ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ. Простые движения!

Ни для кого не секрет, что жизнь человека с самого рождения проходит в движении. Непо­средственную роль в этом процессе играют суставы. Их функционирование чаще всего нарушается у людей зрелого возраста. Диапазон причин поражения суставов достаточно широк. Подбор эффективных препаратов для терапии при таких состояниях — задача не из легких. В этой публикации речь пойдет о новом препарате для лечения ревматоидного арт­рита и остеоартроза, который появился на украинском фармацевтиче­ском рынке в октябре 2005 г. — ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ — и способах его передвижения в корзину потребителя. При этом наличие точных аналитических данных позволит специалистам отделов закупок аптечных учреждений оптимально сформировать товарные запасы этого препарата. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также исследования Promotestsm компании «Medical Data Management Ukraine».

На протяжении десятков лет для борьбы с болью и воспалением применяют нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). При этом врач обязан помнить, что при использовании лекарственных средств этой группы у больных может возникнуть ряд побочных реакций. Наиболее частыми являются осложнения со стороны верхних отделов желудочно-кишечного тракта, которые в 5% случаев могут сопровождаться перфорацией, кровотечением, хронической скрытой кровопотерей, обусловливая развитие анемии (Швец Н.И. и соавт., 2002). Поэтому ученые продолжают непрерывный поиск эффективных и безопасных препаратов для лечения пациентов с воспалительными и невоспалительными (дегенеративными) заболеваниями суставов. Около 30 лет назад было установлено, что механизм действия НПВП связан с обратимым подавлением активности фермента циклооксигеназы (ЦОГ), регулирующей синтез простагландинов — важнейших медиаторов воспаления, боли и лихорадки. Открытие в 1987 г. двух изоформ ЦОГ позволило объяснить причины эффективности и токсичности (прежде всего гастроэнтерологической) «стандартных» НПВП. Терапевтический эффект НПВП связан с их способностью ингибировать ЦОГ-2, в то время как наиболее частые побочные реакции — поражение пищеварительного тракта, почек и др. — обусловлены подавлением ЦОГ-1. Это позволило приступить к целенаправленному синтезу новых НПВП: ингибиторов (селективных или специфических) ЦОГ-2, обладающих более низкой гастроэнтерологической токсичностью.

Результаты многочисленных широкомасштабных контролируемых испытаний, а также значительный опыт применения ингибиторов ЦОГ-2 в клинической практике свидетельствуют, что основная задача, которая была поставлена при разработке ингибиторов ЦОГ-2 (снижение гастроэнтерологической токсичности), решена весьма успешно.

Сегодня во многих клиниках Украины успешно применяют один из первых селективных ингибиторов ЦОГ-2 — ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ, действующее вещество которого — целекоксиб. Результаты исследований применения целекоксиба послужили убедительным доказательством его высокой эффективности, обусловленной избирательным ингибированием ЦОГ-2. Целекоксиб оказывает мощное противовоспалительное и обезболивающее действие. По эффективности препарат не уступает диклофенаку, ибупрофену и напроксену (Garner S. et al., 2000). При этом риск развития осложнений со стороны пищеварительного тракта сравним с таковым плацебо и значительно ниже, чем при применении неселективных НПВП (Scheiman J.M., 2003).

В продолжающихся сегодня исследованиях профиля безопасности группы НПВП — селективных ингибиторов ЦОГ-2 — основное место занимает проблема развития кардиоваскулярных осложнений. В этом отношении целекоксиб также признан одним из наиболее безопасных представителей НПВП. Так, в популяционном ретроспективном групповом исследовании с участием 2256 пациентов в возрасте старше 66 лет, применявших различные НПВП, в том числе целекоксиб или рофекоксиб, определяли риск смерти или возникновения рецидива застойной сердечной недостаточности (Hudson M. et al., 2005). Полученные результаты свидетельствуют о том, что риск смерти и развития застойной сердечной недостаточности у пациентов, принимавших целекоксиб, ниже.

Таким образом, целекоксиб более безопасен, чем другие НПВП (в том числе и другие коксибы), для пациентов старшего возраста с застойной сердечной недостаточностью. Использование ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ при заболеваниях, в клинике которых преобладает воспалительный и/или болевой синдром: ревматоидный артрит, остеоартроз, анкилозирующий спондилит, подагрический и псориатический артрит — позволяет достичь быстрого положительного эффекта при минимальной частоте возникновения побочных реакций, характерных для других НПВП (как селективных, так и неселективных).

На отечественном фармрынке ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ представлен в одной лекарственной форме — капсулы с различным содержанием действующего вещества (100 и 200 мг, № 10). Режим дозирования устанавливается врачом индивидуально с учетом интенсивности воспалительного процесса и выраженности болевого синдрома. Курс лечения длится от 2–3 нед до 3 мес в зависимости от вида заболевания и эффективности терапии.

Для того чтобы помочь специалистам отделов закупок правильно сформировать потребность аптеки в товарных запасах ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ, рассмотрим специфику продаж препаратов группы МО1А НО1 «Целекоксиб» (далее — конкурентная группа). По итогам января–сентября 2006 г. объем реализации препаратов конкурентной группы составил 3209,5 тыс. грн. в денежном и 141,0 тыс. упаковок в натуральном выражении (рис. 1). В исследуемый период он увеличился на 31,2 и 51,0% соответственно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Примечательно, что в первом случае показатели прироста объемов продаж препаратов группы МО1А НО1 «Целекоксиб» в полной мере соответствуют общерыночному показателю увеличения объемов аптечных продаж лекарственных средств, который за первые 9 мес 2006 г. составил 31,8%. Зато во втором случае по препаратам конкурентной группы отмечено значительное превалирование темпов прироста объемов продаж над таковыми по рынку в целом.

Динамика объемов аптечных продаж конкурентной группы  препаратов в денежном выражении в январе 2004 г. – сентябре 2006 г.

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж конкурентной группы препаратов в денежном выражении в январе 2004 г. – сентябре 2006 г.


Таблица

Рекомендации по объему месячного товарного запаса ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками

Тер. характеристика Население (тыс. чел.)
< 100 100–700 >700
Фин. характеристика Не менее Не менее Не менее
Аптеки с  выручкой до 50 тыс. грн. 1–2 1–2 2–3
от 50 до 100 тыс. грн. 2–3 2–3 2–3
от 100 до 200 тыс. грн. 2–3 3–4 3–4
более 200 тыс. грн. 4–5 5–6 5–6
Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн. 2–3 2–3 2–3
от 50 до 100 тыс. грн. 3–4 3–4 3–4
от 100 до 200 тыс. грн. 4–5 3–4 3–4
более 200 тыс. грн. 5–6 5–6 5–6
Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн. 1–2 1–2 1–2
от 50 до 100 тыс. грн. 2–3 1–2 1–2
от 100 до 200 тыс. грн. 2–3 2–3 2–3
более 200 тыс. грн. 3–4 2–3 2–3

Так, наметилась четкая тенденция снижения средневзвешенной стоимости 1 упаковки препаратов конкурентной группы. Причем эти изменения в полной мере свидетельствуют о смещении акцента потребителя в сторону более дешевых препаратов конкурентной группы. Отметим, что ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ в двух формах выпуска относится к среднестоимостной нише. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ по 100 и 200 мг по итогам первых 9 мес 2006 г. составила 8,2 и 14,4 грн. соответственно,тогда как в целом по рынку средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов группы МО1А НО1 — 22,8 грн.

«Индекс ЗДОРОВЬЯ», рассчитанный по препарату ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ, свидетельствует о более чем трехкратном увеличении выручки от продажи этого препарата одним аптечным учреждением, где он представлен на полке, с октября 2005 г. по сентябрь 2006 г. (рис. 2). Следует также отметить, что ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ в двух формах выпуска реализуют в аптеках практически равномерно. Так, порядка 60% объема продаж препарата в натуральном выражении составляет форма выпуска с содержанием действующего вещества 100 мг и 40% — 200 мг. Такие пропорции необходимо учитывать специалистам отделов закупок в процессе планирования товарных запасов ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ.

«Индекс ЗДОРОВЬЯ» по препарату ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ за октябрь 2005 – сентябрь 2006 гг.

Рис.2. «Индекс ЗДОРОВЬЯ» по препарату ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ за октябрь 2005 – сентябрь 2006 гг.


Еще одним конкурентным преимуществом ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ является активная промоционная деятельность компании-производителя, направленная на его продвижение. Фармакотерапевтические свойства препарата предполагают знание и владение полной информацией о нем врачей различных специальностей, а также фармацевтов. Согласно данным компании «Medical Data Management Ukraine», в январе–сентябре 2006 г. основной аудиторией, на которую были направлены промоционные усилия компании-производителя, стали фармацевты, терапевты и неврологи (рис. 3). Кроме того, ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ промотировали среди ортопедов/травматологов, психиатров, хирургов, кардиологов и др.

Для того чтобы лучше понять специфику продаж препаратов конкурентной группы и место ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ в ней, давайте детально проанализируем объемы продаж группы МО1А НО1 «Целекоксиб» в различных аптечных учреждениях. Напомним, что при проведении анализа определяют категорию торговой точки (ТТ — аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), финансовую и территориальную характеристику (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж использовались данные за сентябрь 2006 г.

Удельный вес количества воспоминаний фармацевтов и врачей различных специальностей о промоциях препарата ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ в январе–сентябре 2006 г.

Рис. 3. Удельный вес количества воспоминаний фармацевтов и врачей различных специальностей о промоциях препарата ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ в январе–сентябре 2006 г.


Приведенные данные о минимальном и максимальном количестве проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ с различными финансовыми характеристиками указывают на неравномерное распределение объемов его продаж (рис. 4). Так, по итогам сентября 2006 г. в группе ТТ с выторгом от 50 до 100 тыс. грн. в одной из аптек реализовали 71 упаковку препаратов конкурентной группы, тогда как в другой — всего 1. В среднем по группе этот показатель составил 4,5 упаковки. Позволим себе предположить, что любая ТТ с идентичными финансовыми и территориальными характеристиками способна реализовать не менее 5–6 упаковок таких препаратов в месяц.

Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, в сентябре 2006 г.

Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, в сентябре 2006 г.


При этом необходимо также учитывать, что максимальные объемы продаж препаратов конкурентной группы сконцентрированы в аптеках. Однако в среднем в одной аптеке реализуют на 40% больше упаковок препаратов исследуемой группы, чем в аптечном киоске, и на 10% меньше, чем в аптечном пункте. Таким образом, специалистам отделов закупок необходимо планировать товарные запасы конкурентной группы препаратов в интервале между средними и максимальными показателями объемов их продаж с учетом финансовых и территориальных характеристик ТТ (рис. 5).

Среднее количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптеках, аптечных пунктах и аптечных киосках, сгруппированных по объемам выручки, в сентябре 2006 г.

Рис. 5. Среднее количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в аптеках, аптечных пунктах и аптечных киосках, сгруппированных по объемам выручки, в сентябре 2006 г.


Согласно полученным данным, в сентябре 2006 г. в небольших городах с населением от 100 до 700 тыс. человек среднее количество проданных упаковок этих препаратов превышает таковое в крупных населенных пунктах (рис. 6). Этот факт необходимо учитывать специалистам отделов закупок при планировании товарных запасов исследуемой группы препаратов для аптечных учреждений с различными территориальными характеристиками.

Среднее количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, с учетом категорий населенных пунктов, в сентябре 2006 г.

Рис. 6. Среднее количество проданных упаковок препаратов конкурентной группы в ТТ, сгруппированных по объемам выручки, с учетом категорий населенных пунктов, в сентябре 2006 г.

Подводя итоги проведенного исследования, предлагаем наши рекомендации для специалистов отделов закупок о формировании месячного товарного запаса ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ, который смогут реализовать ТТ с определенными финансовыми и территориальными характеристиками (таблица).

Итак, за относительно короткий период пребывания на украинском фармацевтическом рынке ФЛОГОКСИБ-ЗДОРОВЬЕ уже успел отлично зарекомендовать себя и завоевать доверие у определенного круга пациентов. Активные промоционные действия компании-производителя повышают его узнаваемость. Поэтому уже сегодня можно утверждать, что количество его потребителей будет увеличиваться. К тому же для людей, разумно распоряжающихся своими доходами, доступность и цена ФЛОГОКСИБА-ЗДОРОВЬЕ — весомое преимущество. Наличие этого препарата на полке вашей аптеки может не только помочь облегчить движения пациентов, но и сделать более успешным ваше коммерческое предприятие. o

Оксана Сергиенко, Олег Мазуренко


Нурофен - Головная боль? Не нужно терпеть!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*


Останні новини та статті