 52,6
2008 2,9 50,2 42,7 2,9 49,8 27,5
2009 2,0 42,3 –31,8 2,7 57,7 –6,1
БАД
2007 0,7 24,7 2,1 75,3
2008 0,9 25,2 35,0 2,8 74,8 31,6
2009 0,7 20,5 –27,2 2,7 79,5 –4,6
Всего
2007 68,2 41,3 96,7 58,7
2008 71,3 45,4 4,6 85,8 54,6 –11,3
2009 58,5 40,2 –17,9 87,1 59,8 1,6

РЫНОК ЛС

В августе 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 1,3 млрд грн. за 88,8 млн упаковок. Темпы прироста/убыли по сравнению с августом 2008 г. составили +31,0 и –4,6% в денежном и натуральном выражении соответственно. Следует отметить, что с начала текущего года в августе отмечают максимальный прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении и минимальную убыль в натуральном. А по сравнению с предыдущим месяцем — июлем — объем рынка ЛС в августе 2009 г. несколько увеличился (на 4,1 и 5,5% в денежном и натуральном выражении соответственно). В целом ежемесячно с начала текущего года объем рынка ЛС составляет более 1,1 млрд грн. Максимальным этот показатель был в марте 2009 г. — 1,4 млрд грн. за 92 млн упаковок.

Если говорить о распределении рецептурных и безрецептурных препаратов, то особых изменений оно не претерпело. В августе 2009 г. доля препаратов, отпускаемых по рецепту, составила 52,8% в денежном и 47,2% в натуральном выражении. Темпы прироста объема продаж в денежном выражении как рецептурных, так и безрецептурных ЛС соответствовали таковым развития рынка ЛС и составили более 30%. В это же время в натуральном выражении количество реализованных упаковок рецептурных препаратов уменьшилось всего на 2,6% по сравнению с августом 2008 г., а безрецептурных — на 5,5%. Средневзвешенная стоимость первых повысилась на 35,3% до 24,6 грн. (с 18,2 грн.), вторых — на 37,7% —до 9,6 грн. (с 7,0 грн.).

В целом же в августе 2009 г. на рынке ЛС средневзвешенная стоимость повысилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 37,4% — до 14,2 грн. Однако если сравнить этот показатель с предыдущим месяцем, то он уменьшился (на 1,3%). Напомним, что максимального значения средневзвешенная стоимость достигла в январе и феврале 2009 г. и составила 15,4 грн. Уже с марта 2009 г. она постепенно начала снижаться.

Таким образом, в августе 2009 г. по сравнению с началом года средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в абсолютном значении снизилась на 1,2 грн. — с 15,4 грн. в январе до 14,2 грн.

Государственный комитет статистики сообщает, что в августе 2009 г. индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги относительно предыдущего месяца составил 99,8%, а по сравнению с августом 2008 г. — 115,3%.

В целом ИПЦ на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование в текущем году повышался в течение 3 мес — с января по март (со 137,5 до 147,1%). Уже в апреле темпы прироста этого показателя начали несколько замедляться. А в августе 2009 г. ИПЦ на фармпродукцию, медицинские товары и оборудование составил 140,8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. В это же время вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка ЛС составил 48,7% (рис. 3). В предыдущие 2 мес этот показатель составлял чуть более 45%.

В августе 2009 г. аптечными учреждениям было реализовано ЛС среднестоимостной ниши (8,7–50,4 грн.) на сумму почти 590,0 млн грн., что в общем объеме рынка ЛС составляет около 46,7% в денежном выражении (табл. 4). Несколько меньшим был вклад препаратов, отнесенных к высокостоимостной нише (более 50,4 грн.), — 40,7% или 513,1 млн грн. Количество реализованных упаковок ЛС этой ценовой ниши было наименьшим — 6,1 млн, а максимальное значение этого показателя отмечают для препаратов низкостоимостной ниши — 56,3 млн упаковок. В августе 2009 г., как и в предыдущие месяцы, несколько быстрее, чем на рынке в целом, увеличивались продажи низко- и среднестоимостных ЛС в денежном выражении (на 35,0%).

Как мы уже говорили ранее, на рынке ЛС средневзвешенная стоимость по сравнению с началом года ежемесячно планомерно снижается. Так, в августе 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки высокостоимостных ЛС составила 95,4 грн., а еще в январе находилась на уровне 98,1 грн. (рис. 4) Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС среднестоимостной ниши по сравнению с январем 2009 г. снизилась до 21,8 грн. И если в начале года темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки средне- и высокостоимостных ЛС составляли свыше 65 и 70% соответственно, то к середине года они значительно замедлились (рис. 5).

Стабильно наибольшую выручку аптечным учреждениям в разрезе групп АТС-классификации первого уровня обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — почти 290,0 млн грн. (рис. 6). 2-е и 3-е место по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2009 г. заняли группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (162,0 млн грн.) и N «Средства, действующие на нервную систему» (159,0 млн грн.). Максимальное увеличение объема аптечных продаж в разрезе топ-5 отмечают для группы R «Средства, действующие на респираторную систему» — 39,0% (до 147,6 млн грн.). В целом темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении четырех крупнейших групп ЛС составили более 32%, а для препаратов группы J этот показатель был ниже общерыночного (21,4%). В категории «Прочие» наиболее активное развитие в августе 2009 г. продемонстрировали препараты группы B «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз» и Н «Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и инсулина» (более 40% соответственно по сравнению с августом 2008 г.).

Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то максимальную выручку аптечным учреждениям в августе 2009 г. традиционно обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 67,4 млн грн. Более чем на 60% увеличился объем розничной реализации ЛС группы R01A «Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа» (до 28,1 млн грн.). Таким образом, в августе 2009 г. о грядущем осеннем сезоне свидетельствовало увеличение продаж представителей респираторной группы препаратов.

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). На 2-й позиции находился ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-й — МЕЗИМ. Более половины участников представленного рейтинга улучшили свои позиции по сравнению с топ-листом за август 2008 г.

Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в августе 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е место занимает «Sanofi-Aventis». В состав топ-5 крупнейших маркетирующих организаций входят ведущие украинские фармпроизводители — «Фармак», Фармацевтическая фирма «Дарница» и корпорация «Артериум».

P.S. РЫНОК ЛС В СЕНТЯБРЕ

На обложке «Еженедельника АПТЕКА», на сайтах www.apteka.ua и www.pharmstandart.com.ua наш читатель регулярно видит/получает информацию о развитии отечественного фармрынка за прошедшую неделю. С помощью этих данных традиционно мы посмотрим на развитие аптечных продаж ЛС в сентябре 2009 г. Так, на 36-й неделе (1-я неделя сентября) 2009 г. и в последующие отмечают значительное увеличение объема аптечной реализации ЛС (рис. 7). Согласно предварительной оценке (рассчитаной путем экстраполяции суммы недельных данных объема аптечных продаж) в сентябре 2009 г. объем рынка ЛС продемонстрировал прирост в размере около 33% по сравнению с сентябрем 2008 г. и составил 1,5 млрд грн., а общий объем фармрынка достиг 1,7 млрд грн. (более подробно читайте в публикации «Система исследования рынка «Фармстандарт»: предварительные результаты сентября 2009 г.»).

Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в августе 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Август, год Млн грн. Удельный вес ниши, % ?  , % Млн упаковок Удельный вес ниши, % ?  , %
Низкостоимостная (до 8,7 грн.)
2007 118,4 14,6 68,5 65,9
2008 117,1 12,2 –1,2 57,0 61,2 –16,8
2009 158,1 12,5 35,0 56,3 63,5 –1,2
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)
2007 373,7 46,2 29,6 28,5
2008 436,9 45,4 16,9 29,6 31,8 0,0
2009 589,2 46,7 34,9 27,0 30,5 –8,6
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)
2007 316,4 39,1 5,9 5,6
2008 408,0 42,4 29,0 6,5 7,0 10,7
2009 513,1 40,7 25,7 5,4 6,1 –17,0
Всего
2007 808,4 103,9
2008 962,0 19,0 93,1 –10,5
2009 1260,4 31,0 88,8 –4,6
Таблица 5 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в августе 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за август 2007–2008 гг.

Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
АКТОВЕГИН 1 1 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 1
МЕЗИМ 3 3 5
МИЛДРОНАТ 4 5 9
ЛИНЕКС 5 4 4
НО-ШПА 6 6 6
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 10 10
КЕТАНОВ 8 9 8
ПРЕДУКТАЛ 9 7 7
ЦЕФТРИАКСОН 10 8 3
КОДТЕРПИН 11 36 115
КАРСИЛ 12 21 51
КАНЕФРОН 13 19 33
ДЕТРАЛЕКС 14 16 24
ДИКЛОБЕРЛ 15 17 17
СПАЗМАЛГОН 16 48 45
АУГМЕНТИН 17 24 27
ЦИТРАМОН 18 23 20
НИФУРОКСАЗИД 19 44 67
ЦЕРАКСОН 20 22 121
Таблица 5 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в августе 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за август 2007–2008 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2009 2008 2007
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 1
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 2
Фармак (Украина) 3 5 6
Дарница (Украина) 4 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 5 6 4
Nycomed (Норвегия) 6 8 14
Sandoz (Швейцария) 7 4 5
Servier (Франция) 8 9 9
Gedeon Richter (Венгрия) 9 11 10
KRKA (Словения) 10 7 7
Борщаговский ХФЗ (Украина) 11 12 8
Здоровье (Украина) 12 15 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 13 15
Actavis Group (Исландия) 14 14 17
Bayer Consumer Care (Швейцария) 15 16 13
Heel (Германия) 16 10 12
Solvay Pharmaceuticals

(Нидерланды)

17 17 18
Boehringer Ingelheim (Германия) 18 18 20
Ranbaxy (Индия) 19 19 19
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 20 22 24

Итоги

Август продолжал радовать яркими, но уже не очень теплыми днями… В этот успешный летний месяц общий объем розничного фармрынка составил 1,6 млрд грн. Из них 1,3 млрд грн. аптечным учреждениям обеспечили исключительно ЛС. Темпы прироста объема аптечных продаж этой категории товаров в денежном выражении составили 31,0%, а в натуральном продемонстрировали убыль на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Да, впервые в текущем году уменьшение количества реализованных упаковок характеризовалось однозначной цифрой. К тому же в летние месяцы темпы прироста объема продаж ЛС опередили общерыночное развитие.

Вклад сегмента среднестоимостных препаратов в общий объем рынка ЛС в денежном выражении составил 46,7%, а высокостоимостных — 40,7%. Следует отметить, что на рынке ЛС средневзвешенная стоимость препаратов уже несколько месяцев подряд (с марта) продолжает снижаться. А по сравнению с началом года она снизилась до 14,2 грн. (с 15,4 грн.). Это было обусловлено планомерным снижением средневзвешенной стоимости средне- и высокостоимостных препаратов.

Конечно, самое интересное ожидает фармрынок в следующие 4 мес. В это время операторы наиболее активно стимулируют продажи с помощью рекламных кампаний. Да и респираторные заболевания в прохладное время года вынуждают покупателей расходовать больше средств в аптечных учреждениях. К тому же мы приоткрыли занавес и увидели активное развитие продаж ЛС в сентябрьские недели, но это — уже история следующей публикации.

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua.
По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті