Здоровье в смартфоне: реалии и перспективы mHealth-приложений

За последние годы сфера «мобильного» здравоохранения просто взорвалась от огромного количества приложений, доступных на рынке. Рынок mHealth — это рынок медицинских гаджетов, мобильных устройств, связанных между собой беспроводной связью, их программного обеспечения, сервисов, которые позволяют врачам получать информацию из гаджетов и принимать решения на ее основании, а также расширяют доступ к диагностике, лечению и профилактической помощи для пациентов, тем самым способствуя сокращению расходов на здравоохранение. О том, каких успехов удалось добиться на рынке mHealth и каковы его дальнейшие перспективы, можно узнать из данной публикации.

Согласно отчету «Patient Adoption of mHealth» компании «IMS Health» сегодня общее количество доступных mHealth-приложений уже превышает 165 тыс. Но, с другой стороны, пользователи загружают на свои смартфоны в основном не более 36 самых популярных приложений. Количество загрузок этих 36 программ составляет почти 50% общего количества загрузок всех приложений, в то время как 40% приложений имеют менее 5 тыс. загрузок. Большинство mHealth-приложений являются бесплатными для пользователей.

Несмотря на достигнутый за последние 2 года прогресс, mHealth-приложения еще далеки от того, чтобы корректно применяться в сфере медицинских услуг. Разработчики активно трудятся над улучшениями — развитием надежных платформ для постоянного курирования и оценивания эффективности мобильных приложений, обеспечением точного взаимодействия внутри и между системами здравоохранения и др.

Опрос специалистов в сфере здравоохранения, проведенный исследователями компании «IMS Health», показал, что врачи по-прежнему относятся к мобильным приложениям настороженно. Они не уверены в точности данных, которые обеспечивают смартфоны. В отчете «Patient Adoption of mHealth» компании «IMS Health» путем анализа 26 тыс. mHealth-приложений отмечен ряд основных тенденций на рынке мобильных приложений в сфере здравоохранения.

Какие mHealth-приложения пользуются популярностью у потребителей?

В целом mHealth-приложения имеют 2 направления: системы и устройства, предназначенные для контроля за соблюдением здорового образа жизни (wellness) и фитнеса (fitness), которые составляют около 2/3 имеющихся на рынке приложений, а также технологии, устройства, приложения и услуги для лечения и ухода за пациентами.

Согласно отчету «Patient Adoption of mHealth» большинство существующих mHealth-приложений по-прежнему концентрируются в сфере заботы о здоровье и ведении здорового образа жизни. При этом почти четверть mHealth-приложений сосредоточено на управлении заболеваниями, что отражает растущую заинтересованность к мобильному здравоохранению врачей, особенно когда дело касается терапии хронических заболеваний.

Сегодня многие люди являются владельцами смартфонов, используя интернет на мобильном устройстве для поиска той или иной информации о здоровье. Это послужило толчком к увеличению количества mHealth-приложений в сфере здравоохранения, чтобы удовлетворить спрос и предоставить возможность дальнейшего распространения смартфонов на рынке мобильной связи. Так, количество mHealth-приложений, предназначенных для заботы о здоровье, доступных через платформу iOS, за последние 2 года увеличилось более чем вдвое (на 106%) — с 43,689 тыс. в 2013 г. до 90,088 тыс. по состоянию на август 2015 г.

По данным компании «IMS Health», чуть более половины наиболее популярных mHealth-приложений в США по состоянию на август 2015 г. аккумулируют всего 2 типа мобильных приложений: предназначенные для управления физическими нагрузками — fitness — 36%, а также образом жизни и стрессом — Lifestyle & Stress — 17% (рис. 1). Следом идут программное обеспечение, помогающее в управлении правильным питанием, — Diet & Nutrition — 12%, а также предоставляющее услуги для лечения конкретных заболеваний — Disease Specific — 9%.

Среди mHealth-приложений, предназначенных для управления конкретными заболеваниями, наиболее популярными по состоянию на август 2015 г. являются приложения, ориентированные на управление хроническими заболеваниями, такими как нарушения психического здоровья, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др. (таблица).

Рис. 1
Наиболее популярные mHealth-приложения для смартфонов в США по состоянию на август 2015 г. (по количеству скачиваний).
Наиболее популярные mHealth-приложения для смартфонов в США по состоянию на август 2015 г. (по количеству скачиваний).
По данным отчета «PATIENT ADOPTION OF mHEALTH» компании «IMS Health».
Таблица Топ-5 наиболее популярных mHealth-приложений, предназначенных для управления конкретными заболеваниями по итогам 2013 г. и по состоянию на август 2015 г. (по количеству скачиваний)
2013 2015
Нарушения психического здоровья (28%) Нарушения психического здоровья (29%)
Заболевания глаз и ушей (14%) Сахарный диабет (15%)
Эндокринные нарушения (14%) Сердечно-сосудистые заболевания (10%)
Сердечно-сосудистые заболевания (7%) Заболевания опорно-двигательного аппарата (7%)
Заболевания опорно- двигательного аппарата (6%) Заболевания нервной системы (6%)
По данным отчета «PATIENT ADOPTION OF mHEALTH» компании «IMS Health».

Так, по состоянию на август 2015 г. среди mHealth-приложений, предназначенных для управлениями конкретными заболеваниями, наибольшей популярностью среди потребителей продолжают пользоваться mHealth-приложения, ориентированные на управление нарушениями психического здоровья. Такие приложения составляют почти 1/3 наиболее популярных приложений. Среди них наибольший интерес для потребителей представляют приложения, позволяющие управлять такими нарушениями психического здоровья, как аутизм, тревожность, депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности, болезнь Альц­геймера (рис. 2).

Категория mHealth-приложений, предназначенных для управления нарушениями психичес­кого здоровья, отражает широкий выбор инициатив для управления такой патологией, как аутизм.

Рис. 2
Наиболее популярные mHealth-приложения, предназначенные для управления нарушениями психического здоровья по состоянию на август 2015 г.
Наиболее популярные mHealth-приложения, предназначенные для управления нарушениями психического здоровья по состоянию на август 2015 г.
По данным отчета «PATIENT ADOPTION OF mHEALTH» компании «IMS Health».

Функциональность mHealth-приложений

Несмотря на то что сегодня существует большое количество mHealth-приложений, доступных для потребителей, в их возможностях существуют значительные различия. В настоящее время большинство приложений по-прежнему имеет узкие функциональные возможности и ограничивается в основном лишь предоставлением информации. У более 50% mHealth-приложений есть только 1 функция: предоставить пользователю информацию или инструкцию. В зависимости от функциональности различают такие мобильные приложения:

  • информирующие — предоставляющие информацию в различных форматах (текст, фото, видео);
  • инструктирующие — предоставляющие инструкции для пользователя;
  • записывающие — фиксирующие вводимые пользователем данные;
  • отображающие — предоставляющие пользователю графическое изображение введенных данных;
  • рекомендационные — предоставляющие руководства для пользователя на основе введенной им информации. Такие приложения могут дополнительно предложить диагноз или лечение, порекомендовать обратиться за консультацией к врачу;
  • напоминающие/предупреждающие — предоставляют напоминание пользователю;
  • коммуникационные — обеспечивающие связь между медицинским работником и пациентом.

Некоторые из них не требуют многофункцио­нальности при использовании. Узкие функциональные возможности мобильных приложений, например, информирующих, позволяют пациенту узнать уровень глюкозы в крови или артериального давления. Однако для эффективности других мобильных приложений одним из основных требований является их многофункциональность. Так, способность контролировать и помогать потребителям в управлении их состоянием здоровья требует от мобильных приложений многофункциональности в большей степени, чем от mHealth-приложений, призванных информировать или просвещать. Коммуникационные мобильные приложения, обеспечивающие общение между пациентом и врачом, также требуют многофункциональности.

«Умные» гаджеты: взаимодействие mHealth-приложений с различными устройствами

Только у 1 из 10 mHealth-приложений есть возможность подключения к устройству или датчику, через который можно получить биологичес­кие и физиологические функциональные данные о пользователе. При этом возможность взаимодействия mHealth-приложений с устройствами является крайне важной в данной сфере, поэтому большинство разработчиков ориентированы именно на их подключаемость. Носимые пациентами устройства иди датчики позволяют непрерывно получать физиологические данные и передавать их на смартфон или планшет, минуя механическое внесение таких данных пользователем в мобильное приложение, что повышает точность и последовательность, с которой потребители вводят медицинские данные в приложения.

В целом есть 2 способа внесения данных о состоянии здоровья в мобильные приложения: с помощью ручного ввода данных пользователем или с помощью автоматической пассивной загрузки. Последний способ ввода данных представляет, пожалуй, наибольшие интерес для пациентов с хроническими заболеваниями и лиц пожилого возраста.

Рассмотрим потенциал таких возможностей для пациента с избыточной массой тела и сердечной недостаточностью. При беспроводном взаимодействии мобильного приложения с весами при взвешивании пациента данные о его массе тела попадают непосредственно в мобильное приложение, которое записывает и контролирует внезапное увеличение массы тела у пациента, предоставляя обратную связь, чтобы уменьшить выраженность развития острых эпизодов сердечной недостаточности.

Сегодня, по данным компании «IMS Health», лишь 10% mHealth-приложений имеют возможность беспроводного соединения с устройством. Большинство из них являются приложениями для управления физическими нагрузками (fitness apps), однако мобильные приложения, предназначенные для управления заболеваниями, позволяющие, например, отслеживать уровень артериального давления или глюкозы в крови, в последнее время также демонстрируют возможности подключения к устройствам, которые поддерживают сбор данных.

В то время как медицинские работники не слишком интенсивно используют устройства, интегрированные с мобильными приложениями, в рамках протоколов лечения, потребители быстро освоили эту технологию и активно ее используют. Те, кто заинтересован в соблюдении диеты и повышении уровня физической активности, часто используют гаджеты, которые интегрируются с приложениями для смартфонов. Ввиду растущей популярности mHealth-приложений, связанных с носимыми устройствами или датчиками, компании-производители активно разрабатывают инновационные устройства с уникальными возможностями. В результате гаджеты становятся все более инновационными и необходимыми для медицинских целей.

Среди умных гаджетов, которые интегрируются с мобильными приложениями, можно выделить «Smart Sock». Данная технология позволяет получать информацию на смартфон о том, как распределяется нагрузка на стопу человека, подходит ли ему та или иная обувь в зависимости от положения его стопы и др. При этом устройство в виде браслета располагается на голени пользователя вокруг носка и подает сигналы на мобильное приложение, которое графически отображает положение стопы и нагрузку на определенные ее части.

Интерес также представляет технология, позволяющая управлять астмой или хронической обструктивной болезнью легких с помощью ингалятора, интегрированного с мобильным приложением для смартфона. Приложением записывается частота использования ингалятора, что позволяет оценивать состояние пациента, осуществлять прог­ноз лечения заболевания.

По данным компании «IMS Health» , из 228 доступных устройств в США лишь 15% получили одобрение Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration). Более половины доступных гаджетов предназначены для ношения на запястье — 55%, вокруг грудной клетки — 23%, для ношения в кошельке, кармане или ботинке — 17%.

Возможность подключения мобильных приложений к социальным сетям

За последние 2 года количество mHealth-приложений с возможностью подключения к социальным сетям возросло с 26 до 34%. Среди топовых mHealth-приложений 65% предусматривают возможность подключения к социальным сетям, что подчеркивает важность этой функции для вовлечения потребителей.

Социальные сети обеспечивают общение между потребителями мобильных приложений и тем самым повышают уровень их вовлеченности в использование таких приложений. Возможность подключения мобильного приложения к социальной сети позволяет делиться опытом между реальными людьми находящимися в подобной ситуации.

Стоит отметить, что значительно меньший прогресс был достигнут в способности мобильных приложений подключаться и безопасно работать с системами медицинских услуг.

Доступность mHealth-приложений для потребителей

90% мобильных приложений в сфере здравоохранения в США остаются бесплатными для потребителей. Они доступны для загрузки с публичного домена на бесплатной основе. Однако стоит учитывать, что некоторые из таких бесплатных приложений (около 6%) требуют дополнительного приобретения устройств, интегрированных с данными приложениями. Иногда такие затраты могут быть весьма внушительными.

Что же касается платных mHealth-приложений, то, согласно отчету «Patient Adoption of mHealth», за последние 2 года средняя стоимость загрузки таких приложений удвоилась с 1 до 2 дол. США. В целом наблюдается 4% уменьшение количества мобильных приложений стоимостью менее 3 дол. с последующим повышением их стоимости более 10 дол. Самыми высокостоимостными мобильными приложениями являются те, которые помогают в управлении конкретным заболеванием, в том числе приложения, предназначенные для управления состоянием пациента с аутизмом и предлагающие альтернативные способы общения. Такие приложения составили 75% из топ-20 наиболее высокостоимостных приложений (более 150 дол.).

Итоги

Подводя итоги, следует отметить, что мобильные решения уже значительно расширили возможности самоуправления для большой группы лиц, заботящихся о своем здоровье, а также пациентов с хроническими заболеваниями. При этом, несмотря на достигнутый за последние 2 года прогресс, mHealth-приложения, к сожалению, еще далеки от того, чтобы корректно применяться в сфере медицинских услуг.

Использование и распространение мобильных коммуникационных технологий, в том числе планшетов, смартфонов и других гаджетов, может привести к повышению эффективности системы здравоохранения в целом, а также диагностики или лечения в частности. Используя решения сферы мобильного здравоохранения в домашней обстановке, пациенты с хроническими заболеваниями могут стать более самостоятельными, при том что технология удаленного мониторинга отслеживает их самочувствие и сообщает эти данные врачу. Таким образом, развитие у рынка mHealth довольно перспективное, однако многое еще предстоит сделать для популяризации и освоения мобильных технологий пациентами и врачами.

Светлана Шелепко,
по материалам www.imshealth.com,
www.digitaljournal.com, blogs.deloitte.com,
mhealthintelligence.com
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті