Мировой фармрынок: взгляд из 2005-го — II

БЛОКБАСТЕРЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ: КТО БОЛЕЕ ИСТОРИИ ЦЕНЕН?

В 2004 г. препарты-блокбастеры (чей годовой уровень продаж превышает 1 млрд дол. США) появлялись на мировом рынке как грибы после дождя: их насчитывалось 82, что на 17 больше, чем в предыдущем году. Количество блокбастеров, перешагнувших рубеж объема продаж в 2 млрд дол. США, выросло с 25 в 2003 г. до 34 в 2004 г. (для сравнения: в 1999 г. таких продуктов насчитывалось лишь 7).

Совокупный объем продаж десяти крупнейших блокбастеров (судьба которых на рынке складывалась по-разному) продемонстрировал менее выраженный рост по сравнению с предыдущим годом, что не помешало этим препаратам значительно увеличить свою суммарную долю в общем объеме мирового рынка, составившую свыше 10%, и достигнуть уровня продаж 53,6 млрд дол. США (табл. 1).

Таблица 1

Топ-10 препаратов-блокбастеров по объемам продаж в 2004 г. (источник IMS MIDAS® МAT,
декабрь 2004 г.)

Топ-брэнды

Объем продаж в 2004 г. (млрд дол. США) Доля в мировых продажах (%) Разница с предыдущим годом при постоянном обменном курсе валют (%)
1. Lipitor/Liprimar 12,0 2,3 13,8
2. Zocor 5,9 1,1 -6,4
3. Plavix 5,0 1,0 31,4
4. Nexium 4,8 0,9 25,3
5. Zyprexa 4,8 0,9 -3,5
6. Norvasc 4,8 0,9 1,2
7. Seretide/Advair 4,7 0,9 22,5
8. Erypo 4,0 0,8 -4,1
9. Ogastro 3,8 0,7 -3,5
10. Effexor 3,7 0,7 20,1
Итого* 53,6 10,3 8,6

*Продажи охватывают прямые и непрямые поставки фармацевтической продукции оптовыми поставщиками и производителями в дол. США. Учитываются рецептурные и некоторые безрецептурные лекарственные средства в ценах производителей. Итоговые данные могут не совпадать с усредненными.


Гиполипидемическое средство Lipitor/Liprimar (аторвастатин) от крупнейшей на планете фармацевтической компании Pfizer (США) вновь вдвое опережает по уровню продаж в годовом исчислении (12 млрд дол. США) своего ближайшего конкурента, коллегу по классу и земляка — статин Zocor от компании Merck Sharp & Dohme Idea (объем продаж в мире — около 6 млрд дол. США). В свете уже рассмотренных моментов, связанных с истечением срока патентной защиты последнего, позиции Lipitor/Liprimar представляются недосягаемыми. Но ничто не вечно под луной, поэтому оговоримся: недосягаемыми в ближайшее время — ведь конкуренты не дремлют, и за 2004 г. существенно набрало обороты продаж еще одно гиполипидемическое средство — Zetia (эзетимиб; совместная разработка американских инновационных китов Merck Sharp & Dohme и Schering-Plough).

Но все же наиболее впечатляющий успех в «великолепной десятке» продемонстрировал совместный продукт (sanofi-aventis и Bristol-Myers Squibb) — антиагрегант Plavix (клопидогрел): в течение 2004 г. он перемахнул с восьмой на третью (!) позицию Топ–10 наиболее продаваемых в мире брэндов, чему в немалой степени способствовали блестящие результаты его клинических испытаний. Единственным лекарственным средством, впервые покорившим Олимп мировых продаж в 2004 г., стал новый антидепрессант Effexor (венлафаксина гидрохлорид) от компании Wyeth (США), вытеснивший с почетного 10-го места конкурентный препарат Zoloft (сертралин) от компании Pfizer.

Все больше блокбастеров среди препаратов для специализированной фармакотерапии (в частности предназначенных для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями; см. предыдущую публикацию), а также среди продуктов биотехнологического происхождения. Характерно, что 11 препаратов из 82 «миллиардников» выпущены биотехнологическими компаниями. В целом, в 2004 г. продукты биотехнологий заняли около 27% мировой инновационной линейки (находящихся на разных стадиях научных исследований и разработки) и составили около 10% совокупного объема продаж лекарственных средств в мире. На ближайшие 5 лет IMS предрекает инновационным препаратам биотехнологического происхождения дальнейший рост объемов продаж, измеряемый двухзначным числом в процентах, и увеличение их доли в мировом фармацевтическом пироге (несмотря на близящийся выход на рынок первого в истории человечества «биогенерика»).

Любопытный факт: 35 из 82 мировых блокбастеров до сих пор не выведены на второй в мире по величине фармрынок — японский: возможно, именно здесь кроется причина (или одна из основных причин) столь вялой динамики последнего в минувшем году?

ШТРИХИ К НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ МИРОВОГО ЛИДЕРСТВА

В апреле 2003 г., сразу по завершении воссоединения двух больших «P» — американских фармацевтических гигантов Pfizer и Pharmacia — компания Pfizer закрепила за собой и без того несомненные позиции мирового лидера по объемам продаж лекарственных средств (табл. 2).

Таблица 2

Топ-20 фармацевтических компаний, лидирующих по объемам продаж рецептурных лекарственных средств
в мире в 2002-03 гг. (источник Scrip Magazine, февраль 2005 г.).

Позиция в Топ-20, 2003/02 г.

Компания

Объем продаж (млрд дол. США) Прирост (%) Доля лекарственных средств в общем объеме продаж
1 (1) Pfizer (США)1 39,631 401 87,7
2 (2) GlaxoSmithKline (Великобритания) 29,736 9,9 84,8
3 (3) Merck & Co (США)2 22,486 4,8 100,0
4 (5) Johnson&Johnson (США)3 19,517 13,8 46,6
5 (4) AstraZeneca (Швеция/Великобритания) 18,318 5,6 97,2
6 (6) Aventis (Франция/Германия)4 17,196 13,4 67,7
7 (8) Novartis (Switzerland)5 16,020 18,4 64,4
8 (7) Bristol-Myers Squibb (США)6 14,925 16,5 71,4
9 (11) Roche (Швейцария) 14,725 31,6 63,4
10 (10) Wyeth (США) 12,623 7,6 79,6
11 (12) Lilly (США) 11,856 14,2 94,2
12 (13) Abbott Laboratories (США)7 10,905 17,2 55,4
13 (15) Sanofi Synthelabo (Франция) 9,111 29,3 100,0
14 (18) Amgen (США) 7,868 57,6 100,0
15 (16) Takeda (Япония) 7,578 16,9 80,7
16 (14) Schering-Plough (США) 6,672 -24,1 80,1
17 (17) Boehringer Ingelheim (Германия) 6,264 16,8 75,0
18 (19) Schering AG (Германия)8 5,314 15,3 97,2
19 (20) Bayer (Германия)9 4,115 18,0 12,3
20 (-) Novo Nordisk (Дания) 4,044 26,1 100,0


NB! Рассчеты основаны на данных, представленных самими компаниями и относятся к периоду 12 мес. по декабрь 2003 г. (кроме японской компании Takeda, предоставившей данные по март 2004 г.) Эти данные касаются рецептурных лекарственных средств для использования у человека (если не указано другое). Показатели в скобках относятся к 2002 г. Данные в отношении компаний, представивших результаты коммерческой деятельности не в дол. США, перерассчитаны в соответствии с усредненным обменным курсом валют в течение рассматриваемого года; сравнение «год к году» проведено после конвертации в дол. США (источник – www.oanda.com).
1 Данные в отношении продаж некоторых видов продукции компании Pfizer за 2002 г. реклассифицированы для получения возможности сравнения с 2003 г.
2 Итоговые результаты работы компании Merck & Co включают влияние внедрения новой программы дистрибьюции для оптовых операторов в США и реструктуризацию цен в связи с вычленением ряда товарных позиций (показатели 2002 г. переформулированы с целью отобразить результаты прекращенных операций Medco Health).
3 Показатели для Johnson&Johnson отражают только фармацевтический сегмент деятельности компании.
4 Из показателей компании Aventis исключены вакцины для использования у человека.
5 Показатели для Novartis отражают только фармацевтический сегмент деятельности компании.
6 Показатели для Bristol-Myers Squibb отображают только фармацевтический сегмент деятельности компании; данные за 2002 г. переформулированы с целью скорректировать некоторые исторически сложившиеся методики расчетов компании Bristol-Myers Squibb и привести их к общепринятым принципам бухгалтерского учета (generally accepted accounting principles – GAAP), устранив при этом некоторые несоответствия данным принципам.
7 Показатели для Abbott Laboratories отражают фармацевтический и международный сегменты деятельности компании.
8 Данные для Schering AG подсчитаны по совокупным объемам продаж препаратов для использования в гинекологии/андрологии, при специализированной терапии, диагностических/радиофармацевтических средств и дерматологических препаратов.


Увеличив штат своих сотрудников до 120 тыс. человек во всем мире, в 2003 г. Pfizer взял такие мировые высоты, как 45 млрд дол. США общего объема продаж (превысив, таким образом, показатель 2002 г. на 40%!), 1 млрд врачебных назначений своих препаратов и 7 препаратов, перешагнувших миллиардный барьер объемов продаж (в число которых попал и Celebrex (целекоксиб), приобретенный в рамках слияния).

В позапрошлом году ни для кого не стало особым сюрпризом то, что GlaxoSmithKline смогла удержать за собой уверенные позиции второго номера в мировой табели о рангах. Разумеется, на фоне отсутствия масштабных приобретений GSK продемонстрировала куда более умеренное увеличение объемов продаж, нежели Pfizer, что не помешало ей достичь убедительного 10%-го роста и реализовать своей продукции на сумму более 35 млрд дол. США (см. сноску к табл. 2 относительно конвертации валют). В 2003 г. наиболее продаваемыми рецептурными препаратами компании стали противоастматическое средство Seretide/Advair (сальметрол + флутиказон) и антидепрессант Seroxat/Paxil (пароксетин) с объемами продаж 3,6 и 3,1 млрд дол. США соответственно. Антибактериальное средство Augmentin (амоксициллин + клавулановая кислота), которому уже более 20 лет и которое является серьезным объектом для конкуренции генериков, тем не менее «заработало» 1,3 млрд дол. США.

За рассматриваемый период не произошло особых неожиданностей и в нижележащих позициях первой двадцатки. Так, сохранила за собой почетное третье место компания Merck & Co, которая после расторжения 10-летнего союза с Medco Health (апрель 2003 г.) вернула себе статус чисто фармацевтической научно-исследовательской компании. Немаловажным для этой компании событием стало приобретение ею еще 48,9% акций японского производителя Banyu, что сделало Merck & Co владельцем почти 100% фондов последней.

Еще один крупный производитель из США и взошедшая звезда рейтинга 2002 г. — компания Amgen — продолжила уверенное движение в гору: добившись 57,6%-го увеличения объема продаж и доведя этот объем до 7,9 млрд дол. США, она стала ближе к мировой вершине еще на четыре позиции.

Наконец, уход с мировой сцены компании Pharmacia как самостоятельного игрока освободил место для вхождения в первую двадцатку нововобранцу — авторитетной датской инновационной компании (хорошо известной и в Украине) Novo Nordisk с объемом реализации препаратов 4 млрд дол. США.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ–2004: ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТЕРКА

В общем, состав десятки мировых лидеров в первой половине 2004 г. (период, в отношении которого уже имеются окончательные данные об объемах продаж) отличался, если можно так выразиться, «дискретным постоянством» (табл. 3).

Таблица 3

ТОР-10 фармацевтических компаний, лидирующих
по объемам продаж рецептурных лекарственных средств в мире в первой половине 2004 г.
(источник Scrip Magazine, февраль 2005 г.).

Позиция

Компания

Объем продаж (млрд дол. США)1 Прирост2 (%)
1 Pfizer 21,745 34,7
2 GlaxoSmithKline3 15,392 5,8
3 Merck & Co 11,653 5,0
4 Johnson&Johnson 10,803 13,1
5 AstraZeneca 10,089 13,4
6 Aventis 9,163 11,1
7 Novartis 8,882 16,9
8 Roche 8,416 22,6
9 Bristol-Myers Squibb 7,522 7,5
10 Abbott Laboratories 7,219 9,1


NB! Рассчеты основаны на данных, представленных самими компаниями.
1 Конвертация в дол. США базируется на среднем уровне обменного курса валют за первое полугодие.
2 Процентный рост в сравнении с первыми 6 мес. 2003 г. после соответствующей конвертации в дол. США.
3 Данные за первое полугодие 2003 г. переформулированы (при выражении в английских фунтах стерлингов показатели занижаются на 6,5%).


Первый эшелон Топ–10 (6 компаний) остался абсолютно незыблем, чего не скажешь об арьергарде, где произошли некоторые серьезные подвижки в расстановке сил. Интенсивный рост объемов реализации продемонстрировали Roche и Novartis (23% и 17% соответственно), оттеснив Bristol-Myers Squibb с 7 на 9-ю позицию (причем прогресс двух швейцарских компаний не может быть объяснен различиями в обменном курсе валют, поскольку в период с первой половины 2003 г. по аналогичный период 2004-го стоимость американского доллара уменьшилась лишь на 6,3%).

Десятку лидеров покинула компания Wyeth, а Abbott Laboratories вошла в ее состав с объемом продаж 7,2 млрд дол. США и приростом этого показателя на 9,1%: очевидно, компания обязана своим успехом, главным образом, таким своим продуктам, как Humira (адалимумаб) для лечения пациентов с ревматоидным артритом, гиполипидемическому средству TriCor (фенофибрат) и антибактериальному средству цефалоспоринового ряда Omnicef (цефдинир).

АЗИМУТЫ КИТОВ

В 2004 г. совокупная доля, занимаемая десятью крупнейшими фармацевтическими корпорациями в общем объеме мировых продаж лекарственных средств, несколько уменьшилась, составив тем не менее почти половину — 48% — объема мирового фармрынка. Pfizer и GlaxoSmithKline сохранили за собой соответственно первое и второе места в мировой табели о рангах, однако ушедший год преподнес им мало приятный сюрприз в лице нового и весьма опасного конкурента, мультинационального концерна sanofi-aventis, образовавшегося в результате слияния двух французских грандов мировой фармации — компаний Sanofi-Synthelabo и Aventis, занимавших по объемам продаж лекарственных средств в мире за 2003 г. 13-ю и 6-ю позиции соответственно. В 2004 г. как sanofi-aventis, так и мультинациональный швейцарский фармацевтический концерн Roche продемонстрировали значимый среднегодовой рост объема продаж своей продукции на всех крупнейших рынках мира.

Отзыв с мирового рынка компанией Merck & Co своего препарата Vioxx (рофекоксиб) в сентябре 2004 г., неутихающая полемика вокруг безопасности антидепрессантов группы ингибиторов обратного захвата серотонина и приостановка реализации биотехнологического препарата для лечения пациентов с рассеянным склерозом Tysabri (натализумаб; моноклональное антитело, разработанное компаниями Biogen Idec (США) и Elan Corp (Ирландия)) сместили основное внимание как регулирующих органов, так и потребителей в сторону безопасности лекарственных средств. В этой связи Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (FDA) установило более жесткие условия для регистрации новых лекарственных средств (что неминуемо приведет к увеличению сроков исследований и разработки новых молекул, поскольку компании поставлены перед необходимостью проведения более длительных и обширных клинических испытаний для сбора необходимых данных). Наряду со сдерживанием (ограничением) цен и поощрением назначения препаратов-генериков, это наверняка проявится определенным замедлением темпов роста крупнейших мировых фармацевтических рынков.

Впрочем, вышеуказанные «тормозящие» факторы могут быть компенсированы за счет:

  • увеличения объемов медикаментозной помощи в связи с увеличением средней продолжительности жизни населения земного шара;
  • преимуществ для системы лекарственного обеспечения жителей США в результате назначения рецептурных лекарственных средств в рамках программы Medicare, старт которой запланирован на 2006 г.;
  • возрастания спроса на лекарственные средства биотехнологического происхождения и комбинированных препаратов с фиксированной дозой.

Вселяет также надежду серьезный резерв роста в лице фармацевтического рынка КНР (см. предыдущую публикацию) и явная неслучайность того, что такие левиафаны, как GlaxoSmithKline и Merck & Co, в последнее время все больше концентрируют свое внимание на проблемах борьбы с онкологическими заболеваниями.

Точнее покажет будущее. n

Филипп Снегирёв

P.S. В последующих номерах «Еженедельник АПТЕКА» намерен окинуть «взглядом из 2005-го» некоторые другие наиболее заметные факты и тенденции, определявшие структуру развития мирового фармацевтического рынка на протяжении последнего времени, — заострив при этом внимание, в частности, на прибыльности деятельности и интенсивности научных исследований его операторов.



*Продолжение. «Взгляд из 2005-го — I» — см. «Еженедельник АПТЕКА» № 15 (486) от 18 апреля 2005 г.


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті