Сегодня традиционные взаимоотношения врач — пациент построены таким образом, что мнение последнего учитывается редко. Роль больного — со всем соглашаться, ведь «врач знает лучше». Пациент описывает соответствующие симптомы, врач инструктирует и выписывает рецепт, больной кивает и уходит. Что происходит дальше, зависит в значительной степени от того, насколько хорошо пациент понял полученную информацию, его временных и финансовых возможностей.
Основными причинами, почему пациенты прекращают лечение, пропускают визиты к врачам, не следуют рекомендациям насчет отдыха и диеты, являются: финансовое давление, отсутствие транспорта, невозможность взять отпуск на работе или по уходу за ребенком, непонимание или просто недоверие к специалистам.
Например, множество людей прекращают принимать антибиотики, когда начинают чувствовать себя лучше, что приводит к возвращению всех симптомов. Происходит это потому что пациенты не понимают механизма действия антибиотиков. Женщина может пропускать визиты к гинекологу ввиду того, что врач — мужчина, и этот факт вызывает у нее дискомфорт. Другие убеждены, что их проблемы со здоровьем — следствие не болезни, а неудачи или сглаза, и верят, что медицина здесь бессильна.
Понимание того, как работают лекарственные средства, помогает пациентам следовать назначениям врачей, особенно когда эффекты являются долгосрочными. Эффективная двусторонняя связь врач — пациент с большой долей вероятности повышает комплаентности у пациента.
Комплаенс (англ. сompliance — согласие, соответствие) — добровольное следование больного предписанному ему режиму лечения.
Работа с семьями больных поможет избежать таких негативных последствий, как стресс и беспокойство, так как обеспечивает дополнительную поддержку и уход пациенту. Однако достичь такого взаимодействия на практике весьма и весьма сложно.
В ходе крупных европейских опросах были выявлены некоторые жалобы пациентов на то, что врач даже не смотрит на них; последние же говорят, что недостаток времени заставляет их слушать и писать одновременно. У больного же возникает ощущение, что врачу он безразличен.
Пациенты чувствуют себя некомфортно, спрашивая/переспрашивая врача, или не хотят брать на себя ответственность за принятие решений. Возраст и культурные факторы также могут способствовать непониманию между врачом и пациентом.
Безопасное и эффективное участие пациента в лечении означает, что он должен быть полностью проинформирован о своем состоянии, и, если необходимо, обучен уходу и тому, как принимать лекарства. Информация и варианты выбора должны быть доступно разъяснены, на понятном языке и разборчиво написаны. Излишне говорить, что только подтвержденные исследованиями данные и варианты можно предлагать пациенту.
Больные могут не желать обсуждать проблемы, касающиеся диеты, пристрастий, денег, проблем на работе, насилия в семье и так далее, которые являются не только потенциальными угрозами здоровью, но также причинами, которых они стыдятся. Врачи должны заботиться о пациенте, не осуждая его.
Интернет является огромным камнем преткновения в построении доверительных отношений пациент — врач.
С одной стороны, интернет-ресурсы позволяют узнать о правильности приема лекарственных средств, процедуре осуществления той или иной медицинской манипуляции, предоставляют много другой полезной информации.
С другой стороны, многие врачи жалуются, что пациент, получая данные из интернета, сам ставит себе диагноз, выбирает лечение и т.д. (зачастую неверно), и уходит много времени на то, чтобы убедить его в правильности диагноза, поставленного врачом.
Система здравоохранения ХХІ века представляется невозможной без налаженной связи пациент — врач. Но нужно будет приложить еще много усилий и времени для того, чтобы она заработала.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим