Раздел сфер влияния. Госпитальный сегмент ЛС: итоги I кв. 2009 г.

С начала года на розничном фармрынке произошло перераспределение сфер влияния между отечественными и зарубежными производителями. Так, позиции отечественных операторов в I кв. 2009 г. укрепились. Об этом свидетельствует увеличение доли ЛС отечественного производства в денежном и натуральном выражении в общем объеме аптечных продаж до 22,9 и 65,2% соответственно (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 16 (687) от 20.04.2009 г.). Какова ситуация в госпитальном секторе? Нашли ли тенденции розничного фармрынка свое продолжение в госпитальном сегменте? Ответить на эти и другие вопросы помогут всегда актуальные данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

В данной публикации для анализа госпитальных закупок нами была выбрана категория ЛС. Это обусловлено тем, что она наиболее востребована как на рынке аптечных продаж в целом, так и в госпитальном сегменте. Подробнее о методологии исследования госпитального рынка и его инфраструктуре читайте в?«Еженедельнике АПТЕКА» № 37 (608) от 24.09.2007 г., об исследовании рынка производителя — в?«Еженедельнике АПТЕКА» № 31 (652) от 11.08.2008 г.

I кв. 2009 г. для госпитального сегмента ЛС был достаточно успешным. Об этом свидетельствует объем госпитальных закупок ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении.

Рис. 1. Объем рынка ЛС в разрезе розничного и госпитального сегментов в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в I кв. 2008 и 2009 г. с указанием процента прироста/убыли таковых по сравнению с I кв. 2008 г.

Рис. 1. Объем рынка ЛС в разрезе розничного и госпитального сегментов в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте в I кв. 2008 и 2009 г. с указанием процента прироста/убыли таковых по сравнению с I кв. 2008 г.

Так, в исследуемый период объем госпитальных закупок ЛС в Украине составил 499,2 млн грн. за 25,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. практически на 52% в денежном и 13,1% в натуральном выражении (рис. 1). Напомним, что в это же время объем розничного сегмента ЛС составил 4,0 млрд грн. за 261,0 млн упаковок, продемонстрировав прирост (практически на 23%) в денежном и убыль (почти на 19%) в натуральном выражении.

Интересно также, что объем госпитального сегмента ЛС в долларовом эквиваленте в I кв. 2009 г. практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. А объем розничных продаж ЛС в американской валюте, наоборот, в этот период продемонстрировал убыль на 19,4%.

Таким образом, общий объем фармрынка ЛС в ценах конечного потребителя по итогам I кв. 2009 г. составил 4,5 млрд грн. за 286,5 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2008 г., на 25,6% в денежном и меньше на 16,8% в натуральном выражении. Удельный вес госпитального сегмента составил более 11% его объема в денежном и практически 9% в натуральном выражении, причем этот показатель увеличился по сравнению с I кв. 2008 г. на 2,0 и 2,4% соответственно.

Анализ квартальной динамики изменения доли госпитального сегмента в общем объеме фармрынка ЛС в ценах конечного потребителя на протяжении двух лет свидетельствует о наличии некоторой закономерности — ее уменьшении в I кв.

Каково же распределение сфер влияния между отечественными и зарубежными производителями ЛС?

В I кв. 2009 г. традиционно максимальную долю (66,4%) на госпитальном рынке ЛС в денежном выражении аккумулировали зарубежные компании, а в натуральном — более 79% сосредоточилось в руках отечественных операторов (табл. 1). В розничном сегменте ЛС отмечено схожее соотношение: в денежном выражении более 77% аккумулируют зарубежные производители, в натуральном более 65% — отечественные.

Таблица 1

Объем госпитальных закупок зарубежных и отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в I кв. 2008–2009 гг. с указанием доли в общем объеме таковых и процента прироста/убыли по сравнению с I кв. 2008 г.

I кв., год

Млн грн.

Удельный вес категории, %

Δ, %

Млн упаковок

Удельный вес категории, %

Δ, %

Зарубежные

2008

222,6

67,7

4,9

21,9

2009

331,3

66,4

48,9

5,3

20,9

7,6

Отечественные

2008

106,4

32,3

17,6

78,1

2009

167,9

33,6

57,9

20,2

79,1

14,6

Всего

2008

328,9

22,6

2009

499,2

51,8

25,5

13,1

В наших публикациях мы не раз отмечали, что сложившаяся на фармрынке ситуация благотворно влияет на активность украинских операторов. Их продукция более доступна для потребителей, нежели зарубежная, и, соответственно, более востребована. В госпитальном сегменте необходимо отметить своего рода отголосок тенденций розничного рынка. Так, в I кв. 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. доля зарубежных ЛС в общем объеме госпитальных закупок как в денежном, так и в натуральном выражении незначительно уменьшилась в пользу отечественных ЛС.

Следует также отметить, что по итогам I кв. 2009 г. темпы прироста объема госпитальных закупок ЛС отечественного производства как в денежном, так и в натуральном выражении были больше таковых зарубежного и составили соответственно 57,9 и 14,6%.

Рис. 2. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе госпитального и аптечного сегментов в I кв. 2008 — I кв. 2009 г.

Рис. 2. Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе госпитального и аптечного сегментов в I кв. 2008 — I кв. 2009 г.

Ценовая структура госпитальных закупок в разрезе ЛС зарубежного и отечественного производства дифференцирована.

Так, по итогам I кв. 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС повысилась более чем на 38% по сравнению с I кв. 2008 г. и составила 62,2 грн. (рис. 2). Для отечественных ЛС этот показатель достиг 8,3 грн., продемонстрировав почти такой же прирост (+37,8%).

Напомним, что в розничном сегменте средневзвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС повысилась более чем на 72% до 34,0 грн. по сравнению с I кв. 2008 г. При этом прирост таковой для ЛС отечественного производства был даже ниже, чем в целом по рынку ЛС (+39,4%) — до 5,4 грн.

Изменение средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных ЛС в разрезе квартальной динамики свидетельствует, что в госпитальном сегменте ее рост медленнее, чем в розничном.

Учитывая специфику госпитального сегмента, вполне логично, что ключевую роль здесь играют рецептурные препараты. По итогам с I кв. 2009 г. объем закупок таких ЛС составил 460,4 млн грн. за 21,0 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в общем объеме госпитального рынка ЛС практически не изменилось в денежном выражении. В натуральном же незначительно уменьшился (до 82,2%) удельный вес рецептурных препаратов. Для розничного сегмента, наоборот, характерно незначительное уменьшение (до 48,4%) доли рецептурных ЛС в денежном выражении по сравнению с I кв. 2008 г., а в натуральном соотношение Rx- и ОТС-препаратов практически не изменилось.

Рис. 3. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС в разрезе топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня в денежном и натуральном выражении в I кв. 2008 и 2009 г.

Рис. 3. Распределение объемов госпитальных закупок ЛС в разрезе топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня в денежном и натуральном выражении в I кв. 2008 и 2009 г.

В фармакотерапевтической структуре госпитального рынка произошли некоторые изменения. По итогам I кв. 2009 г. лидером среди групп АТС-классификации первого уровня по объемам госпитальных закупок ЛС, как и розничных продаж, в денежном выражении была группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 151,3 млн грн. за 3,3 млн упаковок (рис. 3). Еще годом ранее — в I кв. 2008 г. первенство по этому показателю принадлежало группе В «Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз». В натуральном выражении она сохранила свои лидирующие позиции.

Следует обратить внимание, что в І кв. 2009 г. в разрезе представленной топ-5 в общем объеме госпитальных закупок увеличился удельный вес группы А в денежном выражении — на 8,7%. В натуральном же увеличение по этому показателю (практически на 2%) отмечали лишь для группы N.

Проанализировав изменение объема госпитальных закупок в I кв. 2009 г. по сравнению с I кв. 2008 г. в абсолютном значении, следует отметить прирост объема госпитальных закупок ЛС в денежном выражении для всех групп АТС-классификации первого уровня. В натуральном же убыль по этому показателю была характерна для групп А и Р.

На рынке аптечных продаж ЛС в этот период состав топ-5 групп АТС-классификации первого уровня по объему продаж ЛС сформировали те же участники, что и в госпитальном сегменте, только в ином порядке. Исключением стала 3-я позиция, которую в розничном сегменте заняла группа R.

По итогам I кв. 2009 г. топ-5 групп АТС-классификации третьего уровня сформировали группы A10A «Инсулин и его аналоги», J01D «Прочие бета-лактамные антибиотики», A16A «Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы», B05X «Дополнительные растворы для внутривенного введения» и B01A «Антитромботические средства». Годом ранее первую строчку в этом списке занимала группа J01D. Однако благодаря увеличению госпитальных закупок препаратов более чем в 4,5 раза группа А10А уверенно взошла на верхушку топ-листа АТС-групп третьего уровня. По сравнению с I кв. 2008 г. объем госпитальных закупок этой группы увеличился до 88,4 млн грн., впрочем, как и удельный вес таковой — более 18%. Доля остальных участников топ-5 АТС-групп третьего уровня в общем объеме госпитальных закупок, несмотря на прирост по этому показателю в абсолютном значении, незначительно уменьшилась.

По итогам I кв. 2009 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении возглавила компания «Novo Nordisk», которая еще годом ранее находилась на 9-й позиции (табл. 2). 2-е место в представленном топ-листе заняла компания «Sanofi-Aventis», а 3-е — корпорация «Артериум».

Таблица 2

Топ-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиций в рейтинге за I кв. 2008 г.

Маркетирующая организация

№ п/п, год

2009

2008

Novo Nordisk (Дания)

1

9

Sanofi-Aventis (Франция)

2

1

Артериум Корпорация (Украина)

3

2

Фармак (Украина)

4

5

Дарница (Украина)

5

4

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

6

10

Индар (Украина)

7

30

Nycomed (Норвегия)

8

7

GlaxoSmithKline (Великобритания)

9

6

Юрия-Фарм (Украина)

10

12

Таблица 3

ТТоп-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в натуральном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиций в рейтинге за I кв. 2008 г.

Маркетирующая организация

№ п/п, год

2009

2008

Артериум Корпорация (Украина)

1

1

Дарница (Украина)

2

2

Юрия-Фарм (Украина)

3

7

Здоровье (Украина)

4

3

Фармак (Украина)

5

8

Борщаговский ХФЗ (Украина)

6

5

Фарматрейд ДП (Украина)

7

13

Новофарм-Биосинтез (Украина)

8

4

ОЗ ГНЦЛС (Украина)

9

9

Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия)

10

16

Следует отметить, что в I кв. 2009 г. в топ-10 крупнейших маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении входят пять украинских фармпроизводителей — корпорация «Артериум», «Фармак», «Дарница», «Индар» и «Юрия-Фарм». Последние две компании годом ранее находились за пределами десятки.

Топ-10 крупнейших маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в натуральном выражении практически полностью представлена украинскими операторами.

Первые две строчки вот уже второй год подряд занимают корпорация «Артериум» и «Дарница». На 3-ю строчку в I кв. 2009 г. поднялась компания «Юрия-Фарм» (табл. 3).

Следует обратить внимание на действительно высокие и прочные позиции украинских компаний, что еще раз подтверждает растущий спрос на отечественную продукцию.

P.S. Подводя итоги, хотелось бы отметить, что госпитальный рынок развивается инерционно и здесь существуют дополнительные ограничения, такие как, например, Государственный бюджет.

Так, в I кв. 2009 г. объем госпитальных закупок ЛС в Украине составил 499,2 млн грн. за 25,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. практически на 52% в денежном и 13,1% в натуральном выражении. Емкость госпитального сегмента ЛС в долларовом эквиваленте в I кв. 2009 г. практически не изменилась. Таким образом госпитальный сегмент более стабилен/устойчив в этом измерении.

Общий объем фармрынка ЛС в ценах конечного потребителя по итогам I кв. 2009 г. составил 4,5 млрд грн. за 286,5 млн упаковок, что больше, чем в аналогичный период 2008 г., на 25,6% в денежном и меньше на 16,8% в натуральном выражении. Удельный вес госпитального сегмента увеличился по сравнению с I кв. 2008 г. и составил более 11% его объема в денежном и практически 9% в натуральном выражении.

Следует также обратить внимание, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в госпитальном сегменте повышается медленней, чем в розничном.

В госпитальном сегменте, как и на розничном фармрынке, произошло перераспределение сфер влияния между отечественными и зарубежными производителями. Напомним, что на розничном фармрынке отечественные производители увеличили свою долю в сегменте ЛС. Их продукция концентрируется, как правило, в низко- и среднестоимостной нишах. В исследуемый период доля зарубежных ЛС в общем объеме госпитальных закупок ЛС как в денежном, так и в натуральном выражении незначительно уменьшилась в пользу отечественных ЛС.

Смеем предположить, что увеличение количества украинских компаний в топ-10 маркетирующих организаций по объему госпитальных поставок ЛС в денежном выражении свидетельствует о приоритетности отечественной продукции в госпитальных закупках за счет низкой стоимости. Напомним, что Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поводу минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18 декабря 2008 г. № 694 обязует к 1 января 2011 г. проводить закупку товаров, работ и услуг за государственные средства у отечественных производителей, кроме товаров, которые не производятся в Украине. Влияние этого фактора на потребление ЛС мы рассмотрим в одной из наших следующих публикаций.

Юлия Бондаренко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться

по тел.: (044) 585-97-10

или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті