Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2015 г.: Helicopter View

В 2015 г. продолжается спад экономики Украины. По данным Государственной службы статистики Украины (далее — ГСС), снижение реального ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) в I кв. 2015 г. составило –17,2%, во II кв. 2015 г. — –14,6%. Согласно последнему прогнозу Всемирного банка ВВП Украины в 2015 г. снизится на 12%, а инфляция составит порядка 50%. Сегодня ГСС сообщает об инфляции в 41,4% по итогам 9 мес. Также стоит отметить увеличение Украиной внешних долговых обязательств. По данным Министерства финансов Украины, внешний государственный долг Украины по состоянию на 01.09.2015 г. в долларовом выражении составляет 46,1 млрд дол. США, увеличившись по сравнению с началом года на 18,8%. Все эти показатели оказывают влияние на фармацевтический рынок. В данной публикации представлен анализ ключевых показателей фармрынка Украины по итогам 9 мес 2015 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

За 9 мес 2015 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 36,4 млрд грн. и 1,15 млрд упаковок. В денежном выражении продажи увеличились на 23,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущим года. В то же время объем проданных упаковок сократился на 14,5%. В долларовом выражении общий объем продаж товаров «аптечной корзины» сократился на 36,2% (рис. 1).

Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» традиционно доминируют лекарственные средства и изделия медицинского назначения (ИМН). В исследуемый период их суммарный удельный вес составляет 92,9% в денежном и 94,8% в натуральном выражении. В целом же для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны рыночные тенденции к увеличению объема продаж в денежном выражении и снижению — в натуральном. При этом их долевое соотношение изменяется незначительно (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении за 9 мес 2013–2015 гг.
9 мес, год Лекарственные средства ИМН Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение
2013 21753,4 13,4 84,9 2062,9 10,0 8,0 1049,6 9,0 4,1 763,4 17,4 3,0 25629,3 13,0
2014 25043,3 15,1 85,0 2382,2 15,5 8,1 1143,8 9,0 3,9 883,3 15,7 3,0 29452,6 14,9
2015 30689,2 22,5 84,2 3159,0 32,6 8,7 1398,8 22,3 3,8 1186,8 34,3 3,3 36433,8 23,7
Натуральное выражение
2013 930,1 1,4 63,5 458,8 4,7 31,3 43,5 4,5 3,0 32,8 6,5 2,2 1465,2 2,6
2014 847,7 –8,9 62,9 427,9 –6,7 31,7 40,0 –8,0 3,0 31,9 –2,7 2,4 1347,5 –8,0
2015 742,4 –12,4 64,5 349,2 –18,4 30,3 32,7 –18,2 2,8 27,6 –13,5 2,4 1152,0 –14,5

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2015 г. составила 31,6 грн. и повысилась на 44,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 2). Самой дорогостоящей категорией стали диетические добавки, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которых составила 43,0 грн., косметика — 42,7 грн., лекарственные средства — 41,3 грн.

Рис. 2
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

По итогам 9 мес 2015 г. объем продаж лекарственных средств составил 30,7 млрд грн. за 742,4 млн упаковок и увеличился в денежном выражении на 22,5%. В то же время в натуральном выражении показатели динамики объема продаж остаются отрицательными и составляют –12,4%. В долларовом выражении также отмечается уменьшение объема продаж на 37,5% (рис. 3).

Рис. 3
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Помесячная динамика объема продаж свидетельствует о сохраняющейся тенденции к его увеличению в гривневом и уменьшению — в натуральном и долларовом выражении. Однако стоит отметить, что темпы уменьшения объема аптечных продаж в упаковках и долларовом выражении замедляются. (рис. 4).

Рис. 4
44444
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) с января 2014 по сентябрь 2015 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Анализ индикаторов прироста рынка лекарственных средств отчетливо демонстрирует, что относительно показателей предыдущего года с апреля 2015 г. отмечается снижение влияния инфляционной составляющей на рост рынка в денежном выражении. Индексы замещения и эластичности спроса, которые характеризуют перераспределение структуры потребления и отказ от покупки, остаются отрицательными, однако с каждым месяцем их негативное влияние на развитие рынка снижается (рис. 5).

Рис. 5
555555
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января 2014 — сентября 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и мета- болизм», на 2-й позиции находятся препараты группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а на 3-е место вышла группа N «Средства, действующие на нервную систему», что связано со значительным увеличением объема продаж обезболивающих препаратов (рис. 6).

Рис. 6
666666
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 9 мес 2014–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

За 9 мес 2015 г. отмечаются более высокие показатели динамики продаж рецептурных препаратов по сравнению с безрецептурными как в денежном, так и в натуральном выражении. Это способствовало смещению структуры потребления в сторону рецептурных препаратов (рис. 7).

Рис. 7
 Структура аптечных продаж Rx- и OTC-препаратов в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 9 мес 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж Rx- и OTC-препаратов в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 9 мес 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре потребления препаратов украинского и зарубежного производства происходят более значительные изменения. Показатели динамики продаж отечественных препаратов за 9 мес 2015 г. значительно превышают аналогичные показатели зарубежных. Вследствие этого удельный вес украинских препаратов в структуре рынка существенно увеличился и составляет 77% в натуральном и 40,5% в денежном выражении (рис. 8).

Рис. 8
 Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 9 мес 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за 9 мес 2014–2015 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В условиях кризиса доминирование отечественных препаратов не удивительно, поскольку их стоимость гораздо ниже зарубежных аналогов. Так, по итогам 9 мес 2015 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства повысилась и составила 106,8 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель составляет 21,8 грн. (рис. 9).

Рис. 9
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам за 9 мес 2014–2015 гг.
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в сегменте аптечных продаж по итогам за 9 мес 2014–2015 гг.

В последние месяцы отмечается относительная стабилизация курса гривни по отношению к доллару США (рис. 10). Это способствует снижению и стабилизации розничных цен на лекарственные средства. По итогам сентября 2015 г., средний индекс розничных цен на препараты по отношению к январю 2014 г. составил 90%. Значимое снижение цен отмечается в сегменте препаратов, закупаемых непосредственно у зарубежных производителей за валюту, индекс цен для которых снизился со 152% в марте до 123% в сентябре 2015 г. (рис. 11). В то же время стоит отметить, что, по данным ГСС, инфляция по итогам сентября 2015 г. составила 41,4% по отношению к декабрю 2014 г. Индекс цен на продукты питания составил 32,5%, а на фармацевтическую продукцию, медицинские товары и оборудование – 32,3%. Однако, по нашим расчетам, индекс цен на лекарственные средства в сентябре 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г. составляет порядка 21,5%.

Рис. 10
100000
Динамика среднемесячного официального курса гривни по отношению к доллару США (за 100 дол.), по данным НБУ, за период с января 2014 по сентябрь 2015 г., а также темпы прироста по отношению к январю 2014 г.
Рис. 11
11111
Средний индекс розничных цен на лекарственные средства зарубежного производства в разрезе закупаемых за валюту и за гривню, а также отечественных препаратов за период февраля 2014 по сентябрь 2015 г. по сравнению с январем 2014 г.

По итогам 9 мес 2015 г. рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляют АКТОВЕГИН, НО-ШПА и НАТРИЯ ХЛОРИД. Также, значительно улучшив, свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., в топ-30 попали такие брэнды, как ЦЕФТРИАКСОН, ФАНИГАН, СИНУПРЕТ, ПАНКРЕАТИН, АРМАДИН и ЭНАП (табл. 2). В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж в денежном выражении за 9 мес 2015 г. украинские производители укрепили свои позиции. Тройку лидеров представляют «Фармак», «Berlin-Chemie/Menarini Group» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Брэнд № п/п, год
2015 2014 2013
АКТОВЕГИН 1 1 1
НО-ШПА 2 2 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 3 7 7
НУРОФЕН 4 9 18
НИМЕСИЛ 5 6 11
ЦИТРАМОН 6 4 6
ЭССЕНЦИАЛЕ 7 5 5
НАЛБУФИН 8 25 28
СПАЗМАЛГОН 9 8 9
ТИВОРТИН 10 24 32
КОДТЕРПИН 11 29 2
РЕОСОРБИЛАКТ 12 18 20
ФАРМАЦИТРОН 13 11 21
КАРДИОМАГНИЛ 14 3 3
ЦЕФТРИАКСОН 15 47 42
ЛИНЕКС 16 10 8
КАРСИЛ 17 17 13
ДИКЛОБЕРЛ 18 23 41
КАНЕФРОН 19 20 22
АУГМЕНТИН 20 26 19
КАПТОПРЕС 21 27 26
ФАНИГАН 22 28 119
СИНУПРЕТ 23 36 40
КЕТАНОВ 24 16 14
АЦЦ 25 46 50
ТИОТРИАЗОЛИН 26 14 17
ПАНКРЕАТИН 27 67 94
АРМАДИН 28 58 144
СИОФОР 29 22 57
ЭНАП 30 48 34
Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении за 9 мес 2015 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2015 2014 2013
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Дарница (Украина) 3 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 4 5 7
Здоровье Группа компаний (Украина) 5 9 9
Sanofi (Франция) 6 6 5
Takeda (Япония) 7 4 4
Gedeon Richter (Венгрия) 8 7 8
KRKA (Словения) 9 10 11
Teva (Израиль) 10 8 6
Киевский витаминный завод (Украина) 11 16 17
Sandoz (Швейцария) 12 11 12
Юрия-Фарм (Украина) 13 20 22
Кусум Фарм (Украина) 14 18 25
GlaxoSmithKline (Великобритания) 15 15 15
Борщаговский ХФЗ (Украина) 16 19 16
Actavis Group (Исландия) 17 13 14
Bayer Consumer Care (Швейцария) 18 14 13
Servier (Франция) 19 12 10
Stada (Германия) 20 21 19
Abbott Products GmbH (Германия) 21 17 18
Sopharma (Болгария) 22 27 27
Фарма Старт (Украина) 23 32 41
ИнтерХим (Украина) 24 28 20
Alpen Pharma AG (Швейцария) 25 22 24
Дельта Медикел (Украина) 26 23 21
Heel (Германия) 27 45 38
Bayer Pharma (Германия) 28 34 35
Boehringer Ingelheim (Германия) 29 26 28
Novartis Consumer Health (Швейцария) 30 24 26

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за 9 мес 2015 г. составил 25,2 млрд грн. в ценах закупки аптечными учреждениями, превысив соответствующий показатель предыдущего года на 27,2%. При этом в натуральном выражении объем поставок сократился на 10,2%. В долларовом эквиваленте уменьшение объема поставок составило 35,5% (рис. 12).

Рис. 12
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) за 9 мес 2013–2015 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рейтинг дистрибьюторов традиционно возглавляет компания «БаДМ», также в тройку лидеров вошли «Оптима-Фарм» и «Вента» (табл. 4). При этом стоит отметить, что в последние месяцы «Вента» существенно увеличила свою долю на рынке (рис. 13).

Таблица 4 Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за 9 мес 2015 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2013–2014 гг.
Дистрибьютор 2015 2014 2013
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепропетровск) 3 3 4
ФРАМ КО (Киев) 4
Фармпланета (Киев) 5 6 6
Фито-Лек (Харьков) 6 7 7
Фра-М (Донецк) 7 4 5
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) 8 8 9
Аметрин ФК (Киев) 9 10 16
Фармако (Киев) 10 9 8
Рис. 13
133333
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2014 по сентябрь 2015 г.

ИТОГИ

Помимо значительно снижения ключевых макроэкономических показателей в 2014–2015 гг., Украина потеряла в 2014 г. часть территории, что также оказало значительное влияние на развитие рынка. Без учета этих территорий показатели динамики продаж лекарственных средств на контролируемой Украиной территории за 9 мес 2015 г. составляют +38,6 в денежном, –1,4% в натуральном и –29,3% в долларовом выражении. При этом показатели по Украине в целом составляют +22,5%, –12,4% и –37,5% соответственно. Стабилизация курса гривни по отношению к доллару США способствует стабилизации розничных цен на лекарственные средства. По итогам 9 мес 2015 г. индекс цен на них ниже такового для продуктов питания. Структура потребления продолжает смещаться в сторону отечественной продукции. Вследствие этого отечественные производители значительно укрепили свои позиции в рейтинге по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Денис Кирсанов

Коментарі

Онуфрій 28.10.2015 10:17
Кодтерпин поднялся. Рецептурный отпуск отменили?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті