Александр Гудзенко о перспективах развития фармацевтического сектора

17 марта на заседании правительства был принят ряд кадровых решений в системе здравоохранения. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.03.2010 г. № 527-р заместителем министра здравоохранения назначен Александр Гудзенко. Напомним, что он уже занимал этот пост в 2006–2007 гг. и запомнился представителям отечественной фармации как специалист, готовый к налаживанию эффективного диалога с субъектами рынка.

Более 20 лет А. Гудзенко возглавлял коммунальное предприятие «Луганская областная фармация» — наибольшую в Украине коммунальную фармацевтическую инфраструктуру, которая сегодня включает аптеки, оптовый склад, производство лекарственных средств и систему обеспечения контроля их качества. Под его руководством была сформирована новая модель лекарственного обеспечения населения Луганской обл. Так, была создана социально направленная разветвленная аптечная инфраструктура с единой ценовой политикой. В то время как в большинстве областей Украины система лекарственного обеспечения в сельской местности практически разрушена, в сельских населенных пунк­тах Луганского региона реализация лекарственных средств сегодня осуществляется через сеть аптечных учреждений коммунального предприятия «Луганская областная фармация».

А. Гудзенко, заслуженный работник здравоохранения Украины, в течение трех созывов возглавляет в Луганском областном совете комиссию по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения. Следует отметить, что заместитель министра здравоохранения — не только опытный организатор, но и ученый. Будучи доктором фармацевтических наук, профессором, А. Гудзенко обладает фундаментальными знаниями в сфере фармации.

О планах и перспективах развития фармацевтического сектора Александр Павлович согласился рассказать читателям «Еженедельника АПТЕКА».

— Какие вопросы, по Вашему мнению, являю­тся сегодня наиболее актуальными для фармацевтического сектора 

— Фармацевтический сектор как неотъемлемая часть системы здравоохранения должен эффективно решать задачи по обеспечению населения Украины качественными, эффективными, безопасными и доступными лекарственными средствами. Политика ценообразования — составляющая общей экономической и социальной политики Украины, а обеспечение доступности лекарственных средств для населения считается одним из приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере здраво­охранения.

Очевидна необходимость поиска эффективных решений вопросов регуляторной политики в сфере ценообразования на лекарственные средства и достижения их физической доступности

Еще в 2007 г. Концепцией развития фармацевтического сектора Украины (далее — Концепция), утвержденной приказом Министерства здравоохранения Украины 18.01.2007 г. № 838, были определены перспективные направления и задачи:

  • создание адекватной современным условиям нормативно-правовой базы;
  • разработка национальной политики при определении социальных приоритетов в обеспечении населения лекарственными средствами;
  • внедрение на предприятиях и в учреждениях международных стандартов, прежде всего надлежащей производственной практики (GMP), надлежащей клинической практики (GCP), надлежащей лабораторной практики (GLP), надлежащей дистрибьюторской практики (GDP), надлежащей аптечной практики (GPP) и др.

В то же время на приоритеты развития фармацевтической отрасли влияют объективные политические и социально-экономические процессы: с одной стороны — постепенная интеграция Украины в мировое сообщество и стремление фармацевтической отрасли к развитию по европейским и мировым стандартам; с другой — деструктивные тенденции в экономике государства конца 2008–2009 гг., которые усугубили проблему доступности лекарственных средств для населения.

Соответственно, не отменяя намеченной Концепцией стратегии, реалии сегодняшнего дня обусловливают актуальность социальной роли фармацевтического сектора. Таким образом, необходимость поиска эффективных решений задач в сфере ценообразования на лекарственные средства и их физической доступности на законодательном уровне очевидна.

К числу приоритетных относится урегулирование вопросов осуществления закупок за бюджетные средства; только в прошлом году законодательная база этих процессов изменялась 11 раз. Это проблемы не только фармацевтического сектора, и мы хотим, чтобы при их решении наше мнение было услышано.

Не менее остро стоят вопросы качества лекарственных средств на фармацевтическом рынке Украины, и в связи с этим — организации работы Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины.

Таким образом, в фармацевтической отрасли существуют проблемы, которые нуждаются в безотлагательном решении. На это и будут направлены все усилия.

— Нуждается ли, на ваш взгляд, система государственного контроля качества лекарственных средств в реформировании? Какие проб­лемы необходимо решить в этой сфере в первую очередь 

— Для обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами в соответствии с рекомендация­ми Всемирной организации здравоохранения по разработке и внедрению национальной политики относительно лекарственных средств, государство должно обеспечить их качество, эффективность, безопасность и доступность для всех слоев населения. Поэтому необходимо усовершенствовать систему управления в сфере контроля качества лекарственных средств и привести ее в соответствие с Законом Украины «О лекарственных средствах».

Упомянутым законом определены полномочия должностных лиц органов государственного контроля — это контроль качества лекарственных средств на всех этапах технологического процесса. Но отнюдь не мониторинг цен, контроль за выполнением протоколов провизоров и фармацевтов или какие-либо другие функции.

В Законе Украины «О лекарственных средствах» контроль качества возложен на Государственную инспекцию по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины, которая является уполномоченным органом в системе здравоохранения, и это действительно европейская норма. К сожалению, в последнее время реформирование системы контроля качества лекарственных средств и создание регуляторных органов проводилось вразрез с действующим законодательством.

На прошлой неделе по инициативе Министерства здравоохранения Украины было принято постановление Кабинета Министров Украи­ны от 17.03.2010 г. № 275 «Некоторые вопросы осуществления государственного контроля качества лекарственных средств» согласно которому система государственного контроля качества лекарственных средств была приведена в соответствие с действующим законодательством.

Таким образом, в числе первоочередных задач, которые стоят сегодня перед отраслью здраво­охранения, — восстановление схемы управления фармацевтическим сектором и налаживание эффективной работы по контролю за качеством лекарственных средств на всех стадиях их производства, реализации, оборота.

— КП «Луганская областная «Фармация» под вашим руководством принимало активное участие в обсуждении проектов важных нормативных документов. Какие изменения в законодательстве необходимы для оптимизации функционирования фармацевтического сектора 

— Да, действительно, КП «Луганская областная «Фармация» и Луганская фармацевтическая ассоциация никогда не занимали выжидательную позицию при обсуждении документов, регламентирующих деятельность фармацевтической отрасли.

Необходимость адаптировать действующую нормативно-правовую базу фармацевтической деятельности к реалиям сегодняшнего дня очевидна. Все концептуальные изменения, которые произошли на фармацевтическом рынке, а также правила игры должны быть четко прописаны в Законе Украины «О лекарственных средствах», где фармацевтическая деятельность представлена как важная составляющая сферы здравоохранения.

Мы твердо уверены, что каждый документ, определяющий условия практической деятельности, должен выноситься на обсуждение специалистов в этой сфере; только так можно создать не обезличенную норму, полную разночтений, а четко выписанный и действенный документ.

— Одной из приоритетных задач государства в сфере фармации является обеспечение доступности лекарственных средств для населения. Какие мероприятия со стороны государства сегодня, по вашему мнению, будут способствовать ее решению 

— Как и во многих странах с развивающейся экономикой, в Украи­не социальное значение фармацевтической отрасли превышает экономическое. Следует помнить, что аптека в первую очередь являе­тся учреждением здравоохранения. Попытки государства влиять на фармацевтический рынок продиктованы желанием обеспечить ценовую и физическую доступность лекарств для населения. С точки зрения гарантированного права на здравоохранение такая доступность очень важна.

Сегодня необходимо усовершенствовать государственную политику в сферах ценообразования на лекарственные средства и обеспечения социальных гарантий для населения Украи­ны. Граждане нашей страны должны иметь возможность приобретать качественные лекарственные средства в удобном месте и по доступным ценам.

Существуют подходы, которые успешно работают во многих странах: внедрение обязательного медицинского страхования, государственный контроль в сфере ценообразования на жизненно важные и необходимые лекарственные средства. Для украинского фармацевтического рынка актуальность этих подходов уже не является предметом дискуссий. Ответ на вопрос: что именно нужно делать — очевиден. Проблема в том, как это сделать правильно.

В решении таких вопросов социальная ответственность отрасли и государства должна быть взаимной, построенной на принципах сотрудничества и экономической целесообразности. Иначе государство превратит отрасль в банкрота, а это — путь в никуда.

Каждый документ, определяющий условия практической деятельности, должен выноситься на обсуждение специалистов в этой сфере

Помимо ценовой политики, остро также стоит вопрос физической доступности лекарств, а именно — отсутствие аптечных учреждений в подавляющем большинстве сельских населенных пунктов Украины. Это действительно сложная и многоуровневая проблема. Возможные пути ее решения — создание системы льгот или дотаций для сельских аптек.

— Конструктивный диалог между субъектами рынка и органами государственной власти — залог формирования эффективной регуляторной политики. Каким Вы видите дальнейшее сотрудничество между МЗ Украины и субъектами фармацевтического рынка 

— Полностью согласен с первой частью вопроса: безусловно, должен быть диалог. Чтобы в итоге стать конструктивным, у своих истоков он должен быть максимально объективным, открытым, экономически аргументированным. Регуляторная политика — как раз тот случай, когда аптечная скрупулезность необходима: мы будем стремиться к выверенным и взвешенным решениям.

Фармацевтическое сообщество неоднократно демонстрировало свою профессиональную и активную позицию; уверен, сегодня у фармации и Министерства здравоохранения существуют все предпосылки для взаимопонимания и серьезной работы.

Елена Приходько,
фото Любови Столяр

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи