|
МЕТОДОЛОГИЯ
Подробно о методологиии исследования промоционной активности компаний — производителей ЛС читайте в?«Еженедельнике АПТЕКА» № 24 (545) от 19.06.2006 г., среди фармацевтов — № 37 (658) от 22.09.2008 г.
Напомним лишь, что исследование проводится в 15 крупнейших городах Украины. В анализе участвуют три основных вида промоции компаний — производителей ЛС по работе с врачами: посещения медпредставителей, почтовая рассылка материалов, проведение конференций, семинаров и других научных мероприятий.
В анализе промоции компаний — производителей ЛС по работе с фармацевтами задействованы три основных вида: посещения медпредставителей, почтовая рассылка материалов и воспоминания фармацевтов о рекомендациях препаратов. Следует учитывать, что исследование базируется на данных не о количестве самих промоций, а о числе воспоминаний врачей о проведенных промоционных акциях. Поэтому здесь необходимо учитывать особенности процесса запоминания: человеческая память имеет ограничения и, естественно, сохраняет информацию не обо всех промоциях. Реальное их количество может несколько отличаться от такового воспоминаний о них.
ВРАЧИ
В III кв. 2008 г. общее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, почтовых рассылках и участии в симпозиумах составило 476,8 тыс., практически не изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Традиционно наибольшую долю на рынке промоций составляют воспоминания врачей о визитах медпредставителей. По сравнению с III кв. 2007 г. этот показатель остался практически на таком же уровне — 440,4 тыс. воспоминаний, или 92,4% в общем количестве воспоминаний врачей (рис. 1). Следует отметить, что максимальные темпы прироста в III кв. 2008 г. продемонстрировали воспоминания врачей о почтовых рассылках — по сравнению с III кв. 2007 г. количество таковых увеличилось почти на четверть и достигло 17,5 тыс. Напомним, что во II кв. текущего года этот показатель возрос по сравнению со? II кв. 2007 г. более чем на 50%. Что касается количества воспоминаний врачей об участии в конференциях, то в III кв. 2008 г. они увеличились незначительно — на 3,5%.
|
В целом же по итогам 9 мес 2008 г. общее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, почтовых рассылках и участии в симпозиумах составило 1,6 млн воспоминаний, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 3,3%. Причем львиную долю занимают воспоминания о промоциях медпредставителей — 90,7%. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. этот показатель практически не изменился.
По итогам первых 9 мес 2008 г. общее количество воспоминаний врачей и фармацевтов о промоционных мероприятиях компаний — производителей ЛС достигло 2,7 млн |
Таким образом, показатели воспоминаний врачей свидетельствуют о повышении уровня промоционных коммуникаций компаний-производителей, направленных на продвижение ЛС.
С начала текущего года количество воспоминаний о визитах медпредставителей планомерно увеличивалось и в апреле достигло 175,6 тыс. воспоминаний. В мае этот показатель находился также на высоком уровне (169,0 тыс.). В летние месяцы — в июле и августе, количество воспоминаний врачей составило немногим более 140 тыс. Уже в сентябре 2008 г. — в начале осеннего сезона — активность компаний-производителей вполне закономерно повысилась, и этот показатель достиг 154,6 тыс. воспоминаний.
Квартальная динамика темпов прироста/убыли промоактивности свидетельствует, что в текущем году прирост воспоминаний врачей был «лучше», чем годом ранее (рис. 2). Рынок ЛС в упаковках начиная со II кв. 2008 г. демонстрировал убыль количества реализованных упаковок.
|
В целом же приведенные показатели свидетельствуют о своего рода «подъеме» промоционного направления «директ-мэйлинг»/почтовые рассылки. Темпы прироста воспоминаний врачей для этого вида промоций демонстрируют значительное увеличение во II и III кв. текущего года по сравнению с аналогичными периодами 2007 г. (на 50,1 и 24,8% соответственно). Хотя в абсолютном значении их вклад минимален в общем количестве воспоминаний, темпы прироста позволяют предполагать, что в текущем году компании-производители активнее использовали этот промоинструментарий.
Конечно же, личные визиты медпредставителей к врачам играют ключевую роль в промокампаниях производителей ЛС. По итогам 9 мес 2008 г. традиционно максимальную нагрузку от визитов медпредставителей получили врачи-гастроэнтерологи. На каждого из них в среднем пришлось 76 посещений медпредставителей, что почти на 9% больше, чем за 9 мес 2007 г. (табл. 1). 2-е место по этому показателю разделили кардиологи и терапевты — 66 визитов.
Таблица 1 | Среднее количество воспоминаний о промоциях медпредставителей на одного врача по итогам первых 9 мес 2006–2008 гг. в разрезе специальностей с указанием прироста/убыли (%) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
№ п/п |
Специальность |
Среднее количество воспоминаний о промоциях медпредставителей |
||||
9 мес 2006 г. | 9 мес 2007 г. | Δ по сравнению с 9 мес 2006 г., % | 9 мес 2008 г. | Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., % | ||
1 | Гастроэнтерологи | 77 | 70 | –9,5 | 76 | 8,9 |
2 | Терапевты | 67 | 65 | –2,9 | 66 | 2,1 |
3 | Кардиологи | 69 | 65 | –5,4 | 66 | 1,3 |
4 | Эндокринологи | 63 | 57 | –8,6 | 62 | 8,9 |
5 | Неврологи | 63 | 61 | –3,3 | 62 | 1,1 |
6 | Педиатры | 58 | 55 | –4,6 | 61 | 11,5 |
7 | Урологи | 63 | 60 | –4,3 | 61 | 1,5 |
8 | Аллергологи/Пульмонологи | 62 | 61 | –1,9 | 61 | –0,2 |
9 | Отоларингологи | 59 | 58 | –1,9 | 59 | 1,8 |
10 | Гинекологи | 59 | 57 | –4,7 | 56 | –0,9 |
11 | Дерматологи | 56 | 55 | –2,0 | 56 | 0,9 |
12 | Ортопеды/Травматологи | 50 | 52 | 4,0 | 52 | –0,6 |
13 | Хирурги | 50 | 50 | –0,5 | 50 | 0,1 |
14 | Психиатры | 45 | 44 | –1,8 | 49 | 10,6 |
15 | Анестезиологи | 46 | 46 | 0,2 | 47 | 1,7 |
Всего |
59,2 | 57,1 | –3,5 | 59,0 | 3,2 |
Впечатляет тот факт, что для 12 из 15 специальностей врачей за первые 9 мес 2008 г. отмечают увеличение количества воспоминаний о промоциях медпредставителей по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Максимальное повышение этого показателя зафиксировано для педиатров — на 11,5%.
Напомним, что за первые 9 мес 2008 г. в целом по рынку ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении топ-5 групп АТС-классификации первого уровня сформировали препараты A, C, N, R и J. В это же время наибольшее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей отмечают для ЛС групп А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» — более 200 тыс. воспоминаний (табл. 2). 4-е место по количеству воспоминаний врачей занимают ЛС группы М «Средства, влияющие на опорно- двигательный аппарат» (161,3 тыс.), 5-е место — препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему». Таким образом, позиции в рейтинге АТС-групп первого уровня по количеству промоций медпредставителей несколько отличаются от таковых по объему аптечных продаж в денежном выражении.
Таблица 2 | Топ-10 групп АТС-классификации первого уровня по количеству воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей по итогам первых 9 мес 2006–2008 гг. |
№ п/п |
АТС-код |
АТС-группа |
Количество воспоминаний о промоциях медпредставителей, тыс. |
||||
9 мес 2006 г. | 9 мес 2007 г. | Δ по сравнению с 9 мес 2006 г., % | 9 мес 2008 г. | Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., % | |||
1 | A | Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм | 272,2 | 250,9 | –7,8 | 257,7 | 2,7 |
2 | C | Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему | 254,8 | 254,6 | –0,1 | 253,2 | –0,5 |
3 | J | Противомикробные средства для системного применения | 226,8 | 211,9 | –6,5 | 227,3 | 7,3 |
4 | M | Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат | 148,1 | 162,9 | 10,0 | 161,3 | –1,0 |
5 | R | Средства, действующие на респираторную систему | 130,0 | 131,1 | 0,9 | 136,3 | 4,0 |
6 | N | Средства, действующие на нервную систему | 131,6 | 126,4 | –3,9 | 134,3 | 6,2 |
7 | B | Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз | 63,1 | 64,1 | 1,6 | 69,7 | 8,8 |
8 | G | Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны | 77,3 | 68,0 | –12,0 | 66,3 | –2,5 |
9 | D | Дерматологические средства | 38,9 | 34,6 | –11,2 | 35,7 | 3,2 |
10 | L | Антинеопластические и иммуномодулирующие средства | 17,7 | 17,8 | 0,5 | 20,2 | 13,4 |
Прочие |
43,3 | 40,2 | –7,1 | 39,9 | –0,9 | ||
Всего* |
1 403,8 | 1 362,5 | –2,9 | 1 401,9 | 2,9 |
*В итог не вошли промоции, после которых врачи не помнят названия промотируемого препарата, но помнят производителя, а также промоции брэндов, для которых АТС-класс не определен
А вот группа N «Средства, действующие на нервную систему», которая на рынке аптечных продаж ЛС замыкала топ-3 крупнейших групп АТС- классификации первого уровня по объемам аптечных продаж в денежном выражении ЛС, в топ- листе промоций за первые 9 мес 2008 г. заняла 6-ю строчку. Очевидно, что препараты этой группы находятся в активной промоции, что и обусловило достаточно большие объемы продаж.
В целом для 7 из 10 групп количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей увеличилось. Следует отметить, что наиболее активное развитие продемонстрировали воспоминания врачей о визитах медпредставителей с промоциями препаратов группы L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства». За первые 9 мес 2008 г. этот показатель повысился на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
Пальму первенства в рейтинге брэнд-неймов по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей в III кв. 2008 г. второй год подряд получил ДИКЛОБЕРЛ (табл. 3). Лидером этот брэнд стал и за первые 9 мес 2008 г. (табл. 4).
Таблица 3 | Топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей в III кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за III кв. 2007 г. |
№ п/п | Брэнд-нейм | Доля (%) в общем количестве воспоминаний | № п/п в III кв. 2007 г. |
1 | ДИКЛОБЕРЛ (Rx) | 1,3 | 1 |
2 | БЕРЛИПРИЛ (Rx) | 1,2 | 3 |
3 | АУГМЕНТИН (Rx) | 1,1 | 2 |
4 | МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) | 1,1 | 4 |
5 | ДЕКСАЛГИН (OTC/Rx) | 0,8 | 11 |
6 | АКТОВЕГИН (OTC/Rx) | 0,8 | 15 |
7 | ЭНАП (Rx) | 0,7 | 7 |
8 | ПРЕДУКТАЛ (Rx) | 0,7 | 17 |
9 | БИСОПРОЛОЛ (Rx) | 0,6 | 12 |
10 | РЕФОРТАН (Rx) | 0,6 | 14 |
11 | ИMET (OTC) | 0,6 | 72 |
12 | МОВАЛИС (Rx) | 0,6 | 8 |
13 | КЛЕКСАН (RX) | 0,5 | 25 |
14 | ЭСПУМИЗАН (OTC) | 0,5 | 57 |
15 | ЭРИУС (OTC) | 0,5 | 39 |
16 | ВАЗИЛИП (Rx) | 0,5 | 37 |
17 | ЭНЕРЛИВ (OTC) | 0,5 | 21 |
18 | ПРЕСТАРИУМ (Rx) | 0,5 | 6 |
19 | НИМЕСИЛ (Rx) | 0,5 | 5 |
20 | ПАНГРОЛ (OTC) | 0,5 | 105 |
Таблица 4 | Топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей за 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г. |
№ п/п | Брэнд-нейм | Доля (%) в общем количестве воспоминаний | № п/п по итогам 9 мес 2007 г. |
1 | ДИКЛОБЕРЛ (Rx) | 1,3 | 1 |
2 | АУГМЕНТИН (Rx) | 1,2 | 4 |
3 | БЕРЛИПРИЛ (Rx) | 1,1 | 3 |
4 | МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) | 1,0 | 2 |
5 | АКТОВЕГИН (OTC/Rx) | 0,8 | 16 |
6 | ДЕКСАЛГИН (OTC/Rx) | 0,8 | 27 |
7 | ПРЕДУКТАЛ (Rx) | 0,7 | 6 |
8 | ЭНАП (Rx) | 0,7 | 11 |
9 | НИМЕСИЛ (Rx) | 0,6 | 5 |
10 | БИСОПРОЛОЛ (Rx) | 0,6 | 10 |
11 | РЕФОРТАН (Rx) | 0,6 | 9 |
12 | ЭНЕРЛИВ (OTC) | 0,6 | 117 |
13 | ФРОМИЛИД (Rx) | 0,6 | 12 |
14 | МОВАЛИС (Rx) | 0,5 | 14 |
15 | КЛЕКСАН (Rx) | 0,5 | 26 |
16 | ПРЕСТАРИУМ (Rx) | 0,5 | 8 |
17 | ФАСТУМ ГЕЛЬ (OTC) | 0,5 | 24 |
18 | ЦИПРИНОЛ (Rx) | 0,5 | 22 |
19 | СИНУПРЕТ (OTC) | 0,5 | 17 |
20 | КОНКОР (Rx) | 0,5 | 28 |
За первые 9 мес 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество воспоминаний врачей и фармацевтов о промоциях медпредставителей увеличилось на 3 и 11% соответственно |
В целом же в рейтинге за III кв. 2008 г. для таких брэндов, как ИМЕТ и ПАНГРОЛ (безрецептурные препараты), отмечают максимальное увеличение количества воспоминаний врачей о визитах медпредставителей по сравнению с III кв. 2007 г. — более чем в 2 раза. Большинство участников представленного топ-листа улучшили свои позиции по сравнению с таковыми за аналогичный период 2007 г. Подобная ситуация зафиксирована в рейтинге за 9 мес 2008 г. — 9 из 20 брэндов переместились на более высокие позиции, чем в списке за аналогичный период 2007 г.
Лидером среди компаний-производителей по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС как в III кв., так и по итогам 9 мес 2008 г. традиционно была компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 5, 6). Вторую позицию по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС заняла компания «KRKA», а 3-е место — компания «Nycomed». Следует отметить, что для некоторых компаний, представленных в топ-20, количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС увеличилось в среднем в 2–4 раза по сравнению с III кв. 2007 г. Также заслуживает внимания тот факт, что первые 11 компаний в рейтинге за III кв. представлены теми же участниками, что и за первые 9 мес 2008 г. Очевидно, это свидетельствует о стабильных промоционных усилиях этих компаний. В целом же по сравнению с III кв. и 9 мес 2007 г. многие участники обоих топ-листов изменили свои позиции. В руках топ-20 компаний- производителей в III кв. и за 9 мес 2008 г. было сосредоточено более 50% общего количества воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС.
Таблица 5 | Топ-20 маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС в III кв. 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за III кв. 2007 г. |
№ п/п | Маркетирующая организация | Доля (%) в общем количестве воспоминаний | № п/п в III кв. 2007 г. |
1 | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 12,0 | 1 |
2 | KRKA (Словения) | 4,9 | 2 |
3 | Nycomed (Норвегия) | 3,7 | 4 |
4 | Sandoz (Австрия) | 3,3 | 3 |
5 | Servier (Франция) | 3,0 | 5 |
6 | GlaxoSmithKline (Великобритания)* |
2,9 | 6 |
7 | Sanofi-аventis (Франция) | 2,8 | 7 |
8 | Ratiopharm (Германия) | 2,7 | 8 |
9 | Mili Healthcare (Великобритания) |
2,3 | 9 |
10 | Gedeon Richter (Венгрия) |
2,2 | 13 |
11 | Дельта Медикал (Украина)** |
2,0 | 27 |
12 | Ranbaxy (Индия) | 1,8 | 11 |
13 | Фармак (Украина) | 1,8 | 21 |
14 | Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 1,7 | 12 |
15 | Bionorica (Германия) | 1,7 | 16 |
16 | Actavis (Исландия) | 1,7 | 20 |
17 | Bittner (Австрия) | 1,6 | 45 |
18 | Дарница (Украина) | 1,5 | 23 |
19 | Артериум (Украина) | 1,5 | 10 |
20 | Boehringer Ingelheim (Германия) | 1,4 | 14 |
Таблица 6 | Топ-20 маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителями ЛС за первые 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г. |
№ п/п
|
Маркетирующая организация
|
Доля (%) в общем количестве воспоминаний
|
№ п/п по итогам 9 мес 2007 г.
|
1 | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 11,8 | 1 |
2 | KRKA (Словения) | 4,8 | 2 |
3 | Nycomed (Норвегия) | 3,5 | 4 |
4 | Servier (Франция) | 3,2 | 5 |
5 | Sandoz (Австрия) | 3,1 | 3 |
6 | GlaxoSmithKline (Великобритания)* | 3,0 | 6 |
7 | Sanofi-аventis (Франция) | 2,9 | 8 |
8 | Ratiopharm (Германия) | 2,4 | 7 |
9 | Mili Healthcare (Великобритания) | 2,3 | 15 |
10 | Gedeon Richter (Венгрия) | 2,1 | 10 |
11 | Дельта Медикал (Украина)** | 1,9 | 26 |
12 | Bionorica (Германия) | 1,8 | 13 |
13 | Фармак (Украина) | 1,7 | 19 |
14 | Boehringer Ingelheim (Германия) | 1,7 | 16 |
15 | Actavis (Исландия) | 1,6 | 24 |
16 | Ranbaxy (Индия) | 1,6 | 11 |
17 | Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 1,6 | 14 |
18 | Дарница (Украина) | 1,5 | 25 |
19 | Артериум (Украина) | 1,5 | 9 |
20 | Bittner (Австрия) | 1,5 | 44 |
*В итоговые данные количества воспоминаний о промоциях медпредставителей компании «GlaxoSmithKline» включены промоции подразделения «GlaxoSmithKline OTC»; **итоговые данные количества воспоминаний о промоциях медпредставителей компании «Дельта Медикал» подразумевают промоции для компаний-партнеров (эксклюзивные контракты компании «Дельта Медикaл», предполагающие эксклюзивное право на промоцию и продажу препаратов)
НАЗНАЧЕНИЯ
Традиционно в наших публикациях уделяется внимание подробному анализу данных о назначениях промотируемых препаратов, что позволяет оценить динамику и тенденции на рынке промоций. Так, сведения о количестве воспоминаний врачей о назначениях препаратов вместе с таковыми о визитах медпредставителей, полученных рассылках, участии в симпозиумах позволяют более детально рассмотреть общую картину промоционных усилий компаний- производителей, направленных на продвижение ЛС за 9 мес 2008 г.
Пожалуй, уже традиционным стало то, что первенство по количеству воспоминаний врачей о назначениях за первые 9 мес 2008 г. получил рецептурный препарат АУГМЕНТИН (табл. 7). А в рейтинге брэнд-неймов по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей за первые 9 мес 2008 г. он занял 2-е место. Исключительно для этого брэнда в разрезе представленной топ-20 количество воспоминаний о назначениях было больше, чем общее количество воспоминаний о его промоциях медпредставителями. Кроме того, количество назначений АУГМЕНТИНА на одну осуществленную промоцию было максимальным (коэффициент 1,9). Также следует отметить, что по итогам 9 мес 2008 г. этот показатель был достаточно высоким и для еще 7 других брэндов — от 1,0 до 1,6. Количество назначений на одну осуществленную промоцию для других 12 брэндов из представленной топ-20 в этот период было несколько ниже (от 0,6 до 0,8). Следует отметить динамичное развитие таких участников рейтинга, как АКТОВЕГИН, ДЕКСАЛГИН, ЭНЕРЛИВ, ВАЗИЛИП и НОЛИПРЕЛ. Темпы прироста количества воспоминаний врачей о назначениях и промоционных мероприятиях в разрезе представленной топ-20 для этих участников были наибольшими.
Таблица 7 | Топ–20 брэндов ЛС по количеству воспоминаний врачей о назначениях за 9 мес 2008 г. с указанием категорий отпуска и количества воспоминаний о промоциях медпредставителей |
Препарат |
Воспоминания о количестве назначений |
Количество воспоминаний о промоциях медпредставителей |
Количество назначений на 1 проведенную промоцию |
||||
9 мес 2007 г. | 9 мес 2008 г. | Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., % | 9 мес 2007 г. | 9 мес 2008 г. | Δ по сравнению с 9 мес 2007 г., % | ||
АУГМЕНТИН (Rx) | 23298 | 26390 | 13,3 | 14181 | 16599 | 17,1 | 1,9 |
ДИКЛОБЕРЛ (Rx) | 13094 | 13950 | 6,5 | 16967 | 18655 | 9,9 | 0,8 |
БЕРЛИПРИЛ (Rx) | 12047 | 12157 | 0,9 | 15082 | 16106 | 6,8 | 0,8 |
МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) | 8870 | 9191 | 3,6 | 15588 | 14589 | –6,4 | 0,6 |
АКТОВЕГИН (OTC/Rx) | 7495 | 11401 | 52,1 | 7185 | 10969 | 52,7 | 1,6 |
ПРЕДУКТАЛ (Rx) | 8630 | 10240 | 18,7 | 9416 | 10007 | 6,3 | 1,1 |
ДЕКСАЛГИН (OTC/Rx) | 1607 | 4966 | 209,0 | 6203 | 10915 | 76,0 | 0,8 |
БИСОПРОЛОЛ (Rx) | 7227 | 9342 | 29,3 | 8431 | 8821 | 4,6 | 1,1 |
ЭНАП (Rx) | 8138 | 8512 | 4,6 | 7824 | 9773 | 24,9 | 1,1 |
НИМЕСИЛ (Rx) | 7958 | 7294 | –8,3 | 11536 | 9100 | –21,1 | 0,6 |
РЕФОРТАН (Rx) | 5732 | 5541 | –3,3 | 8518 | 8690 | 2,0 | 0,7 |
ПРЕСТАРИУМ (Rx) | 5348 | 5356 | 0,1 | 9064 | 7194 | –20,6 | 0,6 |
ФРОМИЛИД (Rx) | 4137 | 5296 | 28,0 | 7553 | 7946 | 5,2 | 0,7 |
ЭНЕРЛИВ (OTC) | 216 | 1867 | 764,4 | 2512 | 7998 | 218,4 | 0,7 |
КЛЕКСАН (Rx) | 4177 | 4657 | 11,5 | 6275 | 7383 | 17,7 | 0,7 |
МОВАЛИС (Rx) | 5869 | 8126 | 38,5 | 7384 | 7722 | 4,6 | 1,1 |
СИНУПРЕТ (OTC) | 4172 | 4587 | 9,9 | 6996 | 6886 | -1,6 | 0,7 |
ВАЗИЛИП (Rx) | 1074 | 2305 | 114,6 | 4052 | 6561 | 61,9 | 0,6 |
НОЛИПРЕЛ (Rx) | 1722 | 3348 | 94,4 | 3998 | 6410 | 60,3 | 0,8 |
ЦИПРИНОЛ (Rx) | 5616 | 6448 | 14,8 | 6635 | 6970 | 5,0 | 1,1 |
ФАРМАЦЕВТЫ
По итогам первых 9 мес 2008 г. общее количество воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей составило более 1,1 млн, а это почти на 11% больше, чем за 9 мес прошлого года. Этот показатель начиная с июня 2008 г. незначительно снижается. Аналогичные тенденции характерны для изменения количества воспоминаний о рекомендациях (рис. 3).
|
По итогам исследуемого периода 2008 г. фармацевты вспомнили, что советовали покупателям тот или иной препарат около 578 тыс. раз. В этот же период количество воспоминаний фармацевтов о полученных почтовых рассылках составило 10,8 тыс., что в 3 раза больше, чем за 9 мес 2007 г.
Количество воспоминаний врачей о почтовых рассылках по итогам 9 мес 2008 г. увеличилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., в то время как количество воспоминаний фармацевтов об использовании этого промоинструментария возросло в 3 раза |
Фармакотерапевтическая структура рынка промоций свидетельствует, что по итогам 9 мес 2008 г. среди групп АТС-классификации первого уровня по количеству воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей ЛС лидерами традиционно являются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 27,3% общего количества воспоминаний (рис. 4). В разрезе представленной топ-5 групп АТС-классификации для групп R «Средства, действующие на респираторную систему» и М «Средства, влияющие на опорно- двигательный аппарат» отмечен наибольший прирост количества воспоминаний фармацевтов по сравнению с 9 мес 2007 г. — 24,1 и 18,1% соответственно.
Таким образом, препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», которые традиционно обеспечивают наибольшую выручку аптечным учреждениям, являются также лидерами по количеству воспоминаний о промоциях медпредставителей как среди врачей, так и фармацевтов.
|
По итогам первых 9 мес 2008 г. лидером в рейтинге наиболее промотируемых ЛС среди фармацевтов является МЕЗИМ ФОРТЕ (табл. 8). Отметим, что на рынке промоций среди врачей в этот период данный препарат занял 4-е место. 2-ю позицию в топ- листе по количеству воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей занял ИМЕТ.
Таблица 8 | Топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей по итогам первых 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г. |
№ п/п | Брэнд-нейм | Доля (%) в общем количестве воспоминаний | № п/п по итогам 9 мес 2007 г. |
1 | МЕЗИМ ФОРТЕ (OTC) | 2,8 | 2 |
2 | ИMET (OTC) | 2,5 | 1 |
3 | ФАСТУМ ГЕЛЬ (OTC) | 1,8 | 5 |
4 | ЛИОТОН 1000 ГЕЛЬ (OTC) | 1,5 | 7 |
5 | МИЛИСТАН (OTC) | 1,5 | 3 |
6 | СЕПТОЛЕТЕ (OTC) | 1,4 | 15 |
7 | ЭНЕРЛИВ (OTC) | 1,3 | 10 |
8 | ФЕРВЕКС (OTC) | 1,1 | 4 |
9 | КАЛЬЦИЙ-Д3 НИКОМЕД (OTC) | 1,1 | 6 |
10 | ФЛАВАМЕД (OTC) | 1,0 | 11 |
11 | ДУОВИТ (OTC) | 0,9 | 20 |
12 | ГЕРБИОН (OTC) | 0,9 | 57 |
13 | ФЕСТАЛ (OTC) | 0,8 | 18 |
14 | ОЛФЕН (OTC/Rx) | 0,8 | 66 |
15 | ЛАЗОЛВАН (OTC/Rx) | 0,8 | 32 |
16 | ХИЛАК (OTC) | 0,8 | 40 |
17 | РЕМЕНС (OTC) | 0,8 | 115 |
18 | КОЛДРЕКС (OTC) | 0,8 | 9 |
19 | НАКЛОФЕН (OTC) | 0,7 | 64 |
20 | ЛИНЕКС (OTC) | 0,7 | 25 |
В целом топ-20 торговых наименований по количеству воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей отличается от таковой среди врачей и представлена преимущественно безрецептурными препаратами, среди которых всего 2 из 20 представленных относятся как к безрецептурной, так и рецептурной группам.
Заслуживает внимания прорыв препарата РЕМЕНС. В первые 9 мес 2007 г. он находился за пределами топ-100 по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей. По итогам 9 мес 2008 г. РЕМЕНС занял 17-е место по этому показателю. Также следует отметить, что в исследуемый период 2008 г. состав топ-20 препаратов по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей пополнился еще 6 участниками: ГЕРБИОН, ОЛФЕН, ЛАЗОЛВАН, ХИЛАК, НАКЛОФЕН и ЛИНЕКС.
Лидером среди маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителями ЛС за первые 9 мес 2008 г. стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 9). Удельный вес этой компании в общем количестве воспоминаний фармацевтов составляет около 15%. 2-е место по этому показателю заняла компания «KRKA». Аналогичные позиции эти игроки занимают по доле в общем количестве воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей ЛС. Следует отметить, что в исследуемый период 2008 г. по сравнению с 9 мес 2007 г. в составе представленной топ-20 появилось два новых участника — «Bayer» (Германия)*** и «Unique» (Индия), которые в аналогичный период 2007 г. по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителями ЛС не вошли в состав топ-20.
Таблица 9 | Топ-20 маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителями ЛС за первые 9 мес 2008 г. с указанием позиций в рейтинге за 9 мес 2007 г. |
№ п/п | Маркетирующая организация | Доля (%) в общем количестве воспоминаний | № п/п по итогам 9 мес 2007 г. |
1 | Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 14,8 | 1 |
2 | KRKA (Словения) | 6,9 | 3 |
3 | Bittner (Австрия) | 4,6 | 12 |
4 | Sanofi-aventis (Франция) | 3,9 | 7 |
5 | Дельта Медикал (Украина)** | 3,9 | 2 |
6 | Sandoz (Австрия) | 3,7 | 5 |
7 | Ratiopharm (Германия) | 3,2 | 16 |
8 | Фармак (Украина) | 3,1 | 13 |
9 | Mili Healthcare (Великобритания) | 3,1 | 6 |
10 | Actavis (Исландия) | 2,7 | 18 |
11 | Sagmel (США) | 2,6 | 4 |
12 | Mepha (Швейцария) | 2,5 | 20 |
13 | Nycomed (Норвегия) | 2,4 | 9 |
14 | Boehringer Ingelheim (Германия) | 2,3 | 19 |
15 | GlaxoSmithKline (Великобритания)* | 2,3 | 8 |
16 | Артериум (Украина) | 2,2 | 15 |
17 | Bayer (Германия)*** | 1,9 | 21 |
18 | Bionorica (Германия) | 1,9 | 10 |
19 | Киевский витаминный завод (Украина) | 1,7 | 11 |
20 | Unique (Индия) | 1,4 | 25 |
***В итоговые данные количества воспоминаний о промоциях медпредставителей компании «Bayer» (Германия) не включены воспоминания о промоциях компании «Sagmel» (США)
В целом состав участников в рейтингах маркетирующих организаций по доле в общем количестве воспоминаний среди врачей и фармацевтов о промоциях медпредставителей ЛС достаточно схож. А 9 из 20 участников топ-листа улучшили свои позиции по сравнению с таковыми за 9 мес 2007 г.
Таким образом, по итогам 9 мес 2008 г. примечательным является увеличение общего количества воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей по сравнению с 9 мес прошлого года почти на 11%. А количество их воспоминаний о полученных почтовых рассылках в 3 раза больше, чем за 9 мес 2007 г. Также следует отметить увеличение промоционной нагрузки на фармацевтов по продвижению препарата РЕМЕНС, что и привело к его попаданию в состав топ-20 брэндов ЛС по доле в общем количестве воспоминаний фармацевтов о промоциях медпредставителей.
ПРИМЕР
В качестве примера в данном обзоре будет рассмотрен препарат КЛЕКСАН. Этот препарат входит в состав брэндов, которые в исследуемый период 2008 г. по сравнению с 9 мес 2007 г. вошли в состав топ-20 брэндов — лидеров по количеству воспоминаний о промоциях медпредставителей среди врачей.
Промоции КЛЕКСАНА осуществляет компания «sanofi-aventis». Это рецептурный препарат, поэтому его промоции также ориентированы на врачей. В разрезе АТС-классификации КЛЕКСАН представлен в группе В01А «Антитромботические средства», а по рыночному статусу отнесен к оригинальным ЛС.
В рейтинге по количеству воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей за III кв. и первые 9 мес 2008 г. он занял 13-е и 15-е места соответственно (см. табл. 3, 4). По количеству воспоминаний о назначениях он вошел в первую двадцатку препаратов (см. табл. 7).
Итак, рассматривая динамику количества воспоминаний врачей о промоциях КЛЕКСАНА начиная с I кв. 2006 г., можно сказать, что наибольшее внимание производитель уделил конференциям, немного меньше — семплингу и адресным рассылкам (рис. 5). Соотношение количества воспоминаний врачей о визитах медпредставителей КЛЕКСАНА превышает таковое о назначениях этого препарата (рис. 6).
|
|
В целом визиты медпредставителей с промоциями КЛЕКСАНА осуществлялись для врачей различных специальностей: анестезиологи, хирурги, ортопеды/травматологи, терапевты и гинекологи. Тем не менее максимальное количество воспоминаний о визитах медпредставителей отмечают для анестезиологов (рис. 7). Так, по итогам первых 9 мес 2008 г. в общем количестве воспоминаний врачей о визитах медпредставителей доля таковых для анестезиологов составила более 38%, а хирургов — 23,5%. В абсолютном выражении количество воспоминаний о визитах медпредставителей с промоциями КЛЕКСАНА к анестезиологам за первые 9 мес 2008 г. составило около 3 тыс., незначительно увеличившись по сравнению с 9 мес 2007 г.
|
P.S.
Итак, подводя итоги развития рынка промоции за первые 9 мес 2008 г., следует сказать, что приложенные усилия компаний-производителей по работе с врачами и фармацевтами ознаменовались активностью. Так, общее количество воспоминаний врачей о промоциях медпредставителей, почтовых рассылках и участии в конференциях было на 3,3% больше, чем за 9 мес 2007 г. Активную динамику продемонстрировали воспоминания врачей о почтовых рассылках. Напомним, что еще в I кв. текущего года этот показатель находился на уровне 1,2%; во II кв. увеличился более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а в III кв. — почти на 25%. Традиционно наибольшее внимание производитель уделил личному визиту медпредставителя к врачу. За первые 9 мес 2008 г. для некоторых специальностей врачей отмечают увеличение количества воспоминаний о визитах медпредставителей более чем на 10%.
Для фармацевтов сложилась несколько иная ситуация. Их воспоминания о промоциях медпредставителей за первые 9 мес 2008 г. увеличились на 11% по сравнению с аналогичным периодом, а о полученных почтовых рассылках — в 3 раза (!). Также следует отметить, что прирост количества воспоминаний о промоциях медпредставителей среди фармацевтов за первые 9 мес 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. больше такового среди врачей.
Таким образом, успешные результаты 9 мес 2008 г. в значительной мере обязаны трудолюбивым рукам компаний-производителей. Ведь именно они определяют вид промоций и целевую аудиторию для эффективной промоционной кампании, которая призвана обеспечить не только рост продаж, но и завоевать доверие у потребителя.?
Юлия Бондаренко, Оксана Сергиенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим