Фармацевтическое образование в странах ЕС и США

Каждый год выпускники школ сталкиваются с вопросом выбора будущей профессии, места, где ее можно получить, и формы обучения, которой стоит отдать предпочтение. Если с выбором профессии и местом ее получения более-менее все понятно (тут уж учитываются индивидуальные возможности), то какая форма обучения лучше и в чем их особенности — необходимо разобраться. Чем же украинская система фармацевтического образования отличается от лучшей мировой практики?

Фармацевтическое образование в странах ЕС и СШАФормы обучения

Существует несколько форм обучения: очная, заочная и дистанционная.

Очная форма обучения предполагает учебный процесс с регулярным посещением студентами занятий 5 или 6 раз в неделю, с обширной программой теоретического материала, лекций и семинаров, практических и лабораторных занятий. Такой тип обучения дает максимально эффективную взаимосвязь студента с преподавателем и, как следствие, — хорошие результаты.

В заочной форме обучения во время учебного процесса основная часть материала изучается студентом самостоятельно. Организация заочного учебного процесса в каждом высшем учебном заведении происходит по-разному. В «классическом» варианте студентам проводят начитку установочных лекций непосредственно перед сессией, затем осуществляют аттестационный контроль (зачеты или экзамены). Также учебное заведение в течение семестра проводит контроль знаний с помощью контрольных работ. Заочная форма обучения удобна для работающих людей, ведь у них нет возможности регулярно посещать занятия. В то же время к студентам-заочникам предъявляют меньшие требования, нежели к поступающим на стационар. Дистанционное обучение подразумевает комплекс образовательных услуг, предоставляющийся учебным заведением с помощью специализированной информационно-образовательной среды, который основывается на обмене учебной информацией через современные телекоммуникационные технологии.

В Украине представлены все три формы обучения, при этом, как и в других странах СНГ, заочная форма обучения находит все больше и больше откликов среди населения, что кардинально отличается от мировой практики. Ведь что в Европе, что в США заочного высшего образования как такового просто нет.

Фармацевтическое образование в Европе и США

В странах ЕС и в США есть свои особенности моделей обучения, но объединяет их одно — непрерывность образования. Казалось бы, высокопарная фраза. Ведь чем у нас в стране не непрерывное образование? Детский сад — школа — университет — вполне закономерная цепочка, свидетельствующая о постоянном обучении граждан нашей страны. Но вот только качество и продуманность этой цепочки зачастую оставляют желать лучшего. Ни в Европе, ни в США не встретишь школьника, который подает документы для поступления в медицинский, экономический и юридический институты или университеты одновременно, что очень распространено в странах постсоветского пространства. В развитых странах подготовка к получению определенного высшего образования начинается еще в школе — последние 2–3 года обучения в ней (в зависимости от страны) идет специализация по тем дисциплинам, которые понадобятся для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении. Таким образом, еще задолго до окончания школы необходимо определиться с тем, кем же ты хочешь стать.

В Европе и в США высшее образование состоит из трех циклов: обязательное подготовительное (undergraduate), основное (professional degree program) и последипломное (graduate).

Соединенные Штаты Америки

Соединенные Штаты АмерикиВ США нет общего федерального закона, который бы касался фармацевтического образования и квалификации фармацевта, и федерального органа, который бы занимался системой фармацевтического образования. В каждом штате к такому образованию предъявляются свои требования. Законы, регулирующие фармацевтическую деятельность в США все же существуют, но в каждом штате свои, с учетом специфики каждого региона. Решения касательно фармацевтического образования утверждают общественные организации фармацевтов, а не министерство здравоохранения или министерство образования.Также американцы уже давно пресекли коррупционные тенденции, исключив возможность оценки знаний профессорами и доцентами учебных заведений, передав эту функцию фармацевтическим управлениям штатов (State Board of Pharmacy) и ликвидировав устные экзамены.

В США получить образование доктора фармации можно в фармацевтическом колледже. В этой стране законодательно не регламентировано, какой вуз должен называться университетом, а какой — колледжем, поэтому фармацевтические колледжи 4-летнего обучения могут быть как частью университета, так и отдельным высшим учебным заведением.

Поступить в фармацевтический колледж сразу после школы нельзя. Необходимо сначала закончить 2–3-летние подготовительные курсы pre-pharmacy или pre-professional (подготовительный цикл образования). Пройти их можно в любом региональном аккредитованном для этого техническом (Technical), муниципальном (Community Colleges) или младшем колледже (Junior Colleges). У каждого фармацевтического колледжа свои требования к дисциплинам, которые необходимо изучать на подготовительных курсах, поэтому перед началом учебы важно согласовать программу обучения с необходимой для поступления в вуз. Обычно обязательными предметами для изучения являются математика и фундаментальные науки (химия, биология, физика), некоторые общественные и гуманитарные науки.

При поступлении в фармацевтический колледж обязательно необходимо сдать вступительный тест (Pharmacy College Admission Test), который представляет собой тест множественного выбора, разделенный на 6 секций: вербальные способности, знания в области химии и биологии, вычислительные навыки, понимание прочитанного и две письменные секции. Кроме последних двух, все секции состоят из 48 вопросов и работа с каждой из них длится 30 мин. Тестирование можно сдавать всего 5 раз, регистрироваться необходимо самостоятельно на сайте. Стоимость одной попытки в 2016 г. составляет 199 дол. США.

Основной цикл обучения предполагает получение квалификационного уровня по необходимой специальности в фармацевтическом колледже. Последние студенты со степенью бакалавра в США закончили обучение в 2004–2005 гг. и теперь учебные заведения в стране готовят только фармацевтов с одним-единственным квалификационным уровнем — доктор фармации (PharmD).

За 6 лет обучения студенты изучают фармакологию, клиническую фармацию, фармакогнозию, фармацевтическую химию, токсикологию, фармацевтическое администрирование, биостатистику, фармакокинетику и терапию. Основным отличием от украинской системы образования является возможность реального выбора дисциплин (а не номинального, как это есть у нас), формирование индивидуального учебного плана и изучение современных факультативных дисциплин (аутотерапия, ядерная биология, основы доказательной медицины, стереохимия, фармацевтическая психология и др.).

Сдав серию экзаменов и получив базовое фармацевтическое образование, фармацевту присваивается степень доктора фармацевтических наук (PharmD). Но для дальнейшей работы необходимо пройти резидентуру (последипломный цикл обучения), которая длится 1–2 года (в зависимости от специализации) и представляет собой практические занятия в больницах, госпитальных и розничных аптеках и других учреждениях здравоохранения. Всего существует около 400 программ резидентуры. Фармацевтам, которые собираются открывать собственные аптеки, необходимо будет дополнительно получить также степень мастера делового администрирования (Master of Business Administration — МВА). Американская ассоциация госпитальных фармацевтов (American Society of Hospital Pharmacists — ASHP) является органом по аккредитации госпитальных фармацевтов (исключения составляют фармацевты, оказывающие медико-социальную помощь, и работники розничных аптек). Большинство программ резидентуры аккредитованы ASHP.

Но и это еще не все. Для того чтобы устроиться на работу, фармацевтам необходимо получить лицензию. Это требует сдачи серии дополнительных экзаменов и тестов, перечень которых определяется в каждом штате отдельно.

Процесс получения лицензии выглядит так: прохождение резидентуры; сдача экзамена для получения лицензии фармацевта (North American Pharmacist Licensure Examination — NAPLEX); сдача экзамена по юриспруденции и других экзаменов, назначаемых в каждом штате дополнительно; после всего этого — выдача лицензии на право практики в штате. NAPLEX длится 4 ч 15 мин с перерывом в 10 мин после первых 2 ч экзамена. Необходимо набрать не менее 75 баллов, то есть ответить правильно на 162 вопроса (чем-то схожи с украинским экзаменом КРОК).

Экзамен по юриспруденции — Федеральный экзамен на получение фармацевтической лицензии (Multi-State Pharmacist Licensing Exam — MPJE) охватывает такие аспекты, как лицензионный закон, закон о лекарствах, закон организаций и другие действующие на момент сдачи экзамена нормативные акты и длится 2 ч. В результате этого экзамена также необходимо набрать 75 баллов, ответив не менее чем на 77 вопросов.

Дополнительно может назначаться экзамен по управлению лечением заболеваний (Desease State Management — DSM). Это компьютерное тестирование, которое определяет уровень знаний по стандартам лечения пациентов с распространенными болезнями, такими как дислипидемия, сахарный диабет, астма и др.

Еще каждые 2 года фармацевты обязаны проходить 40-часовые курсы переподготовки.

Действует также специальная аспирантура для желающих заниматься наукой, которая длится 2–3 года. Вся работа заключается в выполнении научной работы и занятий как таковых нет. По окончании обучения необходимо защитить диссертацию и в случае ее успешной защиты присваивается степень доктора философии (PhD), что эквивалентно нашему кандидату наук.

Европейский союз

В Европе в целом система обучения весьма схожа с американской, но имеет ряд отличий. Во всех изученных странах поступление на фармацевтическую специальность — долгая и тяжелая процедура. Поэтому в Европе и в США врачи и фармацевты являются одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых специалистов. Рассмотрим европейскую систему фармацевтического образования на примере Великобритании и Польши.

ВеликобританияВ Великобритании ученики старших классов (подготовительный цикл образования) 2 года изучают 2–5 профильных предметов, которые будут им необходимы в университете, и сдают заключительный тест A-level 1. Тест оценивается по 7-балльной шкале (A, B, C, D, E, F, G, где А — самая высокая оценка) и для поступления в разные вузы необходимы разные оценки, например, для поступления в Кембридж и Оксфорд нужны оценки ААА, а для Университета в Манчестере может быть достаточно и АВВ и т.д.

Обучение осуществляется по нескольким квалификационным уровням: бакалаврат (BachelorD), магистратура (MasterD) и докторантура (PhD). Степень бакалавра (основной цикл обучения) присваивается после 3–4 лет обучения по специальности на дневном отделении университета или колледжа. Эта степень является обязательным условием для последипломного (Postgraduate) образования в магистратуре или докторантуре.

Характерной для европейской и американской систем образования является специализированность. Это означает, что на фармацевтическом факультете изучаются только те дисциплины, которые имеют отношение к данной специальности.

Программы обучения во всех фармацевтических вузах утверждает Королевское фармацевтическое общество (Royal Pharmaceutical Society).

Традиционно фармацевтическое образование делится на 4 модуля: химия, фармация, фармакология и фармакогнозия. Кроме того, изучаются радиофармация, курс рационального питания, иммунология, биофармация, навыки профессионального общения, фармацевтические расчеты и фармацевтическое законодательство. Огромное внимание уделяется изучению клинической фармации из-за права фармацевтов на уровне с врачом выписывать рецепты пациентам. Маркетинг не преподается вообще, а изучается в качестве курсов последипломного образования.

Фармацевтическая практика начинается с первого курса (медицинская рецептура, изготовление лекарственных средств, консультационная помощь пациентам, аспекты социальной фармации и прочее). На старших курсах проходит терапевтическая и фармацевтическая практика и практика по клинической фармации. По окончании обучения обязательна годовая практика за пределами учебного заведения по общественной и промышленной фармации, после чего сдается экзамен в Королевском фармацевтическом обществе на подтверждение профессиональной квалификации. Только после этого можно стать членом этого общества и получить право на собственную фармацевтическую практику.

Работать с дипломом бакалавра в Великобритании невозможно, поэтому обязательное получение диплома магистра. Магистратура бывает двух видов: обычная степень магистра (Master Degree) и степень магистра-исследователя (Master of Philosophy). Первая выглядит как учебный процесс с лекциями, семинарами и написанием дипломной работы. Для получения степени магистра-исследователя необходимо в течение 1–2 лет проводить самостоятельную исследовательскую работу под руководством профессора. Это промежуточная ступень для получения докторской степени.

Великобритания — наглядный представитель стран, в которых внедрен принцип непрерывности образования. Специальных курсов повышения квалификации нет, каждый фармацевт должен придерживаться Стандартов непрерывного профессионального развития (Standards for continuing professional development), разработанных Генеральным фармацевтическим советом (General Pharmaceutical council). Стандарты созданы для того, чтобы фармацевт поддерживал и развивал свои профессио­нальные способности на протяжении всей карьеры. Согласно им каждый фармацевт ведет записи в базе Генерального фармацевтического совета, в которых указывает весь объем своей практики. Ее соответствие нормам каждый год проверяется советом и, если записи не соответствуют стандартам, лицензии могут лишить.

Что касается последипломного цикла образования, то большинство программ получения докторской степени (Doctor of Philosophy) — чисто исследовательские проекты. Практически никаких лекций или учебных семинаров. Обучение длится не менее 2–3 лет, и за этот период исследователю необходимо опубликовать результаты в официальных отчетах, научных или специализированных журналах и по опубликованным результатам написать диссертацию. После успешной защиты присваивается докторская степень.

ПольшаПольша, являясь одной из ближайших к Украине стран — членов ЕС, считается страной, которая успешно внедряет и развивает все основные подходы, которые применяются в Европе. На примере западного соседа украинцы могут изучить, как приживаются те или иные перемены, которые с опозданием происходят у нас. Последние 3–4 года польские ученики обучаются в профессиональных лицеях, училищах или техникумах, специализируясь в профессии, которую хотят изучать в дальнейшем (рисунок). После окончания подготовительного цикла образования учащиеся получают Сертификат среднего образования «MATURA», на основании которого они поступают в высшую школу.

Высшее образование в Польше делится на три степени: бакалавр (Licencjat), магистр (Magister) и доктор наук (Doctor). Однако для таких направлений, как фармация, психология, медицина, стоматология, ветеринарная медицина и право обязательны 5,5 года обучения (10 семестров) и получение квалификационной степени магистра. 5 лет — учеба в вузе, после которой следует защита работы на соискание ученой степени магистра, и полгода производственной практики в аптеке.

Из учебных планов вузов Польши также, как и в других странах Европы, исключены те дисциплины, изучение которых не имеет прикладного значения для будущей специальности, или изучение таковых сводится к минимуму.

В целом программа обучения длительностью 5,5 года (основной цикл обучения) на фармацевтическом факультете выглядит так: 4 семестра — препрофессиональные предметы, 5 семестров — профессионально ориентированные предметы, 1 семестр — подготовка тезисов магистерской работы по выбранной тематике, 6 мес — пререгистрационная практика.

Рисунок
4352
Система получения фармацевтического образования в Польше

 

На старших курсах осуществляется специализация будущих фармацевтов по следующим направлениям:

  • госпитальная фармация и косметология,
  • клиническая фармация и фармацевтическая опека,
  • промышленная фармация и фармацевтическая биотехнология,
  • фармацевтическая токсикология и токсикология окружающей среды,
  • аналитическая и экспериментальная фармация.

После 3-го и 4-го курсов проходит летняя практика: первая — в розничной аптеке, вторая — в госпитальной аптеке и (на выбор) исследовательской лаборатории, или на промышленном предприятии. По окончании обучения фармацевт обращается за разрешением на фармацевтическую деятельность в Аптечную палату Польши. Диплом о высшем образовании, полученный в Польше, приравнивается к другим дипломам, полученным на территории ЕС, и не требует дополнительного подтверждения.

Важным аспектом является то, что для всех фармацевтов членство в Аптечной палате является обязательным. То есть возможность выполнения профессиональных обязанностей зависит, кроме соблюдения необходимых квалификационных требований, от членства в этой организации. В компетенцию Аптечной палаты входят утверждение учебных программ в профессии, предоставление права на осуществление профессиональной деятельности, ведение реестра фармацевтов и организация системы непрерывного обучения провизоров (повышение квалификации).

Последипломное образование в Польше, как и в других странах ЕС и США, бывает двух типов: с присвоением ученой степени и прикладное (без присвоения ученой степени). В случае с фармацевтическим образованием единственной степенью в последипломном образовании является степень доктора философии.

Непрерывность образования фармацевтов в Польше осуществляется по схожему принципу с Великобританией — провизоры, которые в установленный срок не набирают достаточного количества необходимых баллов, теряют право заниматься профессиональной деятельностью.

Что касается прикладного последипломного образования, то возможны как повышение квалификации, так и получение степени мастера делового администрирования (МВА). Для получения последипломного образования необходимо иметь диплом бакалавра или магистра для углубления своих знаний в уже имеющейся специальности или получить квалификацию в новой отрасли.

Техник-фармацевт (Pharmacy Technician)

УкраинаВ Украине есть сегмент специалистов в фармацевтической отрасли, именуемый младшими специалистами, — это выпускники фармацевтических техникумов и колледжей. В мире такое обучение является частью обязательной подготовки фармацевтического специалиста, однако в Украине нередки случаи, когда выпускники с такими дипломами идут работать в аптеки в качестве фармацевта и наряду с провизором отпускают лекарственные средства посетителям аптеки.

Из-за того, что в развитых странах, например, в США, при отпуске лекарственного средства заполняется файл с данными о болезни, страховке, принимаемых лекарствах, аллергических реакциях, проверяется соответствие выдаваемых лекарств диагнозу, их совместимость, дозировка и после этого в специальном контейнере пациент получает точное количество таблеток, указанных в рецепте, время обработки одного рецепта может составлять до 45 мин. В связи с этим в помощь лицензированному фармацевту была введена позиция техника-фармацевта. Ему передается часть обязанностей, не требующих принятия самостоятельных решений, для сокращения времени обслуживания одного пациента.

Техник-фармацевт — это сотрудник, который выполняет простые операции под контролем лицензированного фармацевта. Для этого необходимо окончить 2–3-летние курсы или начальную подготовку в колледже без последующего обучения по специальности. Техник не имеет права самостоятельно реализовывать лекарственные средства, готовить лекарственные средства (в аптеках с экстемпоральным производством) или консультировать пациента. Если такой сотрудник захочет самостоятельно работать с посетителями, ему придется пройти специализацию, сдать экзамены и получить соответствующее удостоверение.

Заочное и дистанционное образование

Если речь идет о фармации и медицине, то насколько возможно и целесообразно заочное образование? В мире есть очень четкий ответ — невозможно и нецелесообразно.

Кто рискнет доверить свою жизнь фармацевту или врачу (а их пациенты зачастую сопоставляют между собой), который учился заочно?

Меньший объем изучаемого материала, ограниченный контакт с преподавателями, недостаточное количество практических занятий — все это приводит к снижению качества и количества освоенных знаний. Да и уповать на усердность и ответственность студентов в самостоятельной подготовке не стоит. В мировой практике существует понятие «Distance learning», или по-другому «e-learning». В переводе с английского это означает — дистанционное/онлайн/интернет-обучение.

При этом под дистанционным обучением подразумевают повышение квалификации или переподготовку тех, у кого уже есть диплом о высшем фармацевтическом или медицинском образовании, но никак не получение основного диплома.

К сожалению, люди очень часто путают понятия «дистанционное обучение» и «заочное образование». Первое широко распространено во всем мире и действительно является замечательным источником получения новых знаний. Такие курсы существуют в любом направлении по любой специальности при, практически, каждом вузе.

Обучение на курсах осуществляется в соответствии с учебно-тематическими планами.

Украинские дипломы о высшем фармацевтическом образовании (у нас после вуза студенты выпускаются с дипломом специалиста — аналога которому в развитых странах мира нет), кроме тех, которые выдаются после заочного образования, приравниваются к дипломам бакалавра, и для дальнейшей практики необходимо, помимо подтверждения диплома, еще и доучиваться в магистратуре. Даже если вы получили диплом магистра, то, к сожалению, количество кредитов по профессиональным дисциплинам не отвечает таковому кредитов, необходимых для подтверждения диплома за рубежом, и вам все равно необходимо будет доучиваться 1–2 года в магистратуре. Дипломы, полученные после заочного образования, в развитых странах мира не признаются.

Качество образования, особенно медицинского и фармацевтического, играет важную роль в обществе. В такой развитой стране, как США, где качество медицинской помощи очень высокое, здравоохранение ориентировано на профилактику заболеваний, и качество подготовки квалифицированного персонала тоже достаточно высокое, врачебные и фармацевтические ошибки являются актуальной проблемой. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, смертность от врачебных ошибок в 2013 г. в США стала 3-й по численности среди всех причин, уступив место сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

В Украине, к сожалению, такая статистика не ведется. Однако высокие показатели в такой развитой стране, как США, заставляют задуматься о положении вещей в Украине. Поэтому важно предотвращать возможность возникновения таких ошибок с самого начала, уделяя большее внимание фармацевтическому и медицинскому образованию, реформированию и усовершенствованию.

В дальнейшем мы будем изучать особенности системы последипломного фармацевтического обучения, что стоит перенять украинской системе образования и в какую сторону двигаться при ее развитии и реформировании.

Ирина Бондарчук
Список использованной литературы
находится в редакции
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Nataliya 05.04.2016 12:15
Спасибо автору! Ну очень познавательно и как наглядный пример для тех, кто несколько лет подряд "ломает копья" на тему реформ в образовании... И не надо "открывать никаких доморощенных америк" либо "изобретать велосипед"... Кроме того, ведь подобную практику можно распространить не только на сферу фармации... !
Valeriy 15.07.2020 1:29
Хорошая статья, жаль что сайт не имеет *pdf версии статьи для загрузки.
Ирина Бондарчук 20.07.2020 11:09
Валерий, добрый вечер. ПДФ версию вы можете найти по ссылке https://www.apteka.ua/archives/1033/images2/pdfcat_12.pdf

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті