Препараты ПЕНТОКСИФИЛЛИНА: динамика цен

?

Сегодня на украинском фармацевтическом рынке представлен широкий ассортимент препаратов пентоксифиллина, характеризующихся различным соотношением цена/качество. Наряду с препаратом-брэндом ТРЕНТАЛ компании «Hoechst» (в настоящее время корпорация «Aventis») в ассортименте дистрибьюторских фирм представлены генерические лекарственные средства западноевропейского производства, а также достаточно широкая гамма препаратов фармацевтических компаний Восточной Европы, Ближнего Востока и Украины. Кстати, ТРЕНТАЛ, который продается в Украине, несмотря на статус оригинального препарата, выпускают не только в Германии, где расположены центральные производственные мощности компании «Hoechst», но также в Индии и Турции, где находятся подразделения фирмы.

Что касается наиболее распространенных лекарственных форм, то среди них лидируют раствор для инъекций 2%, 100 мг в ампулах 5 мл и таблетки (драже) 100 мг — соответственно 9 и 8 компаний-производителей поставляют на рынок нашей страны препараты в этих формах (таблица).

Раствор для инъекций: рынок сегментирован

Наиболее жесткая, если судить по количеству предложений, конкурентная борьба разворачивается в сегменте рынка, который занимают инъекционные растворы. В то же время и границы ценовых категорий здесь четко определены (рис. 1) и достаточно далеко отстоят друг от друга — так, средняя цена (в долларах США) препаратов «второго эшелона» превышает аналогичный показатель для наиболее дешевых лекарственных средств почти в 5 раз.

Рис. 1. Динамика средних цен (в долларах США) на препараты пентоксифиллина в форме р-ра для инъекций 2%, 100 мг в ампулах 5 мл

Как и подобает брэнду, препарат ТРЕНТАЛ производства «Hoechst» лидирует среди пентоксифиллинов, предназначенных для потребителей с высокой покупательской способностью. Единственным генериком, который по цене приближается к оригинальному препарату и также входит в верхнюю ценовую категорию, является ПЕНТОМЕР компании «Merckle/ratiopharm». Кстати, присутствие на рынке ПЕНТОМЕРА в определенной степени подтверждает тезис о силе оригинального препарата на рынке. Как показывает практика, немецкая фирма «Merckle», которая с осени прошлого года осуществляет свою деятельность в Украине под названием «ratiopharm», как правило, продвигает на рынок свои генерики в том случае, если на нем присутствует сильный брэнд.

Динамику цен среди препаратов «второго эшелона» можно охарактеризовать, во-первых, максимальной близостью линий цен
(рис. 1) двух основных лекарственных средств в этой ценовой категории — препаратов ПЕНТИЛИН («КRKA», Словения) и ТРЕНТАН («Elegant India», Индия), — а во-вторых, видимой стабильностью цен (в долларах США). В течение II–IV кварталов 1999 г. стоимость этих препаратов оставалась практически неизменной и даже в период экономической нестабильности начала и конца минувшего года колебания цен были незначительными.

Пожалуй, наиболее определенная ситуация наблюдается среди препаратов нижней ценовой категории, к которой относятся отечественные препараты пентоксифиллина производства «Фармацевтической фирмы «Дарница» (Киев) и ФФ «Здоровье» (Харьков). Поскольку бoльшая часть населения Украины в существующих экономических условиях априори выбирает более дешевые медикаменты местного производства, рынок недорогих препаратов пентоксифиллина потенциально является достаточно емким. В то же время никто, кроме отечественных производителей, в настоящее время не способен предложить потребителю доступную (прежде всего по цене) альтернативу препаратам пентоксифиллина средней и верхней ценовой категорий. Попытки индийской компании «Sun» войти в данную категорию с препаратом ФЛЕКСИТАЛ особым успехом, судя по тому, что в мае 1999 г. поставки препарата приостановлены, не увенчались. Другой индийский производитель, традиционно позиционирующий свои препараты в тех же ценовых категориях, что и отечественные заводы, — компания «Elegant India» — на этот раз внедрила на рынок свой ТРЕНТАН в качестве лекарственного средства средней ценовой категории.

Таблетки: много неясности

Не менее представительным по числу производителей является предложение пентоксифиллина в форме таблеток с различным содержанием активного вещества. В частности, препараты в форме таблеток и драже по 100 мг на отечественный рынок поставляют восемь компаний-производителей, таблетки по 400 мг — пять. Кроме того, единственное предприятие — «Фармацевтическая фирма «Дарница» — предлагает отечественному потребителю пентоксифиллин в форме таблеток по 200 мг.

Рис. 2а. Динамика цен (в долларах США) на препараты пентоксифиллина в форме таблеток 100, 200, 400 мг в расчете на 100 мг активного вещества

На рис. 2а проиллюстрирована динамика цен (в долларах США) на препараты пентоксифиллина в форме таблеток в расчете на 100 мг активного вещества. Очевидно, что в данном сегменте рынка ситуация менее прозрачна, чем среди препаратов пентоксифиллина в форме инъекционного раствора. Конечно, схематически по-прежнему можно выделить три ценовые категории среди упомянутых лекарственных средств — верхнюю, среднюю и нижнюю. Однако в этом случае такое разделение является несколько условным: во-первых, наблюдается значительный разброс цен (в долларах США) внутри самих категорий, во-вторых, имеют место как ярко выраженные тенденции, так и случаи фактического перехода препаратов различных производителей из одной ценовой категории в другую.

Верхнюю ценовую категорию дорогостоящих пентоксифиллинов формируют три препарата: ТРЕНТАЛ («Hoechst Ltd», Индия), ТРЕНТАЛ 400 («Hoechst», Германия) и присоединившийся к ним во втором полугодии 1999 г. ПЕНТОКСИФИЛЛИН-РИВО («Rivopharm», Швейцария—Нидерланды). Наиболее неожиданным результатом анализа цен стало фактическое вхождение в верхнюю ценовую категорию препарата ТРЕНТАН («Elegant India», Индия). Для фирмы — производителя этого лекарственного средства такая позиция является достаточно необычной.

Самой нестабильной в течение минувшего года оставалась средняя ценовая категория препаратов пентоксифиллина в форме таблеток. В начале года к этой категории относили препараты АГАПУРИН («Slovakofarma», Словакия), АГАПУРИН («У Фарма», Украина), ПЕНТИЛИН («KRKA», Словения), ТРЕНТАН («Elegant India», Индия). Однако уже в III–IV кварталах 1999 г. из этой категории вышел препарат ТРЕНТАН, который вплотную приблизился к нижней границе верхней ценовой категории. В то же время в среднюю ценовую категорию вошел ПЕНТОКСИФИЛЛИН-ДАРНИЦА («Фармацевтическая фирма «Дарница»), стоимость которого с начала года возросла более чем в 1,9 раза в долларовом выражении.

Нижнюю ценовую категорию составляют пентоксифиллины производства ФФ «Здоровье» (Харьков) и ОАО «Витамины» (Умань). Цены на препараты этих производителей в течение года изменялись в пределах 0,01–0,02 доллара США за 100 мг активного вещества.

Таблетки ретард: терапевтическая эффективность окупает затраты

Рис. 2б. Динамика цен (в долларах США) на препараты пентоксифиллина в форме таблеток ретард 400 мг в расчете на 100 мг активного вещества

Из приведенных на рис. 2б данных следует, что стоимость пролонгированных форм пентоксифиллина в пересчете на 100 мг активного вещества не намного превышает стоимость обычных его форм. Вместе с тем выбор формы выпуска лекарственного препарата только на основании более низкой стоимости в пересчете на единицу массы активного вещества не всегда оправдан как с фармакоэкономической, так и с терапевтической точки зрения. Так, по данным Фармакопейной конвенции США (Информация о лекарственных средствах для специалистов здравоохранения, вып. 2, Москва, РЦ «ФАРМЕДИНФО», 1997), обычная суточная доза при нарушениях периферической циркуляции составляет для взрослых 400 мг 3 раза в сутки, а клиническое действие препарата наблюдается только через 2–4 нед после начала его применения. Если применять таблетки по 100 мг, то в сутки для достижения терапевтического эффекта потребуется принимать около 12 таблеток и при средней продолжительности курса лечения 1–3 мес потребуется принять в течение 1 мес около 360 таблеток по 100 мг. В этом случае больному труднее соблюдать режим лечения, что может привести к снижению терапевтического эффекта, а следовательно, к повышению общих затрат на лечение. Применение препаратов в форме таблеток ретард по 400 мг согласуется с современными рекомендациями об использовании средних разовых доз пентоксифиллина, а также способствует соблюдению пациентами режима лечения. С этой точки зрения применение 3 таблеток ретард в сутки может оказаться терапевтически и экономически более эффективным.

Объемы продаж: в лидерах — ТРЕНТАЛ

По информации, предоставленной Фармацевтической маркетинговой группой компании «Бизнес Кредит», в III квартале 1999 г. в розничной сети было реализовано препаратов пентоксифиллина различных производителей на общую сумму 448,8 тыс. долларов США. Более половины всех продаж приходилось на ТРЕНТАЛ, при этом основными факторами, благодаря которым этот препарат прочно удерживает лидирующие позиции в данном сегменте рынка, являются его известность, доверие к торговой марке, которая присутствует в Украине в течение многих лет (рис. 3).

?

Рис. 3. Доли рынка препаратов пентоксифиллина различных производителей

В целом рынок препаратов характеризуется высокой степенью концентрации — на долю четырех торговых названий препаратов различных производителей приходится более 85% рынка препаратов пентоксифиллина. Доминирование ТРЕНТАЛА на рынке обусловило и существующую структуру потребления пентоксифиллинов различных ценовых групп (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение объемов продаж препаратов пентоксифиллина различных ценовых категорий

Достаточно активно «набирают обороты» препараты пентоксифиллина отечественного производства — уже сегодня на долю четырех украинских фармацевтических предприятий («Фармацевтическая фирма «Дарница», ФФ «Здоровье», ОАО «Витамины», а также компании «У Фарма», которая осуществляет фасовку АГАПУРИНА, поставляемого in bulk компанией «Slovakofarma») приходится около 20% рынка. Учитывая продолжающееся снижение покупательной способности населения и отсутствие данных сравнительного анализа терапевтической и экономической эффективности применения обычных и пролонгированных лекарственных форм пентоксифиллина, можно ожидать увеличения доли потребления препаратов отечественного производства. Хотя с терапевтической точки зрения применение форм ретард представляется более обоснованным.

Денис Олейников,
Андрей Спасокукоцкий

При подготовке обзора использована
информация, предоставленная
компанией «Бизнес Кредит»
Тел.: (044) 229-24-18, 235-63-02, факс: (044) 212-08-66

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті