«ФармЭксперт»–2004: в фокусе — производитель

PLASHKA.jpg (22022 bytes)
?

Не изменяя своим традициям, восьмой год подряд в восьмом номере «Еженедельник АПТЕКА» публикует результаты «ФармЭксперта» — единственного в  Украине фармацевтического рейтинга, который осуществляется путем опроса экспертов. По  идеологии и структуре «ФармЭксперт» относится к  «рейтингам репутации», основывающихся исключительно на мнениях потребителей тех или иных услуг (товаров), в нашем случае — мнениях всех операторов рынка: работников аптек, центров закупок, дистрибьюторских компаний и  производителей. Во-первых, мало кто знает этот рынок лучше их, во-вторых, кто лучше настоящих профессионалов может оценить работу коллег.

«ФармЭксперт–2004»

Следуя традиции каждый год привносить в рейтинг новизну, в этом году организаторы рейтинга внесли коррективы в  подходы к методологии его проведения — к отбору опрашиваемых лиц, структурированию опросных баз данных и опросных карт, системе подведения итогов. Изменилась и форма представления рейтинга: для удобного использования данных в  отдельных блоках представлены рейтинги по  производителям лекарственных средств, производителям изделий медицинского назначения (с. 12). С рейтингами дистрибьюторов, составленными по оценкам работников аптек, специалистов центров закупок и сотрудников компаний-производителей, а также «Программой партнерства» вы сможете ознакомиться в  следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».

При подготовке проекта усилия организаторов были направлены на то, чтобы рейтинг в максимальной степени соответствовал статусу экспертного.

Напомним, что «ФармЭксперт» объединяет три рейтинга:
«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»,
«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»,
«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

Ранее «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» служил в большей степени средством коммуникации и отражал мнение наиболее активной аудитории украинских провизоров и фармацевтов, оставаясь при этом социологическим (читатели «Еженедельника АПТЕКА» самостоятельно заполняли опубликованные анкеты и присылали их в  редакцию). С этого года, как уже сказано выше, «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» становится экспертным рейтингом: для опроса на основании четких критериев были отобраны специалисты — провизоры и фармацевты первого стола, — которые по уровню квалификации и осведомленности могут быть экспертами в исследуемом сегменте рынка. Несмотря на  изменения в методологии проведения рейтинга, его название — «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» — остается прежним, поскольку наиболее полно отражает его суть.

В свою очередь, «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» включает рейтинги, позволяющие оценить деятельность производителей с точки зрения экспертов:
– работников аптек (центров закупок), отвечающих за закупку медикаментов для розничной реализации;
– сотрудников дистрибьюторских компаний, которые связаны с формированием ассортимента.

«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» — оценка деятельности дистрибьюторов по данным, которые они предоставляют самостоятельно (ведущей в рейтинге является биллинговая часть — данные об объемах реализации за год).

Сегодня мы представляем рейтинги производителей лекарственных средств и  изделий медицинского назначения по итогам 2004 г.

ЭКСПЕРТЫ РЕЙТИНГА

Мы благодарны всем читателям, откликнувшимся на опубликованную в  «Еженедельнике АПТЕКА» в начале 2005 г. анкету-заявку для участия в рейтинге и, таким образом, принявших непосредственное участие в  формировании команды экспертов, предложив кандидатуру коллеги или себя. Ваши рекомендации стали основой для привлечения специалистов к  участию в рейтинге: были составлены первичные списки экспертов, на основании которых организаторы проводили скрининг (процедура отбора экспертов) — проверяли соответствие профессионального уровня респондента полученной рекомендации.

Выборку формировали согласно географическому распределению (см. таблицу). Для каждого региона проводили кластеризацию выборки с учетом размера аптечных сетей. Распределение экспертов внутри регионов учитывало количество аптек, пунктов, киосков, что позволило сбалансировать «значимость» мнения экспертов от крупных сетей и отдельных аптек. Опрос первостольников и специалистов центров закупок проводили по телефону сотрудники маркетинговой компании ~ing]DIVISION, дистрибьюторов и  производителей, принимавших участие в рейтинге, — сотрудники службы рекламы и маркетинга издательства «Морион».

Таблица

Географическое распределение выборки

Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев ?

Экспертный профиль
ТОП 10

По оценкам экспертов по закупкам
?
Экспертный профиль

В  анкетах 157 респондентов упоминались 75 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли
: GlaxoSmithKline, Aventis Pharma, Boehringer Ingelheim, Галичфарм, Sagmel, Pfizer Inc., Концерн Стирол, Bittner, BMS, Heel, Киевский витаминный завод, Actavis, ratiopharm, Schering, Egis, ОЗ ГНЦЛС, Servier, IVAX, Hexal AG, Roche

Вес критериев
?
Вес критериев


1. Качество продукции
2. Ценовая привлекательность продукции
3. Широта и обновляемость ассортимента производителя
4. Популярность продукции у медицинских специалистов
5. Рекламная поддержка
6. Популярность продукции у конечных потребителей

Взгляд из аптеки
ТОП 10
Взгляд из аптеки

В  анкетах 257 респондентов упоминались 89 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли
: Sanofi-Synthelabo, Галичфарм, BMS, Киевский витаминный завод, Концерн Стирол, Boehringer Ingelheim, Bittner, Sagmel, Heel, Pfizer Inc., ratiopharm, Aventis Pharma, Actavis, Красная Звезда, Naturwaren, Roche, Ranbaxy, Schering, Genom Biotech, Витамины

Экспертный профиль

По оценкам экспертов дистрибьюторов

В  анкетах 38 респондентов упоминались 105 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли
: Sanofi-Synthelabo, Gedeon Richter, Bittner, Schering, GlaxoSmithKline, Киевский витаминный завод, ratiopharm, Servier, Sagmel, Ranbaxy, Pfizer Inc., Heel, Solvay Pharmaceuticals, Концерн Стирол, Dr. Reddy’s, Egis, J.B. Chemicals & Pharmaceuticals, Yamanouchi Europe, Красная Звезда, Genom Biotech

Вес критериев Вес критериев


1. Качество продукции
2. Широта и обновляемость ассортимента
3. Качество управления и квалификация персонала
4. Гибкость ценовой политики
5. Маркетинговый анализ и рекламная поддержка
6. Качество сервиса производителя в отношении дистрибьютора

«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»

Эксперты-первостольники выразили мнение по поводу факторов, непосредственно влияющих на объем продаж в  аптечных учреждениях. Так же респонденты определяли лучшие компании — производителей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения согласно таким критериям:

  • качество;
  • ценовая привлекательность;
  • широта и обновляемость ассортимента;
  • популярность продукции у медицинских специалистов;
  • рекламная поддержка;
  • популярность продукции у конечных потребителей.

О выборе лучших среди компаний-дистрибьюторов подробнее будет рассказано в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».

При анализе анкет данные о компаниях, входящих в одну корпорацию, были объединены (например, упомянутые в анкетах компании Novartis Consumer Health, Novartis Рharma и Lek — в  корпорацию Novartis.

Рейтинговую позицию компаний определяли по произведению суммы заработанных условных баллов (за первое место — 10 баллов, за второе — 9 баллов и т.д.) и частоты упоминания этих компаний в анкетах. На окончательном этапе обработки данных система подсчета условных баллов сохранена, однако все показатели рейтинга приведены к цифре 100. Это означает, что компании, набравшей максимальное число условных баллов, присваивается рейтинг 100. Рейтинги других компаний будут меньше 100 в соответствии с  пропорционально набранными баллами.

«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»

Методология опроса экспертов по закупкам для аптек в целом совпадала с таковой опроса первостольников. Анкета включала общие вопросы, которые позволили бы квалифицировать эксперта, розничное предприятие (центр закупки) и получить представление о том, как они работают, с какими оборотными средствами имеют дело. Собственно рейтинговая часть анкеты касалась оценки производителей по критериям, которые характеризуют его деятельность на рынке. Но, — эксперты по закупкам определяли значимость (вес) каждого критерия в работе с производителем лекарственных средств и изделий медицинского назначения (обобщенный профиль веса критериев указан на графиках).

В рамках «Экспертного профиля» рейтинговые позиции производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения оценивали также и сотрудники дистрибьюторских компаний. Компетентное мнение тех, кто непосредственно курирует вопросы закупок и общается с руководством или сотрудниками отделов продаж производителей, объективно отражает реальное положение производителей на фармацевтическом рынке. Как и работники центров закупок, сотрудники дистрибьюторских компаний самостоятельно определяли значимость (вес) критериев, которые были указаны в анкетах и использовались при подведении итогов рейтинга:

  • качество продукции
  • широта и обновляемость ассортимента
  • качество управления и квалификация персонала
  • гибкость ценовой политики
  • маркетинговый анализ и рекламная поддержка
  • качество сервиса производителя в отношении дистрибьютора.

Затем по каждому критерию эксперты определяли лучших производителей. После обработки данных каждая компания, вошедшая в рейтинг, получила не только интегральную оценку, но и оценки в разрезе предложенных в анкетах критериев — экспертный профиль, что отражает и название рейтинга.

«ФАРМСТАНДАРТ»

Данные системы исследования рынка «ФармСтандарт» компании «Морион» использованы при подготовке рейтинга по объемам реализации. Этот рейтинг дополняет картину взаимодействия операторов рынка. Сопоставление качественных и количественных характеристик позволяет получить еще более полное представление не только о том, «кто» и «почему», но и — «сколько успел сделать в 2004 г.». Логическое продолжение — объемы розничной реализации продукции — см. «РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ 2004 г. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ РЫНКА ОБРАЗЦА 2005 г

Фармстандарт

по  объемам продаж ЛС в денежном выражении
(в  розничных ценах)

Фармстандарт

11-30-е места в рейтинге заняли: GlaxoSmithKline, Gedeon Richter, Heel, Boehringer Ingelheim, Sagmel, Pfizer Inc., Genom Biotech, Actavis, ratiopharm, Nycomed, Bittner, Ranbaxy, BMS, Servier, Schering, Pliva, Solvay Pharmaceuticals, Галичфарм, Sopharma, Киевский витаминный завод (Подробнее см. Розничный фармрынок Украины…)

по объемам продаж ИМН в денежном выражении (в розничных ценах)

Краткая статистика

С 10 января 2005 г., когда был дан старт рейтингу, читатели начали присылать заявки на участие в нем в качестве экспертов. С 25 января сотрудники маркетинговой компании ~ing]DIVISION начали телефонный опрос экспертов согласно установленным квотам. В итоге они собрали 257 анкет, заполненных первостольниками, и 157 анкет от экспертов по закупкам. Опрос экспертов компаний-дистрибьюторов и производителей был обеспечен благодаря активности сотрудников службы рекламы и маркетинга издательства «МОРИОН»: их старания вылились в 38 анкет от сотрудников дистрибьюторских компаний и 77 — от сотрудников компаний — производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Таким образом, всего было опрошено 529 экспертов.

Благодаря вашей поддержке и  активному участию, дорогие коллеги, рейтинг «ФармЭксперт» в этом году вышел на новый уровень прозрачности. В № 10 «Еженедельника АПТЕКА» будет опубликован состав «коллегии арбитров аптечной палаты» — экспертов по закупкам и  экспертов-первостольников, давших согласие на  публикацию.

В знак благодарности за участие в рейтинге каждый эксперт получит справочник «КОМПЕНДИУМ–2004 — лекарственные препараты».

В следующем номере:
«ФармЭксперт»—2004: в фокусе — дистрибьютор

ТОП 10
Экспертный профиль Взгляд из аптеки

Киев

В  анкетах 24 респондентов упоминались 44 компании
11–20-е места в рейтинге заняли
: Gedeon Richter, BMS, Heel, GlaxoSmithKline, Roche, Aventis Pharma, IVAX, Sagmel, Schering, ratiopharm

В  анкетах 30 респондентов упоминались 37 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Gedeon Richter, Heel, GlaxoSmithKline, Boehringer Ingelheim, BMS, Schering, ratiopharm, Aventis Pharma, Sanofi-Synthelabo, Концерн Стирол

Центральный регион

В  анкетах 29 респондентов упоминались 40 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Галичфарм, Sagmel, Sanofi-Synthelabo, Actavis, Novartis, Schering, GlaxoSmithKline, ОЗ ГНЦЛС, Технолог, Биолек

В  анкетах 54 респондентов упоминались 59 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Sanofi-Synthelabo, Киевский витаминный завод, GlaxoSmithKline, Actavis, Красная Звезда, BMS, Bittner, Ferrosan, Концерн Стирол, Novartis

Восточный регион

В  анкетах 41 респондента упоминались 44 компании
11–20-е места в рейтинге заняли
: Aventis Pharma, Boehringer Ingelheim, Novartis, Галичфарм, Концерн Стирол, BMS, Sagmel, Egis, Actavis, Heel

В  анкетах 68 респондентов упоминались 58 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Киевмедпрепарат, Концерн Стирол, Boehringer Ingelheim, Bittner, Aventis Pharma, ratiopharm, Sanofi-Synthelabo, Sagmel, Ranbaxy, Pfizer Inc.

Западный регион

В  анкетах 38 респондентов упоминались 46 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: GlaxoSmithKline, Boehringer Ingelheim, Novartis, Sagmel, Servier, Pfizer Inc., Naturwaren, Heel, Zentiva, Bittner

В  анкетах 52 респондентов упоминались 57 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Pfizer Inc., Bittner, GlaxoSmithKline, Novartis, Heel, Концерн Стирол, Sagmel, Actavis, Polpharma, Киевский витаминный завод

Южный регион

В  анкетах 25 респондентов упоминались 47 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Bittner, Pfizer Inc., Концерн Стирол, BMS, Sagmel, Schering, Галичфарм, Биостимулятор, ratiopharm, Novartis

В  анкетах 53 респондентов упоминались 48 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Киевский витаминный завод, Sanofi-Synthelabo, Bittner, BMS, Heel, Sagmel, Boehringer Ingelheim, Aventis Pharma, Галичфарм, Концерн Стирол

ТОП 10
?
Экспертный профиль

Украина
По оценкам экспертов по закупкам

В  анкетах 157 респондентов упоминались 77 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли
: Van Oostveen Medical, Procter & Gamble, Riverside, Витали, Поликом, Microlife, Laboratories URGO, Medical-Lomza, Технокомплекс, Lauma, Johnson & Johnson, Эксимед, Тюмень-Медико-Смела, AVK Polypharm, Paul Hartmann, Тонус Рос, ERG, Chirana Injecta, Ивано-Франковскцемент, Термоприбор

Взгляд из аптеки

Украина
По оценкам первостольников

В  анкетах 257 респондентов упоминались 73 компании
11–30-е места в рейтинге заняли
: Van Oostveen Medical, Riverside, Microlife, Tonus Elast, Поликом, Medical-Lomza, Procter & Gamble, AVK Polypharm, Laboratories URGO, Эксимед, Тонус Рос, Тюмень-Медико-Смела, Lauma, Johnson & Johnson, Технокомплекс, Shanghai Pudong Jinhuan M.P., Paul Hartmann, Медтехника, B. Braun, CPR Produktions


Киев

В  анкетах 24 респондентов упоминалась 41 компания
11–20-е места в рейтинге заняли
: Paul Hartmann, Riverside, Верофарм, Laboratories URGO, Технокомплекс, Укрвата, AVK Polypharm, Microlife, Сарепта-Медипласт, Витали


Киев

В  анкетах 30 респондентов упоминались 24 компании
11–20-е места в рейтинге заняли
: Tonus Elast, Procter & Gamble, Верофарм, Укрвата, B. Braun, Mapa GmbH, Технокомплекс, Laboratories URGO, Microlife, Plastod


Центральный регион

В  анкетах 29 респондентов упоминалась 31 компания
11–20-е места в рейтинге заняли
: Tonus Elast, Van Oostveen Medical, Фармсервис, Витали, Microlife, Procter & Gamble, Ивано-Франковскцемент, Тюмень-Медико-Смела, Japan CBM Corp., Lauma


Центральный регион

В  анкетах 54 респондентов упоминались 38 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Van Oostveen Medical, Tonus Elast, Riverside, Витали, Shanghai Pudong Jinhuan M.P., AVK Polypharm, Lauma, Laboratories URGO, Helm AG, Medical-Lomza


Восточный регион

В  анкетах 41 респондента упоминались 30 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Сарепта-Медипласт, Laboratories URGO, Johnson & Johnson, Tonus Elast, Верофарм, Витали, AVK Polypharm, Paul Hartmann, Betasan, Chirana Injecta


Восточный регион

В  анкетах 68 респондентов упоминались 45 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Витали, Riverside, Tonus Elast, Верофарм, AVK Polypharm, Procter & Gamble, Эксимед, Поликом, Laboratories URGO, Тонус Рос

?


Западный регион

В  анкетах 38 респондентов упоминались 44 компании
11–20-е места в рейтинге заняли
: Витали, Van Oostveen Medical, Tonus Elast, Поликом, CPR Produktions, ERG, Верофарм, Технокомплекс, Тюмень-Медико-Смела, A & D Company


Западный регион

В  анкетах 52 респондентов упоминались 34 компании
11–20-е места в рейтинге заняли
: Riverside, Верофарм, Medical-Lomza, Van Oostveen Medical, Поликом, Chirana Injecta, Медтехника, Технокомплекс, Эксимед, A & D Company


Южный регион

В  анкетах 25 респондентов упоминались 29 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Витали, Поликом, Сарепта-Медипласт, Верофарм, Технокомплекс, ERG, AVK Polypharm, Lauma, Laboratories URGO, Medical-Lomza


Южный регион

В  анкетах 53 респондентов упоминались 28 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли
: Riverside, Johnson & Johnson, Тонус Рос, Laboratories URGO, Microlife, Tonus Elast, Витали, AVK Polypharm, Lauma, Поликом
?

?

Экспертный профиль

По  оценкам экспертов дистрибьюторов

В  анкетах 38 респондентов упоминались 79 компаний
21–30-е места в рейтинге заняли
: Ватфарм, Укрвата, Microlife, Поликом, Tonus Elast, Медар, Технокомплекс, Paul Hartmann, Shanghai Pudong Jinhuan M.P., Laboratories URGO, Unomedical, Lauma, AVK Polypharm, Витали, Висмут, Медтехника, B. Braun, Helm AG, Ариадна, Ansell Incorporated

Вес критериев


1. Качество продукции
2. Широта и обновляемость ассортимента
3. Качество управления и квалификация персонала
4. Гибкость ценовой политики
5. Маркетинговый анализ и рекламная поддержка
6. Качество сервиса производителя в отношении дистрибьютора

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті