Жизнь продолжается! Аптечные продажи в Украине: апрель 2009 г.

Позади I кв. 2009 г. Напомним, что в это время на розничном фармрынке произошло некоторое перераспределение сферы влияния между отечественными и зарубежными производителями. В марте 2009 г. наиболее выгодная для аптечных учреждений — высокостоимостная ниша начала несколько терять свою долю. Наступил II кв. и мы, как и обещали несколько недель назад, спешим рассказать нашим читателям о развитии аптечных продаж в апреле 2009 г. При подготовке публикации традиционно использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМКОРЗИНА

В апреле 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано товаров на сумму 1,5 млрд грн. за 134,8 млн упаковок (табл. 1). Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +13,3% в денежном выражении и –17,8% — в натуральном. С начала текущего года это наименьший прирост объема аптечных продаж. Напомним, что в предыдущие месяцы он составлял +29,4% (в январе); +17,5% (в феврале) и +24,1% (в марте).

Наиболее быстрорастущей категорией товаров в апреле 2009 г. были изделия медицинского назначения (ИМН). Объем аптечных продаж этой категории товаров увеличился по отношению к апрелю 2008 г. на 24,5% в денежном выражении. Доля ИМН незначительно увеличилась и составила 10% общего объема розничного фармрынка.

Для лекарственных средств (ЛС) и косметики темпы прироста объема продаж в денежном выражении находились практически на одном уровне — 12,3 и 15,1% соответственно. А для биологически активных добавок (БАД) этот показатель составил всего +4,5%. Удельный вес ЛС и БАД в денежном выражении уменьшился.

В апреле 2009 г. для всех категорий товаров характерно уменьшение количества реализованных упаковок в аптечных учреждениях. Для парафармацевтической продукции — косметики и БАД оно сократилось до 10%, для ИМН и ЛС — более чем на 15% по сравнению с апрелем 2008 г.

Таким образом, как и следовало ожидать, в апреле 2009 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении несколько замедлились. С начала текущего года максимальный объем розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении отмечают в марте 2009 г.

В целом же по итогам нелегких первых 4 мес 2009 г. объем розничного фармрынка составил 6,3 млрд грн. за 560 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 21% в денежном и сократившись на 16,5% в натуральном выражении.

Теперь произведем перерасчет розничного фармрынка в американской валюте — долларах и посмотрим, какова ситуация в этом измерении. В апреле 2009 г. объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте составил 192,9 млн дол. США, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 25,7% (рис. 1). Приходится констатировать, что с начала текущего года это максимальная убыль розничного фармрынка в долларовом эквиваленте. В апреле 2009 г. рынок ЛС в американской валюте «сжался» на 26,3% (до 155,5 млн дол.;). Объем продаж по этому показателю для ИМН уменьшился на 18,4% (до 19,3 млн дол.); для косметики на 24,5% (до 11,2 млн дол.); для БАД — на 31,5% (до 6,9 млн дол.).

В целом же по итогам первых 4 мес 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился на 20,7% по сравнению аналогичным периодом 2008 г. и составил 823,7 млн дол.

Конечно, рассматривая динамику розничного фармрынка в апреле 2009 г., необходимо сделать скидку на тот факт, что на празднование и подготовление к такому великому церковному торжеству, как Пасха, тратится большое количество средств. К тому же во второй, теплой, половине весеннего сезона население гораздо меньше болеет респираторными заболеваниями.

Для товаров, которые представлены на полках аптечных учреждений, традиционно характерно повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки в национальной валюте. В апреле 2009 г. максимальное повышение этого показателя продемонстрировала категория ИМН — почти на 51% (до 3,2 грн. в среднем за упаковку; рис. 2). Темпы прироста средневзвешенной стоимости парафармацевтической продукции несколько замедлились по сравнению с таковыми за апрель 2008 г. Средневзвешенная стоимость наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС, повысилась на 38,4% и составила в среднем за 1 упаковку 15,0 грн.

ВЛИЯНИЕ

С начала текущего года на розничном фармрынке ежемесячно продолжает изменяться сфера влияния между отечественными и зарубежными производителями.

В апреле 2009 г. доля товаров отечественного производства в общем объеме аптечных продаж продемонстрировала увеличение до 25,0% в денежном и до 66,4% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Впрочем, по каждой категории товаров украинские производители увеличили долю как в денежном, так и в натуральном выражении. Также впечатляют темпы прироста объема аптечных продаж товаров отечественного производства в денежном выражении — они были выше таковых зарубежного производства и по рынку в целом.

Таким образом, в начале II кв. 2009 г. — в апреле — украинские фармкомпании успешно наращивали долю в рыночном пироге, а зарубежные производители, напротив, несколько потеряли ее.

РЫНОК ЛС

В апреле 2009 г. объем выручки аптечных учреждений от реализации ЛС увеличился по сравнению с апрелем 2008 г. составил 1,2 млрд грн. (рис. 3). При этом количество реализованных упаковок ЛС сократилось почти на 19% — до 80,1 млн упаковок.

Инфляция в Украине в апреле 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем составила 0,9%. По отношению к аналогичному периоду 2008 г. она составила 15,6%. По данным Государственного комитета статистики, общий индекс потребительских цен на товары и услуги с начала текущего года планомерно снижается (рис. 4). При этом индекс потребительских цен на фармацевтическую продукцию, медицинские товары и оборудование с января по март 2009 г. повышался. Однако уже в апреле для этого показателя отмечают спад до 44,2%.

Если разложить прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении на составляющие, то можно увидеть, что в апреле 2009 г. (как и в предыдущие месяцы) инфляционный вклад был значимым и составил 53,1% (рис. 5). Однако по сравнению с началом года он несколько уменьшился.

Интересно проанализировать вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе отечественного и зарубежного производства. В конце прошлого года — декабре, для зарубежных ЛС этот показатель начал стремительно повышаться и уже в январе 2009 г. составил 75,8% (рис. 6). В это время для отечественных ЛС отмечали схожую тенденцию, но в значительно меньших масштабах. В последующие месяцы для зарубежных ЛС инфляционная составляющая начала снижаться и уже в апреле составила 59,5%. А для отечественных ЛС этот показатель планомерно повышается (в апреле — 33,9%).

Как уже было отмечено в одной из наших предыдущих публикаций (см. «Еженедельник АПТЕКА» №14 (685) от 06.04.2009 г.), ценовая политика операторов в начале текущего года не соответствовала рыночным реалиям. Мы уже знаем, что в феврале 2009 г. начала увеличиваться доля украинских препаратов в денежном выражении в общем объеме продаж ЛС. Однако инфляционная составляющая прироста объема продаж отечественных ЛС значительно уступала общерыночной (примерно в 2 раза), а для зарубежных ЛС — превышала таковую. Но значительно уменьшилась реализация этих ЛС в натуральном выражении.

В начале года темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС были высоки (в январе +60,1%; в феврале +51,7%). В марте 2009 г. темпы роста этого показателя несколько снизились (до +43,9%). Уже в апреле средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС повысилась менее чем на 40% и была на 0,40 грн. меньше, чем в январе текущего года.

Как уже отмечено выше, в целом по рынку ЛС средневзвешенная стоимость составила 15,0 грн. Если взглянуть на темпы прироста средневзвешенной стоимости ЛС отечественного и зарубежного производства с начала текущего года, то для первых они демонстрируют стабильные показатели роста на уровне чуть выше 40% (за исключением января), а для зарубежных ЛС постепенно снижаются (с +81,7% в январе 2009 г. до +51,5% в апреле, рис. 7). Это происходит параллельно изменениям индекса потребительских цен.

Несколько слов о ценовой структуре рынка ЛС. Традиционно в апреле 2009 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты высокостоимостной ниши (787,7 млн грн.). Однако объем аптечных продаж таких ЛС увеличился по сравнению с апрелем 2008 г. всего на 8,8% в денежном выражении, а в натуральном сократился почти на 30% (табл. 4). В общем объеме рынка ЛС доля высокостоимостной ниши в исследуемый период продемонстрировала уменьшение более чем на 2% (до 65,8% в денежном и 16,5% в натуральном выражении). В это время быстрее рынка ЛС в денежном выражении увеличивались продажи препаратов низко- и среднестоимостной ниши.

Если говорить о средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе исследуемых ценовых ниш, то в апреле 2009 г. максимальное ее повышение отмечено для высокостоимостных ЛС — более чем на 50,0% — почти до 60 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши достигла 2,0 грн., среднестоимостных — 11,3 грн.

Таким образом, если еще по итогам I кв. в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостной ниши незначительно увеличилась, то уже в апреле 2009 г. она уменьшилась. Впрочем, в марте отмечалась аналогичная ситуация. Также если раньше доля препаратов низкостоимостной ниши демонстрировала уменьшение в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении, то в апреле 2009 г. она не изменилась по сравнению с апрелем предыдущего года. Укрепили свою долю на рынке ЛС препараты среднестоимостной ниши.

Важно следить за изменениями в сегментах рецептурных и безрецептурных препаратов. Однако в апреле 2009 г. доля рецептурных препаратов в общем объеме рынка ЛС практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составила 52,8% в денежном и 31,8% в натуральном выражении.

Традиционно в разрезе групп АТС- классификации первого уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям в исследуемый период обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 274,9 млн грн. Темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении составили +11,1%. Интересно, какова доля рецептурных ЛС в этой группе? Оказалось, что удельный вес рецептурных препаратов в группе «А» в денежном выражении составил 37,0%. 2-е место по величине объема аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2009 г. заняла группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» —163,5 млн грн. Вклад рецептурных препаратов этой группы составил 80,9% в денежном выражении. Для препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» отмечают максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в разрезе топ-5 — 24,4%, а доля этой группы увеличилась по сравнению с апрелем 2008 г. на 1,2% до 12,6%.

Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то наибольшую выручку аптечным учреждениям в апреле 2009 г. (как и месяцем ранее) обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 61,3 млн грн.

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). На 2-й позиции находился ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-й — МЕЗИМ. Также в рейтинге находятся препараты так называемой группы cough&cold.

Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в апреле 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е место занимает «Sanofi-Aventis», на 3-е место переместился украинский фармпроизводитель — компания «Фармак», на 4-м расположилась Фармацевтическая фирма «Дарница».

Оперативно следить за изменениями, которые происходят на рынке ЛС, помогают данные в разрезе недельной динамики. Мы видим, что в апрельские недели (частично с 14-й по 18-ю) объем аптечных продаж ЛС «замедлялся» (рис. 8). На 18-й неделе этого года заканчивается апрель и начинается май. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в эту неделю, как и в аналогичный период 2008 г., снизился. Это объясняется праздничными и выходными днями. Однако уже на 19-й неделе мы видим, что объем рынка ЛС вернулся на уровень апрельского недельного объема аптечных продаж.

ИТОГИ

Начало II кв. 2009 г. уже положено. В апреле на рынке аптечных продаж начал заметно изменяться вклад товаров отечественного и зарубежного производства. Украинские производители увеличили свою долю как в денежном, так и в натуральном выражении для ЛС, ИМН, косметики и БАД. К тому же темпы прироста объема аптечных продаж для этих категорий товаров украинского производства в денежном выражении были выше, чем таковые зарубежных.

В общем объеме аптечных продаж в денежном выражении удельный вес высокостоимостной ниши, который начал уменьшаться в марте 2009 г., в апреле «сжался» до 65,8%.

Инфляционная составляющая в приросте объема продаж для отечественных ЛС демонстрирует планомерное увеличение, а для зарубежных ЛС — наоборот, снижение. Очевидно, они приближаются к общерыночному показателю.

Также мы увидели, что объем продаж ЛС в денежном выражение в апрельские недели «затихал», а уже в мае (на 19-й неделе) он несколько оживился.

При пересчете в долларовый эквивалент по итогам апреля 2009 г. объем розничного фармрынка и рынка ЛС уменьшился. Тем не менее, жизнь продолжается! ..

Вспоминается распространенная шутка: аналитики во времена кризиса рекомендуют долго смотреть на зеленое… желательно свое! Хотим пожелать всем участникам фармрынка, чтобы они добивались приростов в «зеленом эквиваленте»!

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Апрель, год

Млн грн.

Удельный вес категории, %

 , %

Млн
упаковок

Удельный вес категории, %

 , %

ЛС

2007

819,8

83,9

101,5

62,5

2008

1066,1

81,3

30,1

98,6

60,2

–2,8

2009

1197,6

80,6

12,3

80,1

59,4

–18,8

ИМН*

2007

82,1

8,4

53,6

33,0

2008

119,1

9,1

45,1

56,8

34,7

6,0

2009

148,3

10,0

24,5

46,9

34,8

–17,4

Косметика

2007

45,3

4,6

4,3

2,6

2008

74,8

5,7

65,0

4,7

2,9

10,2

2009

86,1

5,8

15,1

4,4

3,2

–7,4

БАД

2007

29,4

3,0

3,0

1,9

2008

50,8

3,9

72,9

3,7

2,3

24,2

2009

53,1

3,6

4,5

3,4

2,5

–8,4

Всего

2007

976,6

162,4

2008

1310,9

34,2

163,9

0,9

2009

1485,1

13,3

134,8

–17,8

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Апрель, год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн.

Удельный вес
категории, %

 , %

Млн грн.

Удельный вес
категории, %

 , %

ЛС

2007

614,2

74,9

205,6

25,1

2008

822,6

77,2

33,9

243,5

22,8

18,5

2009

898,2

75,0

9,2

299,4

25,0

22,9

ИМН*

2007

59,9

72,9

22,2

27,1

2008

90,5

76,0

51,2

28,6

24,0

28,8

2009

111,7

75,3

23,4

36,7

24,7

28,0

Косметика

2007

32,4

71,4

13,0

28,6

2008

57,2

76,5

76,8

17,6

23,5

35,6

2009

61,9

71,9

8,2

24,2

28,1

37,6

БАД

2007

17,6

59,9

11,8

40,1

2008

35,3

69,4

100,4

15,5

30,6

31,8

2009

32,1

60,5

–8,9

21,0

39,5

34,8

Всего

2007

724,1

74,1

252,6

25,9

2008

1005,6

76,7

38,9

305,3

23,3

20,9

2009

1104,0

74,3

9,8

381,2

25,7

24,9

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Апрель, год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн
упаковок

Удельный вес категории, %

 , %

Млн
упаковок

Удельный вес категории, %

 , %

ЛС

2007

35,8

35,3

65,7

64,7

2008

37,3

37,8

4,1

61,3

62,2

–6,6

2009

26,9

33,6

–27,9

53,2

66,4

–13,3

ИМН*

2007

32,2

60,1

21,4

39,9

2008

35,8

62,9

11,0

21,1

37,1

–1,6

2009

27,8

59,2

–22,4

19,2

40,8

–9,0

Косметика

2007

1,9

43,4

2,4

56,6

2008

2,3

49,3

25,0

2,4

50,7

–1,2

2009

1,9

43,8

–17,6

2,5

56,2

2,6

БАД

2007

0,7

23,9

2,3

76,1

2008

1,0

26,1

35,4

2,8

73,9

20,7

2009

0,8

22,1

–22,2

2,7

77,9

–3,5

Всего

2007

70,6

43,5

91,8

56,5

2008

76,4

46,6

8,1

87,6

53,4

–4,6

2009

57,3

42,5

–24,9

77,5

57,5

–11,5

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в апреле 2007– 2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Апрель, год

Млн грн.

Удельный вес ниши, %

 , %

Млн
упаковок

Удельный вес ниши, %

 , %

Низкостоимостная

2007

62,9

7,7

49,5

48,7

2008

65,9

6,2

4,8

43,9

44,6

–11,1

2009

74,3

6,2

12,7

37,2

46,5

–15,3

Среднестоимостная

2007

233,3

28,5

35,9

35,4

2008

276,1

25,9

18,3

35,9

36,4

–0,1

2009

335,6

28,0

21,6

29,6

37,0

–17,5

Высокостоимостная

2007

523,6

63,9

16,1

15,9

2008

724,1

67,9

38,3

18,8

19,1

16,5

2009

787,7

65,8

8,8

13,2

16,5

–29,6

Всего

2007

819,8

101,5

2008

1066,1

30,1

98,6

–2,8

2009

1197,6

12,3

80,1

–18,8

Таблица 5

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за апрель 2007–2008 гг.

Брэнд

№ п/п, год

2009

2008

2007

АКТОВЕГИН

1

2

2

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

1

1

МЕЗИМ

3

4

6

МИЛДРОНАТ

4

3

5

НАТРИЯ ХЛОРИД

5

12

10

ПРЕДУКТАЛ

6

5

3

ЦЕФТРИАКСОН

7

7

4

НО-ШПА

8

11

9

КЕТАНОВ

9

15

13

ВИТРУМ

10

6

8

ЭНАП

11

8

7

ЛАЗОЛВАН

12

10

11

АУГМЕНТИН

13

18

31

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

14

19

17

ПРОСТАМОЛ УНО

15

9

12

КАНЕФРОН

16

17

39

ТИОТРИАЗОЛИН

17

20

23

КОЛДРЕКС

18

73

40

ЛИНЕКС

19

16

14

ДИКЛОБЕРЛ

20

22

20

Таблица 6

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в апреле 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за апрель 2007–2008 гг.

Маркетирующая организация

№ п/п, год

2009

2008

2007

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

1

1

1

Sanofi-Aventis (Франция)

2

2

2

Фармак (Украина)

3

6

7

Дарница (Украина)

4

4

3

Nycomed (Норвегия)

5

8

15

GlaxoSmithKline
(Великобритания)

6

9

8

Артериум Корпорация (Украина)

7

7

4

KRKA (Словения)

8

3

6

Sandoz (Швейцария)

9

5

5

Servier (Франция)

10

10

11

Gedeon Richter (Венгрия)

11

14

14

Bayer Consumer Care (Швейцария)

12

11

9

Борщаговский ХФЗ
(Украина)

13

13

10

Здоровье (Украина)

14

15

12

Actavis Group (Исландия)

15

17

16

Boehringer Ingelheim
(Германия)

16

16

18

ratiopharm (Германия)

17

19

17

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

18

18

19

Стада-Нижфарм (Германия-Россия)

19

24

25

Ranbaxy (Индия)

20

20

20

Объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте в январе–апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте в январе–апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2008 — апреле 2009 г. с указанием прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (по данным Государственного комитета статистики)

Индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2008 — апреле 2009 г. с указанием прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (по данным Государственного комитета статистики)
Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Индикаторы прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.
Инфляционный индекс роста рынка ЛС в разрезе отечественного и зарубежного производства в январе 2008 — апреле 2009 г. с указанием прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Инфляционный индекс роста рынка ЛС в разрезе отечественного и зарубежного производства в январе 2008 — апреле 2009 г. с указанием прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе зарубежного и отечественного и производства в январе–апреле 2007–2009 гг. с указанием индекса потребительских цен

Прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе зарубежного и отечественного и производства в январе–апреле 2007–2009 гг. с указанием индекса потребительских цен
Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 1–20-ю недели 2008–2009 гг.

Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в 1–20-ю недели 2008–2009 гг.

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по 
тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті