Первая ласточка. Аптечные продажи: январь 2006  г.

По итогам 2005 г. объем рынка аптечных продаж существенно увеличился по сравнению с 2004 г., а его структура под влиянием новых потребительских предпочтений кардинально видоизменилась. Какие сюрпризы готовит нам год текущий ! Эта статья посвящена анализу аптечных продаж в январе 2006 г., который по праву можно назвать первой ласточкой, символизирующей реализацию прогнозов роста этого сегмента фармрынка. Анализ произведен по данным системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».


Итак, общий объем рынка аптечных продаж в январе 2006 г. составил 745,7 млн грн. в денежном выражении и 157,0 млн упаковок в натуральном, превысив показатели аналогичного периода 2005 г. на 49,7 и 31,3% соответственно (табл. 1). Из них на 648,6 млн грн. было реализовано 108,7 млн упаковок лекарственных средств (ЛС), которые остаются бесспорными лидерами по объему аптечных продаж. Однако показатели прироста по этой категории товаров оказались несколько ниже такового по всей «аптечной корзине» в целом и составили 47,9% в денежном и 31,1% в натуральном выражении. В силу этого их удельный вес в обоих случаях по итогам исследуемого периода немного уменьшился — на 1,1% в денежном и на 0,1% в натуральном выражении, что составляет соответственно 87,0 и 69,3%. При этом довольно высокие показатели прироста объемов продаж были отмечены по остальным категориям товаров. Так, в исследуемый период максимально увеличились объемы продаж косметики — на 105,8 и 97,8% в денежном и натуральном выражении. В данном случае доля этой продукции в структуре розничной реализации превысила показатели аналогичного периода предыдущего года на 0,8 и 0,6% соответственно. Более чем в полтора раза в денежном выражении и на четверть в натуральном увеличились объемы реализации ИМН в исследуемый период, в результате чего их доля в первом случае увеличилась (на 0,3%), а во втором сократилась (на 0,7%). В это же время достаточно высокий прирост объемов реализации БАД привел к увеличению их удельного веса только по натуральному показателю (на 0,2%).

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Январь
(год)
Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 414,7 88,5 84,7 74,8
2005 438,6 88,1 5,7 82,9 69,4 -2,1
2006 648,6 87,0 47,9 108,7 69,3 31,1
ИМН
2004 36,1 7,7 26,0 23,0
2005 38,7 7,8 7,2 33,6 28,1 28,9
2006 60,3 8,1 55,8 43,0 27,4 28,2
Косметика
2004 10,6 2,3 1,5 1,4
2005 10,6 2,1 0,0 1,4 1,1 -11,5
2006 21,8 2,9 105,8 2,7 1,7 97,8
БАД
2004 6,9 1,5 1,0 0,9
2005 10,1 2,0 46,1 1,7 1,4 67,9
2006 15,0 2,0 48,3 2,5 1,6 49,1
Всего
2004 468,4 113,2
2005 498,0 6,3 119,5 5,5
2006 745,7 49,7 157,0 31,3


Основываясь на приведенных данных объемов аптечных продаж по итогам января 2006 г. относительно аналогичного периода 2005 г., интересно рассмотреть изменения ценовых характеристик различных категорий товаров (рис. 1). Так, например, наибольшая разница прироста объемов продаж в денежном и натуральном выражении зафиксирована по ИМН, что свидетельствует о максимальном увеличении средневзвешенной стоимости 1 упаковки именно этих товаров в исследуемый период, которое составило 21,5% по сравнению с январем 2005 г. В это же время повысилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на 12,8%, что составило 5 грн. 97 коп., а также косметики — на 4,0% (8 грн. 07 коп.). И, напротив, доминирование прироста объемов аптечных продаж БАД в натуральном выражении над таковыми в денежном свидетельствует о снижении средневзвешенной стоимости 1 упаковки этих товаров в исследуемый период, правда более умеренном, чем это произошло в январе 2005 г. по сравнению с 2004 г.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом


Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в январе 2004–2006 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом
Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом


Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  предыдущим годом


Приведенные данные свидетельствуют о том, что объемы аптечных продаж ЛС продолжают увеличиваться стремительными темпами, сохраняя тенденции, отмеченные в 2005 г. (рис. 2). В январе 2006 г. их прирост значительно превысил таковой по итогам аналогичного периода 2005 г. И это при том, что в начале каждого года традиционно отмечают некоторый спад потребительской активности. Так, по сравнению с 5,7% прироста в денежном и убылью на 2,1% в натуральном выражении, отмеченными в январе 2005 г. относительно 2004 г., в исследуемый период увеличение объема продаж ЛС представляется весьма значительным.

Структура объемов аптечных продаж различных категорий товаров в разрезе отечественных и зарубежных производителей в январе 2006 г. претерпела некоторые изменения относительно аналогичного периода прошлого года (см. табл. 2, 3). Высокие показатели прироста, отмеченные по всем категориям товаров «аптечной корзины» здесь распределились неравномерно. В то время как объемы реализации зарубежных товаров увеличились на 50,6% в денежном и на 45,1% в натуральном выражении, аналогичные показатели по отечественным товарам в денежном выражении практически в 2 раза превысили таковые в натуральном (47,6 и 24,3% соответственно). При этом удельный вес отечественных товаров «аптечной корзины» по итогам исследуемого периода уменьшился на 0,4 и 3,5% в денежном и натуральном выражении соответственно. Причем решающую роль в этом сыграло некоторое превышение прироста объемов продаж импортных товаров в таких категориях, как ЛС и ИМН. Что же касается косметики и БАД — здесь, напротив, максимальные показатели прироста отмечены в продажах отечественных товаров.


Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Январь
(год)
Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, % Млн грн. Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 304,6 73,4 110,2 26,6
2005 316,9 72,3 4,1 121,6 27,7 10,4
2006 470,1 72,5 48,3 178,5 27,5 46,7
ИМН
2004 23,9 66,2 12,2 33,8
2005 24,8 64,2 4,0 13,8 35,8 13,4
2006 41,0 68,1 65,2 19,2 31,9 39,0
Косметика
2004 7,7 72,7 2,9 27,3
2005 7,6 71,9 -1,0 3,0 28,1 2,7
2006 15,4 70,7 102,2 6,4 29,3 114,9
БАД
2004 3,3 47,8 3,6 52,2
2005 5,1 50,5 54,4 5,0 49,5 38,5
2006 7,4 49,3 44,7 7,6 50,7 51,9
Всего
2004 339,5 72,5 128,9 27,5
2005 354,5 71,2 4,4 143,5 28,8 11,3
2006 533,9 71,6 50,6 211,8 28,4 47,6



Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Январь
(год)
Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
категории, %
D, %
ЛС
2004 25,7 30,3 59,0 69,7
2005 23,6 28,4 -8,3 59,3 71,6 0,6
2006 35,4 32,6 50,5 73,3 67,4 23,5
ИМН
2004 11,5 44,2 14,5 55,8
2005 15,8 47,0 37,0 17,8 53,0 22,5
2006 21,3 49,6 35,2 21,7 50,4 22,0
Косметика
2004 0,8 49,5 0,8 50,5
2005 0,6 44,2 -20,9 0,8 55,8 -2,3
2006 1,2 43,6 95,1 1,5 56,4 99,9
БАД
2004 0,2 24,6 0,7 75,4
2005 0,4 26,3 79,8 1,2 73,7 64,0
2006 0,6 25,1 42,3 1,9 74,9 51,5
Всего
2004 38,2 33,7 75,0 66,3
2005 40,4 33,8 5,7 79,1 66,2 5,5
2006 58,6 37,3 45,1 98,4 62,7 24,3


Анализ ценовой структуры рынка свидетельствует о сохранении тенденций увеличения объемов аптечных продаж средне- и высокостоимостных ЛС в исследуемый период, которые и без того значительно потеснили низкостоимостную нишу (табл. 4). В результате доля последней сократилась на 1,6% в денежном и 5,0% в натуральном выражении по сравнению с аналогичными показателями в январе 2005 г. По этим же препаратам отмечен наименьший прирост объемов продаж как в денежном, так и в натуральном выражении (36,7 и 22,4% соответственно). При этом максимально увеличилась реализация в денежном выражении среднестоимостных ЛС, а в натуральном — высокостоимостных. В данном случае прирост среднестоимостной ниши обусловлен практически равновеликими показателями увеличения объемов продаж ЛС как зарубежного, так и отечественного производства (рис. 3, 4). Что же касается высокостоимостной ниши, то зарубежные ЛС в ней по-прежнему имеют наибольшую долю, однако отечественные производители и здесь демонстрируют высокие приросты продаж, которые в данном случае значительно опережают таковые по зарубежной продукции. Так, по итогам исследуемого периода наибольшие показатели прироста объемов продаж ЛС по сравнению с январем 2005 г. в разрезе ценовых ниш были отмечены в высокостоимостной нише именно по отечественным препаратам: 74,1% в денежном и 98,1% в натуральном выражении. В целом же увеличение объемов продаж отечественных средне- и высокостоимостных препаратов составило суммарно 57,5% в денежном и 48,1% в натуральном выражении, превысив в первом случае аналогичные показатели по зарубежным.

Рис. 3. Прирост объемов продаж зарубежных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе 2006 г. по сравнению с январем 2005 г.


Рис. 3. Прирост объемов продаж зарубежных ЛС в денежном и  натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе 2006 г. по сравнению с январем 2005 г.
Рис. 4. Прирост объемов продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе 2006 г. по сравнению с январем 2005 г.


Рис. 4. Прирост объемов продаж отечественных ЛС в денежном и  натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе 2006 г. по сравнению с январем 2005 г.


Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Январь
(год)
Млн грн. Удельный вес
ниши, %
D, % Млн упаковок Удельный вес
ниши, %
D, %
Низкостоимостная
2004 84,8 20,5 62,5 73,9
2005 88,4 20,2 4,2 62,3 75,1 -0,4
2006 120,9 18,6 36,7 76,3 70,1 22,4
Среднестоимостная
2004 197,0 47,5 19,2 22,6
2005 197,3 45,0 0,2 17,6 21,3 -8,1
2006 299,9 46,2 52,0 27,6 25,4 56,7
Высокостоимостная
2004 132,9 32,1 3,0 3,5
2005 152,9 34,9 15,0 3,0 3,6 1,5
2006 227,9 35,1 49,0 4,9 4,5 61,7
Всего
2004 414,7 84,7
2005 438,6 5,7 82,9 -2,1
2006 648,6 47,9 108,7 31,1


Приведенные данные показывают, что розничный рынок зарубежных ЛС развивается преимущественно экстенсивным путем, о чем свидетельствует превалирование прироста объемов продаж в натуральном выражении над аналогичными показателями в денежном по каждой нише. Соответственно этому было установлено снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного производства в каждой нише. Однако прирост объемов продаж отечественных низко- и среднестоимостных препаратов в денежном выражении значительно превысил таковой в натуральном. Следовательно, возросла их средневзвешенная стоимость, что и привело к общему результату изменений этого показателя (рис. 5). Отметим, что в исследуемый период увеличение средневзвешенной стоимости было отмечено только в низкостоимостной нише (на 11,7%).

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом


Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в  январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 6. Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в январе 2004–2006 гг.


Рис. 6. Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по  объемам продаж в денежном выражении в январе 2004–2006 гг.


Традиционно наибольшим спросом в осенне-зимний период пользуются ЛС группы АТС-классификации третьего уровня N02B. И январь 2006 г. в данном случае не стал исключением (табл. 5). Так по итогам исследуемого периода объем продаж этих препаратов составил 37,4 млн грн., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 63,7%. При этом достаточно высокий прирост объемов продаж отмечен практически по всем группам ЛС АТС-классификации третьего уровня. Однако наиболее значимый прорыв «совершила» группа N06B. Объем продаж входящих в нее препаратов достиг отметки 15,5 млн грн., превысив показатели аналогичного периода 2005 г. на 88,2% и обеспечив группе 9 место в данном рейтинге (для сравнения, январь 2005 г. — 15 место).


Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п

АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.
2004 2005 D, % 2006 D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 27,8 22,9 -17,7 37,4 63,7
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 11,3 14,0 24,4 24,0 70,8
3 C01E Прочие кардиологические препараты 8,9 12,0 34,5 18,4 53,3
4 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 10,6 13,3 26,2 17,5 31,5
5 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 15,2 10,9 -28,3 17,2 57,5
6 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 12,4 10,3 -17,0 17,0 64,4
7 A11A Поливитамины с добавками 13,3 11,8 -11,3 16,8 41,7
8 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 9,7 11,7 20,5 16,5 41,2
9 N06B Психостимуляторы, средства применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства 5,8 8,2 40,6 15,5 88,2
10 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 9,8 11,0 12,1 15,4 40,0
Прочие 289,9 312,4 7,8 453,0 45,0
Всего 414,7 438,6 5,7 648,6 47,9


В исследуемый период несколько изменилась и структура продаж АТС-классификации первого уровня (рис. 6). Несмотря на общее увеличение объемов реализации по всем группам ЛС, в январе 2006 г. относительно аналогичного периода прошлого года уменьшился удельный вес ЛС группы А (на 1,5%) и J (на 0,5%). При этом на 1,4% увеличилась общая доля препаратов групп N, R и C. Это свидетельствует о том, что и в 2006 г. сохраняется тенденция планомерного видоизменения фармакотерапевтической структуры рынка в сторону таковой образца развитых стран.

В январском топ-листе брэндов ЛС по объему продаж в денежном выражении высокие позиции заняли такие препараты, как КОЛДРЕКС, ФЕРВЕКС, ЛАЗОЛВАН, СТРЕПСИЛС, что вполне характерно для сезона повышенного спроса на средства cough&cold (табл. 6). В этот же период на достойных местах оказались 2 препарата группы N06B, в которой был отмечен максимальный прирост объемов аптечных продаж по итогам января 2006 г.: ФЕЗАМ и ЦЕРЕБРОЛИЗИН.


Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в январе 2006 г.

№ п/п

Наименование

1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ЦЕФТРИАКСОН
3 МЕЗИМ
4 АКТОВЕГИН
5 ФЕЗАМ
6 НО-ШПА
7 МИЛДРОНАТ
8 КОЛДРЕКС
9 ПРЕДУКТАЛ
10 ВИТРУМ
11 НАТРИЯ ХЛОРИД
12 ФЕРВЕКС
13 ФЕСТАЛ
14 КЕТАНОВ
15 ЭНАП
16 ЛАЗОЛВАН
17 ЦЕФАЗОЛИН
18 КАПТОПРЕС
19 ПРОСТАМОЛ УНО
20 РАНИТИДИН
21 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
22 СТРЕПСИЛС
23 ГЕПАБЕНЕ
24 ВИАГРА
25 КСЕНИКАЛ
26 ДИКЛОБЕРЛ
27 КАЛЬЦЕМИН
28 КАРСИЛ
29 ЛИНЕКС
30 ЦИТРАМОН
31 КОФОЛ
32 ТЕРАФЛЕКС
33 ТРАУМЕЛЬ С
34 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
35 ФЛУКОНАЗОЛ
36 ФАРМАЗОЛИН
37 АЦЦ
38 ДОЛАРЕН
39 АМБРОКСОЛ
40 НОКСПРЕЙ
41 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
42 КАВИНТОН
43 НАФТИЗИН
44 АНАЛЬГИН
45 МОВАЛИС
46 ОМЕЗ
47 МУЛЬТИ-ТАБС
48 ДОКТОР МОМ
49 СОЛПАДЕИН
50 МАКРОПЕН


Что касается итогового (за январь 2006 г.) рейтинга 50 крупнейших по объемам аптечных продаж ЛС корпораций, в его составе произошли незначительные изменения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 7). В данном случае состав первой десятки остался неизменным. В целом же можно отметить некоторые перемещения организаций с одной позиции на другую и появление лишь нескольких новых имен.


Таблица 7

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2005 и 2006 гг.

Корпорация

№ п/п
2006 г. 2005 г.
Sanofi-Aventis (Франция) 1 1
Menarini Group (Италия) 2 2
Novartis (Швейцария)* 3 6
Дарница (Украина) 4 4
Артериум Корпорация (Украина) 5 3
KRKA (Словения) 6 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 9
Фармак (Украина) 8 7
GlaxoSmithKline (Великобритания) 9 8
Здоровье (Украина) 10 10
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11
Heel (Германия) 12 12
Actavis (Исландия) 13 17
Sagmel (США) 14 14
Servier (Франция) 15 19
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 13
ratiopharm (Германия) 17 20
Genom Biotech (Индия) 18 15
Nycomed (Норвегия) 19 21
Pfizer Inc. (США) 20 18
Bittner (Австрия) 21 16
Ranbaxy (Индия) 22 22
BMS (США) 23 23
Киевский витаминный завод (Украина) 24 29
Egis (Венгрия) 25 28
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 26 24
Schering (Германия) 27 25
Bayer (Германия) 28 83
Sopharma (Болгария) 29 27
Naturwaren (Германия) 30 37
Стада-Нижфарм (Германия—Россия) 31
Биофарма (Украина) 32 35
Pliva (Хорватия) 33 26
Концерн Стирол (Украина) 34 31
Сперко Украина (Украина) 35 39
Zentiva (Чешская Республика) 36 38
Unipharm (США) 37 43
Bionorica (Германия) 38 42
Dr. Reddy’s (Индия) 39 40
Материа Медика (Россия) 40 61
Johnson&Johnson (США) 41 34
Mili Healthcare (Великобритания) 42 50
Grindeks (Латвия) 43 33
Unique Pharmaceuticals Lab. (Индия) 44 36
IVAX (США) 45 32
Pharmascience (Канада) 46 54
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 47 41
Фитофарм (Украина) 48 56
Nabros Pharma (Индия) 49 58
Schering-Plough Corp. (США) 50 53

*с 01.2006 г. данные по компании Hexal AG (Германия) включены в итоговые корпорации Novartis (Швейцария).


Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж в январе 2006 г. по-прежнему возглавляет Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 8). Следует также отметить появление в этом списке компании «Sagmel», которая поднялась на одну позицию относительно аналогичного периода прошлого года и смогла занять 10-е место.


Таблица 8

Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии

№ п/п
2006 г. 2005 г.
Дарница (Украина) 1 1
Berlin-Chemie (Германия) 2 2
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 4
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 6
Здоровье (Украина) 6 7
Киевмедпрепарат (Украина) 7 5
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8
Heel (Германия) 9 9
Sagmel (США) 10 11


Итак, стартовало исследование рынка аптечных продаж 2006 г. Проведенный анализ реализации фармацевтических товаров в январе свидетельствует о том, что тенденции прошлого года сохраняются. Розничный рынок растет достаточно быстро благодаря не только изменениям структуры спроса и повышению уровня покупательской способности, но и за счет приложенных усилий всех его операторов. Объем аптечных продаж в исследуемый период практически в полтора раза в денежном выражении и на треть в натуральном превысил показатели аналогичного периода прошлого года. Люди уже не только покупают больше ЛС, но и платят за них дороже. При этом анализ ценовой структуры показал, что розничный рынок зарубежных ЛС в январе 2006 г. развивался экстенсивным путем. Вместе с тем структура их продаж (подавляющий удельный вес средне- и высокостоимостных препаратов) в значительной степени соответствует характеру спроса, свойственного украинскому потребителю образца 2006 г. Поэтому в своем большинстве зарубежные производители, вполне естественно воспользовавшись веяниями времени, пока что банально наращивают свой товарооборот, практически не нуждаясь в каких-либо видоизменениях ценовой структуры. Однако долго ли будет продолжаться подобная идиллия? Смеем предположить, что вряд ли. Разумеется, речь идет о все более ощутимой конкуренции со стороны отечественных товаров. Украинские производители избрали путь активной борьбы за предпочтения потребителя, усиленно адаптируя свою структуру к общерыночной. Уже в начале года они продемонстрировали то, что смело можно назвать своего рода экспансией средне- и высокостоимостных ниш. По итогам исследуемого периода именно в этих нишах отмечен наибольший прирост объема продаж отечественных ЛС, причем в случае высокостоимостных препаратов он значительно превысил таковой зарубежных. И это не случайное отклонение от нормы, а процесс, уходящий корнями в начало 2005 г., и данные января 2006 г. в очередной раз укрепили описанную тенденцию. Первая ласточка полетела, за ней уже готовится вторая. В феврале произошли существенные изменения (см. статью Новый лидер рынка), но подробнее о рынке аптечных продаж в этот период вы узнаете из следующих публикаций. n


ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–14-ю неделю 2006 г.


Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–14-ю неделю 2006 г.


Еженедельные показатели индексов аптечных продаж в марте 2006 г. достигли своего апогея. Так, в период с 9-й по 11-ю неделю индекс повысился на 13 пунктов и приобрел рекордное до этого момента значение — 1,66, что во многом связано с повышением уровня заболеваемости ОРЗ и гриппом в этот период. Однако уже на 12-й неделе он начал немного снижаться. И, конечно, в связи с наступлением более теплых погодных условий следовало ожидать некоторого спада индекса активности аптечных продаж, но, как показали данные 14-й недели, в начале апреля его значение вновь повысилось.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта Вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети.

Если Вы хотите оценить успешность Вашей компании — звоните по тел.: (044) 569-44-60 или пишите по e-mail: il@morion.kiev.ua. n

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Екатерина Кармалита


Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті