Синупрет®: сила растений против синусита

Одним из наиболее частых симптомов простуды является ринит — воспаление слизистой оболочки носовой полости или, проще говоря, насморк. На первый взгляд, это безобидное состоя­ние, если не уделять ему должного внимания, может привести к различным осложнениям, таким как синусит — воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Синусит — это заболевание, которому в одинаковой степени подвержены все возрастные группы: как взрослые, так и дети. Справиться с ним поможет комбинированный препарат на растительной основе СИНУПРЕТ® немецкой фармацевтической компании «Бионорика». При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Слизистая оболочка носа и пазух постоянно вырабатывает особую слизь, которая увлажняет вдыхаемый воздух, содержит естественные противомикробные вещества, а также с помощью микроскопических ворсинок задерживает пылевые частицы (Добра Е.А., 2011). Нос первым встречает поступающие из внешней среды болезнетворные микробы, поэтому именно в нем относительно часто развиваются воспалительные процессы — локальные «сражения» иммунитета с болезнетворной флорой.

Чаще всего пусковым механизмом развития синусита является вирусная инфекция. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), осложненные воспалением слизистой оболочки носа и околоносовых пазух, – одна из наиболее частых патологий, с которыми обращаются пациенты к семейному врачу (Митин Ю.В. и соавт., 2008). Согласно поговорке если насморк лечить, он проходит за 7 дней, а если нет — за неделю. Безусловно, острый воспалительный процесс, развивающийся в слизистой оболочке носа при ОРВИ и проявляющийся в виде защитной реакции тканей организма, должен последовательно пройти все необходимые стадии, прежде чем наступит выздоровление. Однако это не означает, что нужно отказываться от свое­временной терапии, направленной на устранение симптомов и предотвращение осложнений, которые могут потребовать более длительного и серьезного лечения.

Медикаментозное лечение синусита имеет первоочередное значение при остром процессе. Направлениями фармакотерапии являются разжижение секрета, устранение воспалительного отека слизистой оболочки верхних дыхательных путей, борьба с патогенной микрофлорой и профилактика бактериальной инфекции, регенерация слизистой оболочки дыхательных путей, повышение сниженного иммунитета (Добра Е.А., 2011). Для воздействия на все звенья патогенеза синусита применяют препараты, оказывающие комплексное действие.

Сегодня накоплен большой опыт применения фитопрепаратов, в частности в лечении воспалительных заболеваний слизистой оболочки носа и околоносовых пазух.

На фармацевтическом рынке Украины присутствует комбинированный препарат на растительной основе — СИНУПРЕТ®, разработанный немецкой фармацевтической компанией «Бионорика». Показаниями к применению препарата СИНУПРЕТ® являются острые и хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух (синуситы).

В его состав входят 5 компонентов — цветы первоцвета и бузины, трава вербены и щавеля, корень генцианы, оказывающие комплексное терапевтическое действие, которое проявляется секретолитическим, противоотечным, противовоспалительным иммуностимулирующим и противовирусным эффектами. Активные компоненты препарата СИНУПРЕТ® подавляют размножение различных респираторных вирусов, таких как вирус гриппа А, парагриппа и респираторно-синцитиальных вирусов. Препарат регулирует секрецию и уменьшает отек тканей, восстанавливает дренаж и вентиляцию околоносовых пазух, устраняет заложенность носа, нормализует защитную функцию эпителия дыхательных путей, повышает эффективность антибиотикотерапии.

Немецкая фармацевтическая компания «Бионорика» уже на протяжении многих лет разрабатывает и производит лекарственные средства на основе концепции фитониринга. Фитониринг означает раскрытие механизмов воздействия растений (фито) с помощью инновационных технологий и современных научных методов (инжиниринг).

СИНУПРЕТ® применяют в том числе при первых признаках ринита, у взрослых и детей (Добра Е.А., 2011). Препарат представлен в различных формах выпуска, поэтому каждый сможет подобрать себе подходящую лекарственную форму. Специально для детей в возрасте от 2 до 6 лет разработана специальная форма СИНУПРЕТА — сироп. С 2-летнего возраста также возможно применение препарата в форме капель. Таблетки можно применять у детей в возрасте старше 6 лет, а их усиленную форму (СИНУПРЕТ® ФОРТЕ) — у взрослых и детей в возрасте от 12 лет.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ

О том, насколько брэнд СИНУПРЕТ® востребован среди украинских потребителей, можно судить на основании данных о его рыночном развитии. СИНУПРЕТ® уже давно знаком пациентам Украины и из года в год наращивает объем продаж в денежном выражении (рис. 1). Если 10 лет назад, в 2004 г., годовой объем аптечной реализации брэнда составлял 4,7 млн грн., то по итогам 2014 г. этот показатель увеличился до 124,9 млн грн. (в 26 раз).

Рис. 1
 Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении за 2004–2014 гг.
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении за 2004–2014 гг.

Активная рыночная динамика СИНУПРЕТА способствовала выходу брэнда на лидирующую позицию среди препаратов конкурентной группы R05X «Прочие препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» в денежном выражении, которую он удерживает уже несколько лет (табл. 1).

Таблица 1 Топ-20 брэндов лекарственных средств группы R05X по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2014 г. с указанием позиций в рейтинге за 2012–2013 гг.
Брэнд 2014 2013 2012
СИНУПРЕТ 1 1 1
АФЛУБИН 2 2 2
БРОНХОСТОП 3 3 6
ВИБУРКОЛ 4 9 4
ОЦИЛОКОКЦИНУМ 5 5 8
ГЕРБИОН 6 6 7
ДОКТОР МОМ 7 4 12
ИНФЛЮЦИД 8 12 18
УМКАЛОР 9 7 11
ЦИННАБСИН 10 14 17
БРОНХИПРЕТ 11 8 10
ВОКАРА 12 15 14
ВИКС 13 22
ИМУПРЕТ 14 16 16
ЭВКАЛИПТОВЫЙ БАЛЬЗАМ 15 19 15
КОДАРЕКС 16 20 31
БЕЛЛС 17 18 21
АНГИН-ХЕЕЛЬ 18 25 20
ТРАВИСИЛ 19 10 5
ТОНЗИПРЕТ 20 24 24

Важно отметить, что немецкая фармацевтическая компания «Бионорика» — производитель брэнда СИНУПРЕТ®, стабильно занимает верхушку рейтинга среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж препаратов группы R05X в денежном выражении. На украинском фармацевтическом рынке компания представляет также 3 других брэнда лекарственных средств, применяемых в борьбе с респираторными заболеваниями, — БРОНХИПРЕТ® (для лечения при кашле и бронхите), ИМУПРЕТ® (для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, а также для профилактики осложнений и рецидивов при респираторных вирусных инфекциях вследствие снижения защитных сил организма) и ТОНЗИПРЕТ® (показанный при острых и хронических воспалениях глотки, гортани и миндалин). Перечисленные брэнды входят в состав топ-20 брэндов лекарственных средств группы R05X, наиболее продаваемых в аптечных учреждениях по итогам 2014 г. в денежном выражении (см. табл. 1).

Опережающие по сравнению с конкурентной группой R05X темпы прироста объема аптечных продаж СИНУПРЕТА в денежном выражении сохраняются на протяжении нескольких лет.

В 2014 г. объем аптечных продаж группы R05X в денежном выражении почти не изменился по сравнению с предыдущим годом. В то же время для СИНУПРЕТА отмечен прирост этого показателя на уровне 28,3%. В целом по итогам 2014 г. объем аптечных продаж препарата СИНУПРЕТ® достиг 124,9 млн грн. за 1,5 млн упаковок (рис. 2).

Рис. 2
 Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов группы R05X в денежном выражении за 2012–2014 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом

Заслуживает внимания тот факт, что удельный вес СИНУПРЕТА в конкурентной группе препаратов R05X ежегодно увеличивается. По итогам 2014 г. его доля достигла 21,2% в денежном и 14,2% в натуральном выражении (рис. 3). Следует отметить, что СИНУПРЕТ® аккумулирует максимальный удельный вес в данной группе препаратов по объему аптечных продаж в денежном выражении.

Рис. 3
 Удельный вес СИНУПРЕТА в конкурентной группе препаратов R05X в денежном и натуральном выражении за 2012–2014 гг.
Удельный вес СИНУПРЕТА в конкурентной группе препаратов R05X в денежном и натуральном выражении за 2012–2014 гг.

Для препаратов, применяемых при простудных заболеваниях, характерна сезонность спроса, и СИНУПРЕТ® — не исключение. Как правило, в осенне-весенний период СИНУПРЕТ® пользуется повышенным спросом, пиковые значения приходятся на декабрь и март (рис. 4). В целом ежемесячная динамика аптечных продаж СИНУПРЕТА в натуральном выражении коррелирует с реализацией препаратов конкурентной группы. Следует отметить, что начиная с 2014 г. отмечены значительные расхождения в динамике аптечных продаж в натуральном выражении: СИНУПРЕТ® демонстрирует более стабильные показатели по сравнению с конкурентной группой.

Рис. 4
44
Динамика объема аптечных продаж СИНУПРЕТА и препаратов его конкурентной группы R05X в натуральном выражении в январе 2012 — феврале 2015 г.

региональная структура продаж

В региональном разрезе динамика аптечных продаж СИНУПРЕТА неоднородна. Максимальный объем аптечных продаж брэнда в натуральном выражении сконцентрирован в столице и таких крупных регионах Украины, как Днепропетровская и Харьковская области (рис. 5). Объем продаж в этих регионах по итогам 2014 г. составляет более 30% общей структуры розничной реализации СИНУПРЕТА в денежном выражении.

Рис. 5
55
Объем аптечных продаж брэнда СИНУПРЕТ® в разрезе регионов Украины в денежном выражении за 2013–2014 гг. с указанием темпов прироста/убыли в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом

Стоит также обратить внимание, что в некоторых областях темпы прироста аптечных продаж значительно превысили развитие в целом по брэнду. Ключевое влияние на прирост продаж препарата в исследуемый период оказали Николаевская, Запорожская, Ровенская, Сумская области.

Немаловажную роль в успешном рыночном развитии играет репутация среди профессиональной аудитории. На выбор лекарственного средства в аптеке влияет множество факторов. Важную роль в принятии решения в пользу приобретения того или иного лекарственного средства играют врачебные назначения и рекомендации фармацевтов. Лояльность врачей и фармацевтов формируется под воздействием маркетинговой активности компании-производителя.

Основные усилия по продвижению СИНУПРЕТА компания «Бионорика» сосредоточила на промоции посредством визитов медицинских представителей. Важно подчерк­нуть лидирующую позицию СИНУПРЕТА по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей среди препаратов группы R05X. Львиная доля усилий внешней службы направлена на промоцию среди врачей таких специальностей, как педиатры, отоларингологи, терапевты/семейные врачи, поскольку именно они являются основными прескрайберами СИНУПРЕТА.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ

На полках аптечных учреждений СИНУПРЕТ® представлен в нескольких лекарственных формах — таблетки, капли и сироп.

Среди потребителей наибольшей популярностью пользуется СИНУПРЕТ в форме таб­леток, покрытых оболочкой, № 50. Его могут применять взрослые и дети в возрасте старше 6 лет.

Также на отечественном фармацевтическом рынке представлена усиленная форма выпуска препарата — СИНУПРЕТ® ФОРТЕ в форме таблеток, покрытых оболочкой, блистер, № 20, поэтому применять его можно у взрослых и детей в возрасте старше 12 лет. Достаточно принять 1 таблетку препарата СИНУПРЕТ®ФОРТЕ в один прием, тогда как СИНУПРЕТА понадобится 2 таблетки. СИНУПРЕТ® в форме сиропа и капель для перорального применения во флаконах по 100 мл могут принимать дети в возрасте старше 2 лет.

Доля СИНУПРЕТА в форме таблеток в общей структуре продаж брэнда составляет более 50%. Более 20% в структуре реализации брэнда занимает лекарственная форма СИНУПРЕТ® в форме капель для перорального применения.

Немаловажную роль среди лекарственных форм СИНУПРЕТА играет форма сиропа, которая подходит для лечения ринита и синусита у детей в возрасте 2–6 лет, поскольку разработана в Германии специально для этой возрастной категории.

Не секрет, что при принятии решения о покупке препарата немаловажное значение имеет ценовой фактор. Девальвация национальной валюты в 2014 г. обусловила рост цен на лекарственные средства. На фоне значительного повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов группы R05X (по итогам 2014 г. темпы прироста составили 80% по сравнению с прошлым годом), повышение данного показателя для СИНУПРЕТА практически вдвое меньше.

ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ

Планировать товарные запасы для препарата можно на основании анализа объема его продаж в различных аптечных учреждениях. При прогнозировании товарных запасов важно учитывать ряд факторов, влияющих на потребности и возможности реализации торговых точек, включая их формат (аптеки, аптечные пунк­ты) и финансовые характеристики (объем месячной выручки).

Для проведения анализа торговые точки — аптеки и аптечные пункты — были сгруппированы по финансовому и территориальному признакам (распределение осуществлялось исходя из объема месячной выручки торговой точки за декабрь 2014 г.). Также выделены такие категории населенных пунктов: с населением до 100 тыс. человек, 100–700 тыс., 700–2000 тыс. и Киев как отдельная административная единица. В анализируемый период среднее количество реализованных упаковок СИНУПРЕТА в различных торговых точках составляет 2–17 и зависит от величины товарооборота и региональной расположенности (рис. 6).

Рис. 6
 Среднее количество проданных упаковок СИНУПРЕТА в торговых точках, сгруппированных по объему выручки, с учетом категорий населенных пунктов в декабре 2014 г.
Среднее количество проданных упаковок СИНУПРЕТА в торговых точках, сгруппированных по объему выручки, с учетом категорий населенных пунктов в декабре 2014 г.

На основании расчетных данных по розничной реализации препарата в декабре 2014 г. представляем рекомендации касательно объема месячного товарного запаса для брэнда СИНУПРЕТ® (табл. 2).

Таблица 2 Рекомендуемый месячный товарный запас для брэнда СИНУПРЕТ® в различных торговых точках, сгруппированных по финансовым характеристикам (на основании данных об объеме аптечных продаж за декабрь 2014 г.)
Объем месячной выручки, тыс. грн. Аптеки Аптечные пункты
До 100 3–5 2–4
100–150 6–10 3–6
150–250 11–15 5–10
250–400 12–20 7–12
400–600 15–25 8–15
600–900 20–35 10–20
Более 900 35–75 15–25

P.S.

Растения с целебными свойствами издавна используют для лечения различных заболеваний. Благодаря накопленным знаниям в области фитотерапии, а также развитию технологий производства появились препараты на растительной основе, разработанные согласно концепции фитониринга (от англ. phito — растительный и engineering — разработка, технология). Деятельность компании «Бионорика» неразрывно связана с этой концепцией. Это перспективное направление, позволяющее с помощью современных научных методов выявлять действующие вещества в составе растений и на их основе разрабатывать и производить лекарственные средства, используя современные технологии. Фитониринг охватывает весь цикл производства, начиная с выращивания растительного сырья и заканчивая тщательным контролем качества производства продукции. Комбинированный препарат на растительной основе СИНУПРЕТ® — один из препаратов компании «Бионорика», который производится с применением данной концепции.

За долгие годы присутствия на украинском фармацевтическом рынке СИНУПРЕТ® успел зарекомендовать себя как динамичный и успешный игрок, завоевать лояльность украинских потребителей, о чем свидетельствует неизменная лидирующая позиция среди препаратов группы R05Х по объему аптечных продаж в денежном выражении. Успешное рыночное развитие СИНУПРЕТА также способствует увеличению его долевого участия в общем объеме аптечных продаж группы R05X в денежном и натуральном выражении.

Екатерина Дмитрик

78

34ФИТОТЕКА®/PHYTOTHEK® — ЭТО:

  • качественные и эффективные лекарственные средства на растительной основе;
  • профессиональные консультации по вопросам фитотерапии;
  • специализированная информация и предложения в помощь здоровью потребителей.

Проект был основан компанией «Бионорика» в Германии, на сегодня уже открыто около 800 специализированных отделов Фитотека®/Phytothek®. В Украине проект стартовал в декабре 2012 г. и ныне активно развивается и набирает обороты. По состоянию на данный момент его поддержали 15 аптечных сетей в разных городах Украины — Кие­ве, Одессе, Днепропетровске, Харькове, Львове, Виннице, Полтаве.

Новые участники проекта

Сеть «Фармация» — одна из крупнейших аптечных сетей Одессы — недавно также поддержала проект Фитотека®/Phytothek®. В аптеках этой сети уже открыты и успешно работают 5 специализированных отделов Фитотека®/Phytothek®:

356

  • ул. Еврейская, 58;
  • ул. Днепропетровская дорога, 118;
  • ул. Маршала Малиновского, 57;
  • ул. Пушкинская, 64;
  • ул. Маршала Жукова, 6.

В двух из них по случаю открытия отдела Фитотека®/Phytothek® состоялось торжественное мероприятие для всех посетителей аптеки:

  • 20 декабря 2014 г. — в аптеке № 30 по адресу: ул. Еврейская, 58;
  • 20 марта 2015 г. — в аптеке № 315 по адресу: ул. Маршала Жукова, 6.

При поддержке компании «Бионорика» семьей аптек «Фармация» были организованы детские праздники — с играми, викторинами, а также конкурсом детского рисунка. Авторы 5 лучших работ получили призы — мягкие игрушки. Другие участники также получили поощрительные призы в виде карандашей и раскрасок.

Марина Швачкина, категорийный менеджер семьи аптек «Фармация», отметила: «Открытие специализированных отделов Фитотека®/Phytothek® — это новая страница в фармацевтической жизни Одессы. Сотрудники семьи аптек «Фармация» прошли углуб­ленное обучение по фитотерапии и каждый из них может предоставить квалифицированную консультацию по каждому растительному лекарственному препарату, подобрать схему для лечения и профилактики различных заболеваний».

акция
«забота о здоровье»

Компания «Бионорика», следуя своей миссии — открывать для людей доступ к целебным и оздоравливающим силам природы, осуществляет поддержку своих потребителей в такое нелегкое для страны время.

Поэтому была разработана специальная акционная программа, которая поможет зафиксировать цену на продукты компании «Бионорика». Теперь покупатель может быть уверенным в цене и не экономить на своем здоровье.

СИНУПРЕТ®:сила растений против синусита


Особенности отпуска безрецептурных препаратов: роль провизора и психологические лайфхаки

Последние новости и статьи