Фармаконадзор. Новости нормативного регулирования

?

В  текущем номере «Еженедельника АПТЕКА» опубликован проект приказа Министерства здравоохранения Украины «Об утверждении нормативных актов в отношении сбора и подачи информации о побочной реакции/действии лекарственных средств при клинических испытаниях и их медицинском применении», который утверждает «Инструкцию о представлении сообщений о побочных явлениях и реакциях при проведении клинических исследований лекарственных средств» и «Инструкцию по  осуществлению надзора за побочными реакциями/действиями лекарственных средств при медицинском применении». В этих инструкциях учтены международные требования относительно контроля безопасности лекарственных средств как на этапе проведения их клинических испытаний, так и при медицинском применении, что позволит гармонизировать требования к контролю за безопасностью лекарственных средств с европейскими нормами. Это касается и формы, и срока предоставления исследователями и спонсорами клинических испытаний информации о серьезных непредвиденных побочных реакциях, а также формы предоставления периодически обновляемых отчетов. Рассказывает заведующий сектором координации и контроля клинических испытаний лекарственных средств ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины, доктор медицинских наук, профессор Владимир Мальцев.

MALCEV.jpg (33507 bytes)
Владимир Мальцев, заведующий сектором координации и контроля клинических испытаний лекарственных средств ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины, доктор медицинских наук, профессор

— В последние десятилетия на мировом фармацевтическом рынке проводилась активная работа по гармонизации и  взаимному признанию нормативных документов и  законодательных актов, направленных как на  обеспечение качества, безопасности и  эффективности лекарственных средств, так и на  устранение препятствий в международной торговле. Лекарственные средства, особенно новые, могут появляться на фармацевтическом рынке разных стран в разное время. Один и тот же препарат может продаваться в одной или нескольких странах, в то время как в других странах он может находиться на стадии клинических испытаний. Предоставление информации о клинической безопасности и  использование ее для оценки пользы/риска применения препарата следует рассматривать как непрерывный процесс. Поэтому и в  пострегистрационном периоде необходима система контроля безопасности лекарственных средств, которая получила название «фармакологический надзор».

Если говорить о юридической основе создания нормативных документов относительно государственной системы фармаконадзора, то необходимо отметить Закон Украины «О лекарственных средствах» (1996); Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 1422 от 13.09.2000 г.; Инструкцию о проведении клинических испытаний лекарственных средств и экспертизы материалов клинических испытаний, утвержденную приказом МЗ Украины № 281 от 01.11.2000 г. (зарегистрирована в  Министерстве юстиции Украины № 830/5051 от 17.11.2000 г.); Руководства Международной конференции по  гармонизации технических требований к  регистрации лекарственных средств для человека (ІСН) и директив Совета Европейского Экономического Сообщества по вопросам фармакологического надзора (75/319 ЕЕС с  дополнениями, внесенными директивами 83/570/ЕЕС и  93/39/ЕЕС). В декабре 2000 г. приказом МЗ Украины № 347 от 19.12.2000 г. была утверждена Инструкция об осуществлении надзора за побочными реакциями/действиями лекарственных средств (далее — Инструкция), зарегистрированная в  Министерстве юстиции Украины № 947/5168 от 26.12.2000 г.

Согласно этой Инструкции, система фармакологического надзора — это государственная система сбора, научной оценки и контроля информации о побочных реакциях/действии лекарственного средства в  целях принятия соответствующих решений на  этапе клинических испытаний препарата и его медицинского применения в соответствии с  действующим законодательством. Инструкция определяла систему контроля за побочными реакциями лекарственных средств и основные требования к сбору данных, необходимых для осуществления контроля за побочными реакциями, которые возникают на этапе клинических испытаний лекарственных средств и при их медицинском применении, а также проведение научной оценки этой информации. Контроль за побочными реакциями лекарственных средств осуществляет Государственный фармакологический центр МЗ Украины (далее — ГФЦ МЗ Украины), который привлекает для его выполнения сотрудников своих региональных отделений.

В последние годы в странах ЕС приняты Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС от 6.11.2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» и 2001/20/ЕС от 4.04.2001 г. «О гармонизации законов и подзаконных нормативных актов государств-членов ЕС, относящихся к применению надлежащей клинической практики в ходе проведения клинических исследований медицинских препаратов, предназначенных для применения у человека», в  которых уделяется большое внимание контролю безопасности лекарственных средств как на этапе клинических исследований, так и в  пострегистрационный период. В этой связи целесообразна гармонизация положений о фармаконадзоре и контроле за побочными реакциями при проведении клинических исследований. Она будет способствовать обеспечению безопасности и качества лекарственных средств в соответствии с  международными стандартами. При сравнении с  определением, принятым в странах ЕС, установлены некоторые различия в самих задачах системы фармаконадзора, положенных в основу контроля за безопасностью лекарственных препаратов.

Согласно Директиве 2001/83/ЕС Европейского парламента и  Совета ЕС от 6.11.2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» (раздел IХ «Фармаконадзор», статьи 101–108) — система фармакологического надзора — это государственная система сбора данных, которая на основании полученной информации о побочных реакциях на лекарственные препараты в  условиях их обычного применения обеспечивает принятие соответствующих регуляторных решений относительно лицензированных в Сообществе лекарственных препаратов. Эта система используется для сбора и научной оценки данных, необходимых для осуществления надзора за лекарственными средствами, при особом контроле в  отношении побочных реакций у человека. Такая информация должна быть сопоставлена с данными по  изучению использования лекарственных препаратов. Система фармаконадзора также обеспечивает изучение всех имеющихся данных о неправильном применении лекарственных средств и  случаях злоупотребления ими, что может повлиять на оценку соотношения польза/риск, связанного с  приемом лекарственных препаратов.

Система фармаконадзора необходима не только для потребителей, но и для производителей, в том числе и украинских, поскольку является неотъемлемой частью системы сертификации лекарственных средств для международной торговли, разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В странах ЕС ответственность за предоставление данных по  фармаконадзору за выпускаемыми лекарственными средствами (качество и безопасность) лежит в  первую очередь на производителе — владельце регистрационного свидетельства. В то же время в  действующих в Украине нормативно-правовых документах не были предусмотрены формы предоставления периодически обновляемого отчета и информации от производителей — владельцев регистрационного свидетельства, исследователей и спонсоров клинических испытаний о серьезных непредвиденных побочных реакциях лекарственных средств. Кроме того, существует необходимость определить взаимоотношения между врачом, администрацией лечебно-профилактического учреждения и  представителями контролирующих органов в случае возникновения серьезных побочных реакций/явлений лекарственных средств, следствием которых стала смерть пациента, и  последующие регуляторные действия в отношении подозрительного препарата.

Для того, чтобы получить полную картину клинической безопасности, необходимо строго контролировать лекарственные препараты при клиническом исследовании. В клинические испытания включается ограниченное число пациентов. При этом выявить или подтвердить наличие редких побочных реакций чрезвычайно трудно, а иногда — невозможно. В то же время информация, полученная при проведении клинических испытаний лекарственных средств, является основополагающей для дальнейшей оценки безопасности препаратов при их медицинском применении.

Надзор за препаратами, выпущенными на рынок, — общая обязанность регуляторных органов и владельцев регистрационных свидетельств. Они регистрируют информацию по безопасности лекарственных средств, поступающую из различных источников, и  разрабатывают процедуры, обеспечивающие своевременное выявление и взаимный обмен данными о безопасности препаратов. Поскольку невозможно оценить всю поступающую информацию с  одинаковой степенью срочности, регуляторные органы определили объем информации, которую необходимо предоставлять срочно; в большинстве стран передача информации осуществляется, как правило, в виде экспресс-отчетности о побочных реакциях, являющихся непредвиденными и  серьезными. Поэтому регулярно обновляемые отчеты по безопасности (Periodic safety update reports — PRUS), разработанные с учетом мирового опыта в  отношении безопасности применения лекарственного препарата, предоставляются через определенные промежутки времени после выдачи регистрационного свидетельства для того, чтобы сообщить всю новую информацию по безопасности, полученную из надлежащих источников, связать эти данные с воздействием препарата на организм пациента, резюмировать статус лицензирования лекарственного средства в разных странах и любых существенных изменений, относящихся к  безопасности, установить необходимость внесения изменений в информацию о препарате с целью оптимизации его использования. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы гармонизировать требования к отчетам по  безопасности, которые позволили бы повысить эффективность их составления.

Вопросам безопасности лекарственных средств во всем мире уделяется значительное внимание, что и нашло свое отражение в упомянутых выше Директивах ЕС и  других документах. В предыдущем приказе № 347, касающемся вопросов контроля за побочными реакциями и явлениями при клинических испытаниях лекарственных средств и их медицинском применении, не полностью отражены аспекты, которые затрагиваются в указанных Директивах. Это послужило основанием для внесения в него изменений и дополнений с целью приведения в соответствие предоставления информации о побочных реакциях препаратов с  международными требованиями. Формирование реального механизма, способного гарантировать функционирование системы фармаконадзора в  Украине, будет способствовать развитию этого направления для обеспечения безопасности и  качества лекарственных средств в соответствии с  международными стандартами. Одним из важных шагов для реализации этого механизма является проект нормативного документа, предлагаемого вниманию читателей «Еженедельника АПТЕКА». n

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи