«ФармЭксперт–2005»: в фокусе — производитель

Уже девятый год подряд в восьмом номере «Еженедельника АПТЕКА» вниманию читателей предлагаются результаты рейтинга «ФармЭксперт» — рейтинга, который осуществляется путем опроса экспертов, работающих в различных сегментах фармацевтического рынка Украины. За девять лет «ФармЭксперт» заслужил репутацию объективного, качественного и незаангажированного рейтинга операторов рынка. По своей идеологии и методике сбора и обработки информации он является скорее рейтингом репутации, чем рейтингом показателей, поскольку основывается на мнении экспертов — потребителей тех или иных услуг (товаров), предлагаемых на украинском фармрынке. Традиционно были опрошены эксперты всех основных сегментов рынка: сотрудники аптечных учреждений, центров закупок аптечных сетей, дистрибьюторов и производителей. Они тесно взаимодействуют друг с другом, и вряд ли кто-то кроме них сможет более точно и правильно оценить работу своих коллег.

«ФАРМЭКСПЕРТ-2005»

В этом году помощь «Еженедельнику АПТЕКА» в опросе экспертов оказала компания «Gfk Ukraine», которая во всем мире заслужила репутацию одной из наиболее профессиональных фирм, специализирующихся на проведении различных маркетинговых исследований и опросов. Первый опыт сотрудничества редакции «Еженедельника АПТЕКА» с этой компанией, естественно, внес свои коррективы в методологию сбора и обработку результатов рейтинга. Была значительно увеличена выборка опрошенных экспертов среди сотрудников аптечных учреждений (с  257 в 2004 г. до 505 в 2005 г.) и центров закупок (с 157 в 2004 г. до 359 в 2005 г.). Были также внесены небольшие коррективы в структуру анкет и методологию расчета результатов. Необходимо отметить, что несмотря на изменения в методологии, данные «ФармЭксперта–2004» и «ФармЭксперта–2005» сопоставимы. Само представление результатов рейтинга сохранилось таким же, как и в 2004 г.

Напомним, что «ФармЭксперт» включает три рейтинга:

  1. «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»
  2. «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»
  3. «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА»

Как и в прошлом году, рейтинг «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» является экспертным, то есть в опросе участвовали только специалисты, соответствующие жестким критериям: фармацевты и провизоры первого стола, которые по уровню квалификации и опыту работы являются экспертами, способными оценить деятельность операторов рынка в розничном сегменте.

Однако при этом следует учитывать, что специфика работы фармацевтов и провизоров первого стола значительно отличается от таковой экспертов центров закупок, соответственно, их мнение о деятельности производителей на рынке также значительно отличается. Именно по этой причине и был создан второй рейтинг — «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ», который основывается на мнении экспертов, а именно:

— сотрудников аптек (центров закупок), которые отвечают за закупку ЛС для розничной реализации;

— экспертов дистрибьюторских компаний, которые по роду своей деятельности отвечают за работу с производителями и формирование ассортимента своей компании.

Рейтинг «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» основан исключительно на данных, предоставляемых дистрибьюторами о самих себе: это объемы реализации компаний за год, количество ассортиментных позиций, предлагаемых дистрибьютором, характеристика охвата территории данным дистрибьютором и т.д.

В данной публикации вниманию читателей предлагается оценка производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения по мнению сотрудников аптечных учреждений, центров закупок и дистрибьюторов по итогам 2005 г. С рейтингами дистрибьюторов, а также с рейтингом «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» вы сможете ознакомиться в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».

ЭКСПЕРТЫ РЕЙТИНГА

В этом году эксперты центров закупок и провизоры первого стола отбирались случайным образом из базы данных всех аптечных сетей, имеющих лицензию на розничную реализацию в 2005 г., аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН». Каждый из экспертов прошел процедуру скрининга — проверку профессионального уровня, необходимую для того, чтобы четко определить, компетентен ли опрашиваемый в вопросах, которые ему задавались. Подавляющее большинство экспертов уже были знакомы с ежегодным опросом, проводимым «Еженедельником АПТЕКА», и с готовностью сотрудничали с интервьюерами. Мы благодарны всем читателям, которые своим участием помогли нам в составлении рейтинга «ФармЭксперт» — ваша помощь бесценна.

Выборка формировалась в соответствии с географическим распределением, аналогичным прошлогоднему (см. таблицу).

Таблица

Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев ?

Для составления рейтинга «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» в каждом регионе было опрошено около 100 провизоров первого стола, выборка репрезентативна для каждого региона как по размеру населенного пункта, так и по типу торговой точки (аптека, аптечный пункт и аптечный киоск). При расчете результатов рейтинга в целом по Украине данные по каждому из регионов взвешивались с учетом соответствующего коэффициента, отражающего удельный вес региона в общем количестве аптечных учреждений по всей Украине. Опрос проводился сотрудниками компании «Gfk Ukraine» при личной встрече с каждым респондентом.

Что касается опроса экспертов центров закупок, то всего было опрошено 359 респондентов. При сведении результатов опроса в целом по Украине также использовались соответствующие региональные коэффициенты. Опрос проводился по телефону сотрудниками компании «Gfk Ukraine». Следует отметить, что посильную помощь в опросе экспертов центров закупок оказала региональная служба компании «МОРИОН».

В опросе экспертов дистрибьюторских компаний участвовали все крупнейшие по итогам 2005 г. фирмы. Естественно, было опрошено и соответствующее количество менее крупных компаний, чтобы результаты опроса охарактеризовали мнение всего рынка. Полученные данные взвешивались с учетом удельного веса каждой из дистрибьюторских компаний в общем объеме фармацевтического рынка. Опрос проводился как сотрудниками компании «Gfk Ukraine», так и сотрудниками компании «МОРИОН».

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
ТОП 10 - ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ - ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС
По оценкам экспертов по закупкам

график

?В анкетах 359 респондентов упоминались 84 компании
11–30-е места в рейтинге заняли:
Novartis, ratiopharm, Boehringer Ingelheim, Pfizer Inc., Sagmel, Actavis, Киевский витаминный завод, Концерн Стирол, Servier, BMS, Bittner, Solvay Pharmaceuticals, Heel, Bionorica, Hexal AG, Стада-Нижфарм, Schering, Zentiva, Genom Biotech, Ranbaxy
?
Вес критериев

график

1. Качество продукции
2. Ценовая привлекательность

3. Широта и обновляемость ассортимента
4. Популярность продукции у медицинских специалистов
5. Рекламная поддержка
6. Популярность продукции у конечных потребителей

ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ
ТОП 10 - ВЕДУЩИЕ КОМПАНИИ - ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛС
По оценкам первостольников

график

?В анкетах 505 респондентов упоминались 106 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли:
Sanofi-Aventis, BMS, Концерн Стирол, GlaxoSmithKline, Bittner, Heel, Novartis, Naturwaren, Hexal AG, Bionorica, Actavis, Киевский витаминный завод, Boehringer Ingelheim, Фитофарм, Mili Healthcare, Ranbaxy, Schwabe, Genom Biotech, Roche, Красная звезда

ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ
По оценкам экспертов дистрибьюторов

график

?В анкетах 66 респондентов упоминались 101 компания
11–30-е места в рейтинге заняли:
Servier, ratiopharm, Boehringer Ingelheim, Schering, Actavis, Pfizer Inc., Novartis, Heel, Sagmel , Bittner, Hexal AG, Johnson & Johnson, Merck & Co, Биофарма, Bayer, Mili Healthcare, IVAX, Schering-Plough Corp. , Bionorica, Schwarz Pharma
?
Вес критериев

график

1. Качество продукции
2. Широта и обновляемость

ассортимента
3. Качество управления и квалификация персонала
4. Гибкость ценовой политики
5. Маркетинговый анализ и рекламная поддержка
6. Качество сервиса производителя по отношению к дистрибьютору

«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»

Респонденты, учавствовавшие в этом опросе, должны были определить лучших производителей, которые, по их мнению, соответствуют таким критериям:

  • качество
  • ценовая привлекательность
  • широта и обновляемость ассортимента
  • популярность продукции у медицинских специалистов
  • рекламная поддержка
  • популярность продукции у конечных потребителей

При анализе анкет данные о компаниях, входящих в одну корпорацию, были объединены (например, суммарные данные по корпорации «Novartis» составили данные по компаниям «Novartis Consumer Health», «Sandoz», «Lek», «Novartis Pharma»).

Сумма баллов, набранных каждым производителем, соответствует количеству их упоминаний в ответах респондентов, умноженному на соответствующий балл (за первое место — 10 баллов, за второе — 9 и т.д. по нисходящей). На рисунках все данные рейтинга сведены к цифре 100. То есть компании, набравшей максимальное количество баллов, присвоен рейтинг 100. Рейтинги всех остальных компаний приравнивались к этому показателю пропорционально набранным баллам.

«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»

Как и в анкете сотрудников аптечных учреждений, в рейтинговой части анкеты экспертов нужно было дать оценку производителям в соответствии с аналогичными критериями. Но при этом они должны были оценить их вес. Как следует из полученных данных, каждый из критериев, по мнению экспертов, имеет различный вес. Предпочтение отдается качеству продукции, на втором месте — ценовая привлекательность, далее следуют популярность продукции у конечных потребителей, широта и обновляемость ассортимента и популярность продукции у медицинских представителей. Наименьший вес имеет рекламная поддержка продукции. Методология подсчета данных и сведения конечных результатов ничем не отличалась от таковой для провизоров первого стола.

В рамках рейтинга «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» также представлены рейтинги производителей ЛС и ИМН по оценке экспертов дистрибьюторских компаний. При этом критерии, по которым дистрибьюторы оценивали позиции производителей, отличались от таковых у первостольников и экспертов центров закупок:

  • качество продукции
  • широта и обновляемость ассортимента
  • качество управления и квалификация персонала
  • гибкость ценовой политики
  • маркетинговый анализ и рекламная поддержка
  • качество сервиса производителя по отношению к  дистрибьютору.

Как и работники центров закупок, эксперты дистрибьюторских компаний определяли вес каждого из критериев (данные приведены на рисунке). Но при этом, если работники центров закупок определяли рейтинговые позиции производителей по совокупности критериев, то дистрибьюторские компании для каждого из критериев составляли отдельный рейтинг. Соответственно, в обработке полученных результатов учитывались не только позиции, полученные отдельными компаниями, но и вес критериев, по которым их рейтинговали.

«ФАРМСТАНДАРТ»

При подготовке рейтинга также традиционно были использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН». Этот рейтинг отображает позиции производителей по объемам розничных продаж ЛС в денежном выражении, независимо от мнения экспертов розничных или дистрибьюторских компаний. То есть по совокупности приведенных данных можно сопоставить как качественные, так и количественные характеристики производителей. n

ФАРМСТАНДАРТ
по объемам продаж ЛС в 2005 году
в денежном выражении (в розничных ценах)

график

?11–30-е места в рейтинге заняли: Gedeon Richter, Heel, Sagmel, Actavis, Boehringer Ingelheim, Pfizer Inc., Servier, Genom Biotech, Nycomed, ratiopharm, Ranbaxy, Bittner, Solvay Pharmaceuticals, BMS, Schering, Egis, Киевский витаминный завод, Sopharma, Pliva, Grindeks
?
по объемам продаж ИМН в 2005 году
в денежном выражении
(в розничных ценах)

график

КРАТКАЯ СТАТИСТИКА

27 января 2006 г. был дан старт Всеукраинскому рейтингу «ФармЭксперт». С этой же даты сотрудники компании «Gfk Ukraine» начали опрос первостольников и экспертов центров закупок согласно установленным квотам. В итоге было собрано 505 анкет, заполненных провизорами первого стола, и 359 анкет от экспертов центров закупок. Опрос экспертов дистрибьюторских компаний и производителей проводился сотрудниками компаний «Gfk Ukraine» и «МОРИОН». Совместными усилиями удалось опросить 66 компаний-дистрибьюторов и 86 производителей ЛС и ИМН. Всего было опрошено 1017 экспертов, работающих в разных сегментах фармацевтического рынка Украины.

В следующем номере: «ФармЭксперт — 2005»: в фокусе — дистрибьютор

Acaeya ec aioaee
Киев
В анкетах 42 респондентов упоминались 44 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Gedeon Richter, Roche, Артериум Корпорация, Schering, Hexal AG, Johnson & Johnson, Solvay Pharmaceuticals, Beaufour Ipsen International, ratiopharm, Pfizer Inc.
В анкетах 100 респондентов упоминались 50 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Sanofi-Aventis, Bionorica, ratiopharm, Roche, Servier, Johnson & Johnson, Bittner, Boehringer Ingelheim, Novartis, Hexal AG
Центральный регион
В анкетах 83 респондентов упоминались 48 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Sagmel, Actavis, ratiopharm, Servier, Novartis, Bionorica, Bittner, Витамины, Киевский витаминный завод, Красная звезда
В анкетах 102 респондентов упоминалась 51 компания
11–20-е места в рейтинге заняли:
Sagmel, Sanofi-Aventis, GlaxoSmithKline, Концерн Стирол, Actavis, Hexal AG, IPCA, Naturwaren, Bittner, Bionorica
Восточный регион
В анкетах 76 респондентов упоминались 49 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Boehringer Ingelheim , ratiopharm, Novartis, Actavis, Sagmel , Pfizer Inc., Bittner, Ranbaxy, Киевский витаминный завод, Лубныфарм
В анкетах 103 респондентов упоминалась 61 компания
11–20-е места в рейтинге заняли:
Sanofi-Aventis, Фитофарм, BMS, Bittner, Novartis, Gedeon Richter, GlaxoSmithKline, Heel, Hexal AG, Bionorica
Западный регион
В анкетах 87 респондентов упоминались 52 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Novartis, Киевский витаминный завод, GlaxoSmithKline, Концерн Стирол, Boehringer Ingelheim , Actavis, ratiopharm, BMS, Heel, Биофарма
В анкетах 101 респондента упоминались 43 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Sagmel, Heel, GlaxoSmithKline, Pfizer Inc., Naturwaren, Hexal AG, Boehringer Ingelheim , Novartis, Киевский витаминный завод, BMS
Южный регион
В анкетах 71 респондента упоминались 45 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
ratiopharm, Novartis, Sagmel , BMS, Hexal AG, Bittner, Boehringer Ingelheim , Pfizer Inc., Концерн Стирол, Киевский витаминный завод
В анкетах 99 респондентов упоминались 58 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Bittner, Unipharm, Gedeon Richter, ratiopharm, Борщаговский ХФЗ, Naturwaren, Sanofi-Aventis, Heel, Schering, GlaxoSmithKline
ТОП 10

Экспертный профиль

Украина
По оценкам экспертов по закупкам

В  анкетах 359 респондентов упоминались 49 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли:
Верофарм, Сарепта, Витали, Поликом, Johnson & Johnson, Procter & Gamble, OMRON Matsusaka, Tonus Elast, Ansell Incorporated, ERG, Термоприбор, Технокомплекс, Aurora, BogMark, Эксимед, Vulcan, Торговый Дом Алком, Интермедсервис АОЗТ, Альфапластик, A & D Company

?

Взгляд из аптеки

Украина
По оценкам первостольников

В  анкетах 505 респондентов упоминались 66 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли:
Игар, Верофарм, AVK Polypharm, Tonus Elast, Medical-Lomza, Сарепта, Bode Chemie, Тюмень-Медико-Смела, Поликом, A & D Company, Kimberly-Clark, Ansell Incorporated, Витали, Технокомплекс, Laboratories URGO, Aurora, Парамедика, Эксимед, Lauma, Nihon Seimitsu Sokki

?


Киев

В  анкетах 42 респондентов упоминалась 21 компания
11–20-е места в рейтинге заняли:
GALMED, 3M, Paul Hartmann, Ansell Incorporated, BogMark, ТИСА-КИЕВ, Сарепта, Верофарм, Технокомплекс, Альпина Пласт


Киев

В  анкетах 100 респондентов упоминались 27 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Киевгума, Tonus Elast, Альпина Пласт, Van Oostveen Medical, Laboratories URGO, Технокомплекс, B. Braun, Helm AG, Chirana Injecta, Cosmomed

?


Центральный регион

В  анкетах 83 респондентов упоминались 28 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Van Oostveen Medical, OMRON Matsusaka, Ansell Incorporated, Tonus Elast, Aurora, Сарепта, Термоприбор, Технокомплекс, Эксимед, Поликом


Центральный регион

В  анкетах 102 респондентов упоминались 32 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Medical-Lomza, Фармсервис, Технокомплекс, Lauma, Laboratories URGO, Medica Project, Semperit, Nihon Seimitsu Sokki, Riverside, Innotech International

?


Восточный регион

В  анкетах 76 респондентов упоминались 27 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Верофарм, Витали, Johnson & Johnson, OMRON Matsusaka, Поликом, Tonus Elast, Ansell Incorporated, Procter & Gamble, Riverside, Vulcan


Восточный регион

В  анкетах 103 респондентов упоминались 34 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Сарепта, Киевгума, Верофарм, Тюмень-Медико-Смела, A & D Company, Kimberly-Clark, Ansell Incorporated, Tonus Elast, Игар, AVK Polypharm


Западный регион

В  анкетах 87 респондентов упоминались 28 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фармсервис, Витали, Верофарм, BogMark, Aurora, Сарепта, Johnson & Johnson, Альфапластик, AVK Polypharm, Medela


Западный регион

В  анкетах 101 респондента упоминались 22 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Игар, Олан, Торговый Дом Алком, B. Braun, AVK Polypharm, Harper Hygienics, Agfa, Tytan Medical, Наша вата, Технокомплекс


Южный регион

В  анкетах 71 респондентов упоминались 25 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Верофарм, ERG, Johnson & Johnson, Procter & Gamble, Термоприбор, Сфера, Сарепта, Эксимед, Тонус Рос, A & D Company


Южный регион

В  анкетах 99 респондентов упоминались 25 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фармсервис, B. Braun, CPR Produktions, Japan CBM Corp., Paul Hartmann, Van Oostveen Medical, Semperit, Johnson & Johnson, ЛПП Фарм, Наша вата

По оценкам экспертов дистрибьюторов

график

?В анкетах 66 респондентов упоминались 83 компании
11–30-е места в рейтинге заняли:
Medica Project, Торговый Дом Алком, Фармсервис, Верофарм, Riverside, Укрвата, AVK Polypharm, SCA Hygiene Products, Витали, Lauma, B. Braun, Торунский з-д перевяз. матер., Технокомплекс, Microlife , Альпина Пласт, Тест НТК, Тонус Рос, SSl International, Tonus Elast, Ортосервис
?

Вес критериев

график

1. Качество продукции
2. Широта и обновляемость

ассортимента
3. Качество управления и квалификация персонала
4. Гибкость ценовой политики
5. Маркетинговый анализ и рекламная поддержка
6. Качество сервиса производителя по отношению к  дистрибьютору

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті