Между прошлым и будущим. Аптечные продажи: итоги I квартала 2006 г.

Позади остался год 2005, впереди — потребитель нового образца и новые стратегии операторов рынка. Многие уже успели оценить события минувших дней, и подготовиться к грядущим переменам. При этом на рынке аптечных продаж уже в I квартале 2006 г. были отмечены некоторые новые тенденции, хотя в целом его развитие в этот период проходило еще по сценарию второй половины прошлого года. Можно сказать, что сейчас розничный сегмент фармацевтического рынка Украины напоминает неокрепшего птенца, который уже вылетел из гнезда, но пока еще неизвестно, способен ли он перелететь океан. При этом он активно перенимает у своих более взрослых и развитых собратьев навыки и умения, необходимые ему для дальнейшего существования, и активно учится бороться за выживание. Тем не менее, вопрос о том, способен ли наш птенец перелететь океан, пока еще остается открытым, причем не только для него самого, но и для окружающих. Поэтому в приведенной публикации мы постараемся несколько прояснить сложившуюся ситуацию, проанализировав ее на основании данных системы исследования рынка «Фармстандарт»» компании «МОРИОН».

Напомним, что июнь прошлого года ознаменовал собой начало стремительного роста розничного сегмента фармацевтического рынка Украины. Поэтому, подводя итоги I квартала 2006 г., который в некоторой степени можно назвать отголоском 2005 г., мы, по сути, еще наблюдаем показатели развития рынка на уровне второго полугодия прошлого года.

Так, по итогам I квартала 2006 г. объем аптечных продаж фармацевтической продукции достиг отметки 2389,7 млн грн. в денежном и 493,1 млн упаковок в натуральном выражении, превысив показатели I квартала 2006 г. на 52,9 и 34,3% соответственно (табл. 1). Одной из тенденций розничного рынка аптечных продаж, наметившейся незадолго до этого и обращающей на себя внимание сейчас, стало отставание темпов прироста объемов продаж наиболее весомой категории фармацевтических товаров — ЛС — от таковых в целом по рынку. По итогам исследуемого периода продажи ЛС составили 2068,7 млн грн. в денежном и 335,5 млн упаковок в натуральном выражении. Причем такие показатели превысили данные аналогичного периода прошлого года на 50,4 и 31,0% соответственно, в результате чего удельный вес ЛС в структуре реализации фармпродукции уменьшился в первом случае на 1,4%, а во втором — на 1,7% и составил 86,6 и 68,0% соответственно. Тем не менее, очевидно, что эта категория товаров остается наиболее «мощной» среди всех составляющих «аптечной корзины».

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в I квартале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

I квартал Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 1234,9 87,7 246,6 72,3
2005 1375,6 88,0 11,4 256,1 69,7 3,8
2006 2068,7 86,6 50,4 335,5 68,0 31,0
ИМН
2004 112,4 8,0 ? 86,0 25,2 ?
2005 117,6 7,5 4,6 101,2 27,6 17,7
2006 192,6 8,1 63,7 140,2 28,4 38,6
Косметика
2004 34,1 2,4 ? 5,1 1,5 ?
2005 35,4 2,3 3,8 4,5 1,2 -12,3
2006 73,5 3,1 108,0 8,9 1,8 98,1
БАД
2004 26,9 1,9 ? 3,4 1,0 ?
2005 34,4 2,2 28,0 5,4 1,5 60,8
2006 54,9 2,3 59,5 8,5 1,7 56,7
Всего
2004 1408,3 341,0
2005 1563,0 11,0 367,2 7,7
2006 2389,7 52,9 493,1 34,3

?

В наших предыдущих публикациях уже отмечалось, что такие изменения связаны с превалирующим приростом объемов реализации других категорий товаров. И такое явление в полной мере объясняется повышением уровня реальных доходов в нашей стране, что непосредственно отражается на возможности людей более качественно заботиться о своем здоровье. Кроме того, это свидетельствует о качественной трансформации не только сегмента аптечных продаж ЛС, но и, как следствие, — всего розничного рынка. Поэтому не удивительно, что в исследуемый период были зафиксированы очень высокие показатели прироста объемов продаж ИМН, косметики и БАД. В частности, по косметике с начала 2006 г. ежемесячно отмечалось практически двукратное увеличение объемов продаж как в денежном, так и в натуральном выражении. А по итогам I квартала 2006 г. эти показатели составили 108,0 и 98,1% соответственно. При этом объемы продаж косметики составили 73,5 млн грн. и 8,9 млн упаковок. Причем в денежном выражении здесь отмечается также и максимальное увеличение удельного веса среди других категорий товаров (на 0,8%). Особого внимания заслуживает прирост объемов продаж ИМН, который составил 63,7% в денежном и 38,6% в натуральном выражении, что обеспечило максимальное увеличение их доли в натуральном выражении (на 0,8%). Не намного по показателям прироста в денежном эквиваленте от ИМН отстает сегмент розничного рынка БАД (59,5%). Тогда как в натуральном он в полтора раза выше, чем таковой ИМН (56,7%).

Наметившиеся тенденции изменения ценовой структуры спроса на различные товары «аптечной корзины» по-прежнему сопровождаются соответствующей динамикой их средневзвешенной стоимости. В данном случае наибольшая разница приростов объемов аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по ИМН указывает на максимальное в исследуемый период повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки этих товаров, которое составило 18,2% относительно аналогичного периода прошлого года (рис. 1). Впрочем, столь высокий прирост обеспечил повышение этого показателя всего на 21 коп. (с 1 грн. 16 коп. в I квартале 2005 г. до 1 грн. 37 коп. в исследуемый период). Тогда как средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в это же время увеличилась на 79 коп. при показателе прироста 14,8% (с 5 грн. 37 коп. до 6 грн. 16 коп.). Обращает на себя внимание также и тот факт, что по итогам исследуемого периода впервые за долгое время было отмечено повышение средневзвешенной стоимости по БАД (на 1,8%).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» по итогам I квартала 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» по итогам I квартала 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Наиболее точно объяснить феноменальный на первый взгляд прирост объемов розничного фармацевтического рынка в I квартале 2006 г. позволяет анализ динамики продаж ЛС как наиболее весомой категории в разрезе нескольких лет. Так, основные тенденции стремительного роста рынка аптечных продаж в Украине обозначились с начала лета 2005 г. Тогда по итогам июня объемы розничной реализации ЛС превысили показатели аналогичного периода 2004 г. на 53,1% и впредь не снижались до конца года ниже отметки 45,0% (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 10 (531) от 13 марта 2006 г.). Суммарное увеличение объемов продаж ЛС в I квартале 2005 г. превысило аналогичные показатели 2004 г. всего на 11,4% в денежном и 3,8% в натуральном выражении (рис. 2). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что результаты I квартала 2006 г. подтверждают сохранение рыночных тенденций, отмеченных во втором полугодии прошлого года. Однако, учитывая такую динамику, в дальнейшем следует ожидать некоторого снижения показателей прироста.

Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении по итогам I квартала 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении по итогам I квартала 2004–2006 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом

Сохранение наметившихся ранее тенденций к перераспределению сфер влияния среди товаров отечественного и зарубежного производства подтверждают итоги I квартала 2006 г. Так, по-прежнему увеличение объемов продаж зарубежных товаров напоминает «гонку вооружений», когда приоритетным является наращивание объемов реализации в рамках изменений структуры потребительского спроса. При этом отечественным производителям приходится вносить кардинальные изменения в свой продуктовый портфель. Тогда как потенциал зарубежных определяется в значительной степени лишь только своевременностью мониторирования спроса и адекватностью реакции на его изменения. В результате темпы прироста объемов продаж отечественных ЛС и ИМН несколько отстали от таковых в целом по рынку.

Так, по итогам исследуемого периода увеличение объемов аптечных продаж товаров зарубежного производства в денежном выражении превысило аналогичный показатель по отечественным на 4,6%, а в натуральном — на 22,1% (табл. 2, 3). Причем в такой ситуации определяющим оказалось превалирование приростов объемов продаж зарубежных ЛС и ИМН в денежном и натуральном выражении. Зато в таких категориях, как косметика и БАД заметно лидируют отечественные производители, более чем на 10% опережая увеличение объемов продаж зарубежных БАД в денежном и натуральном выражении, и косметики — в денежном.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

I квартал Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 902,6 73,1 332,4 26,9
2005 992,8 72,2 10,0 382,8 27,8 15,2
2006 1503,3 72,7 51,4 565,4 27,3 47,7
ИМН
2004 73,8 65,6 38,7 34,4
2005 75,0 63,8 1,6 42,6 36,2 10,2
2006 130,9 68,0 74,5 61,7 32,0 44,8
Косметика
2004 23,9 70,2 10,2 29,8
2005 25,3 71,7 6,0 10,0 28,3 -1,5
2006 51,9 70,5 104,6 21,7 29,5 116,4
БАД
2004 14,0 52,0 12,9 48,0
2005 18,0 52,3 28,8 16,4 47,7 27,2
2006 27,8 50,7 54,4 27,1 49,3 65,1
Всего
2004 1014,3 72,0 394,1 28,0
2005 1111,2 71,1 9,6 451,8 28,9 14,7
2006 1713,9 71,7 54,2 675,8 28,3 49,6

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в I кв. 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

I квартал Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 71,3 28,9 175,3 71,1
2005 75,4 29,5 5,9 180,6 70,5 3,0
2006 108,8 32,4 44,2 226,7 67,6 25,5
ИМН
2004 40,1 46,6 45,9 53,4
2005 45,7 45,1 14,0 55,5 54,9 21,0
2006 70,6 50,3 54,5 69,6 49,7 25,4
Косметика
2004 2,3 44,8 2,8 55,2
2005 1,9 42,3 -17,2 2,6 57,7 -8,4
2006 3,8 42,4 98,6 5,1 57,6 97,7
БАД
2004 0,9 27,2 2,5 72,8
2005 1,4 26,4 56,1 4,0 73,6 62,6
2006 2,1 25,1 49,1 6,4 74,9 59,5
Всего
2004 114,6 33,6 226,5 66,4
2005 124,4 33,9 8,6 242,7 66,1 7,2
2006 185,3 37,6 48,9 307,8 62,4 26,8

При объективной оценке результатов I кв. 2006 г. видно, что перепрофилирование отечественных производителей на выпуск более дорогостоящей фармацевтической продукции — это очень длительный процесс, который требует больших затрат и поэтапного реформирования всего производственного процесса. Логично возникает вопрос: стоит ли это потери доли рынка? Ведь в аналогичный период прошлого года отмечалось превышение показателей прироста продаж и некоторое увеличение удельного веса по отечественным товарам над таковыми по зарубежным относительно I квартала 2004 г. Позволим себе предположить, что такая синхронизация действий украинских производителей с тенденциями ценовой структуризации всего рынка аптечных продаж является необходимой мерой для сохранения уровня рентабельности. Однако очевидно, что это даст достойные результаты и пройдет относительно безболезненно только в том случае, если процесс не затянется надолго и будут найдены соответствующие финансовые ресурсы, которые помогут достичь успеха в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями.

Комплексно оценить изменения подходов компаний-производителей к формированию своего продуктового портфеля в I квартале 2006 г. позволяет анализ ценовой структуры рынка. Естественно, что любые изменения в данном случае обусловлены смещением акцентов потребительских симпатий в сторону более дорогостоящих ЛС. Подтверждением тому в исследуемый период стало рекордное увеличение объемов аптечных продаж высокостоимостных препаратов относительно аналогичного периода прошлого года (табл. 4). Здесь показатели прироста не только превысили таковые по низко- и среднестоимостной нише, составив 60,0% в денежном и 75,2% в натуральном выражении, но и привели к значительному увеличению удельного веса этой категории (на 2,2 и 1,1% соответственно). Однако наиболее весомой по объемам продаж ЛС по-прежнему остается среднестоимостная ниша. В исследуемый период доля проданных препаратов, относящихся к этой ценовой нише, составила 45,7% в денежном выражении и 25,6% — в натуральном. При этом в первом случае ее удельный вес сократился на 0,1%, а во втором увеличился на 3,7%. Тогда как удельный вес низкостоимостной ниши в исследуемый период существенно уменьшится (на 2,1 и 4,8% соответственно). Причем здесь же были зафиксированы минимальные показатели прироста объемов продаж, что в очередной раз подтвердило переориентацию усилий производителей на заполнение средне- и высокостоимостной ниш. Однако действия отечественных и зарубежных производителей в этом случае значительно отличаются.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в I квартале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

I квартал Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %
Низкостоимостная
2004 248,5 20,1 183,1 74,3
2005 278,2 20,2 12,0 190,9 74,5 4,2
2006 375,2 18,1 34,9 233,8 69,7 22,5
Среднестоимостная
2004 559,4 45,3 54,0 21,9
2005 629,9 45,8 12,6 56,1 21,9 3,8
2006 945,5 45,7 50,1 85,8 25,6 52,8
Высокостоимостная
2004 427,1 34,6 9,4 3,8
2005 467,6 34,0 9,5 9,1 3,6 -3,2
2006 748,0 36,2 60,0 15,9 4,7 75,2
Всего
2004 1234,9 246,6
2005 1375,7 11,4 256,1 3,8
2006 2068,7 50,4 335,5 31,0

Такая динамика ценовой структуры рынка привела к изменениям средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе различных ценовых ниш (рис. 3). Повышение этого показателя в исследуемый период относительно аналогичного периода прошлого года было зафиксировано только по низкостоимостным препаратам — на 10,1%. Что же касается средне- и высокостоимостных ЛС, то здесь отмечается снижение средневзвешенной стоимости. Причем максимально выделяется в данном случае высокостоимостная ниша, где снижение этого показателя составило 8,7%. Зато средневзвешенная стоимость среднестоимостных препаратов сократилась всего на 1,8%. Безусловно, общие изменения ценовой структуры рынка аптечных продаж вызваны отдельными поведенческими реакциями его операторов относительно увеличивающихся возможностей и запросов конечных потребителей. В частности, максимальные отличия отмечаются относительно действий зарубежных и отечественных компаний-производителей, где первые стремятся не отстать, а вторые — занять нужное место.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам I квартала 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по  итогам I квартала 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Более детальный анализ ценовой структуры рынка аптечных продаж позволил установить, что по итогам исследуемого периода как в денежном, так и в натуральном выражении максимальный прирост объемов продаж был зафиксирован именно относительно отечественных препаратов в низко- и высокостоимостной нишах (рис. 4, 5). Причем выделяется здесь высокостоимостная ниша: объем продаж отечественных препаратов, относящихся к этой нише, в исследуемый период увеличился на 86,6% в денежном и 120,8% в натуральном выражении относительно аналогичного периода прошлого года. Частично этот факт объясняется значительным снижением средневзвешенной стоимости таких препаратов, которое составило 15,5%. Следует отметить, что этот показатель сократился и по зарубежным высокостоимостным ЛС (на 8,5%).

Прирост объемов продаж зарубежных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в I квартале 2006 г. по сравнению с I кварталом 2005 г.

Рис. 4. Прирост объемов продаж зарубежных ЛС в денежном и  натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в I квартале 2006 г. по сравнению с I кварталом 2005 г.
Прирост объемов продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в I квартале 2006 г. по сравнению с I кварталом 2005 г.

Рис. 5. Прирост объемов продаж отечественных ЛС в денежном и  натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в I квартале 2006 г. по сравнению с I кварталом 2005 г.

Что касается среднестоимостной ниши — здесь по показателям прироста только в натуральном выражении лидирует зарубежный производитель. Это, в свою очередь, свидетельствует об увеличении объемов продаж более дешевых среднестоимостных ЛС зарубежного производства. Отметим, что их средневзвешенная стоимость снизилась на 5,1%: с 12 грн. 81 коп. в I квартале 2005 г. до 12 грн. 15 коп. по итогам исследуемого периода. Зато изменения этого показателя относительно отечественных ЛС демонстрируют противоположные тенденции — на арену выходят более дорогостоящие среднестоимостные препараты. По итогам исследуемого периода было зафиксировано повышение этого показателя по отечественным ЛС на 6,5% — средневзвешенная стоимость отечественных среднестоимостных препаратов увеличилась с 8 грн. 03 коп. до 8 грн. 56 коп. В целом же прирост объемов продаж отечественных среднестоимостных препаратов составил 54,4% в денежном и 44,9% в натуральном выражении, а зарубежных — 48,8 и 56,8% соответственно, что в результате привело к наименьшей разнице приростов между показателями в денежном и натуральном выражении в целом по среднестоимостной нише. Важно, что при рассмотрении причин снижения средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС, относящихся к этой ценовой нише, оказывается, что таковое состоялось именно благодаря увеличению объемов продаж отечественных препаратов. И это свидетельствует о своего рода сбалансированности спроса и предложения на такие ЛС. Таким образом, мы видим, что основные изменения на рынке аптечных продаж связаны именно со средне- и высокостоимостными ЛС, спрос на которые постепенно повышается, а их предложение стремится соответствовать спросу.

Такие изменения объемов продаж ЛС в разрезе различных ценовых ниш сопровождаются соответствующей динамикой количества наименований препаратов в той или иной нише: на рынок выводят новые препараты. Особенно точно это позволяет отследить подходы к формированию ассортимента отечественных и зарубежных производителей. Так, в структуре продуктового портфеля зарубежных компаний превалируют средне- и высокостоимостные препараты: 90,3% общего количества наименований препаратов, реализованных в I квартале 2006 г. (рис. 6). При этом их общее количество по итогам исследуемого периода увеличилось на 11,0% относительно аналогичного периода прошлого года, тогда как низкостоимостных — всего на 3,1%. В портфолио отечественных компаний всего 36,6% из представленных препаратов относятся к средне- и высокостоимостной нише (рис. 7). При этом их общее количество по итогам I квартала 2006 г. увеличилось на 22,5%, что привело к увеличению удельного веса количества наименований препаратов в этих нишах на 4,0% (по зарубежным — на 0,7%).

Удельный вес количества проданных наименований препаратов зарубежного производства в разрезе ценовых ниш в I квартале 2004–2006 гг.

Рис. 6. Удельный вес количества проданных наименований препаратов зарубежного производства в разрезе ценовых ниш в  I квартале 2004–2006 гг.
Удельный вес количества проданных наименований препаратов отечественного производства в разрезе ценовых ниш в I квартале 2004–2006 гг.

Рис. 7. Удельный вес количества проданных наименований препаратов отечественного производства в разрезе ценовых ниш в I квартале 2004–2006 гг.

Отметим также, что в I квартале 2006 г. на рынок было выведено около 400 новых препаратов, приблизительно 80% из которых относятся к средне- и высокостоимостной нишам, что указывает на стабильную и систематическую работу производителей, направленную на удовлетворение актуального спроса.

Наиболее продаваемыми ЛС среди групп АТС третьего уровня и по итогам исследуемого периода остаются «Прочие анальгетики и антипиретики», объем продаж которых по итогам исследуемого периода составил 110,5 млн грн. (табл. 5). И хотя в конце зимы — начале весны традиционно произошло сезонное повышение спроса на такие препараты, показатель прироста здесь оказался значительно ниже такового в целом по рынку. К тому же удельный вес этой группы препаратов в общей структуре реализации уменьшился относительно I квартала 2005 г. на 0,9% (с 6,2 до 5,3%). Зато в это же время рыночные тенденции обусловили существенный прирост объемов продаж таких групп препаратов, как «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства», где был зафиксирован максимальный удельный вес объемов продаж — 117,7%, «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» (81,0%), что свидетельствует об изменениях фармакотерапевтической структуры рынка аптечных продаж в сторону таковой образца развитых стран.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I квартале 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2004 2005 D, % 2006 D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 63,7 86,1 35,1 110,5 28,4
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 36,8 43,0 16,9 77,9 81,0
3 A11A Поливитамины с добавками 45,9 41,5 -9,6 64,4 55,3
4 C01E Прочие кардиологические препараты 32,4 39,7 22,5 63,8 60,6
5 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 36,8 39,1 6,4 56,8 45,2
6 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 32,0 36,4 13,9 56,1 53,9
7 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства 20,5 25,0 21,9 54,3 117,7
8 R05C Отхаркивающие средства за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 31,7 37,1 16,8 48,8 31,8
9 N05C Снотворные и седативные препараты 29,2 30,0 2,5 48,8 63,0
10 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 31,0 32,8 5,6 47,8 45,9
Прочие 874,9 965,0 10,3 1439,5 49,2
Всего 1234,9 1375,6 11,4 2068,7 50,4

?

В составе итогового за I квартал 2006 г. топ-листа групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении сократился удельный вес группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (на 1,6%) и J «Противомикробные средства для системного применения» (на 0,9%) относительно аналогичного периода прошлого года (рис. 8). При этом доля групп препаратов, не вошедших в топ-5, увеличилась на 1,3%.

Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам I квартала 2004–2006 гг.

Рис. 8. Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по  объемам продаж в денежном выражении по итогам I квартала 2004–2006 гг.

Напомним, что хитом февральского рейтинга брэндов ЛС по объемам аптечных продаж стал ФЕЗАМ — первый из всех препаратов, который за последние 3 года смог опередить ЭССЕНЦИАЛЕ. Однако уже в марте 2006 г. ЭССЕНЦИАЛЕ смог вернуться на прежнюю позицию (табл. 6). Естественно, что и в квартальном рейтинге он занял первую позицию, а ФЕЗАМ уверенно разместился на второй (табл. 7).

Таблица 6
?
? Таблица 7
?
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в марте 2006 г.
?
? Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в I квартале 2006 г.
?

№ п/п

Наименование

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

ФЕЗАМ

3

АКТОВЕГИН

4

ЦЕФТРИАКСОН

5

ВИТРУМ

6

МИЛДРОНАТ

7

МЕЗИМ

8

ПРЕДУКТАЛ

9

НО-ШПА

10

НАТРИЯ ХЛОРИД

11

КОЛДРЕКС

12

ЭНАП

13

ФЕРВЕКС

14

ЛАЗОЛВАН

15

КАПТОПРЕС

16

ТЕРАФЛЕКС

17

КЕТАНОВ

18

АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА

19

ЦЕФАЗОЛИН

20

КАЛЬЦЕМИН

21

ГЕПАБЕНЕ

22

КСЕНИКАЛ

23

ФЕСТАЛ

24

ДИКЛОБЕРЛ

25

РАНИТИДИН

26

ПРОСТАМОЛ УНО

27

ФАСТУМ

28

МУЛЬТИ-ТАБС

29

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

30

СТРЕПСИЛС

31

ТРАУМЕЛЬ С

32

ЛИНЕКС

33

ЦИТРАМОН

34

СУПРАДИН

35

ФЛУКОНАЗОЛ

36

ЭНТЕРОСГЕЛЬ

37

ВИАГРА

38

КАРСИЛ

39

КАВИНТОН

40

АМБРОКСОЛ

41

ТИОТРИАЗОЛИН

42

МОВАЛИС

43

АНАЛЬГИН

44

СПАЗМАЛГОН

45

ДИП РИЛИФ

46

НИЗОРАЛ

47

АМИЗОН

48

НИМЕСИЛ

49

МАГНЕ В6

50

ФАРМАЗОЛИН

?

№ п/п

Наименование

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

ФЕЗАМ

3

АКТОВЕГИН

4

ЦЕФТРИАКСОН

5

МИЛДРОНАТ

6

ВИТРУМ

7

МЕЗИМ

8

ПРЕДУКТАЛ

9

НО-ШПА

10

НАТРИЯ ХЛОРИД

11

КОЛДРЕКС

12

ЭНАП

13

ФЕРВЕКС

14

КЕТАНОВ

15

ЛАЗОЛВАН

16

ФЕСТАЛ

17

КАПТОПРЕС

18

ЦЕФАЗОЛИН

19

ГЕПАБЕНЕ

20

АСКОРБИНОВАЯ
КИСЛОТА

21

КАЛЬЦЕМИН

22

ПРОСТАМОЛ УНО

23

РАНИТИДИН

24

ДИКЛОБЕРЛ

25

КСЕНИКАЛ

26

ТЕРАФЛЕКС

27

СТРЕПСИЛС

28

ВИАГРА

29

ТРАУМЕЛЬ С

30

ЦИТРАМОН

31

ЛИНЕКС

32

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

33

КАРСИЛ

34

ФЛУКОНАЗОЛ

35

МУЛЬТИ-ТАБС

36

ЭНТЕРОСГЕЛЬ

37

КАВИНТОН

38

ФАСТУМ

39

АМБРОКСОЛ

40

МОВАЛИС

41

НИЗОРАЛ

42

ФАРМАЗОЛИН

43

ТИОТРИАЗОЛИН

44

АНАЛЬГИН

45

ОМЕЗ

46

СПАЗМАЛГОН

47

ГЕНТОС

48

СУПРАДИН

49

НОКСПРЕЙ

50

ДИП РИЛИФ

Обращает на себя внимание тот факт, что по итогам марта 2006 г. состав 50 крупнейших корпораций по объемам аптечных продаж возглавила компания «Menarini Group», опередив в данном случае лидера предыдущих рейтингов компанию «Sanofi-Aventis» (табл. 8). Однако в итоговом рейтинге за I квартал 2006 г. «Sanofi-Aventis» все же заняла почетное место лидера (табл. 9). В целом состав квартального топ-листа незначительно изменился относительно аналогичного периода прошлого года. Причем в первой десятке фигурируют одни и те же участники, лишь несколько изменив свои позиции. А наибольшие перемены коснулись остальных позиций этого рейтинга. Кроме этого, здесь отмечается появление пяти новичков, не вошедших в топ-50 за I квартал 2005 г.

Таблица 8

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в марте 2005 и 2006 гг.

Корпорация

№ п/п
2006 2005
Menarini Group (Италия) 1 2
Sanofi-Aventis (Франция) 2 1
Дарница (Украина) 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 4 4
Novartis (Швейцария)* 5 6
KRKA (Словения) 6 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 9
Фармак (Украина) 8 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 9 8
Здоровье (Украина) 10 10
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11
Actavis (Исландия) 12 18
Sagmel (США) 13 13
Heel (Германия) 14 12
Servier (Франция) 15 20
ratiopharm (Германия) 16 17
Nycomed (Норвегия) 17 22
Boehringer Ingelheim (Германия) 18 14
Bittner (Австрия) 19 15
Pfizer Inc. (США) 20 21
Genom Biotech (Индия) 21 16
Ranbaxy (Индия) 22 23
Киевский витаминный завод (Украина) 23 24
Bayer (Германия) 24 89
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 25 28
BMS (США) 26 19
Egis (Венгрия) 27 27
Unipharm (США) 28 32
Naturwaren (Германия) 29 33
Schering (Германия) 30 26
Стада-Нижфарм (Германия — Россия) 31
Grindeks (Латвия) 32 25
Материа Медика (Россия) 33 56
Bionorica (Германия) 34 41
Pliva (Хорватия) 35 29
Биофарма (Украина) 36 38
Johnson&Johnson (США) 37 34
Mili Healthcare (Великобритания) 38 47
Sopharma (Болгария) 39 31
Zentiva (Чешская Республика) 40 37
Концерн Стирол (Украина) 41 30
Dr. Reddy’s (Индия) 42 42
Сперко Украина (Украина) 43 39
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 44 44
Ferrosan (Дания) 45 43
IVAX (США) 46 40
Pharmascience (Канада) 47 55
Unique Pharma Laboratories (Индия) 48 36
Schering-Plough Corp. (США) 49 57
Лектравы (Украина) 50 49

Таблица 9

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I квартале 2005 и 2006 гг.

Корпорация

№ п/п
2006 2005
Sanofi-Aventis (Франция) 1 1
Menarini Group (Италия) 2 2
Дарница (Украина) 3 4
Novartis (Швейцария)* 4 6
Артериум Корпорация (Украина) 5 3
KRKA (Словения) 6 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 9
Фармак (Украина) 8 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 9 8
Здоровье (Украина) 10 10
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11
Actavis (Исландия) 12 18
Heel (Германия) 13 12
Sagmel (США) 14 13
Servier (Франция) 15 20
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 14
ratiopharm (Германия) 17 19
Nycomed (Норвегия) 18 22
Bittner (Австрия) 19 16
Pfizer Inc. (США) 20 21
Genom Biotech (Индия) 21 15
Ranbaxy (Индия) 22 23
Киевский витаминный завод (Украина) 23 24
BMS (США) 24 17
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 25 25
Egis (Венгрия) 26 27
Bayer (Германия) 27 90
Стада-Нижфарм (Германия — Россия) 28
Schering (Германия) 29 26
Naturwaren (Германия) 30 34
Unipharm (США) 31 35
Sopharma (Болгария) 32 30
Биофарма (Украина) 33 39
Grindeks (Латвия) 34 29
Johnson & Johnson (США) 35 36
Pliva (Хорватия) 36 28
Bionorica (Германия) 37 42
Материа Медика (Россия) 38 61
Концерн Стирол (Украина) 39 31
Zentiva (Чешская Республика) 40 38
Mili Healthcare (Великобритания) 41 48
Dr. Reddy’s (Индия) 42 41
Сперко Украина (Украина) 43 40
IVAX (США) 44 37
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 45 43
Unique Pharma Laboratories (Индия) 46 33
Ferrosan (Дания) 47 44
Pharmascience (Канада) 48 58
Schering-Plough Corp. (США) 49 52
Лектравы (Украина) 50 46

*с 01.2006 г. данные по компании «Hexal AG» (Германия) включены в итоговые корпорации «Novartis» (Швейцария).

По результатам марта и I квартала 2006 г. топ-лист компаний — владельцев лицензий по объемам аптечных продаж ЛС возглавила Фармацевтическая фирма «Дарница», опередив в квартальном рейтинге компанию «Berlin-Chemie», которая год тому назад занимала здесь первое место (табл. 10, 11). При этом в марте текущего года была отмечена своего рода рокировка позиций между компаниями «Heel» и «Sagmel» относительно аналогичного периода 2005 г. Остальные участники обоих рейтингов продемонстрировали стабильность своего положения. Следует отметить также, что половину из них составляют отечественные компании, три из которых входят в первую пятерку.

Таблица 10

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в марте 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии

№ п/п
2006 2005
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Германия) 2 2
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 5
Здоровье (Украина) 6 6
Киевмедпрепарат (Украина) 7 7
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8
Sagmel (США) 9 10
Heel (Германия) 10 9

Таблица 11

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I квартале 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии

№ п/п
2006 2005
Дарница (Украина) 1 2
Berlin-Chemie (Германия) 2 1
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 5
Здоровье (Украина) 6 6
Киевмедпрепарат (Украина) 7 7
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8
Heel (Германия) 9 9
Sagmel (США) 10 10

?

Итак, все тенденции на рынке аптечных продаж в I квартале 2006 г. можно назвать зеркальным отражением событий второй половины 2005 г. Как и в конце прошлого года, наблюдается высокий прирост объемов розничной реализации ЛС, который в исследуемый период составил 50,4% в денежном и 31,0% в натуральном выражении. Отличительным моментом при этом стало существенное увеличение объемов продаж таких категорий товаров «аптечной корзины», как косметика, ИМН и БАД, которые в исследуемый период значительно превысили аналогичный рост по ЛС и обусловили тем самым дополнительный прирост всего розничного рынка.

В это же время действия операторов рынка оказались максимально сконцентрированными на удовлетворении повышающегося в Украине спроса на средне- и высокостоимостные препараты. Причем отечественные производители настолько серьезно взялись за освоение новых пространств, что по итогам исследуемого периода даже несколько утратили свою долю рынка. В результате образовался своего рода вакуум, который моментально заполнили зарубежные товары. Отметим, что в первую очередь это касается ЛС и такой категории относительно недорогих товаров, как ИМН.

Однако, несмотря на некоторые потери, действия отечественных производителей, направленные на совершенствование производственного процесса и приведение своей продукции в соответствие с мировыми стандартами качества, представляются вполне оправданными, востребованными и даже более того — необходимыми для достижения успеха. Поэтому реформирование продуктового портфеля украинских компаний, сопровождающееся уменьшением удельного веса последних в общем объеме аптечных продаж, в перспективе сулит им дополнительные выгоды. Тем не менее, чтоб оставаться на твердых позициях, для отечественных производителей очень важно не затягивать процесс реструктуризации.

С другой стороны, естественно, что отечественные фармацевтические компании в силу определенного ряда причин не могут полностью обеспечить потребности украинского рынка, что и объясняет действия оптовых операторов, активно насыщающих рынок товарами зарубежного производства. Вот так, балансируя между прошлым и будущим, операторы рынка всеми силами стремятся покорить океан. n

ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

rynok_ris_index.gif (9179 bytes)

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–21-ю неделю 2006 г.

?

В последнюю неделю мая 2006 г. показатель индекса активности аптечных продаж составил 1,43, снизившись на 7 пунктов по сравнению с предыдущей неделей. В целом за май этот показатель варьировал в пределах от 1,26 до 1,50, что указывает на некоторое снижение темпов роста рынка аптечных продаж по сравнению с апрелем 2006 г. и вполне объясняется сезонным спадом потребительской активности.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если вы хотите оценить успешность вашей компании — звоните по тел.: (044) 569-44-60 или пишите по e-mail: kunda@morion.kiev.ua.

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Екатерина Кармалита

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті