Не можешь бежать — иди, ползи, главное — продвигайся! Инфраструктура аптечного рынка. Часть II: регионы

В  условиях, когда аптечным операторам на рынке становится все теснее, роль важнейшего конкурентного преимущества начинает играть скорость реакции. Структура аптечного предприятия в современных условиях должна постоянно корректироваться, причем не только в  соответствии с локальными тенденциями, но и с  оглядкой на флагманский курс. При подготовке публикации использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и сведения Госкомстата Украины.

Методология

Напомним читателям некоторые особенности методологии этого исследования. Данные, приведенные в публикации, основываются на сведениях о лицензиях на розничную реализацию лекарственных средств по состоянию на 1.01.2008 г. (для сравнения приводится информация по  состоянию на 1.01.2005 г. и 1.01.2007 г.). Под одной лицензий может функционировать от одной до нескольких сотен торговых точек (ТТ), образуя таким образом аптечное предприятие соответствующего размера.

В зависимости от количества ТТ, действующих под одной лицензией, мы традиционно разделили аптечные предприятия на такие категории: одиночная ТТ, малое (2–5 ТТ), среднее (6–10 ТТ), крупное (10–25 ТТ), большое предприятие (26–50 ТТ) и мегасеть (более 50 ТТ). Следует подчеркнуть, что для отображения структуры и  размеров аптечных предприятий отдельных регионов и областей учитываются только ТТ, находящиеся непосредственно на их территории. То есть в масштабах Украины аптечное предприятие может рассматриваться как мегасеть, в масштабах региона — как крупное предприятие, а в отдельной области может вообще не иметь ТТ.

В зависимости от географического расположения вся территория Украины была условно разделена на такие регионы: Западный (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области), Центральный (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области), Южный (АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области), Восточный (Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская области) и город Киев, который представлен как самостоятельная административная единица.

В рамках этой публикации все лицензиаты были условно разделены на два сегмента — принадлежащие физическим лицам-предпринимателям (далее — СПД) и на  предприятия других форм собственности.

Для отображения некоторых макростатистических показателей использовали данные Госкомстата Украины. Информация об объемах розничной реализации фармацевтической продукции в разрезе регионов Украины базируется на данных системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Региональная статистика

Каждая страна мира, представляя единое целое, имеет особенности по  уровню развития отдельных территорий. Не является исключением в этом и Украина. Вполне естественно, что инфраструктура отечественного аптечного рынка не однородна по всей территории страны и имеет те или иные локальные особенности в зависимости от целого ряда условий, существующих в регионах. В первую очередь такими «разобщающими» факторами являются уровень экономического и социально-демографического развития региона, также зависящие от географических, природных и исторических особенностей территории.

В противоположность региональным особенностям действует другая группа факторов, направляющих аптечный рынок Украины в одну сторону, делая его однородным. К ним можно отнести единое законодательство и  отсутствие искусственных экономических барьеров между территориями. Высокая конкуренция в экономически сильных регионах также способствует развитию аптечного рынка более слабых, тем самым направляя их эволюцию по  одинаковому пути.

Таким образом, сбалансированность этих двух групп факторов в  масштабах страны будет определять, усиливаются ли отличия между регионами или все-таки происходит планомерное их движение в одном направлении.

Пожалуй, важнейшую роль в  экстенсивном росте фармрынка отдельных областей играет сложившаяся демографическая ситуация. Региональная специфика аптечных продаж напрямую зависит от численности населения региона и его плотности. Так, по состоянию на 1.01.2008 г. население Украины составило 46,3 млн человек. При этом на  долю Западного региона приходится 23,3% населения страны, Восточного — 28,5%, Южного — 18,5%, Центрального — 23,9% (рис. 1). Наибольшую численность населения (а также его плотность) отмечают в Донецкой обл., которая выделяется по своим показателям даже среди прочих областей Восточного региона. Наиболее неоднородно распределено население Западного региона. И хотя в большинстве его областей численность населения меньше, чем в других регионах, его плотность варьирует от 52 чел./кв. км в Волынской области до 112 чел./кв. км в  Черновицкой. В то же время в Центре и на Юге Украины эти показатели более однородны (в  пределах 36–76 чел./кв. км). Плотность населения в столице в десятки раз больше, чем в областях, поэтому прямое сравнение их с Киевом будет не вполне корректным.

Рис. 1. Количество населения и его плотность в разрезе областей Украины по состоянию на 1.01.2008 г.


Рис. 1. Количество населения и его плотность в разрезе областей Украины по состоянию на 1.01.2008 г.

Естественно, что распределение объема аптечных продаж по областям Украины хорошо согласуется с таковым численности населения (рис. 2). Тем не менее хозяйственная деятельность регионов также вносит свои коррективы в выторг аптечных учреждений. Например, благодаря курортной направленности Крым занимает 3-е место по объему аптечных продаж, хотя по численности населения он занимает лишь 7-е место.

Рис. 2. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе областей Украины с указанием количества ТТ по итогам 2007 г.


Рис. 2. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе областей Украины с указанием количества ТТ по  итогам 2007 г.

Лидеры по объему аптечных продаж и количеству ТТ — Донецкая и  Днепропетровская области. В то же время уровень аптечных продаж не напрямую зависит от количества ТТ. Например, Одесская обл. по  количеству ТТ занимает 4-е место, а по объему аптечных продаж — лишь 8-е. В Киеве на 1276 ТТ приходится выторг в 1,4 млрд грн.

Малейшие изменения в  социально-демографической структуре незамедлительно отражаются на показателях розничного фармацевтического рынка Украины. Объясняется это вполне очевидным фактом — структура фармрынка всецело зависит от характера спроса, который формируется самим населением и может быть достаточно специфичным для каждого региона.

Изменение объема аптечных продаж в областях Украины происходит неравномерно и это в первую очередь связано с  неоднородным приростом количества ТТ и среднего выторга на 1 ТТ в них (рис. 3). В  областях Восточного и Южного регионов соответствующий прирост объема продаж в 2008 г. был достигнут в основном благодаря значительному увеличению выторга, приходящегося на 1 ТТ, тогда как в Хмельницкой и Черновицкой областях — в  первую очередь благодаря увеличению количества ТТ.

Рис. 3.  Прирост/убыль объема аптечных продаж в денежном выражении, выторга в среднем на 1 ТТ и их количества в разрезе областей Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.


Рис. 3. Прирост/убыль объема аптечных продаж в денежном выражении, выторга в среднем на 1 ТТ и их количества в  разрезе областей Украины в 2007 г. по сравнению с 2006 г.

Численность трех основных категорий ТТ (аптеки, аптечные киоски и пункты), на  первый взгляд, хаотично изменяется — их доля в  общем количестве региона или области то убывает, то резко увеличивается (таблица). Однако за всеми этими изменениями стоит уже довольно четко выраженный вектор движения — Киев. Столица Украины была и остается флагманом фармацевтического рынка, и то, что структура аптечных предприятий остальных регионов все больше приближается к киевской — явление вполне закономерное (рис. 4). Хотя некоторые области не успевают за характерными изменениями аптечной инфраструктуры столицы, но в целом региональная аптечная структура Украины в начале 2008 г. еще на  3,3% приблизилась к киевской по сравнению с 2007 г.

Таблица

Количество аптек, аптечных пунктов и киосков, их доля и  динамика по отношению к предыдущему году в  разрезе областей и регионов Украины по состоянию 1.01.2008 г.

Область/
регион

Количество ТТ

Доля, %

D, % по отношению к 2007 г.

В общем количестве ТТ

Всего в  Украине

Аптеки

Аптечные киоски

Аптечные пункты

Всего

Аптеки

Аптечные киоски

Аптечные пункты

Аптеки

Аптечные киоски

Аптечные пункты

Всего

Украина

Всего

11178

5853

5399

22430

49,8

26,1

24,1

9,9

0,0

1,5

5,1

Восточный регион

Днепропетровская

980

439

361

1780

55,0

24,7

20,3

7,9

10,0

-3,7

-3,0

3,5

Донецкая

845

529

537

1911

44,2

27,7

28,1

8,5

3,6

0,8

2,7

2,5

Луганская

613

242

357

1212

50,6

20,0

29,5

5,5

7,7

1,3

3,8

5,2

Харьковская

707

444

270

1421

49,8

31,2

19,0

6,3

6,6

2,5

0,0

4,0

Всего

3145

1654

1525

6324

49,7

26,2

24,1

28,2

7,0

0,1

1,1

3,7

Западный регион

Волынская

176

104

153

433

40,6

24,0

35,4

1,9

4,1

7,2

7,0

5,9

Закарпатская

388

128

137

653

59,4

19,6

21,0

2,9

13,8

-0,8

-0,7

7,4

Ивано-Франковская

346

174

186

706

49,0

24,6

26,4

3,1

16,1

6,1

-5,6

7,1

Львовская

642

252

246

1140

56,3

22,1

21,6

5,1

9,0

-2,3

0,4

4,4

Ровенская

236

73

122

431

54,8

16,9

28,3

1,9

6,3

-15,1

7,0

2,1

Тернопольская

254

112

123

489

51,9

22,9

25,2

2,2

7,2

13,1

0,8

6,8

Хмельницкая

296

161

146

603

49,1

26,7

24,2

2,7

16,1

15,0

3,5

12,5

Черновицкая

228

24

135

387

58,9

6,2

34,9

1,7

18,1

14,3

6,3

13,5

Всего

2566

1028

1248

4842

53,0

21,2

25,8

21,6

11,4

3,4

1,7

7,0

Киев

Всего

724

307

245

1276

56,7

24,1

19,2

5,7

11,2

-1,3

4,3

6,6

Центральный регион

Винницкая

403

265

191

859

46,9

30,8

22,3

3,8

16,8

-8,0

11,7

6,8

Житомирская

274

157

159

590

46,4

26,6

27,0

2,6

16,6

0,0

5,3

8,7

Киевская

340

229

116

685

49,6

33,4

17,0

3,1

19,7

-1,3

6,4

9,6

Кировоградская

224

165

178

567

39,5

29,1

31,4

2,5

6,7

10,0

2,9

6,4

Полтавская

368

207

180

755

48,7

27,4

23,9

3,4

7,9

-10,4

-8,6

-1,8

Сумская

312

142

129

583

53,5

24,4

22,1

2,6

5,1

3,6

-3,0

2,8

Черкасская

356

171

144

671

53,0

25,5

21,5

3,0

6,9

17,1

-5,3

6,3

Черниговская

216

70

166

452

47,8

15,5

36,7

2,0

8,5

-11,4

-0,6

1,6

Всего

2493

1406

1263

5162

48,3

27,2

24,5

23,0

11,1

-1,0

0,8

5,0

Южный регион

АР Крым

542

403

266

1211

44,8

33,3

22,0

5,4

9,5

-3,4

3,5

3,6

Запорожская

557

256

282

1095

50,9

23,4

25,8

4,9

17,0

3,2

2,9

9,7

Николаевская

306

187

176

669

45,7

28,0

26,3

3,0

10,5

10,0

-4,9

5,9

Одесская

570

461

244

1275

44,7

36,2

19,1

5,7

8,2

-7,2

8,4

2,1

Херсонская

275

151

150

576

47,7

26,2

26,0

2,6

8,3

7,1

-1,3

5,3

Всего

2250

1458

1118

4826

46,6

30,2

23,2

21,5

10,9

-1,0

2,3

5,0

Рис. 4.  Динамика отклонения долей различных типов ТТ в областях Украины по сравнению с распределением по Киеву по состоянию на 1.01.2005 г., 1.01.2007 г. и 1.01.2008 г.


Рис. 4. Динамика отклонения долей различных типов ТТ в областях Украины по сравнению с распределением по Киеву по состоянию на 1.01.2005 г., 1.01.2007 г. и 1.01.2008 г.

Масштабы аптечных предприятий

Несмотря на общеукраинское движение за флагманом, в аптечной инфраструктуре отдельных регионов остается довольно много отличий. В Восточном регионе львиную долю рынка занимают крупные, большие предприятия и  мегасети (рис. 5). Противоположный полюс в этом отношении — Западный регион, в котором удовлетворением потребностей населения в лекарственных средствах занимаются преимущественно мелкие предприниматели — владельцы предприятий, насчитывающих 1–5 ТТ. Единственная мегасеть в  Западном регионе зарегистрирована в Ровенской обл., причем свою деятельность она осуществляет исключительно в пределах региона. Киев привычно демонстрирует сбалансированность количества аптечных предприятий различных масштабов. В  Центральном регионе в 3 областях расположены мегасети, в остальных 5 погоду делают небольшие предприятия. Южный регион также отличается значительной долей ТТ, принадлежащих мегасетям. В АР Крым зафиксирована максимальная доля крупных предприятий среди всех областей Украины.

Рис. 5. Удельный вес ТТ в разрезе размера аптечных предприятий по областям Украины по состоянию на 1.01.2008 г.


Рис. 5. Удельный вес ТТ в  разрезе размера аптечных предприятий по  областям Украины по состоянию на 1.01.2008 г.

На чем следует сконцентрировать свои усилия аптечным операторам? Разумеется, скажете вы, на том, что приносит максимальную прибыль! В реалиях современного рынка безусловный рост популярности среди аптечных товаров отмечается по парафармацевтике. Действительно, косметика и  БАДы — весьма перспективный товар, но пока львиную долю доходов аптечные предприятия получают от реализации лекарственных средств, причем приблизительно 50:50 от рецептурного и  безрецептурного сегментов.

Эти рассуждения уходят корнями к определению оптимальной точки продаж. Причем знаковые тенденции на фармрынке свидетельствуют о том, что это звание по праву принадлежит аптекам. Показательно, что чем крупнее предприятие, тем большую роль играют в нем аптеки (рис. 6). По-видимому, осознание того факта, что преимущества, которые сулит использование аптек (комфорт покупателя, эффективная выкладка товара, наличие консультанта в торговом зале, возможность реализации рецептурных препаратов), могут принести ощутимую дополнительную прибыль, приходит не сразу.

Рис. 6. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в разрезе размеров аптечных предприятий по состоянию на 1.01.2008 г.


Рис. 6. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в разрезе размеров аптечных предприятий по состоянию на 1.01.2008 г.

Итак, преимущества аптек бесспорны, причем в их пользу свидетельствует долевое распределение продаж по различным типам ТТ. Средний по Украине удельный вес аптек в общем товарообороте аптечных предприятий составляет более 70%, тогда как в общем количестве ТТ их доля находится на уровне 50%. Конечно, от области к  области этот показатель варьирует (рис. 7). Например, в Кировоградской обл. довольно значим кластер аптечных пунктов, а в Одесской обл. и АР Крым — кластер киосков, однако несмотря на эти региональные особенности во всех случаях подавляющий объем продаж приходится именно на  аптеки.

Рис. 7. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в общем товарообороте аптечных предприятий (без учета СПД) в денежном выражении по областям Украины по итогам IV кв. 2007 г.


Рис. 7. Удельный вес аптек, аптечных пунктов и киосков в общем товарообороте аптечных предприятий (без учета СПД) в денежном выражении по областям Украины по итогам IV кв. 2007 г.

Разумеется, и аптечные киоски могут оказаться весьма полезной категорией ТТ, особенно в курортных областях и малых населенных пунктах, где они обеспечивают доступность узкого круга наиболее востребованных препаратов. На  территориях с низкой плотностью населения, казалось бы, не слишком выгодно открывать аптеки (рис. 8). Однако СПД (а их аптечные предприятия преимущественно состоят из аптек) своей деятельностью опровергают этот постулат, функционируя и развиваясь в первую очередь именно в небольших населенных пунктах («Еженедельник АПТЕКА» № 19 (640) от 12 мая 2008 г.). Кроме того, не секрет, что Украина медленно, но уверенно урбанизируется (рис. 9). Поэтому сосредоточение основных усилий в  городах представляется довольно перспективной стратегией развитиях аптечного бизнеса.

Рис. 8. Удельный вес различных типов ТТ в разрезе категорий населенных пунктов по регионам Украины по состоянию на 1.01.2008 г.


Рис. 8. Удельный вес различных типов ТТ в разрезе категорий населенных пунктов по регионам Украины по  состоянию на 1.01.2008 г.
Рис. 9. Удельный вес городского населения Украины по состоянию на 1 января 2004–2008 гг.


Рис. 9. Удельный вес городского населения Украины по состоянию на 1 января 2004–2008 гг.

Вместе с тем над аптечными киосками снова нависла серьезная угроза со  стороны закона. Если будет принята последняя редакция Лицензионных условий по изготовлению лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами в редакции, предложенной Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения, аптечным киоскам как классу, по-видимому, будет нанесен серьезный удар. Что касается аптечных пунктов, то они вполне соответствуют своей специфической функции, но в  силу жесткой привязки к лечебным учреждениям не могут полноценно конкурировать с аптеками.

Естественно, пока что довольно сложно представить себе аптечный рынок без любой из его составляющих — пунктов или киосков. Однако уже сегодня в некоторых областях через аптеки проходит около — общего товарооборота. Кластеризация аптечных предприятий по  количеству аптек показала, что в этом измерении аптечный рынок пока что является полем деятельности в первую очередь небольших игроков, однако мегакластер здесь, как и по всей совокупности ТТ, представлен довольно существенно (рис. 10–11).

Рис. 10.  Удельный вес ТТ в разрезе размера аптечных предприятий по количеству ТТ по состоянию на 1.01.2008 г.


Рис. 10. Удельный вес ТТ в  разрезе размера аптечных предприятий по  количеству ТТ по состоянию на 1.01.2008 г.
Рис. 11.  Удельный вес аптек в разрезе размера аптечных предприятий по количеству аптек по состоянию на 1.01.2008 г.


Рис. 11. Удельный вес аптек в разрезе размера аптечных предприятий по  количеству аптек по состоянию на 1.01.2008 г.

Условия, предлагаемые современным фармацевтическим рынком, вряд ли можно назвать вполне благоприятными для начинающих аптечных операторов (да и старожилов). Угроза существованию отдельных классов ТТ, преобладание небольших игроков в аптечном кластере, малый выторг на 1 ТТ по сравнению с  развитыми странами, низкая плотность на 1ТТ и  обеспеченность населения, выраженная специфика отдельных регионов — все это и ряд других моментов, бесспорно, усложняют жизнь аптечных предприятий. Согласитесь, в подобных условиях риск на пути формирования национального аптечного оператора весьма велик. Однако несмотря на это находятся смельчаки, которые продолжают осваивать новые ареалы обитания, расширяя свой охват (рис. 12). В  2008 г. на 75% (от 4 до 7) увеличилось количество аптечных предприятий, охват которых составляет более 10 областей Украины. Уверенно увеличивается количество предприятий, ТТ которых представлены в нескольких регионах. При этом самой инертной группой выступают локальные предприятия.

110_ris12.jpg (5055 bytes)


Рис. 12. Прирост количества аптечных предприятий в разрезе их регионального охвата по состоянию на 1.01.2008 г. в сравнении с 1.01.2007 г.

Итоги

Инфраструктура аптечного рынка не стоит на месте — все больше она напоминает слаженный механизм, работа которого подчинена важнейшей функции — обеспечению максимальной эффективности и прибыльности. Медленно, но уверенно структура отдельных областей приближается к флагманской, образцом которой, естественно, является Киев. Во всех регионах Украины роль оптимальной точки продаж, бесспорно, принадлежит аптекам. Даже на  территориях с низкой плотностью населения на  смену привычным киоскам приходят аптеки, принадлежащие частным предпринимателям. Вместе с тем знаковой тенденцией аптечного сегмента по  праву может считаться процесс укрупнения аптечных предприятий. Уверенно возрастает количество претендентов, желающих сыграть непростую роль национального аптечного оператора.

Разумеется, на пути формирования такой положительной модели рынка операторы идут на осознанный риск, связанный с  некоторой неопределенностью возможных результатов. С одной стороны, вопрос о существовании целого класса ТТ (аптечных киосков) постоянно находится в подвешенном состоянии. Напомним, что до сих пор почти четверть всех аптечных предприятий Украины состоят из аптечных киосков более, чем на 50%. С  другой стороны, для образования полноценного национального оператора, безусловно, нужен крепкий фундамент, которым, по-видимому, следует считать аптеки. Однако в разрезе аптек отечественный рынок пока что вряд ли можно назвать рынком крупных игроков. К тому же укрупнение сети требует серьезных затрат на  логистику. Но для этого понадобятся дополнительные средства. Ведь выторг на 1 ТТ в  Украине в десятки раз меньше, чем в развитых странах, на рынках которых схема национальных операторов успешно внедрена.

В любом случае, мы желаем отечественным операторам не останавливаться на  достигнутом и во что бы то ни стало, взвесив все риски, двигаться в наиболее правильном направлении. В условиях динамично развивающегося рынка недопустимо проявлять нерешительность, необходимо четко определить цели и пути их достижения.

Евгений Кунда, Иван Лесько

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті