В преддверии нового сезона международные фармацевтические компании подводят итоги первого полугодия 2000 г.

В ОБЩЕМ

Объем мирового фармацевтического рынка быстро увеличивается. Это подтверждают данные компании IMS по объемам продаж лекарственных препаратов на 13 крупнейших региональных рынках мира за 12 месяцев (июль 1999 г. — июнь 2000 г.).

В розничной сети государств, в которых проводились исследования (США, Канада, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Япония, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австралия и Новая Зеландия) было продано медикаментов на сумму 216 млрд долларов США. Год назад показатель, рассчитанный по аналогичной методике, составил 198 млрд долларов США. Таким образом, достигнут 8% годовой прирост мирового фармацевтического рынка (табл. 1).

Таблица 1

Динамика объема продаж по фармакотерапевтическим группам (июль 1999 г. — июнь 2000 г.)


№ п/п

Фармакотерапевтическая группа

Продажи
(млн долларов США)

Изменение, %

1

Средства, влияющие на  сердечно-сосудистую систему

42 225

+9

2

Средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболизм

33 296

+7

3

Средства, действующие на ЦНС

33 278

+14

4

Противомикробные препараты

21 827

+4

5

Средства, действующие на респираторную систему

19 940

+10

6

Средства, влияющие на  опорно-двигательный аппарат

12 188

+19

7

Средства, влияющие на  мочеполовую систему

12 111

+12

8

Цитостатики

8205

+10

9

Средства, применяемые в дерматологии

7946

+5

10

Кровь и препараты крови

6840

+12

11

Средства, действующие на органы чувств

4787

+8

12

Диагностические средства

3951

+11

13

Гормональные препараты

3607

+6

14

Прочие

3400

+9

15

Госпитальные дезинфектанты

2183

0

16

Противопаразитарные средства

397

-8

“GLAXO WELLCOME”

В преддверии предстоящего слияния с компанией «SmithKline Beecham» британской фармацевтической корпорации впервые за последние несколько лет удалось существенно улучшить основные финансовые показатели по итогам полугодия. Объем продаж препаратов за указанный период увеличился на 12% и достиг 4,6 млрд фунтов стерлингов, а чистая прибыль — на 22% (1,14 млрд). Наибольший прогресс за первые 6 месяцев текущего года достигнут в освоении фармацевтического рынка США. Однако объем продаж новых лекарственных средств, недавно появившихся на рынке, — Лотронекс (алозетрон), Реленза (занамивир) и Зайбан (бупропион), — пока невелик.

Рост объемов реализации фармацевтической продукции компании связан главным образом с увеличением количества произведенных упаковок медикаментов, а также благоприятной ситуацией на рынке как с точки зрения цен на лекарственные препараты, так и финансов — «Glaxo Wellcome» удалось избежать потерь от курсовой разницы.

Кроме того, в первом полугодии компания интенсивно вкладывала средства в маркетинг — увеличилось не только количество рекламы в масс-медиа, но и расширился штат медицинских представителей. При этом финансовые ресурсы на решение этих задач компания зачастую получала за счет продажи своих активов другим фирмам. Так, в январе — июне текущего года «Glaxo Wellcomе» уступила большую часть своей доли в уставном фонде биотехнологической фирмы «Affymetrix». Доход от этой и других аналогичных сделок составил около 200 млн фунтов стерлингов.

В США продажи препаратов компании превысили 2 млрд фунтов, что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Рекордсменами» по темпам роста объемов реализации стали препараты Фловент (флутиказон пропионат), Серевент (салметерол) и Флоназе (флутиказон) — плюс 55% (всего продано на сумму 178 млн фунтов стерлингов), 27% (146 млн) и 29% (143 млн) соответственно. В то же время многообещающие новинки конца прошлого года — Реленза и Лотронекс — разочаровали многих экспертов, объемы продаж каждого лекарственного средства составили приблизительно 19 млн фунтов стерлингов.

“AVENTIS PHARMA”

В январе — июне 2000 г. общий объем продаж фармацевтической продукции концерна «Aventis Pharma» составил около 7,8 млрд евро — на 17,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 12,6% больше, если исключить при подсчете такие факторы, как получение дохода (убытки) за счет курсовой разницы и структурных изменений.

Во II квартале текущего года темпы роста объемов реализации были даже выше, чем в среднем за полугодие, — 18,2%. При общем объеме продаж 4,1 млрд евро 3,6 млрд пришлось на препараты рецептурной группы, 234 млн — на вакцины, 292 млн — на терапевтические протеины (therapeutic proteins). Первое полугодие оказалось удачным для «Aventis Pharma» и на рынке США — прирост объемов продаж достиг 34% главным образом благодаря успехам в продвижении стратегических брэндов.

Бестселлерами компании стали противотромботический препарат Левонекс/Клексан (эноксапарин натрий), антигистаминное средство Аллегра/Телфаст (фексофенадин) и препарат Таксотер (доцетаксел), применяемый в онкологии (табл. 2).

Таблица 2

Препараты компании “Aventis Pharma”, наиболее успешно продаваемые в январе — июне 2000 г.

№ п/п

Наименование препарата

Объем продаж во II квартале 2000 г., млн евро

Изменение,
% к аналогичному периоду 1999 г.

Объем продаж в 
I полугодии 2000 г., млн евро

Изменение,
% к аналогичному периоду 1999 г.

1

Аллегра/Телфаст

306

+50,6

525

+60,6

2

Ловенокс/Клексан

255

+35,3

444

+32,9

3

Таксотер

181

+67,7

311

+69,6

4

Деликс /Тритейс

134

+41,5

244

+42,6

5

Амарил

93

+59,9

166

+59,7

«MSD»

Не менее удачным оказался ІІ квартал текущего года для американской компании «MSD», — объем продаж которой составил 9,5 млрд долларов (с учетом бизнес-операций компании «Merck-Medco»), что на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основа успеха «MSD» — интенсивное увеличение объемов сбыта на рынке США (почти 25% к аналогичному периоду прошлого года), а безусловным «хитом» в апреле — июне стал ингибитор ЦОГ-2 Виокс (рофекоксиб), доход от реализации которого составил почти 475 млн долларов США.

Следует отметить, что 54% доходов от продаж медикаментов корпорации «MSD» в мире приходится на пять препаратов, которые были разработаны и внедрены в производство сравнительно недавно. Они заменят лекарственные средства, срок патентной защиты которых истекает в ближайшие четыре года. Кроме уже упоминавшегося Виокса, к перспективным новинкам «MSD» относятся гиполипидемический препарат Зокор (симвастатин), антигипертензивный — Козаар/Хайзаар (лозартан), средство для лечения остеопороза Фосамакс (алендронат) и Сингулер (монтелукаст) — препарат для лечения бронхиальной астмы.

В то же время в связи с жесткой конкуренцией со стороны генерических компаний объем реализации некоторых ранее наиболее успешно продаваемых препаратов уменьшился. Так, именно по этой причине уровень продаж препарата Вазотек/Ренитек (эналаприл) во II квартале текущего года снизился почти на 17%.

“PHARMACIA”

30 июня истекли первые три месяца работы корпорации «Pharmacia», образовавшейся в результате слияния химико-фармацевтических фирм «Pharmacia & Upjohn» и «Monsanto». За это время на мировых рынках было продано рецептурных лекарственных средств корпорации на сумму 2,7 млрд долларов США. Среди препаратов-бестселлеров — ингибитор ЦОГ-2 Целебрекс (целекоксиб), Ксалатан (латанопрост), предназначенный для применения в офтальмологии, и Кампто (иринотекан), применяемый в терапии онкологических заболеваний.

Почти четверть поступлений от реализации компании «Pharmacia» во II квартале (630 млн долларов США) обеспечил препарат Целебрекс. Не так давно начались его продажи в Великобритании и Германии. Как заявили руководители компании, активная экспансия на европейский рынок продлится в ближайшем будущем. В Европе Целебрекс продвигается совместными усилими «Pharmacia» и «Pfizer».

Глава компании Фрэд Хассан убежден, что к 2002 году доход держателей ценных бумаг корпорации «Pharmacia» возрастет как минимум на 20% по сравнению с нынешним уровнем.

“SCHERING-PLOUGH”

Продажи лекарственных препаратов компании «Schering-Plough» во II квартале 2000 г. достигли 2,24 млрд долларов США. Это на 8% больше, чем в апреле — июне 1999 г. Как и ранее, львиную долю поступлений «Schering-Plough» обеспечивает антигистаминный препарат Кларитин (лоратадин), объем реализации которого за указанный период составил 897 млн долларов США. За первое полугодие 2000 г. прирост продаж фармацевтической продукции составил около 10% (4,3 млрд долларов США).

По-прежнему аналитики обсуждают возможность изменения приоритетов в отношении препаратов для компании после завершения срока патентной защиты Кларитина, которое может произойти в 2002 г.

“SANOFI-SYNTHELABO”

Не отстает от своих заокеанских конкурентов по основным финансовым показателям и французская фармацевтическая компания «Sanofi-Synthelabo». Так, консолидированный объем продаж фармацевтической продукции этой компании в первом полугодии 2000 г. увеличился более чем на 10%, что в денежном выражении составляет 2876 млн евро. Если же к этой цифре прибавить выручку от реализации продуктов, которые «Sanofi-Synthelabo» продвигает на европейские рынки в рамках кооперационных соглашений с «Bristol-Myers Squibb» и «Searl» (ныне входит в «Pharmacia»), то она превысит 3,5 млрд евро.

Следует отметить достижения в продвижении на рынок двух препаратов — Плавикса (клопидогрел) и Апровеля (ирбесартан), которые «Sanofi-Synthelabo» представляет совместно с «Bristol-Myers Squibb». В списке 15 наиболее продаваемых продуктов эти препараты занимают соответственно вторую и третью позиции. При этом прирост продаж Плавикса в январе — июне 2000 г. составил 141%, Апровеля — 77%. В денежном выражении объемы реализации упомянутых лекарственных средств оцениваются в 572 и 297 млн евро соответственно.

Единоличный лидер продаж компании «Sanofi-Synthelabo» Стилнокс/Ивадал (золпидем), который продвигается на рынки мира в кооперации с компанией «Searle», также продемонстрировал неплохую динамику — прирост его продаж достиг 37% (около 346 млн евро).

“SCHERING AG”

Общий объем продаж продукции компании «Schering AG» в первом полугодии 2000 г. (с учетом аналогичных показателей недавно приобретенных компаний «Diatude», «CIS Bio International» и «Mitsui Pharmaceuticals») составил 2 217 млн евро, что на 26% больше, чем за тот же период прошлого года. Представители компании сообщили, что 17% увеличение объема сбыта обеспечило количественное увеличение выпуска медикаментов, 2% — изменение отпускных цен на них, 7% — положительная динамика валютных курсов. Без учета аффилиированных компаний показатель увеличения объемов сбыта составит 22%. Еще более оптимистично выглядит динамика показателей прибыльности в январе — июне текущего года. Так, прибыль до налогообложения возросла на 31% по сравнению с первым полугодием 1999 г. и достигла 390 млн евро.

Итоги первого полугодия намного превзошли ожидания авторитетных экспертов западных инвестиционных компаний. Им приходится в спешном порядке корректировать прогнозы по объемам продаж и прибыльности «Schering AG» на 2000 г. Так, аналитики «Schroder Salomon Smith Barney» предсказывают, что за 12 месяцев 2000 г. продажи продукции компании «Schering AG» увеличатся на 22%. В то же время в самой фирме называют цифру 20%.

«BAYER»

Подразделение здравоохранения крупнейшего немецкого химического концерна «Bayer» завершило первое полугодие с операционной прибылью в 726 млн евро, что на 68% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доход от продаж продукции подразделения в целом увеличился на 21%, а лекарственных препаратов — на 23%.

По заявлению представителей компании, в первом полугодии особенно высоким спросом пользовался гиполипидемический препарат Бейкол/Липобай (церивастатин). Кроме того, успешно осуществлялись продажи антибактериального препарата Ципро/ Ципробай (ципрофлоксацин) и препарата Адалат (нифедипин), применяемого для лечения артериальной гипертензии. В ближайшее время «Bayer» намерен начать продвижение на мировые рынки нового антибиотика Авелокс/Авалокс (моксифлоксацин). Особое внимание при этом будет уделено рынку США. В Америке «Bayer» представляет препарат Авелокс в рамках кооперационного соглашения с фирмой «Alza».

«MERCK KGaA»

В своем полугодовом отчете немецкая фармацевтическая фирма «Merck KGaA» сообщила об увеличении на 40% объема продаж в январе — июне 2000 г. При объеме реализации в 1677 млн евро операционная прибыль составила 185 млн евро (+20% к аналогичному периоду прошлого года).

Однако финансовые результаты деятельности фармацевтического подразделения фирмы во II квартале текущего года не столь впечатляющи: прирост объемов сбыта составил 0,9%. Из состава «Merck KGaA» вышла итальянская фармацевтическая фирма «Bracco», однако приобретение фирм «Theramex» и «VWR Scientific Products» позволило компенсировать потерю объемов продаж. На долю фармацевтического подразделения приходится 44% общего объема реализации и 62% операционной прибыли компании.

«ORION PHARMA»

Оборот фармацевтического подразделения финского концерна «Orion Group» остался на уровне прошлого года (213,3 млн евро). Ощутимый рост продаж на внешнем рынке был сглажен существенными проблемами в связи с истечением сроков лицензий на ряд препаратов. По этой причине объем продаж лекарственных средств производства «Orion Pharma» на внутреннем рынке сократился на 9,6%, в то время как доходы от экспорта продукции увеличились на 9,4%.

По данным компании, продажи препаратов Комтесс и Комтан (энтакапон) за минувшее полугодие удвоились, а препарата Фарестон (торемифен) возросли на 63% (26 и 7,8 млн евро соответственно). В то же время продажи субстанций по сравнению с первым полугодием 1999 г. несколько сократились.

«NOVO NORDISK»

Оборот медицинского подразделения корпорации «Novo Nordisk» в первом полугодии 2000 г. составил 9969 млн датских крон (1,2 млрд долларов США). Продажи в США за указанный период возросли на 56% по сравнению с первым полугодием 1999 г., их объем составил около 210 млн долларов, или 17% от общего оборота. Прибыль корпорации «Novo Nordisk» от производства медицинской продукции также увеличилась на 36%, а продажи препаратов для лечения сахарного диабета — на 23%.

Денис Олейников,
по материалам журнала «Scrip»


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті