“Биокон”: главное – движение вперед

Традиции и  стабильность — основополагающие характеристики, определяющие репутацию компании и доверие к ней клиентов. Но без внедрения в  практику новаторских форм работы, без постоянного развития выстоять в конкурентной борьбе и сохранить свои позиции на рынке достаточно сложно. Химико-фармацевтическая компания «Биокон» активно осуществляет свою деятельность на фармацевтическом рынке Украины, начиная с этапа его становления. На сегодняшний день в состав компании «Биокон» входит оптовая структура «Аптека Биокон», осуществляющая дистрибьюцию лекарственных средств, и крупная сеть аптечных учреждений. С просьбой рассказать об основных направлениях деятельности, итогах минувшего года и дальнейших перспективах корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» обратилась к президенту компании «Биокон» Александру Яворскому.

Александр Яворский, президент компании «Биокон»

— Александр Эдуардович, каковыми, на  Ваш взгляд, были основные тенденции развития украинского фармацевтического рынка в минувшем году? Как будет складываться ситуация в будущем?

— По моему мнению, фармацевтический рынок Украины становится более цивилизованным, по своим характеристикам приближается к рынкам европейских стран. За последнее время отмечены две основные положительные тенденции его развития — стабильность и прогнозируемость. Это крайне важно, так как позволяет операторам рынка четко планировать свою дальнейшую деятельность, а самое главное — вселяет уверенность в завтрашнем дне. Очень важным событием минувшего года стало создание Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения — единого органа, регулирующего различные аспекты деятельности участников фармацевтического рынка. Однако, подводя итоги минувшего года, нельзя не упомянуть и о таких негативных моментах, как попытка введения НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, что потенциально могло существенно дестабилизировать ситуацию. Хочу подчеркнуть, что нельзя недооценивать социальную значимость фармацевтического рынка. Ведь для многих граждан нашей страны приобретение лекарственных препаратов является одной из первостепенных статей расходов. Поэтому, если рано или поздно наступит время введения НДС, подходить к этому следует очень осторожно и взвешенно. Повышать его ставку надо постепенно, дабы избежать негативных последствий в виде резкого повышения цен на медикаменты. Однако в целом сегодня есть все основания ожидать, что в нынешнем году экономическая ситуация в нашей стране и на фармацевтическом рынке, в частности, будет достаточно стабильной. Безусловно, уровень конкуренции между всеми участниками рынка, стремящимися как можно лучше представить свои товары и услуги и удовлетворить потребности потребителей, будет продолжать повышаться.

— А как бы Вы охарактеризовали ситуацию на рынке фармдистрибьюции?

— В данном сегменте рынка очевидна централизация: компании-производители сознательно ограничивают число оптовых операторов, с которыми работают по прямым контрактам. В определенной степени это стремление оправдано — ведь производителям необходимо участвовать в формировании адекватных и стабильных рыночных цен на фармацевтическую продукцию и осуществлять контроль за ними, ограничивая влияние такого негативного для любого рынка явления, как демпинг. Поэтому сегодня производителей волнуют вопросы контроля за товарооборотом, «вторичным» рынком медикаментов, на котором практикуется перепродажа товаров мелкооптовым структурам. Что же касается взаимоотношений между самими дистрибьюторами, то крупные оптовые компании все более активно пытаются вытеснить конкурентов и еще больше расширить свое присутствие на рынке.

— Какие цели ставит перед собой компания «Биокон» в условиях столь жесткой конкуренции?

— Преодолев последствия экономического кризиса 1998 г., мы поставили перед собой главную стратегическую цель — четко прогнозировать дальнейшую деятельность на рынке и получать стабильную прибыль. Такой взвешенный подход принес свои плоды, и в настоящее время мы удовлетворены финансовыми показателями деятельности нашей компании: в 2003 г. был зафиксирован практически 100% прирост товарооборота по сравнению с 2002 г., а объемы продаж достигли 20 млн дол. США.

— За счет чего удалось добиться такого убедительного роста?

В помещении склада компании «Биокон»

— Ответ очень простой: мы провели активную работу на рынке и привлекли капитал извне. Компания «Биокон» имеет мощную материально-техническую базу, хороший рыночный потенциал и в состоянии обеспечить достаточно высокую доходность вложенных средств. В 2003 г. компания выпустила и удачно разместила облигации с годовой доходностью 18% на сумму 10 млн грн. Полученные средства мы инвестировали в товарный запас, что дало свои результаты. Мы регулярно проводим плановую системную работу с нашими партнерами, тщательно анализируем потребности рынка. Отношения компании «Биокон» с клиентами и поставщиками не ограничиваются лишь рамками поставок продукции и их оплаты, наше деловое партнерство включает очень широкий круг вопросов. Нас не может не радовать тот факт, что многие наши клиенты с удовольствием приобрели облигации нашей компании. Во-первых, они стали полноправными партнерами компании «Биокон», получая часть ее прибыли, а во-вторых, этот шаг — свидетельство их доверия к нам. Кроме того, положительную роль в получении стабильной прибыли играет и сама структура компании: в отличие от многих других дистрибьюторов у нас нет региональных складов, содержание и обеспечение нормальной работы которых — весьма существенная статья затрат наших конкурентов. Все поставки осуществляются с единого склада, расположенного в Киеве. Учитывая то, что в настоящее время транспортная система в Украине достаточно хорошо развита, мы вполне можем обеспечить поставки товаров практически в любой регион Украины по схеме «сегодня на завтра», которую сейчас используют большинство аптечных учреждений. Компания «Биокон» имеет 15 региональных представительств, обеспечивающих оперативное поступление заказов в центральный офис и доставку товара клиентам. Такая организация поставок обеспечивает существенное снижение их себестоимости. Если со временем возникнет объективная необходимость создания региональных складов для обеспечения качественного сервиса, мы готовы пойти на это.

— Известно, что компания «Биокон» имеет не только оптовое, но и розничное подразделение. Дает ли это какие-либо преимущества?

— Такая стратегия была выбрана в самом начале деятельности компании и продиктована реальной необходимостью. На этапе формирования фармацевтического рынка многие наши партнеры — западные компании-производители — испытывали объективные трудности в вопросе выведения на рынок новых и зачастую дорогостоящих лекарственных препаратов. Многие аптеки просто-напросто опасались брать их на реализацию. Тогда у нас и возникла идея создания собственной специализированной розничной сети, торговые точки которой были бы расположены в непосредственной близости от лечебных учреждений. Таким образом, медицинские представители предоставляли врачам информацию о новых лекарственных средствах, а мы обеспечивали их наличие в аптеках. Поэтому на определенном этапе наша розничная сеть сыграла немаловажную роль в продвижении лекарственных препаратов ряда крупных зарубежных компаний. На сегодняшний день розничное звено компании включает более 60 аптечных учреждений, 28 из которых находятся в Киеве. Экономическая эффективность их работы достаточно высокая, и мы рассматриваем возможности дальнейшего расширения розничной сети, однако считаем необходимым подходить к этому осторожно, учитывая долгосрочность подобных инвестиций. В структуре компании «Биокон» розничное звено является одним из клиентов оптового, но в этом году мы планируем ввести принцип конкурентности, в соответствии с которым наши аптеки будут приобретать товары не только в «Аптеке Биокон», но и у тех дистрибьюторов, которые смогут предложить продукцию по более низким ценам. И это объективная реальность, ведь по своей природе эти два бизнеса не могут полностью зависеть друг от друга, поскольку перед ними стоят принципиально разные задачи: у оптового — обеспечить большие объемы продаж, у розничного — широкий ассортимент лекарственных препаратов и приемлемую для потребителей цену.

— Расскажите, пожалуйста, внедрялись ли в 2003 г. какие-либо новшества, направленные на  усовершенствование деятельности компании?

— В прошлом году был завершен цикл работ по программному обеспечению аптечных учреждений компании «Биокон». Этот программный комплекс, разработанный нами и апробированный в наших аптечных учреждениях в течение 2 лет, будет предложен и другим аптекам. С помощью данного комплекса можно осуществлять автоматизированный оперативный заказ препаратов, а также их возврат, если товарный запас превышает определенный норматив, установленный с учетом изменений ассортимента, сезонных колебаний спроса и др., что позволяет аптекам более эффективно формировать товарные запасы и ассортимент. Наш опыт свидетельствует, что внедрение этого программного комплекса увеличивает товарооборот торговых точек на 20–25%. Кроме того, активно развивались такие новые направления услуг для населения, как круглосуточная доставка медикаментов, интернет-аптека, информационно-справочная служба. Внедрена новая система дисконтных карт для постоянных клиентов, что позволяет им приобретать медикаменты в наших аптеках на 20% дешевле.

— Какова структура ассортимента компании «Биокон»?

— На сегодняшний день в прайс-листе компании около 3000 ассортиментных позиций. В структуре ассортимента преобладают лекарственные средства производства зарубежных компаний. Очевидно, ассортимент следует расширять, но постепенно. Для этого у нас есть специальные программы, а также подразделения, которые занимаются анализом ситуации на рынке, следят за активностью компаний по продвижению новых препаратов, чтобы своевременно их закупить и удовлетворить формирующийся спрос аптек.

— А как складываются у компании «Биокон» отношения с поставщиками?

— На сегодняшний день заключено порядка 30 прямых контрактов с компаниями-производителями. Для нас очень важно, с кем мы сотрудничаем. Многие компании являются нашими партнерами в течение многих лет, и с ними у нас сложились по-настоящему дружеские отношения. Кроме того, недавно компания «Биокон» освоила новое направление деятельности — мы сдаем в аренду офисные помещения представительствам крупных западных фармацевтических компаний. Сейчас наше здание по ул. Березняковской, 29, уже стало своеобразным офисным мини-центром, и нашими соседями являются такие известные компании, как «Пфайзер», «Берлин-Хеми АГ (Менарини Груп)», «Новартис Фарма Сервисез АГ», «Новартис Консьюмер Хелс», «Рош Консьюмер Хелс». Безусловно, это способствует активизации контактов между нами.

— Каковы основные задачи, которые ставит перед собой компания «Биокон» в настоящее время?

— Наша главная задача проста и сложна одновременно — сделать все, чтобы наши клиенты были удовлетворены сотрудничеством с нами, чтобы для них оно было выгодным и удобным. Одной из важных задач компании и является обеспечение достойных условий труда нашим сотрудникам, так как именно от их эффективной и профессиональной работы во многом зависит достижение наших стратегических целей. Сейчас штат компании насчитывает более 250 сотрудников, и мы придаем немаловажное значение решению кадровых вопросов, проведению тренингов, направленных на повышение как профессиональных, так и коммуникативных, этических навыков работы. Многие из них заочно получают высшее образование, что поощряется и финансируется компанией. У нас работает менеджер по кадрам, который тщательно следит за работой и обучением персонала, обеспечением возможностей его дальнейшего профессионального роста.

— И в завершение нашей беседы: каковы планы компании «Биокон» на 2004 г., чего бы вам хотелось достичь?

— По итогам минувшего года, темпы прироста объемов фармацевтического рынка достаточно ощутимы, и на нем есть еще свободные ниши. Я убежден, что занять лидирующие позиции на рынке смогут компании с наиболее совершенной структурой, а также имеющие значительные средства для долговременных инвестиций в свое развитие. Поэтому в нынешнем году мы продолжим активное развитие, ведь без движения вперед не может быть будущего. Мы хотим достичь запланированных на этот год показателей прибыли, осуществить еще одну эмиссию облигаций, по объему превышающую предыдущую. В наших планах также расширение географии деятельности, открытие новых региональных представительств. Уверен, что нам удастся осуществить задуманное. n

Елена Барсукова, фото Евгения Чорного

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті