ФармЭксперт–2007: критерии оценки

Критерием истины является опыт.
Кампанелла

Сложно не согласиться с этим потрясающе метким высказыванием знаменитого философа. На фармацевтическом рынке Украины носителями поистине бесценного опыта являются его эксперты. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» вот уже 11-й год подряд обращается к ним с рядом вопросов, ответы на которые в конечном итоге определяют положение производителей и дистрибьюторов лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рейтингах, сформированных на основании самых различных критериев. Разумеется, те показатели, которыми руководствуются участники опроса для взаимной оценки, являются краеугольным камнем исследования «ФармЭксперт». Эта публикация призвана раскрыть для наших читателей тему критериев оценки.

ФармЭксперт–2007: критерии оценки

Для составления максимально достоверного рейтинга лучших дистрибьюторов лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках блока «ФармЭксперт — Взгляд из аптеки» провизорам первого стола предложено назвать 10 компаний, которые в наибольшей степени удовлетворяют шести основным критериям (табл. 1). Причем работает ли в данный момент аптечное предприятие, сотрудником которого является респондент, с каждым названным поставщиком — не имеет значения.

Таблица 1

Критерии оценки дистрибьюторов провизорами первого стола

№ п/п Критерий оценки
1 Полнота ассортимента
2 Минимальная дефектура
3 Цена
4 Скорость доставки
5 Качество поставки и документальное сопровождение
6 Форма осуществления заказа
7 Отсрочка платежа, скидки при предоплате
8 Минимальная сумма заказа

Перед экспертами центров закупок стоит несколько иная задача — им необходимо оценить долю каждого дистрибьютора в общем объеме закупок аптечного предприятия. Особенно важно, что эти данные по итогам 2007 г. в рамках серии публикаций, посвященных «ФармЭксперту–2007», теперь уже могут быть сопоставлены с аналогичными показателями предыдущих двух лет.

Кроме того, в этом же блоке работники аптечных предприятий должны определить лучших производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения с учетом целого ряда критериев (табл. 2). Задача экспертов центров закупок подразумевает также и ранжирование этих критериев в порядке убывания важности.

Таблица 2

Критерии оценки производителей провизорами первого стола и экспертами центров закупок

№ п/п Критерий оценки
1 Качество продукции
2 Ценовая привлекательность продукции
3 Широта и обновляемость ассортимента производителя
4 Популярность продукции у медицинских специалистов
5 Рекламная поддержка
6 Популярность продукции у конечных потребителей

?Весьма интригующим нововведением является оценка активности внешней службы производителей. В «ФармЭксперте–2007» респондентам предлагается назвать тех производителей, представители которых наиболее часто посещают данную аптеку с промоциями собственной продукции. Вместе с тем они же назовут наиболее промотируемые брэнды ЛС.

Эксперты производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках блока «ФармЭксперт — Экспертный профиль» выскажут свое мнение о достижениях дистрибьюторов в 2007 г. Для этого они, прежде всего, определят важность различных показателей их деятельности:

  • финансовая дисциплина (планомерность и регулярность платежей; возможность работать по предоплате, отсутствие существенных задержек в оплате контрактов и  прочее);
  • характеристики закупок (насколько значительны закупки, соответствуют ли их объемы ожиданиям производителя; насколько широк закупаемый ассортимент; позволяют ли характеристики закупок планировать производство и т.п.);
  • квалификация персонала (насколько квалифицирован тот персонал дистрибьютора, от которого непосредственно зависят закупка и сбыт производимой продукции);
  • доступность информации (открытость и полнота сведений, предоставляемых дистрибьютором, об организации его работы и о характеристиках продаж);
  • перспективность сотрудничества с дистрибьютором (перспективность исходя из его выгодности и с  учетом схем работы дистрибьютора на рынке и  прочее).

Далее наши респонденты назовут от 1 до 5 дистрибьюторов, которые в наибольшей степени соответствуют каждому из критериев.

Эксперты дистрибьюторов также имеют возможность назвать лучших, на их взгляд, производителей. Причем принцип здесь аналогичен тому, который используют производители для оценки дистрибьюторов.

Разумеется, перечень критериев сформирован с учетом специфики деятельности производителей:

  • качество продукции (уровень качества, его стабильность; репутация производителя по качеству продукции и прочее);
  • широта и обновляемость ассортимента (полнота удовлетворения запроса дистрибьюторов в ассортименте; насколько он обновляем и актуален и т.п.);
  • качество управления и  квалификация персонала (насколько удобно и  оперативно можно работать с производителем; наделены ли контактные менеджеры должными полномочиями, заботятся ли о покупателе (дистрибьюторе) и прочее);
  • гибкость ценовой политики (выгодность финансовых условий: насколько гибок прайс; возможно ли достижение специальных ценовых условий поставки; насколько рентабельно закупать продукцию именно у этого производителя и т.д.);
  • маркетинговый анализ и  рекламная поддержка (усилия производителя в  стратегическом планировании и анализе рынка; влияние производителя на структуру украинского фармацевтического рынка; ведет ли производитель рекламные кампании по поддержке собственного брэнда и отдельных наименований продукции; насколько эти кампании влияют на сбыт продукции производителя и прочее);
  • качество сервиса производителя в отношении дистрибьютора (наличие и эффективность обратной связи с  производителем; скорость принятия решений; уровень взаимодействия медицинских представителей с торговыми менеджерами дистрибьюторов и т.п.).

В заключительном, третьем, блоке «ФармЭксперт — Программа партнерства» эксперты дистрибьюторов подведут итоги собственной деятельности в 2007 г. по основным аспектам:

  • объем реализации компании за 2007 г.;
  • средняя наценка на  фармацевтическую продукцию, реализуемую компанией в 2007 г.;
  • количество ассортиментных позиций в предложении компании на момент опроса;
  • количество прямых контрактов с производителями за 2007 г.;
  • количество активных клиентов за IV кв. 2007 г. ;
  • географическое территориальное покрытие.

В результате на основании этих показателей (по отдельности и в комплексе) будет построен целый ряд рейтингов, которых, смеем предположить, с нетерпением ожидают операторы фармацевтического рынка и другие заинтересованные лица.

ОБРАЩЕНИЕ К ЭКСПЕРТАМ

Опрос экспертов фармацевтического рынка Украины уже подходит к своему логическому завершению. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» выражает благодарность всем респондентам за помощь сотрудникам, которые проводят опрос, и за серьезный, объективный подход к предоставляемым данным.

Чтобы картина взаимоотношений между операторами рынка оказалась завершенной и целостной, осталось сделать всего несколько шагов. Уже в ближайшее время на страницах «Еженедельника АПТЕКА» появятся первые результаты — квинтэссенция суждений фармэкспертов самого различного профиля! n

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті