Формы обучения
Существует несколько форм обучения: очная, заочная и дистанционная.
Очная форма обучения предполагает учебный процесс с регулярным посещением студентами занятий 5 или 6 раз в неделю, с обширной программой теоретического материала, лекций и семинаров, практических и лабораторных занятий. Такой тип обучения дает максимально эффективную взаимосвязь студента с преподавателем и, как следствие, — хорошие результаты.
В заочной форме обучения во время учебного процесса основная часть материала изучается студентом самостоятельно. Организация заочного учебного процесса в каждом высшем учебном заведении происходит по-разному. В «классическом» варианте студентам проводят начитку установочных лекций непосредственно перед сессией, затем осуществляют аттестационный контроль (зачеты или экзамены). Также учебное заведение в течение семестра проводит контроль знаний с помощью контрольных работ. Заочная форма обучения удобна для работающих людей, ведь у них нет возможности регулярно посещать занятия. В то же время к студентам-заочникам предъявляют меньшие требования, нежели к поступающим на стационар. Дистанционное обучение подразумевает комплекс образовательных услуг, предоставляющийся учебным заведением с помощью специализированной информационно-образовательной среды, который основывается на обмене учебной информацией через современные телекоммуникационные технологии.
В Украине представлены все три формы обучения, при этом, как и в других странах СНГ, заочная форма обучения находит все больше и больше откликов среди населения, что кардинально отличается от мировой практики. Ведь что в Европе, что в США заочного высшего образования как такового просто нет.
Фармацевтическое образование в Европе и США
В странах ЕС и в США есть свои особенности моделей обучения, но объединяет их одно — непрерывность образования. Казалось бы, высокопарная фраза. Ведь чем у нас в стране не непрерывное образование? Детский сад — школа — университет — вполне закономерная цепочка, свидетельствующая о постоянном обучении граждан нашей страны. Но вот только качество и продуманность этой цепочки зачастую оставляют желать лучшего. Ни в Европе, ни в США не встретишь школьника, который подает документы для поступления в медицинский, экономический и юридический институты или университеты одновременно, что очень распространено в странах постсоветского пространства. В развитых странах подготовка к получению определенного высшего образования начинается еще в школе — последние 2–3 года обучения в ней (в зависимости от страны) идет специализация по тем дисциплинам, которые понадобятся для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении. Таким образом, еще задолго до окончания школы необходимо определиться с тем, кем же ты хочешь стать.
В Европе и в США высшее образование состоит из трех циклов: обязательное подготовительное (undergraduate), основное (professional degree program) и последипломное (graduate).
Соединенные Штаты Америки
В США нет общего федерального закона, который бы касался фармацевтического образования и квалификации фармацевта, и федерального органа, который бы занимался системой фармацевтического образования. В каждом штате к такому образованию предъявляются свои требования. Законы, регулирующие фармацевтическую деятельность в США все же существуют, но в каждом штате свои, с учетом специфики каждого региона. Решения касательно фармацевтического образования утверждают общественные организации фармацевтов, а не министерство здравоохранения или министерство образования.Также американцы уже давно пресекли коррупционные тенденции, исключив возможность оценки знаний профессорами и доцентами учебных заведений, передав эту функцию фармацевтическим управлениям штатов (State Board of Pharmacy) и ликвидировав устные экзамены.
В США получить образование доктора фармации можно в фармацевтическом колледже. В этой стране законодательно не регламентировано, какой вуз должен называться университетом, а какой — колледжем, поэтому фармацевтические колледжи 4-летнего обучения могут быть как частью университета, так и отдельным высшим учебным заведением.
Поступить в фармацевтический колледж сразу после школы нельзя. Необходимо сначала закончить 2–3-летние подготовительные курсы pre-pharmacy или pre-professional (подготовительный цикл образования). Пройти их можно в любом региональном аккредитованном для этого техническом (Technical), муниципальном (Community Colleges) или младшем колледже (Junior Colleges). У каждого фармацевтического колледжа свои требования к дисциплинам, которые необходимо изучать на подготовительных курсах, поэтому перед началом учебы важно согласовать программу обучения с необходимой для поступления в вуз. Обычно обязательными предметами для изучения являются математика и фундаментальные науки (химия, биология, физика), некоторые общественные и гуманитарные науки.
При поступлении в фармацевтический колледж обязательно необходимо сдать вступительный тест (Pharmacy College Admission Test), который представляет собой тест множественного выбора, разделенный на 6 секций: вербальные способности, знания в области химии и биологии, вычислительные навыки, понимание прочитанного и две письменные секции. Кроме последних двух, все секции состоят из 48 вопросов и работа с каждой из них длится 30 мин. Тестирование можно сдавать всего 5 раз, регистрироваться необходимо самостоятельно на сайте. Стоимость одной попытки в 2016 г. составляет 199 дол. США.
Основной цикл обучения предполагает получение квалификационного уровня по необходимой специальности в фармацевтическом колледже. Последние студенты со степенью бакалавра в США закончили обучение в 2004–2005 гг. и теперь учебные заведения в стране готовят только фармацевтов с одним-единственным квалификационным уровнем — доктор фармации (PharmD).
За 6 лет обучения студенты изучают фармакологию, клиническую фармацию, фармакогнозию, фармацевтическую химию, токсикологию, фармацевтическое администрирование, биостатистику, фармакокинетику и терапию. Основным отличием от украинской системы образования является возможность реального выбора дисциплин (а не номинального, как это есть у нас), формирование индивидуального учебного плана и изучение современных факультативных дисциплин (аутотерапия, ядерная биология, основы доказательной медицины, стереохимия, фармацевтическая психология и др.).
Сдав серию экзаменов и получив базовое фармацевтическое образование, фармацевту присваивается степень доктора фармацевтических наук (PharmD). Но для дальнейшей работы необходимо пройти резидентуру (последипломный цикл обучения), которая длится 1–2 года (в зависимости от специализации) и представляет собой практические занятия в больницах, госпитальных и розничных аптеках и других учреждениях здравоохранения. Всего существует около 400 программ резидентуры. Фармацевтам, которые собираются открывать собственные аптеки, необходимо будет дополнительно получить также степень мастера делового администрирования (Master of Business Administration — МВА). Американская ассоциация госпитальных фармацевтов (American Society of Hospital Pharmacists — ASHP) является органом по аккредитации госпитальных фармацевтов (исключения составляют фармацевты, оказывающие медико-социальную помощь, и работники розничных аптек). Большинство программ резидентуры аккредитованы ASHP.
Но и это еще не все. Для того чтобы устроиться на работу, фармацевтам необходимо получить лицензию. Это требует сдачи серии дополнительных экзаменов и тестов, перечень которых определяется в каждом штате отдельно.
Процесс получения лицензии выглядит так: прохождение резидентуры; сдача экзамена для получения лицензии фармацевта (North American Pharmacist Licensure Examination — NAPLEX); сдача экзамена по юриспруденции и других экзаменов, назначаемых в каждом штате дополнительно; после всего этого — выдача лицензии на право практики в штате. NAPLEX длится 4 ч 15 мин с перерывом в 10 мин после первых 2 ч экзамена. Необходимо набрать не менее 75 баллов, то есть ответить правильно на 162 вопроса (чем-то схожи с украинским экзаменом КРОК).
Экзамен по юриспруденции — Федеральный экзамен на получение фармацевтической лицензии (Multi-State Pharmacist Licensing Exam — MPJE) охватывает такие аспекты, как лицензионный закон, закон о лекарствах, закон организаций и другие действующие на момент сдачи экзамена нормативные акты и длится 2 ч. В результате этого экзамена также необходимо набрать 75 баллов, ответив не менее чем на 77 вопросов.
Дополнительно может назначаться экзамен по управлению лечением заболеваний (Desease State Management — DSM). Это компьютерное тестирование, которое определяет уровень знаний по стандартам лечения пациентов с распространенными болезнями, такими как дислипидемия, сахарный диабет, астма и др.
Еще каждые 2 года фармацевты обязаны проходить 40-часовые курсы переподготовки.
Действует также специальная аспирантура для желающих заниматься наукой, которая длится 2–3 года. Вся работа заключается в выполнении научной работы и занятий как таковых нет. По окончании обучения необходимо защитить диссертацию и в случае ее успешной защиты присваивается степень доктора философии (PhD), что эквивалентно нашему кандидату наук.
Европейский союз
В Европе в целом система обучения весьма схожа с американской, но имеет ряд отличий. Во всех изученных странах поступление на фармацевтическую специальность — долгая и тяжелая процедура. Поэтому в Европе и в США врачи и фармацевты являются одними из самых востребованных и хорошо оплачиваемых специалистов. Рассмотрим европейскую систему фармацевтического образования на примере Великобритании и Польши.
В Великобритании ученики старших классов (подготовительный цикл образования) 2 года изучают 2–5 профильных предметов, которые будут им необходимы в университете, и сдают заключительный тест A-level 1. Тест оценивается по 7-балльной шкале (A, B, C, D, E, F, G, где А — самая высокая оценка) и для поступления в разные вузы необходимы разные оценки, например, для поступления в Кембридж и Оксфорд нужны оценки ААА, а для Университета в Манчестере может быть достаточно и АВВ и т.д.
Обучение осуществляется по нескольким квалификационным уровням: бакалаврат (BachelorD), магистратура (MasterD) и докторантура (PhD). Степень бакалавра (основной цикл обучения) присваивается после 3–4 лет обучения по специальности на дневном отделении университета или колледжа. Эта степень является обязательным условием для последипломного (Postgraduate) образования в магистратуре или докторантуре.
Характерной для европейской и американской систем образования является специализированность. Это означает, что на фармацевтическом факультете изучаются только те дисциплины, которые имеют отношение к данной специальности.
Программы обучения во всех фармацевтических вузах утверждает Королевское фармацевтическое общество (Royal Pharmaceutical Society).
Традиционно фармацевтическое образование делится на 4 модуля: химия, фармация, фармакология и фармакогнозия. Кроме того, изучаются радиофармация, курс рационального питания, иммунология, биофармация, навыки профессионального общения, фармацевтические расчеты и фармацевтическое законодательство. Огромное внимание уделяется изучению клинической фармации из-за права фармацевтов на уровне с врачом выписывать рецепты пациентам. Маркетинг не преподается вообще, а изучается в качестве курсов последипломного образования.
Фармацевтическая практика начинается с первого курса (медицинская рецептура, изготовление лекарственных средств, консультационная помощь пациентам, аспекты социальной фармации и прочее). На старших курсах проходит терапевтическая и фармацевтическая практика и практика по клинической фармации. По окончании обучения обязательна годовая практика за пределами учебного заведения по общественной и промышленной фармации, после чего сдается экзамен в Королевском фармацевтическом обществе на подтверждение профессиональной квалификации. Только после этого можно стать членом этого общества и получить право на собственную фармацевтическую практику.
Работать с дипломом бакалавра в Великобритании невозможно, поэтому обязательное получение диплома магистра. Магистратура бывает двух видов: обычная степень магистра (Master Degree) и степень магистра-исследователя (Master of Philosophy). Первая выглядит как учебный процесс с лекциями, семинарами и написанием дипломной работы. Для получения степени магистра-исследователя необходимо в течение 1–2 лет проводить самостоятельную исследовательскую работу под руководством профессора. Это промежуточная ступень для получения докторской степени.
Великобритания — наглядный представитель стран, в которых внедрен принцип непрерывности образования. Специальных курсов повышения квалификации нет, каждый фармацевт должен придерживаться Стандартов непрерывного профессионального развития (
Что касается последипломного цикла образования, то большинство программ получения докторской степени (Doctor of Philosophy) — чисто исследовательские проекты. Практически никаких лекций или учебных семинаров. Обучение длится не менее 2–3 лет, и за этот период исследователю необходимо опубликовать результаты в официальных отчетах, научных или специализированных журналах и по опубликованным результатам написать диссертацию. После успешной защиты присваивается докторская степень.
Польша, являясь одной из ближайших к Украине стран — членов ЕС, считается страной, которая успешно внедряет и развивает все основные подходы, которые применяются в Европе. На примере западного соседа украинцы могут изучить, как приживаются те или иные перемены, которые с опозданием происходят у нас. Последние 3–4 года польские ученики обучаются в профессиональных лицеях, училищах или техникумах, специализируясь в профессии, которую хотят изучать в дальнейшем (рисунок). После окончания подготовительного цикла образования учащиеся получают Сертификат среднего образования «MATURA», на основании которого они поступают в высшую школу.
Высшее образование в Польше делится на три степени: бакалавр (Licencjat), магистр (Magister) и доктор наук (Doctor). Однако для таких направлений, как фармация, психология, медицина, стоматология, ветеринарная медицина и право обязательны 5,5 года обучения (10 семестров) и получение квалификационной степени магистра. 5 лет — учеба в вузе, после которой следует защита работы на соискание ученой степени магистра, и полгода производственной практики в аптеке.
Из учебных планов вузов Польши также, как и в других странах Европы, исключены те дисциплины, изучение которых не имеет прикладного значения для будущей специальности, или изучение таковых сводится к минимуму.
В целом программа обучения длительностью 5,5 года (основной цикл обучения) на фармацевтическом факультете выглядит так: 4 семестра — препрофессиональные предметы, 5 семестров — профессионально ориентированные предметы, 1 семестр — подготовка тезисов магистерской работы по выбранной тематике, 6 мес — пререгистрационная практика.
На старших курсах осуществляется специализация будущих фармацевтов по следующим направлениям:
- госпитальная фармация и косметология,
- клиническая фармация и фармацевтическая опека,
- промышленная фармация и фармацевтическая биотехнология,
- фармацевтическая токсикология и токсикология окружающей среды,
- аналитическая и экспериментальная фармация.
После 3-го и 4-го курсов проходит летняя практика: первая — в розничной аптеке, вторая — в госпитальной аптеке и (на выбор) исследовательской лаборатории, или на промышленном предприятии. По окончании обучения фармацевт обращается за разрешением на фармацевтическую деятельность в Аптечную палату Польши. Диплом о высшем образовании, полученный в Польше, приравнивается к другим дипломам, полученным на территории ЕС, и не требует дополнительного подтверждения.
Важным аспектом является то, что для всех фармацевтов членство в Аптечной палате является обязательным. То есть возможность выполнения профессиональных обязанностей зависит, кроме соблюдения необходимых квалификационных требований, от членства в этой организации. В компетенцию Аптечной палаты входят утверждение учебных программ в профессии, предоставление права на осуществление профессиональной деятельности, ведение реестра фармацевтов и организация системы непрерывного обучения провизоров (повышение квалификации).
Последипломное образование в Польше, как и в других странах ЕС и США, бывает двух типов: с присвоением ученой степени и прикладное (без присвоения ученой степени). В случае с фармацевтическим образованием единственной степенью в последипломном образовании является степень доктора философии.
Непрерывность образования фармацевтов в Польше осуществляется по схожему принципу с Великобританией — провизоры, которые в установленный срок не набирают достаточного количества необходимых баллов, теряют право заниматься профессиональной деятельностью.
Что касается прикладного последипломного образования, то возможны как повышение квалификации, так и получение степени мастера делового администрирования (МВА). Для получения последипломного образования необходимо иметь диплом бакалавра или магистра для углубления своих знаний в уже имеющейся специальности или получить квалификацию в новой отрасли.
Техник-фармацевт (Pharmacy Technician)
В Украине есть сегмент специалистов в фармацевтической отрасли, именуемый младшими специалистами, — это выпускники фармацевтических техникумов и колледжей. В мире такое обучение является частью обязательной подготовки фармацевтического специалиста, однако в Украине нередки случаи, когда выпускники с такими дипломами идут работать в аптеки в качестве фармацевта и наряду с провизором отпускают лекарственные средства посетителям аптеки.
Из-за того, что в развитых странах, например, в США, при отпуске лекарственного средства заполняется файл с данными о болезни, страховке, принимаемых лекарствах, аллергических реакциях, проверяется соответствие выдаваемых лекарств диагнозу, их совместимость, дозировка и после этого в специальном контейнере пациент получает точное количество таблеток, указанных в рецепте, время обработки одного рецепта может составлять до 45 мин. В связи с этим в помощь лицензированному фармацевту была введена позиция техника-фармацевта. Ему передается часть обязанностей, не требующих принятия самостоятельных решений, для сокращения времени обслуживания одного пациента.
Техник-фармацевт — это сотрудник, который выполняет простые операции под контролем лицензированного фармацевта. Для этого необходимо окончить 2–3-летние курсы или начальную подготовку в колледже без последующего обучения по специальности. Техник не имеет права самостоятельно реализовывать лекарственные средства, готовить лекарственные средства (в аптеках с экстемпоральным производством) или консультировать пациента. Если такой сотрудник захочет самостоятельно работать с посетителями, ему придется пройти специализацию, сдать экзамены и получить соответствующее удостоверение.
Заочное и дистанционное образование
Если речь идет о фармации и медицине, то насколько возможно и целесообразно заочное образование? В мире есть очень четкий ответ — невозможно и нецелесообразно.
Кто рискнет доверить свою жизнь фармацевту или врачу (а их пациенты зачастую сопоставляют между собой), который учился заочно?
Меньший объем изучаемого материала, ограниченный контакт с преподавателями, недостаточное количество практических занятий — все это приводит к снижению качества и количества освоенных знаний. Да и уповать на усердность и ответственность студентов в самостоятельной подготовке не стоит. В мировой практике существует понятие «Distance learning», или по-другому «e-learning». В переводе с английского это означает — дистанционное/онлайн/интернет-обучение.
При этом под дистанционным обучением подразумевают повышение квалификации или переподготовку тех, у кого уже есть диплом о высшем фармацевтическом или медицинском образовании, но никак не получение основного диплома.
К сожалению, люди очень часто путают понятия «дистанционное обучение» и «заочное образование». Первое широко распространено во всем мире и действительно является замечательным источником получения новых знаний. Такие курсы существуют в любом направлении по любой специальности при, практически, каждом вузе.
Обучение на курсах осуществляется в соответствии с учебно-тематическими планами.
Украинские дипломы о высшем фармацевтическом образовании (у нас после вуза студенты выпускаются с дипломом специалиста — аналога которому в развитых странах мира нет), кроме тех, которые выдаются после заочного образования, приравниваются к дипломам бакалавра, и для дальнейшей практики необходимо, помимо подтверждения диплома, еще и доучиваться в магистратуре. Даже если вы получили диплом магистра, то, к сожалению, количество кредитов по профессиональным дисциплинам не отвечает таковому кредитов, необходимых для подтверждения диплома за рубежом, и вам все равно необходимо будет доучиваться 1–2 года в магистратуре. Дипломы, полученные после заочного образования, в развитых странах мира не признаются.
Качество образования, особенно медицинского и фармацевтического, играет важную роль в обществе. В такой развитой стране, как США, где качество медицинской помощи очень высокое, здравоохранение ориентировано на профилактику заболеваний, и качество подготовки квалифицированного персонала тоже достаточно высокое, врачебные и фармацевтические ошибки являются актуальной проблемой. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), США, смертность от врачебных ошибок в 2013 г. в США стала 3-й по численности среди всех причин, уступив место сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.
В Украине, к сожалению, такая статистика не ведется. Однако высокие показатели в такой развитой стране, как США, заставляют задуматься о положении вещей в Украине. Поэтому важно предотвращать возможность возникновения таких ошибок с самого начала, уделяя большее внимание фармацевтическому и медицинскому образованию, реформированию и усовершенствованию.
В дальнейшем мы будем изучать особенности системы последипломного фармацевтического обучения, что стоит перенять украинской системе образования и в какую сторону двигаться при ее развитии и реформировании.
Список использованной литературы
находится в редакции
Коментарі