Допуск лекарственных средств на европейский рынок. Принципы работы регуляторных органов

Евроинтеграционный путь развития Украины предусматривает гармонизацию законодательства с таковым ЕС. Необходимо отметить, что в фармацевтической отрасли уже сделаны значимые шаги по сближению с Европейским Союзом. Однако еще многое предстоит реализовать. Для внедрения эффективных решений важно четко понимать, каким целям они будут отвечать. В настоящей публикации рассмотрена процедура получения разрешения на маркетинг лекарственных средств и функции регуляторных органов ЕС.

Допуск лекарственных средств на европейский рынок. Принципы работы регуляторных органовВ фармацевтической отрасли ЕС функционирует сложная система контроля обращения лекарственных средств, основанная на взаимодействии центрального органа — Европейского агентства по лекарственным средствам (European Medicines Agency — EMA) с национальными регуляторными органами, а также международными организациями. Кроме того, существует также несколько процедур, по которым препараты могут получать разрешение на маркетинг в странах ЕС.

В каждом государстве — члене ЕС утверждены собственные процедуры допуска препаратов на рынок, которые позволяют выводить на рынок лекарственные средства, не подпадающие под действие централизованной процедуры (могут не маркетироваться на всей территории ЕС). Это так называемые национальные процедуры, которые не предполагают возможности использования процедуры взаимного признания (Mutual-recognition procedure). То есть при принятии решения о выходе на другой рынок или рынки владельцу торговой лицензии необходимо подавать новую заявку на получение разрешения на маркетинг.

При получении допуска на рынок одной страны по децентрализованной процедуре в дальнейшем владелец торговой лицензии может подать заявку на прохождение процедуры взаимного признания для маркетирования в других странах.

Сведения о децентрализованных и нацио­нальных процедурах допуска можно найти на веб-сайтах соответствующих национальных компетентных органов.

При этом важно обратить внимание, что не все лекарственные средства могут поступать на рынок по децентрализованной или национальной процедуре. Так, с целью гармонизации внутреннего рынка ЕС согласно ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза и Приложению Регламента (EC) № 726/2004, централизованная процедура является обязательной для всех инновационных лекарственных средств (новый активный фармацевтический ингредиент, ранее не маркетировавшийся на рынке), препаратов, произведенных с использованием биотехнологических процессов, предназначенных для лечения орфанных заболеваний, приобретенного иммунодефицита, онкологических заболеваний, нейродегенеративных расстройств, сахарного диабета (с ноября 2005 г.), аутоиммунных заболеваний и прочих нарушений работы иммунной системы, а также вирусных инфекций (с мая 2008 г.).

Надзор за децентрализованными процедурами и взаимным признанием входит в компетенцию Председательства медицинских агентств (Heads of Medicines Agencies — HMA), представляющего собой сеть национальных компетентных органов, ответственных за регулирование обращения лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).

Одним из подразделений HMA является Координационная группа по взаимному признанию и децентрализованным процедурам (Coordination Group for Mutual Recognition and Decentralised Procedures — Human — CMDh), которая занимается вопросами, касающимися получения разрешения на маркетинг лекарственных средств в двух и более странах ЕС. В CMDh входят представители каждой страны — члена ЕЭЗ (страны — члены ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн). При необходимости в группу могут быть включены представители стран — кандидатов в  члены ЕС. При этом ЕМА назначает секретариат CMDh. Раз в месяц CMDh и ЕМА проводят рабочие встречи (длящиеся 3 дня), на которых обсуждаются отраслевые вопросы.

ЕМА

EMA — регуляторный орган ЕС, в компетенцию которого входит допуск на рынок лекарственных средств по централизованной процедуре (образован в 1995 г.). В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте, главная задача EMA — защита и продвижение здоровья населения и животных посредством оценки и контроля лекарственных средств для человека и использования в ветеринарии.

Агентство несет ответственность за научную оценку (экспертизу) заявок на получение разрешения на маркетинг лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии в ЕС по централизованной процедуре.

В соответствии с действующим законодательством фармацевтические компании (по централизованной процедуре) получают одно разрешение на маркетинг лекарственных средств. Только после этого лекарственные средства могут поступать на рынок ЕС. При получении разрешения на маркетинг лекарственного средства фармацевтическая компания имеет право поставлять продукт на рынке всех стран — членов ЕС и ЕЭЗ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия).

После проведения соответствующей оценки, и получения положительного результата либо отклонения заявки, ЕМА публикует Европейский отчет по оценке лекарственного средства (European public assessment report — EPAR).

Большая часть работы по научной оценке, проводится научными комитетами ЕМА, которые состоят из представителей стран ЕЭЗ (обязательно представительство всех стран), а также пациентских, потребительских и профессио­нальных организаций. Комитеты выполняют различные задачи, связанные с разработкой, оценкой и надзором за лекарственными средствами.

В работе ЕМА задействовано 4,5 тыс. экспертов (включая членов научных комитетов и рабочих групп).

ЕМА отвечает за координацию системы мониторинга безопасности — системы фармаконадзора. Агентством проводится постоянная работа по мониторированию безопасности маркетирующихся лекарственных средств, и могут предпринимать меры в случае выявления проблем или подозрений, связанных с безопасностью препаратов. В ЕМА функционирует Комитет по оценке рисков в сфере фармаконадзора (Pharmacovigilance Risk Assessment Committee — PRAC), в компетенцию которого входят сбор и анализ информации о безопасности лекарственных средств для применения у человека.

ЕМА оказывает поддержку в деятельности по фармаконадзору центральным уполномоченным органам стран — членов ЕС, в частности путем разработки руководств, стандартов, планов по управлению рисками, координации мониторинга соблюдения фармацевтическими компаниями их обязательств по фармаконадзору. Кроме того, ЕМА занимается информированием общественности о безопасности лекарственных средств, а также сотрудничает с уполномоченными органами стран, не являющихся членами ЕС. Начиная с 2001 г., ЕМА ведет интернет-ресурс EudraVigilance, представляющий собой базу данных возникающих подозреваемых серьезных побочных реакций (Suspected unexpected serious adverse reactions — SUSARs). Система полностью гармонизирована со спецификациями Международной конференции по гармонизации требований к качеству лекарственных средств (International Conference on Harmonisation of Technical Requirements for Registration of Pharmaceuticals for Human Use — ICH).

ЕМА оказывает методологическую поддержку Европейской сети центров фармакоэпидемио­логии (European Network of Centres for Pharmacoepidemiology and Pharmacovigilance — ENCePP), которая принимает участие в проведении мультицентровых независимых исследований после получения разрешения на маркетирование лекарственного средства (работа фокусируется на исследовании безопасности и соотношения польза/риск).

Также комитеты ЕМА вовлечены в процессы рассмотрения сообщений (заявок), поступающих от Европейской комиссии или государства — члена ЕС, касающихся обеспокоенности относительно безопасности лекарственных средств, разногласий в вопросах применения препаратов и др.

ЕМА ответственно за координацию проверок. Проверки запрашиваются комитетами агентства с целью проведения необходимых экспертиз при рассмотрении заявки на получение разрешения на маркетинг, а также при поступлении сообщений о подозрениях. Проверки проводятся для гарантирования соответствия заявителей требованиям надлежащей производственной практики (Good manufacturing practice — GMP), надлежащей клинической практики (Good clini­cal practice — GCP), надлежащей лабораторной практики (Good laboratory practice — GLP) и фармаконадзора.

ЕМА также несет ответственность за внедрение программы интегрированной системы передачи и обработки информации (Telematics). Эта система обеспечивает обмен информацией между зарубежными владельцами торговых лицензий и регуляторными органами ЕС. Ее функционирование направлено на предоставление качественной информации о лекарственных средствах для широкой общественности, а также оказание помощи в постмаркетинговом мониторировании безопасности препаратов.

ЕМА играет важную роль в стимулировании инновационной и исследовательской деятельности фармацевтического сектора. Это осуществляется путем предоставления научных консультаций по разработке лекарственных средств, публикации руководств по требованиям к качеству, безопасности и эффективности при исследовании кандидатов в препараты и др.

ЕМА также ведет базу данных лекарственных средств, зарегистрированных по централизованной процедуре, в которой представлена краткая характеристика препарата, инструкция для пациента (листок-вкладыш), а также информация, представленная на маркировке. При необходимости в базу данных включаются ссылки на клинические исследования (завершенные и текущие), которые внесены в базы данных клинических исследований (в соответствии с Директивой 2001/20/ЕС). При этом могут проводиться консультации (с представителями руководящих органов ЕС) относительно включения дополнительной информации в базу данных, а также о том, чтобы эта информация была открытой для общественности.

ЕМА является центральным органом Европейской сети по контролю за обращением лекарственных средств, который объединяет деятельность 40 национальных регуляторных агентств, Европейской комиссии, Европейского парламента, а также децентрализованных европейских агентств.

Законодательная база

Как известно, главным законом, регулирующим обращение лекарственных средств на территории ЕС, является Директива Европейского парламента и Совета 2001/83/ЕС (далее — Директива). Национальное законодательство стран — членов ЕС в сфере обращения лекарственных средств гармонизировано с Директивой.

Важно обратить внимание, что Директива — не единственный документ, регулирующий эту сферу. Множество вопросов, связанных с функционированием регуляторных органов, регулируется Регламентом (ЕС) № 726/2004 Европейского парламента и Совета от 31 марта 2004 г., устанавливающим процедуры ЕС для получения допуска на рынок и контроля обращения лекарственных средств для применения у человека и в ветеринарии и учреждающим ЕМА.

В данном документе подробно прописаны требования к указанным процедурам, а именно указываются распределение ответственности, обязанности, процедуры, направленные на обеспечение прозрачности и др. Кроме того, в Регламенте прописана административная структура ЕМА (задачи, образование комитетов, финансовые и другие вопросы).

Стоимость услуг ЕМА

ЕМА взимает плату за предоставляемые услуги. Требования, касающиеся сбора платы за оказанные услуги, утверждены в Регламенте «О пошлинах» Совета Европы № 297/95 и дополнительных документах, регулирующих порядок реализации. Оплата за услуги, связанные с фармаконадзором, регулируется Регламентом ЕС № 658/2014.

В соответствии с действующим законодательством ЕМА взимает плату за получение разрешения на маркетинг, внесение изменений в регистрационное свидетельство, а также ежегодные платежи для маркетирующихся лекарственных средств. Размеры платежей пересматриваются ежегодно для учета инфляционных процессов.

Так, получение разрешения на маркетинг лекарственного средства (одна дозировка, лекарственная форма) стоит от 278,5 тыс. евро. Внесение изменений в материалы регистрационного свидетельства (концентрация, лекарственная форма, введение новых показаний к применению) стоит 83,6 тыс. евро. Обязательный ежегодный платеж составляет 99,9 тыс. евро.

При этом также предусмотрено снижение размера сборов для малых и средних предприятий, производителей орфанных препаратов и некоторых других случаев.

Оплата за услуги, связанные с фармаконадзором, также взимается с владельца торговой лицензии. Эта деятельность включает научную оценку, которая проводится уполномоченными лицами (требования к утверждению уполномоченных лиц прописаны в Регламенте № 726/2004) в рамках фармаконадзора в ЕС, мониторинг всех поступающих сообщений и др. ЕМА взимает плату за проведение экспертиз для Периодических обновляемых отчетов по безопасности (Рeriodic safety update reports — PSURs), экспертиз для постлицензионного исследования безопасности (Post-authorisation-safety-study — PASS) и другие процедуры.

Также существует ежегодный платеж, который взимается только с лекарственных средств, которые получили торговую лицензию на нацио­нальном уровне.

Поступающие средства используются для мониторинга спонтанных сообщений, поддержки информационно-аналитических ресурсов, в том числе базы данных EudraVigilance и архива PSURs. Механизм расчета стоимости услуг, связанных с фармаконадзором, представлен на официальном сайте ЕМА. Так, стоимость PSUR (периодическое исследование безопасности) составляет 19,5 тыс. евро, PASS (постмаркетинговое исследование безопасности) — 43 тыс. евро, ежегодный сбор на поддержание информационных технологий и мониторинга — 67 евро. Для малых и средних предприятий размер пошлин снижается на 60%.

EDQM

В контексте регулирования обращения лекарственных средств нельзя не затронуть вопрос обеспечения качества маркетируемых лекарственных средств, что в Европейском регионе входит в компетенцию Европейского директората по качеству лекарственных средств и здравоохранению (European Directorate for the Quality of Medicines & HealthCare — EDQM). EDQM — организация (институт Совета Европы), занимающаяся защитой общественного здравоохранения путем разработки, поддержки внедрения и контроля применения стандартов качества для обеспечения безопасности лекарственных средств и их безопасного применения.

EDQM является издателем Европейской Фармакопеи, которая утверждает стандарты качества лекарственных средств и активных фармацевтических ингредиентов и является обязательной для соответствия в странах — членах ЕС (в соответствии с Директивой 2001/83/ЕС).

В подчинении у EDQM находится Сеть официальных лабораторий по контролю за лекарственными средствами (Network of official medicines control laboratories — OMCLs). OMCLs оказывает поддержку регуляторным органам в сфере контроля качества лекарственных средств, маркетирующихся на европейском рынке. Таким образом, OMCLs осуществляет независимый от компаний-производителей контроль качества препаратов.

В свою очередь, Регламентом (ЕС) № 726/2004 утверждено, что ЕМА должно координировать надзор за качеством лекарственных средств, размещенных на рынке, путем запроса на проведение исследования их соответствия утвержденным спецификациям, которое проводится одной из OMCL или лабораторией, утвержденной для этих целей государством — членом ЕС.

Помимо этого, EDQM сотрудничает с нацио­нальными, европейскими и международными организациями в части противодействия распространению фальсифицированных лекарственных средств.

P.S.

Аспект, на который стоит обратить внимание, — это размер государственного сбора за регистрацию лекарственного средства. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2005 г. № 376 государственный сбор за регистрацию/перерегистрацию лекарственного средства составляет 100 евро. Это существенно отличается от сбора, взимаемого с владельцев регистрационного свидетельства в ЕС (278,5 тыс. евро). С чем связано такое отличие — вопрос риторический.

В главных документах, регулирующих обращение лекарственных средств в ЕС (Директива 2001/83/ЕС и Регламент № 726/2004), прописаны требования к функционированию регуляторных органов, проведению экспертиз, проверок и др. Для гармонизации отечественного законодательства с практиками ЕС необходимы принятие аналогичных документов в Украине и адаптация отрасли.

Галина Галковская
Список использованной литературы находится в редакции
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті