|
ФАРМКОРЗИНА
В апреле 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано товаров на сумму 1,5 млрд грн. за 134,8 млн упаковок (табл. 1). Темпы прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составили +13,3% в денежном выражении и –17,8% — в натуральном. С начала текущего года это наименьший прирост объема аптечных продаж. Напомним, что в предыдущие месяцы он составлял +29,4% (в январе); +17,5% (в феврале) и +24,1% (в марте).
Наиболее быстрорастущей категорией товаров в апреле 2009 г. были изделия медицинского назначения (ИМН). Объем аптечных продаж этой категории товаров увеличился по отношению к апрелю 2008 г. на 24,5% в денежном выражении. Доля ИМН незначительно увеличилась и составила 10% общего объема розничного фармрынка.
Для лекарственных средств (ЛС) и косметики темпы прироста объема продаж в денежном выражении находились практически на одном уровне — 12,3 и 15,1% соответственно. А для биологически активных добавок (БАД) этот показатель составил всего +4,5%. Удельный вес ЛС и БАД в денежном выражении уменьшился.
В апреле 2009 г. для всех категорий товаров характерно уменьшение количества реализованных упаковок в аптечных учреждениях. Для парафармацевтической продукции — косметики и БАД оно сократилось до 10%, для ИМН и ЛС — более чем на 15% по сравнению с апрелем 2008 г.
Таким образом, как и следовало ожидать, в апреле 2009 г. темпы прироста объема розничного фармрынка в денежном выражении несколько замедлились. С начала текущего года максимальный объем розничного фармрынка в денежном и натуральном выражении отмечают в марте 2009 г.
В целом же по итогам нелегких первых 4 мес 2009 г. объем розничного фармрынка составил 6,3 млрд грн. за 560 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 21% в денежном и сократившись на 16,5% в натуральном выражении.
Теперь произведем перерасчет розничного фармрынка в американской валюте — долларах и посмотрим, какова ситуация в этом измерении. В апреле 2009 г. объем розничного фармрынка в долларовом эквиваленте составил 192,9 млн дол. США, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 25,7% (рис. 1). Приходится констатировать, что с начала текущего года это максимальная убыль розничного фармрынка в долларовом эквиваленте. В апреле 2009 г. рынок ЛС в американской валюте «сжался» на 26,3% (до 155,5 млн дол.;). Объем продаж по этому показателю для ИМН уменьшился на 18,4% (до 19,3 млн дол.); для косметики на 24,5% (до 11,2 млн дол.); для БАД — на 31,5% (до 6,9 млн дол.).
В целом же по итогам первых 4 мес 2009 г. объем розничного фармрынка в долларах уменьшился на 20,7% по сравнению аналогичным периодом 2008 г. и составил 823,7 млн дол.
Конечно, рассматривая динамику розничного фармрынка в апреле 2009 г., необходимо сделать скидку на тот факт, что на празднование и подготовление к такому великому церковному торжеству, как Пасха, тратится большое количество средств. К тому же во второй, теплой, половине весеннего сезона население гораздо меньше болеет респираторными заболеваниями.
Для товаров, которые представлены на полках аптечных учреждений, традиционно характерно повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки в национальной валюте. В апреле 2009 г. максимальное повышение этого показателя продемонстрировала категория ИМН — почти на 51% (до 3,2 грн. в среднем за упаковку; рис. 2). Темпы прироста средневзвешенной стоимости парафармацевтической продукции несколько замедлились по сравнению с таковыми за апрель 2008 г. Средневзвешенная стоимость наиболее важной категории товаров «аптечной корзины» — ЛС, повысилась на 38,4% и составила в среднем за 1 упаковку 15,0 грн.
ВЛИЯНИЕ
С начала текущего года на розничном фармрынке ежемесячно продолжает изменяться сфера влияния между отечественными и зарубежными производителями.
В апреле 2009 г. доля товаров отечественного производства в общем объеме аптечных продаж продемонстрировала увеличение до 25,0% в денежном и до 66,4% в натуральном выражении (табл. 2, 3). Впрочем, по каждой категории товаров украинские производители увеличили долю как в денежном, так и в натуральном выражении. Также впечатляют темпы прироста объема аптечных продаж товаров отечественного производства в денежном выражении — они были выше таковых зарубежного производства и по рынку в целом.
Таким образом, в начале II кв. 2009 г. — в апреле — украинские фармкомпании успешно наращивали долю в рыночном пироге, а зарубежные производители, напротив, несколько потеряли ее.
РЫНОК ЛС
В апреле 2009 г. объем выручки аптечных учреждений от реализации ЛС увеличился по сравнению с апрелем 2008 г. составил 1,2 млрд грн. (рис. 3). При этом количество реализованных упаковок ЛС сократилось почти на 19% — до 80,1 млн упаковок.
Инфляция в Украине в апреле 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем составила 0,9%. По отношению к аналогичному периоду 2008 г. она составила 15,6%. По данным Государственного комитета статистики, общий индекс потребительских цен на товары и услуги с начала текущего года планомерно снижается (рис. 4). При этом индекс потребительских цен на фармацевтическую продукцию, медицинские товары и оборудование с января по март 2009 г. повышался. Однако уже в апреле для этого показателя отмечают спад до 44,2%.
Если разложить прирост объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении на составляющие, то можно увидеть, что в апреле 2009 г. (как и в предыдущие месяцы) инфляционный вклад был значимым и составил 53,1% (рис. 5). Однако по сравнению с началом года он несколько уменьшился.
Интересно проанализировать вклад инфляционной составляющей в общий прирост рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении в разрезе отечественного и зарубежного производства. В конце прошлого года — декабре, для зарубежных ЛС этот показатель начал стремительно повышаться и уже в январе 2009 г. составил 75,8% (рис. 6). В это время для отечественных ЛС отмечали схожую тенденцию, но в значительно меньших масштабах. В последующие месяцы для зарубежных ЛС инфляционная составляющая начала снижаться и уже в апреле составила 59,5%. А для отечественных ЛС этот показатель планомерно повышается (в апреле — 33,9%).
Как уже было отмечено в одной из наших предыдущих публикаций (см. «Еженедельник АПТЕКА» №14 (685) от 06.04.2009 г.), ценовая политика операторов в начале текущего года не соответствовала рыночным реалиям. Мы уже знаем, что в феврале 2009 г. начала увеличиваться доля украинских препаратов в денежном выражении в общем объеме продаж ЛС. Однако инфляционная составляющая прироста объема продаж отечественных ЛС значительно уступала общерыночной (примерно в 2 раза), а для зарубежных ЛС — превышала таковую. Но значительно уменьшилась реализация этих ЛС в натуральном выражении.
В начале года темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС были высоки (в январе +60,1%; в феврале +51,7%). В марте 2009 г. темпы роста этого показателя несколько снизились (до +43,9%). Уже в апреле средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС повысилась менее чем на 40% и была на 0,40 грн. меньше, чем в январе текущего года.
Как уже отмечено выше, в целом по рынку ЛС средневзвешенная стоимость составила 15,0 грн. Если взглянуть на темпы прироста средневзвешенной стоимости ЛС отечественного и зарубежного производства с начала текущего года, то для первых они демонстрируют стабильные показатели роста на уровне чуть выше 40% (за исключением января), а для зарубежных ЛС постепенно снижаются (с +81,7% в январе 2009 г. до +51,5% в апреле, рис. 7). Это происходит параллельно изменениям индекса потребительских цен.
Несколько слов о ценовой структуре рынка ЛС. Традиционно в апреле 2009 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты высокостоимостной ниши (787,7 млн грн.). Однако объем аптечных продаж таких ЛС увеличился по сравнению с апрелем 2008 г. всего на 8,8% в денежном выражении, а в натуральном сократился почти на 30% (табл. 4). В общем объеме рынка ЛС доля высокостоимостной ниши в исследуемый период продемонстрировала уменьшение более чем на 2% (до 65,8% в денежном и 16,5% в натуральном выражении). В это время быстрее рынка ЛС в денежном выражении увеличивались продажи препаратов низко- и среднестоимостной ниши.
Если говорить о средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе исследуемых ценовых ниш, то в апреле 2009 г. максимальное ее повышение отмечено для высокостоимостных ЛС — более чем на 50,0% — почти до 60 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС низкостоимостной ниши достигла 2,0 грн., среднестоимостных — 11,3 грн.
Таким образом, если еще по итогам I кв. в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении доля высокостоимостной ниши незначительно увеличилась, то уже в апреле 2009 г. она уменьшилась. Впрочем, в марте отмечалась аналогичная ситуация. Также если раньше доля препаратов низкостоимостной ниши демонстрировала уменьшение в общем объеме рынка ЛС в денежном выражении, то в апреле 2009 г. она не изменилась по сравнению с апрелем предыдущего года. Укрепили свою долю на рынке ЛС препараты среднестоимостной ниши.
Важно следить за изменениями в сегментах рецептурных и безрецептурных препаратов. Однако в апреле 2009 г. доля рецептурных препаратов в общем объеме рынка ЛС практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составила 52,8% в денежном и 31,8% в натуральном выражении.
Традиционно в разрезе групп АТС- классификации первого уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям в исследуемый период обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 274,9 млн грн. Темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении составили +11,1%. Интересно, какова доля рецептурных ЛС в этой группе? Оказалось, что удельный вес рецептурных препаратов в группе «А» в денежном выражении составил 37,0%. 2-е место по величине объема аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2009 г. заняла группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» —163,5 млн грн. Вклад рецептурных препаратов этой группы составил 80,9% в денежном выражении. Для препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» отмечают максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в разрезе топ-5 — 24,4%, а доля этой группы увеличилась по сравнению с апрелем 2008 г. на 1,2% до 12,6%.
Что касается групп АТС-классификации третьего уровня, то наибольшую выручку аптечным учреждениям в апреле 2009 г. (как и месяцем ранее) обеспечили препараты группы М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» — 61,3 млн грн.
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2009 г. возглавил АКТОВЕГИН (табл. 5). На 2-й позиции находился ЭССЕНЦИАЛЕ, на 3-й — МЕЗИМ. Также в рейтинге находятся препараты так называемой группы cough&cold.
Рейтинг крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в апреле 2009 г. традиционно возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6). 2-е место занимает «Sanofi-Aventis», на 3-е место переместился украинский фармпроизводитель — компания «Фармак», на 4-м расположилась Фармацевтическая фирма «Дарница».
Оперативно следить за изменениями, которые происходят на рынке ЛС, помогают данные в разрезе недельной динамики. Мы видим, что в апрельские недели (частично с 14-й по 18-ю) объем аптечных продаж ЛС «замедлялся» (рис. 8). На 18-й неделе этого года заканчивается апрель и начинается май. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в эту неделю, как и в аналогичный период 2008 г., снизился. Это объясняется праздничными и выходными днями. Однако уже на 19-й неделе мы видим, что объем рынка ЛС вернулся на уровень апрельского недельного объема аптечных продаж.
ИТОГИ
Начало II кв. 2009 г. уже положено. В апреле на рынке аптечных продаж начал заметно изменяться вклад товаров отечественного и зарубежного производства. Украинские производители увеличили свою долю как в денежном, так и в натуральном выражении для ЛС, ИМН, косметики и БАД. К тому же темпы прироста объема аптечных продаж для этих категорий товаров украинского производства в денежном выражении были выше, чем таковые зарубежных.
В общем объеме аптечных продаж в денежном выражении удельный вес высокостоимостной ниши, который начал уменьшаться в марте 2009 г., в апреле «сжался» до 65,8%.
Инфляционная составляющая в приросте объема продаж для отечественных ЛС демонстрирует планомерное увеличение, а для зарубежных ЛС — наоборот, снижение. Очевидно, они приближаются к общерыночному показателю.
Также мы увидели, что объем продаж ЛС в денежном выражение в апрельские недели «затихал», а уже в мае (на 19-й неделе) он несколько оживился.
При пересчете в долларовый эквивалент по итогам апреля 2009 г. объем розничного фармрынка и рынка ЛС уменьшился. Тем не менее, жизнь продолжается! ..
Вспоминается распространенная шутка: аналитики во времена кризиса рекомендуют долго смотреть на зеленое… желательно свое! Хотим пожелать всем участникам фармрынка, чтобы они добивались приростов в «зеленом эквиваленте»!
Таблица 1 |
Объем аптечных продаж по категориям товаров в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет |
Апрель, год |
Млн грн. |
Удельный вес категории, % |
, % |
Млн |
Удельный вес категории, % |
, % |
ЛС |
||||||
2007 |
819,8 |
83,9 |
– |
101,5 |
62,5 |
– |
2008 |
1066,1 |
81,3 |
30,1 |
98,6 |
60,2 |
–2,8 |
2009 |
1197,6 |
80,6 |
12,3 |
80,1 |
59,4 |
–18,8 |
ИМН* |
||||||
2007 |
82,1 |
8,4 |
– |
53,6 |
33,0 |
– |
2008 |
119,1 |
9,1 |
45,1 |
56,8 |
34,7 |
6,0 |
2009 |
148,3 |
10,0 |
24,5 |
46,9 |
34,8 |
–17,4 |
Косметика |
||||||
2007 |
45,3 |
4,6 |
– |
4,3 |
2,6 |
– |
2008 |
74,8 |
5,7 |
65,0 |
4,7 |
2,9 |
10,2 |
2009 |
86,1 |
5,8 |
15,1 |
4,4 |
3,2 |
–7,4 |
БАД |
||||||
2007 |
29,4 |
3,0 |
– |
3,0 |
1,9 |
– |
2008 |
50,8 |
3,9 |
72,9 |
3,7 |
2,3 |
24,2 |
2009 |
53,1 |
3,6 |
4,5 |
3,4 |
2,5 |
–8,4 |
Всего |
||||||
2007 |
976,6 |
– |
– |
162,4 |
– |
– |
2008 |
1310,9 |
– |
34,2 |
163,9 |
– |
0,9 |
2009 |
1485,1 |
– |
13,3 |
134,8 |
– |
–17,8 |
*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации |
Таблица 2 |
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Апрель, год |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн грн. |
Удельный вес |
, % |
Млн грн. |
Удельный вес |
, % |
|
ЛС |
||||||
2007 |
614,2 |
74,9 |
– |
205,6 |
25,1 |
– |
2008 |
822,6 |
77,2 |
33,9 |
243,5 |
22,8 |
18,5 |
2009 |
898,2 |
75,0 |
9,2 |
299,4 |
25,0 |
22,9 |
ИМН* |
||||||
2007 |
59,9 |
72,9 |
– |
22,2 |
27,1 |
– |
2008 |
90,5 |
76,0 |
51,2 |
28,6 |
24,0 |
28,8 |
2009 |
111,7 |
75,3 |
23,4 |
36,7 |
24,7 |
28,0 |
Косметика |
||||||
2007 |
32,4 |
71,4 |
– |
13,0 |
28,6 |
– |
2008 |
57,2 |
76,5 |
76,8 |
17,6 |
23,5 |
35,6 |
2009 |
61,9 |
71,9 |
8,2 |
24,2 |
28,1 |
37,6 |
БАД |
||||||
2007 |
17,6 |
59,9 |
– |
11,8 |
40,1 |
– |
2008 |
35,3 |
69,4 |
100,4 |
15,5 |
30,6 |
31,8 |
2009 |
32,1 |
60,5 |
–8,9 |
21,0 |
39,5 |
34,8 |
Всего |
||||||
2007 |
724,1 |
74,1 |
– |
252,6 |
25,9 |
– |
2008 |
1005,6 |
76,7 |
38,9 |
305,3 |
23,3 |
20,9 |
2009 |
1104,0 |
74,3 |
9,8 |
381,2 |
25,7 |
24,9 |
Таблица 3 |
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в апреле 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Апрель, год |
Товары зарубежного производства |
Товары отечественного производства |
||||
Млн |
Удельный вес категории, % |
, % |
Млн |
Удельный вес категории, % |
, % |
|
ЛС |
||||||
2007 |
35,8 |
35,3 |
– |
65,7 |
64,7 |
– |
2008 |
37,3 |
37,8 |
4,1 |
61,3 |
62,2 |
–6,6 |
2009 |
26,9 |
33,6 |
–27,9 |
53,2 |
66,4 |
–13,3 |
ИМН* |
||||||
2007 |
32,2 |
60,1 |
– |
21,4 |
39,9 |
– |
2008 |
35,8 |
62,9 |
11,0 |
21,1 |
37,1 |
–1,6 |
2009 |
27,8 |
59,2 |
–22,4 |
19,2 |
40,8 |
–9,0 |
Косметика |
||||||
2007 |
1,9 |
43,4 |
– |
2,4 |
56,6 |
– |
2008 |
2,3 |
49,3 |
25,0 |
2,4 |
50,7 |
–1,2 |
2009 |
1,9 |
43,8 |
–17,6 |
2,5 |
56,2 |
2,6 |
БАД |
||||||
2007 |
0,7 |
23,9 |
– |
2,3 |
76,1 |
– |
2008 |
1,0 |
26,1 |
35,4 |
2,8 |
73,9 |
20,7 |
2009 |
0,8 |
22,1 |
–22,2 |
2,7 |
77,9 |
–3,5 |
Всего |
||||||
2007 |
70,6 |
43,5 |
– |
91,8 |
56,5 |
– |
2008 |
76,4 |
46,6 |
8,1 |
87,6 |
53,4 |
–4,6 |
2009 |
57,3 |
42,5 |
–24,9 |
77,5 |
57,5 |
–11,5 |
Таблица 4 |
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в апреле 2007– 2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Апрель, год |
Млн грн. |
Удельный вес ниши, % |
, % |
Млн |
Удельный вес ниши, % |
, % |
Низкостоимостная |
||||||
2007 |
62,9 |
7,7 |
– |
49,5 |
48,7 |
– |
2008 |
65,9 |
6,2 |
4,8 |
43,9 |
44,6 |
–11,1 |
2009 |
74,3 |
6,2 |
12,7 |
37,2 |
46,5 |
–15,3 |
Среднестоимостная |
||||||
2007 |
233,3 |
28,5 |
– |
35,9 |
35,4 |
– |
2008 |
276,1 |
25,9 |
18,3 |
35,9 |
36,4 |
–0,1 |
2009 |
335,6 |
28,0 |
21,6 |
29,6 |
37,0 |
–17,5 |
Высокостоимостная |
||||||
2007 |
523,6 |
63,9 |
– |
16,1 |
15,9 |
– |
2008 |
724,1 |
67,9 |
38,3 |
18,8 |
19,1 |
16,5 |
2009 |
787,7 |
65,8 |
8,8 |
13,2 |
16,5 |
–29,6 |
Всего |
||||||
2007 |
819,8 |
– |
– |
101,5 |
– |
– |
2008 |
1066,1 |
– |
30,1 |
98,6 |
– |
–2,8 |
2009 |
1197,6 |
– |
12,3 |
80,1 |
– |
–18,8 |
Таблица 5 |
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за апрель 2007–2008 гг. |
Брэнд |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
АКТОВЕГИН |
1 |
2 |
2 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 |
1 |
1 |
МЕЗИМ |
3 |
4 |
6 |
МИЛДРОНАТ |
4 |
3 |
5 |
НАТРИЯ ХЛОРИД |
5 |
12 |
10 |
ПРЕДУКТАЛ |
6 |
5 |
3 |
ЦЕФТРИАКСОН |
7 |
7 |
4 |
НО-ШПА |
8 |
11 |
9 |
КЕТАНОВ |
9 |
15 |
13 |
ВИТРУМ |
10 |
6 |
8 |
ЭНАП |
11 |
8 |
7 |
ЛАЗОЛВАН |
12 |
10 |
11 |
АУГМЕНТИН |
13 |
18 |
31 |
ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
14 |
19 |
17 |
ПРОСТАМОЛ УНО |
15 |
9 |
12 |
КАНЕФРОН |
16 |
17 |
39 |
ТИОТРИАЗОЛИН |
17 |
20 |
23 |
КОЛДРЕКС |
18 |
73 |
40 |
ЛИНЕКС |
19 |
16 |
14 |
ДИКЛОБЕРЛ |
20 |
22 |
20 |
Таблица 6 |
Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в апреле 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за апрель 2007–2008 гг. |
Маркетирующая организация |
№ п/п, год |
||
2009 |
2008 |
2007 |
|
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) |
1 |
1 |
1 |
Sanofi-Aventis (Франция) |
2 |
2 |
2 |
Фармак (Украина) |
3 |
6 |
7 |
Дарница (Украина) |
4 |
4 |
3 |
Nycomed (Норвегия) |
5 |
8 |
15 |
GlaxoSmithKline |
6 |
9 |
8 |
Артериум Корпорация (Украина) |
7 |
7 |
4 |
KRKA (Словения) |
8 |
3 |
6 |
Sandoz (Швейцария) |
9 |
5 |
5 |
Servier (Франция) |
10 |
10 |
11 |
Gedeon Richter (Венгрия) |
11 |
14 |
14 |
Bayer Consumer Care (Швейцария) |
12 |
11 |
9 |
Борщаговский ХФЗ |
13 |
13 |
10 |
Здоровье (Украина) |
14 |
15 |
12 |
Actavis Group (Исландия) |
15 |
17 |
16 |
Boehringer Ingelheim |
16 |
16 |
18 |
ratiopharm (Германия) |
17 |
19 |
17 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) |
18 |
18 |
19 |
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) |
19 |
24 |
25 |
Ranbaxy (Индия) |
20 |
20 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оксана Сергиенко
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим