Все в Ваших руках! Промоционная активность компаний — производителей ЛС с врачами и фармацевтами: III кв.; 9 мес 2008 г.

«Жизнь» любого препарата с самого «рождения» находится в руках компании-производителя. Чтобы «поставить его на ноги», она, пользуясь всевозможными способами продвижения, выводит препарат в Свет. При этом вступает в силу закон о его происхождении: рецептурный он или безрецептурный. От этого зависит, какими будут целевая аудитория и промоционная кампания… При подготовке публикации использованы данные системы исследования PromoTestsm компании «Medical Data Management Ukraine» и аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

МЕТОДОЛОГИЯ

Подробно о методологиии исследования промоционной активности компаний — производителей ЛС читайте в?«Еженедельнике АПТЕКА» № 24 (545) от 19.06.2006 г., среди фармацевтов — № 37 (658) от 22.09.2008 г.

Напомним лишь, что исследование проводится в 15 крупнейших городах Украины. В анализе участвуют три основных вида промоции компаний — производителей ЛС по работе с врачами: посещения медпредставителей, почтовая рассылка материалов, проведение конференций, семинаров и других научных мероприятий.

В анализе промоции компаний — производителей ЛС по работе с фармацевтами задействованы три основных вида: посещения медпредставителей, почтовая рассылка материалов и воспоминания фармацевтов о рекомендациях препаратов. Следует учитывать, что исследование базируется на данных не о количестве самих промоций, а о числе воспоминаний врачей о проведенных промоционных акциях. Поэтому здесь необходимо учитывать особенности процесса запоминания: человеческая память имеет ограничения и, естественно, сохраняет информацию не обо всех промоциях. Реальное их количество может несколько отличаться от такового воспоминаний о них.

ВРАЧИ

В III кв. 2008 г. общее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, почтовых рассылках и участии в симпозиумах составило 476,8 тыс., практически не изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Традиционно наибольшую долю на рынке промоций составляют воспоминания врачей о визитах медпредставителей. По сравнению с III кв. 2007 г. этот показатель остался практически на таком же уровне — 440,4 тыс. воспоминаний, или 92,4% в общем количестве воспоминаний врачей (рис. 1). Следует отметить, что максимальные темпы прироста в III кв. 2008 г. продемонстрировали воспоминания врачей о почтовых рассылках — по сравнению с III кв. 2007 г. количество таковых увеличилось почти на четверть и достигло 17,5 тыс. Напомним, что во II кв. текущего года этот показатель возрос по сравнению со? II кв. 2007 г. более чем на 50%. Что касается количества воспоминаний врачей об участии в конференциях, то в III кв. 2008 г. они увеличились незначительно — на 3,5%.

Рис. 1 Помесячная динамика промоционной активности по продвижению ЛС в январе 2006 — сентябре 2008 г., основанная на воспоминаниях врачей

Рис. 1 Помесячная динамика промоционной активности по продвижению ЛС в январе 2006 — сентябре 2008 г., основанная на воспоминаниях врачей

В целом же по итогам 9 мес 2008 г. общее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, почтовых рассылках и участии в симпозиумах составило 1,6 млн воспоминаний, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 3,3%. Причем львиную долю занимают воспоминания о промоциях медпредставителей — 90,7%. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. этот показатель практически не изменился.

По итогам первых 9 мес 2008 г. общее количество воспоминаний врачей и фармацевтов о промоционных мероприятиях компаний — производителей ЛС достигло 2,7 млн

Таким образом, показатели воспоминаний врачей свидетельствуют о повышении уровня промоционных коммуникаций компаний-производителей, направленных на продвижение ЛС.

С начала текущего года количество воспоминаний о визитах медпредставителей планомерно увеличивалось и в апреле достигло 175,6 тыс. воспоминаний. В мае этот показатель находился также на высоком уровне (169,0 тыс.). В летние месяцы — в июле и августе, количество воспоминаний врачей составило немногим более 140 тыс. Уже в сентябре 2008 г. — в начале осеннего сезона — активность компаний-производителей вполне закономерно повысилась, и этот показатель достиг 154,6 тыс. воспоминаний.

Квартальная динамика темпов прироста/убыли промоактивности свидетельствует, что в текущем году прирост воспоминаний врачей был «лучше», чем годом ранее (рис. 2). Рынок ЛС в упаковках начиная со II кв. 2008 г. демонстрировал убыль количества реализованных упаковок.

Рис. 2 Прирост/убыль количества воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, рассылках и конференциях с указанием изменения объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в I кв. 2007 г. — III кв. 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Рис. 2 Прирост/убыль количества воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, рассылках и конференциях с указанием изменения объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в I кв. 2007 г. — III кв. 2008 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

В целом же приведенные показатели свидетельствуют о своего рода «подъеме» промоционного направления «директ-мэйлинг»/почтовые рассылки. Темпы прироста воспоминаний врачей для этого вида промоций демонстрируют значительное увеличение во II и III кв. текущего года по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. (на 50,1 и 24,8% соответственно). Хотя в абсолютном значении их вклад минимален в общем количестве воспоминаний, темпы прироста позволяют предполагать, что в текущем году компании-производители активнее использовали этот промоинструментарий.

Конечно же, личные визиты медпредставителей к врачам играют ключевую роль в промокампаниях производителей ЛС. По итогам 9 мес 2008 г. традиционно максимальную нагрузку от визитов медпредставителей получили врачи-гастроэнтерологи. На каждого из них в среднем пришлось 76 посещений медпредставителей, что почти на 9% больше, чем за 9 мес 2007 г. (табл. 1). 2-е место по этому показателю разделили кардиологи и терапевты — 66 визитов.

Таблица 1 Среднее количество воспоминаний о промоциях медпредставителей на одного врача по итогам первых 9 мес 2006–2008 гг. в разрезе специальностей с указанием прироста/убыли (%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

№ п/п

Специальность

Среднее количество воспоминаний о промоциях медпредставителей

9 мес 2006 г. 9 мес 2007 г. Δ по сравнению с 9 мес 2006 г., % 9 мес 2008 г. Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., %
1 Гастроэнтерологи 77 70 –9,5 76 8,9
2 Терапевты 67 65 –2,9 66 2,1
3 Кардиологи 69 65 –5,4 66 1,3
4 Эндокринологи 63 57 –8,6 62 8,9
5 Неврологи 63 61 –3,3 62 1,1
6 Педиатры 58 55 –4,6 61 11,5
7 Урологи 63 60 –4,3 61 1,5
8 Аллергологи/Пульмонологи 62 61 –1,9 61 –0,2
9 Отоларингологи 59 58 –1,9 59 1,8
10 Гинекологи 59 57 –4,7 56 –0,9
11 Дерматологи 56 55 –2,0 56 0,9
12 Ортопеды/Травматологи 50 52 4,0 52 –0,6
13 Хирурги 50 50 –0,5 50 0,1
14 Психиатры 45 44 –1,8 49 10,6
15 Анестезиологи 46 46 0,2 47 1,7

Всего

59,2 57,1 –3,5 59,0 3,2

Впечатляет тот факт, что для 12 из 15 специальностей врачей за первые 9 мес 2008 г. отмечают увеличение количества воспоминаний о промоциях медпредставителей по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Максимальное повышение этого показателя зафиксировано для педиатров — на 11,5%.

Напомним, что за первые 9 мес 2008 г. в целом по рынку ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении топ-5 групп АТС-классификации первого уровня сформировали препараты A, C, N, R и J. В это же время наибольшее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей отмечают для ЛС групп А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» — более 200 тыс. воспоминаний (табл. 2). 4-е место по количеству воспоминаний врачей занимают ЛС группы М «Средства, влияющие на опорно- двигательный аппарат» (161,3 тыс.), 5-е место — препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему». Таким образом, позиции в рейтинге АТС-групп первого уровня по количеству промоций медпредставителей несколько отличаются от таковых по объему аптечных продаж в денежном выражении.

Таблица 2 Топ-10 групп АТС-классификации первого уровня по количеству воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей по итогам первых 9 мес 2006–2008 гг.

№ п/п

АТС-код

АТС-группа

Количество воспоминаний о промоциях медпредставителей, тыс.

9 мес 2006 г. 9 мес 2007 г. Δ по сравнению с 9 мес 2006 г., % 9 мес 2008 г. Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., %
1 A Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм 272,2 250,9 –7,8 257,7 2,7
2 C Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему 254,8 254,6 –0,1 253,2 –0,5
3 J Противомикробные средства для системного применения 226,8 211,9 –6,5 227,3 7,3
4 M Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат 148,1 162,9 10,0 161,3 –1,0
5 R Средства, действующие на респираторную систему 130,0 131,1 0,9 136,3 4,0
6 N Средства, действующие на нервную систему 131,6 126,4 –3,9 134,3 6,2
7 B Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз 63,1 64,1 1,6 69,7 8,8
8 G Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны 77,3 68,0 –12,0 66,3 –2,5
9 D Дерматологические средства 38,9 34,6 –11,2 35,7 3,2
10 L Антинеопластические и иммуномодулирующие средства 17,7 17,8 0,5 20,2 13,4

Прочие

43,3 40,2 –7,1 39,9 –0,9

Всего*

1 403,8 1 362,5 –2,9 1 401,9 2,9

*В итог не вошли промоции, после которых врачи не помнят названия промотируемого препарата, но помнят производителя, а также промоции брэндов, для которых АТС-класс не определен

А вот группа N «Средства, действующие на нервную систему», которая на рынке аптечных продаж ЛС замыкала топ-3 крупнейших групп АТС- классификации первого уровня по объемам аптечных продаж в денежном выражении ЛС, в топ- листе промоций за первые 9 мес 2008 г. заняла 6-ю строчку. Очевидно, что препараты этой группы находятся в активной промоции, что и обусловило достаточно большие объемы продаж.

В целом для 7 из 10 групп количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей увеличилось. Следует отметить, что наиболее активное развитие продемонстрировали воспоминания врачей о визитах медпредставителей с промоциями препаратов группы L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства». За первые 9 мес 2008 г. этот показатель повысился на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Пальму первенства в рейтинге брэнд-неймов по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей в III кв. 2008 г. второй год подряд получил ДИКЛОБЕРЛ (табл. 3). Лидером этот брэнд стал и за первые 9 мес 2008 г. (табл. 4).

Таблица 3 Топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей в III кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за III кв. 2007 г.
№ п/п Брэнд-нейм Доля (%) в общем количестве воспоминаний № п/п в III кв. 2007 г.
1 ДИКЛОБЕРЛ (Rx) 1,3 1
2 БЕРЛИПРИЛ (Rx) 1,2 3
3 АУГМЕНТИН (Rx) 1,1 2
4 МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) 1,1 4
5 ДЕКСАЛГИН (OTC/Rx) 0,8 11
6 АКТОВЕГИН (OTC/Rx) 0,8 15
7 ЭНАП (Rx) 0,7 7
8 ПРЕДУКТАЛ (Rx) 0,7 17
9 БИСОПРОЛОЛ (Rx) 0,6 12
10 РЕФОРТАН (Rx) 0,6 14
11 ИMET (OTC) 0,6 72
12 МОВАЛИС (Rx) 0,6 8
13 КЛЕКСАН (RX) 0,5 25
14 ЭСПУМИЗАН (OTC) 0,5 57
15 ЭРИУС (OTC) 0,5 39
16 ВАЗИЛИП (Rx) 0,5 37
17 ЭНЕРЛИВ (OTC) 0,5 21
18 ПРЕСТАРИУМ (Rx) 0,5 6
19 НИМЕСИЛ (Rx) 0,5 5
20 ПАНГРОЛ (OTC) 0,5 105
Таблица 4 Топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей за 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г.
№ п/п Брэнд-нейм Доля (%) в общем количестве воспоминаний № п/п по итогам 9 мес 2007 г.
1 ДИКЛОБЕРЛ (Rx) 1,3 1
2 АУГМЕНТИН (Rx) 1,2 4
3 БЕРЛИПРИЛ (Rx) 1,1 3
4 МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) 1,0 2
5 АКТОВЕГИН (OTC/Rx) 0,8 16
6 ДЕКСАЛГИН (OTC/Rx) 0,8 27
7 ПРЕДУКТАЛ (Rx) 0,7 6
8 ЭНАП (Rx) 0,7 11
9 НИМЕСИЛ (Rx) 0,6 5
10 БИСОПРОЛОЛ (Rx) 0,6 10
11 РЕФОРТАН (Rx) 0,6 9
12 ЭНЕРЛИВ (OTC) 0,6 117
13 ФРОМИЛИД (Rx) 0,6 12
14 МОВАЛИС (Rx) 0,5 14
15 КЛЕКСАН (Rx) 0,5 26
16 ПРЕСТАРИУМ (Rx) 0,5 8
17 ФАСТУМ ГЕЛЬ (OTC) 0,5 24
18 ЦИПРИНОЛ (Rx) 0,5 22
19 СИНУПРЕТ (OTC) 0,5 17
20 КОНКОР (Rx) 0,5 28

За первые 9 мес 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество воспоминаний врачей и фармацевтов о промоциях медпредставителей увеличилось на 3 и 11% соответственно

В целом же в рейтинге за III кв. 2008 г. для таких брэндов, как ИМЕТ и ПАНГРОЛ (безрецептурные препараты), отмечают максимальное увеличение количества воспоминаний врачей о визитах медпредставителей по сравнению с III кв. 2007 г. — более чем в 2 раза. Большинство участников представленного топ-листа улучшили свои позиции по сравнению с таковыми за аналогичный период 2007 г. Подобная ситуация зафиксирована в рейтинге за 9 мес 2008 г. — 9 из 20 брэндов переместились на более высокие позиции, чем в списке за аналогичный период 2007 г.

Лидером среди компаний-производителей по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС как в III кв., так и по итогам 9 мес 2008 г. традиционно была компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 5, 6). Вторую позицию по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС заняла компания «KRKA», а 3-е место — компания «Nycomed». Следует отметить, что для некоторых компаний, представленных в топ-20, количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС увеличилось в среднем в 2–4 раза по сравнению с III кв. 2007 г. Также заслуживает внимания тот факт, что первые 11 компаний в рейтинге за III кв. представлены теми же участниками, что и за первые 9 мес 2008 г. Очевидно, это свидетельствует о стабильных промоционных усилиях этих компаний. В целом же по сравнению с III кв. и 9 мес 2007 г. многие участники обоих топ-листов изменили свои позиции. В руках топ-20 компаний- производителей в III кв. и за 9 мес 2008 г. было сосредоточено более 50% общего количества воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС.

Таблица 5 Топ-20 маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС в III кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за III кв. 2007 г.
№ п/п Маркетирующая организация Доля (%) в общем количестве воспоминаний № п/п в III кв. 2007 г.
1 Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 12,0 1
2 KRKA (Словения) 4,9 2
3 Nycomed (Норвегия) 3,7 4
4 Sandoz (Австрия) 3,3 3
5 Servier (Франция) 3,0 5
6 GlaxoSmithKline
(Великобритания)*
2,9 6
7 Sanofi-аventis (Франция) 2,8 7
8 Ratiopharm (Германия) 2,7 8
9 Mili Healthcare
(Великобритания)
2,3 9
10 Gedeon Richter
(Венгрия)
2,2 13
11 Дельта Медикал
(Украина)**
2,0 27
12 Ranbaxy (Индия) 1,8 11
13 Фармак (Украина) 1,8 21
14 Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 1,7 12
15 Bionorica (Германия) 1,7 16
16 Actavis (Исландия) 1,7 20
17 Bittner (Австрия) 1,6 45
18 Дарница (Украина) 1,5 23
19 Артериум (Украина) 1,5 10
20 Boehringer Ingelheim (Германия) 1,4 14
Таблица 6 Топ-20 маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС за первые 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г.
№ п/п
Маркетирующая организация
Доля (%) в общем количестве воспоминаний
№ п/п по итогам 9 мес 2007 г.
1 Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 11,8 1
2 KRKA (Словения) 4,8 2
3 Nycomed (Норвегия) 3,5 4
4 Servier (Франция) 3,2 5
5 Sandoz (Австрия) 3,1 3
6 GlaxoSmithKline (Великобритания)* 3,0 6
7 Sanofi-аventis (Франция) 2,9 8
8 Ratiopharm (Германия) 2,4 7
9 Mili Healthcare (Великобритания) 2,3 15
10 Gedeon Richter (Венгрия) 2,1 10
11 Дельта Медикал (Украина)** 1,9 26
12 Bionorica (Германия) 1,8 13
13 Фармак (Украина) 1,7 19
14 Boehringer Ingelheim (Германия) 1,7 16
15 Actavis (Исландия) 1,6 24
16 Ranbaxy (Индия) 1,6 11
17 Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 1,6 14
18 Дарница (Украина) 1,5 25
19 Артериум (Украина) 1,5 9
20 Bittner (Австрия) 1,5 44

*В итоговые данные количества воспоминаний о промоциях медпредставителей компании «GlaxoSmithKline» включены промоции подразделения «GlaxoSmithKline OTC»; **итоговые данные количества воспоминаний о промоциях медпредставителей компании «Дельта Медикал» подразумевают промоции для компаний-партнеров (эксклюзивные контракты компании «Дельта Медикaл», предполагающие эксклюзивное право на промоцию и продажу препаратов)

НАЗНАЧЕНИЯ

Традиционно в наших публикациях уделяется внимание подробному анализу данных о назначениях промотируемых препаратов, что позволяет оценить динамику и тенденции на рынке промоций. Так, сведения о количестве воспоминаний врачей о назначениях препаратов вместе с таковыми о визитах медпредставителей, полученных рассылках, участии в симпозиумах позволяют более детально рассмотреть общую картину промоционных усилий компаний- производителей, направленных на продвижение ЛС за 9 мес 2008 г.

Пожалуй, уже традиционным стало то, что первенство по количеству воспоминаний врачей о назначениях за первые 9 мес 2008 г. получил рецептурный препарат АУГМЕНТИН (табл. 7). А в рейтинге брэнд-неймов по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей за первые 9 мес 2008 г. он занял 2-е место. Исключительно для этого брэнда в разрезе представленной топ-20 количество воспоминаний о назначениях было больше, чем общее количество воспоминаний о его промоциях медпредставителями. Кроме того, количество назначений АУГМЕНТИНА на одну осуществленную промоцию было максимальным (коэффициент 1,9). Также следует отметить, что по итогам 9 мес 2008 г. этот показатель был достаточно высоким и для еще 7 других брэндов — от 1,0 до 1,6. Количество назначений на одну осуществленную промоцию для других 12 брэндов из представленной топ-20 в этот период было несколько ниже (от 0,6 до 0,8). Следует отметить динамичное развитие таких участников рейтинга, как АКТОВЕГИН, ДЕКСАЛГИН, ЭНЕРЛИВ, ВАЗИЛИП и НОЛИПРЕЛ. Темпы прироста количества воспоминаний врачей о назначениях и промоционных мероприятиях в разрезе представленной топ-20 для этих участников были наибольшими.

Таблица 7 Топ–20 брэндов ЛС по количеству воспоминаний врачей о назначениях за 9 мес 2008 г. с указанием категорий отпуска и количества воспоминаний о промоциях медпредставителей

Препарат

Воспоминания о количестве назначений

Количество воспоминаний о промоциях медпредставителей

Количество назначений на 1 проведенную промоцию

9 мес 2007 г. 9 мес 2008 г. Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., % 9 мес 2007 г. 9 мес 2008 г. Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., %
АУГМЕНТИН (Rx) 23298 26390 13,3 14181 16599 17,1 1,9
ДИКЛОБЕРЛ (Rx) 13094 13950 6,5 16967 18655 9,9 0,8
БЕРЛИПРИЛ (Rx) 12047 12157 0,9 15082 16106 6,8 0,8
МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) 8870 9191 3,6 15588 14589 –6,4 0,6
АКТОВЕГИН (OTC/Rx) 7495 11401 52,1 7185 10969 52,7 1,6
ПРЕДУКТАЛ (Rx) 8630 10240 18,7 9416 10007 6,3 1,1
ДЕКСАЛГИН (OTC/Rx) 1607 4966 209,0 6203 10915 76,0 0,8
БИСОПРОЛОЛ (Rx) 7227 9342 29,3 8431 8821 4,6 1,1
ЭНАП (Rx) 8138 8512 4,6 7824 9773 24,9 1,1
НИМЕСИЛ (Rx) 7958 7294 –8,3 11536 9100 –21,1 0,6
РЕФОРТАН (Rx) 5732 5541 –3,3 8518 8690 2,0 0,7
ПРЕСТАРИУМ (Rx) 5348 5356 0,1 9064 7194 –20,6 0,6
ФРОМИЛИД (Rx) 4137 5296 28,0 7553 7946 5,2 0,7
ЭНЕРЛИВ (OTC) 216 1867 764,4 2512 7998 218,4 0,7
КЛЕКСАН (Rx) 4177 4657 11,5 6275 7383 17,7 0,7
МОВАЛИС (Rx) 5869 8126 38,5 7384 7722 4,6 1,1
СИНУПРЕТ (OTC) 4172 4587 9,9 6996 6886 -1,6 0,7
ВАЗИЛИП (Rx) 1074 2305 114,6 4052 6561 61,9 0,6
НОЛИПРЕЛ (Rx) 1722 3348 94,4 3998 6410 60,3 0,8
ЦИПРИНОЛ (Rx) 5616 6448 14,8 6635 6970 5,0 1,1

ФАРМАЦЕВТЫ

По итогам первых 9 мес 2008 г. общее количество воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей составило более 1,1 млн, а это почти на 11% больше, чем за 9 мес прошлого года. Этот показатель начиная с июня 2008 г. незначительно снижается. Аналогичные тенденции характерны для изменения количества воспоминаний о рекомендациях (рис. 3).

Рис. 3 Помесячная динамика промоционной активности по продвижению ЛС в сентябре 2007 г. — сентябре 2008 г., основанная на воспоминаниях фармацевтов

Рис. 3 Помесячная динамика промоционной активности по продвижению ЛС в сентябре 2007 г. — сентябре 2008 г., основанная на воспоминаниях фармацевтов

По итогам исследуемого периода 2008 г. фармацевты вспомнили, что советовали покупателям тот или иной препарат около 578 тыс. раз. В этот же период количество воспоминаний фармацевтов о полученных почтовых рассылках составило 10,8 тыс., что в 3 раза больше, чем за 9 мес 2007 г.

Количество воспоминаний врачей о почтовых рассылках по итогам 9 мес 2008 г. увеличилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., в то время как количество воспоминаний фармацевтов об использовании этого промоинструментария возросло в 3 раза

Фармакотерапевтическая структура рынка промоций свидетельствует, что по итогам 9 мес 2008 г. среди групп АТС-классификации первого уровня по количеству воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей ЛС лидерами традиционно являются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 27,3% общего количества воспоминаний (рис. 4). В разрезе представленной топ-5 групп АТС-классификации для групп R «Средства, действующие на респираторную систему» и М «Средства, влияющие на опорно- двигательный аппарат» отмечен наибольший прирост количества воспоминаний фармацевтов по сравнению с 9 мес 2007 г. — 24,1 и 18,1% соответственно.

Таким образом, препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», которые традиционно обеспечивают наибольшую выручку аптечным учреждениям, являются также лидерами по количеству воспоминаний о промоциях медпредставителей как среди врачей, так и фармацевтов.

Рис. 4 Структура распределения промоционной активности среди фармацевтов по группам первого уровня АТС-классификации за первые 9 мес 2006—2008 гг.

Рис. 4 Структура распределения промоционной активности среди фармацевтов по группам первого уровня АТС-классификации за первые 9 мес 2006—2008 гг.

По итогам первых 9 мес 2008 г. лидером в рейтинге наиболее промотируемых ЛС среди фармацевтов является МЕЗИМ ФОРТЕ (табл. 8). Отметим, что на рынке промоций среди врачей в этот период данный препарат занял 4-е место. 2-ю позицию в топ- листе по количеству воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей занял ИМЕТ.

Таблица 8 Топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей по итогам первых 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г.
№ п/п Брэнд-нейм Доля (%) в общем количестве воспоминаний № п/п по итогам 9 мес 2007 г.
1 МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) 2,8 2
2 ИMET (OTC) 2,5 1
3 ФАСТУМ ГЕЛЬ (OTC) 1,8 5
4 ЛИОТОН 1000 ГЕЛЬ (OTC) 1,5 7
5 МИЛИСТАН (OTC) 1,5 3
6 СЕПТОЛЕТЕ (OTC) 1,4 15
7 ЭНЕРЛИВ (OTC) 1,3 10
8 ФЕРВЕКС (OTC) 1,1 4
9 КАЛЬЦИЙ-Д3 НИКОМЕД (OTC) 1,1 6
10 ФЛАВАМЕД (OTC) 1,0 11
11 ДУОВИТ (OTC) 0,9 20
12 ГЕРБИОН (OTC) 0,9 57
13 ФЕСТАЛ (OTC) 0,8 18
14 ОЛФЕН (OTC/Rx) 0,8 66
15 ЛАЗОЛВАН (OTC/Rx) 0,8 32
16 ХИЛАК (OTC) 0,8 40
17 РЕМЕНС (OTC) 0,8 115
18 КОЛДРЕКС (OTC) 0,8 9
19 НАКЛОФЕН (OTC) 0,7 64
20 ЛИНЕКС (OTC) 0,7 25

В целом топ-20 торговых наименований по количеству воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей отличается от таковой среди врачей и представлена преимущественно безрецептурными препаратами, среди которых всего 2 из 20 представленных относятся как к безрецептурной, так и рецептурной группам.

Заслуживает внимания прорыв препарата РЕМЕНС. В первые 9 мес 2007 г. он находился за пределами топ-100 по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей. По итогам 9 мес 2008 г. РЕМЕНС занял 17-е место по этому показателю. Также следует отметить, что в исследуемый период 2008 г. состав топ-20 препаратов по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей пополнился еще 6 участниками: ГЕРБИОН, ОЛФЕН, ЛАЗОЛВАН, ХИЛАК, НАКЛОФЕН и ЛИНЕКС.

Лидером среди маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителями ЛС за первые 9 мес 2008 г. стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 9). Удельный вес этой компании в общем количестве воспоминаний фармацевтов составляет около 15%. 2-е место по этому показателю заняла компания «KRKA». Аналогичные позиции эти игроки занимают по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей ЛС. Следует отметить, что в исследуемый период 2008 г. по сравнению с 9 мес 2007 г. в составе представленной топ-20 появилось два новых участника — «Bayer» (Германия)*** и «Unique» (Индия), которые в аналогичный период 2007 г. по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителями ЛС не вошли в состав топ-20.

Таблица 9 Топ-20 маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителями ЛС за первые 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г.
№ п/п Маркетирующая организация Доля (%) в общем количестве воспоминаний № п/п по итогам 9 мес 2007 г.
1 Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 14,8 1
2 KRKA (Словения) 6,9 3
3 Bittner (Австрия) 4,6 12
4 Sanofi-aventis (Франция) 3,9 7
5 Дельта Медикал (Украина)** 3,9 2
6 Sandoz (Австрия) 3,7 5
7 Ratiopharm (Германия) 3,2 16
8 Фармак (Украина) 3,1 13
9 Mili Healthcare (Великобритания) 3,1 6
10 Actavis (Исландия) 2,7 18
11 Sagmel (США) 2,6 4
12 Mepha (Швейцария) 2,5 20
13 Nycomed (Норвегия) 2,4 9
14 Boehringer Ingelheim (Германия) 2,3 19
15 GlaxoSmithKline (Великобритания)* 2,3 8
16 Артериум (Украина) 2,2 15
17 Bayer (Германия)*** 1,9 21
18 Bionorica (Германия) 1,9 10
19 Киевский витаминный завод (Украина) 1,7 11
20 Unique (Индия) 1,4 25

***В итоговые данные количества воспоминаний о промоциях медпредставителей компании «Bayer» (Германия) не включены воспоминания о промоциях компании «Sagmel» (США)

В целом состав участников в рейтингах маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний среди врачей и фармацевтов о промоциях медпредставителей ЛС достаточно схож. А 9 из 20 участников топ-листа улучшили свои позиции по сравнению с таковыми за 9 мес 2007 г.

Таким образом, по итогам 9 мес 2008 г. примечательным является увеличение общего количества воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей по сравнению с 9 мес прошлого года почти на 11%. А количество их воспоминаний о полученных почтовых рассылках в 3 раза больше, чем за 9 мес 2007 г. Также следует отметить увеличение промоционной нагрузки на фармацевтов по продвижению препарата РЕМЕНС, что и привело к его попаданию в состав топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей.

ПРИМЕР

В качестве примера в данном обзоре будет рассмотрен препарат КЛЕКСАН. Этот препарат входит в состав брэндов, которые в исследуемый период 2008 г. по сравнению с 9 мес 2007 г. вошли в состав топ-20 брэндов — лидеров по количеству воспоминаний о промоциях медпредставителей среди врачей.

Промоции КЛЕКСАНА осуществляет компания «sanofi-aventis». Это рецептурный препарат, поэтому его промоции также ориентированы на врачей. В разрезе АТС-классификации КЛЕКСАН представлен в группе В01А «Антитромботические средства», а по рыночному статусу отнесен к оригинальным ЛС.

В рейтинге по количеству воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей за III кв. и первые 9 мес 2008 г. он занял 13-е и 15-е места соответственно (см. табл. 3, 4). По количеству воспоминаний о назначениях он вошел в первую двадцатку препаратов (см. табл. 7).

Итак, рассматривая динамику количества воспоминаний врачей о промоциях КЛЕКСАНА начиная с I кв. 2006 г., можно сказать, что наибольшее внимание производитель уделил конференциям, немного меньше — семплингу и адресным рассылкам (рис. 5). Соотношение количества воспоминаний врачей о визитах медпредставителей КЛЕКСАНА превышает таковое о назначениях этого препарата (рис. 6).

Рис. 5  Количество воспоминаний врачей о почтовых рассылках, участии в конференциях и семплинге, направленных на продвижение КЛЕКСАНА в I кв. 2006 г. — III кв. 2008 г.

Рис. 5 Количество воспоминаний врачей о почтовых рассылках, участии в конференциях и семплинге, направленных на продвижение КЛЕКСАНА в I кв. 2006 г. — III кв. 2008 г.
Рис. 6  Количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей и назначениях КЛЕКСАНА в I кв. 2007 г. — III кв. 2008 г. с указанием прироста/убыли объема продаж в денежном выражении по сравнению с предыдущим кварталом

Рис. 6 Количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей и назначениях КЛЕКСАНА в I кв. 2007 г. — III кв. 2008 г. с указанием прироста/убыли объема продаж в денежном выражении по сравнению с предыдущим кварталом

В целом визиты медпредставителей с промоциями КЛЕКСАНА осуществлялись для врачей различных специальностей: анестезиологи, хирурги, ортопеды/травматологи, терапевты и гинекологи. Тем не менее максимальное количество воспоминаний о визитах медпредставителей отмечают для анестезиологов (рис. 7). Так, по итогам первых 9 мес 2008 г. в общем количестве воспоминаний врачей о визитах медпредставителей доля таковых для анестезиологов составила более 38%, а хирургов — 23,5%. В абсолютном выражении количество воспоминаний о визитах медпредставителей с промоциями КЛЕКСАНА к анестезиологам за первые 9 мес 2008 г. составило около 3 тыс., незначительно увеличившись по сравнению с 9 мес 2007 г.

Рис. 7 Количество воспоминаний врачей различных специальностей о промоциях медпредставителями препарата КЛЕКСАН в I кв. 2007 г. — III кв. 2008 г.

Рис. 7 Количество воспоминаний врачей различных специальностей о промоциях медпредставителями препарата КЛЕКСАН в I кв. 2007 г. — III кв. 2008 г.

P.S.

Итак, подводя итоги развития рынка промоции за первые 9 мес 2008 г., следует сказать, что приложенные усилия компаний-производителей по работе с врачами и фармацевтами ознаменовались активностью. Так, общее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, почтовых рассылках и участии в конференциях было на 3,3% больше, чем за 9 мес 2007 г. Активную динамику продемонстрировали воспоминания врачей о почтовых рассылках. Напомним, что еще в I кв. текущего года этот показатель находился на уровне 1,2%; во II кв. увеличился более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а в III кв. — почти на 25%. Традиционно наибольшее внимание производитель уделил личному визиту медпредставителя к врачу. За первые 9 мес 2008 г. для некоторых специальностей врачей отмечают увеличение количества воспоминаний о визитах медпредставителей более чем на 10%.

Для фармацевтов сложилась несколько иная ситуация. Их воспоминания о промоциях медпредставителей за первые 9 мес 2008 г. увеличились на 11% по сравнению с аналогичным периодом, а о полученных почтовых рассылках — в 3 раза (!). Также следует отметить, что прирост количества воспоминаний о промоциях медпредставителей среди фармацевтов за первые 9 мес 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. больше такового среди врачей.

Таким образом, успешные результаты 9 мес 2008 г. в значительной мере обязаны трудолюбивым рукам компаний-производителей. Ведь именно они определяют вид промоций и целевую аудиторию для эффективной промоционной кампании, которая призвана обеспечить не только рост продаж, но и завоевать доверие у потребителя.?

Юлия Бондаренко, Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи