Самоуправлению в аптечной рознице быть!

Самоуправление в сферах деятельности, активно регулируемых государством, является одним из залогов успешного функционирования всего сегмента. В рамках 3-й сессии Международного фармацевтического форума «Аптеки Мира—2014» — «Аптечное дело. Международная практика» активно обсуждались вопросы саморегулирования в фармацевтической рознице. Зачем нужна такая система и возможно ли ее построение в украинских реалиях? Почву для дискуссии дали представленные модели организаций самоуправления. Организатором мероприятия выступила компания «МОРИОН», генеральный спонсор — ООО «Байер», специальный партнер — ОДО «ИнтерХим».

Аптечная Палата Польши

Пример развитой системы самоорганизации в аптечной рознице представил Гжегож Орновски, директор компании «Мибе Украина», в докладе «Аптечная палата в Польше — о чем речь?». Необходимость в развитой системе самоуправления в аптечной рознице продиктована потребностями этого сегмента рынка. Г. Орновски представил информацию о состоянии аптечного рынка Польши. Так, на сегодня в Польше работает около 14 тыс. аптек. В 2013 г. были приняты регуляторные акты в сфере регулирования цен и реимбурсации, которые оказали серьезное влияние на маржинальность сегмента. Это привело к закрытию около 1 тыс. аптечных учреждений в 2013 г. При этом в текущем году розничный сегмент восстанавливается.

В Польше, по сравнению с Украиной, гораздо меньше аптечных сетей — всего 29% торговых точек, которые аккумулируют 44% объема рынка. Число аптечных сетей увеличивается, ежегодно открывается около 50 новых предприятий. По данным за 2013 г., в Польше всего 29 тыс. провизоров, из них фактически работают в аптеках 24,9 тыс. Докладчик отметил, что в Польше фармацевты и провизоры — это специалисты с высшим образованием, а со средним образованием — техники фармации, которых насчитываетс­я 26 тыс. Сколько зарабатывают сотрудники аптек в Польше? В долларовом выражении средняя заработная плата составляет для заведующего аптекой — 2,16 тыс. дол. США, для провизора — 1,45 тыс. дол., для техника фармации — 885 дол.

Существование Аптечной палаты предусмотрено Конституцией Республики Польша. Согласно статье 17 Конституции посредством принятия соответствующего закона можно создавать организации профессионального самоуправления, представляющие лиц, занятых в профессиях, требующих публичного доверия и проявляющих заботу о надлежащем функционировании этих профессий в границах общественного доверия и для его охраны.

Самоуправление фармацевтов (Аптечная палата) действует на основании закона «Об аптечных палатах» от 19.04.1991 г. Существует кодекс Этики аптекаря Республики Польша, который выносится на рассмотрение для внесения изменений на Всеобщем съезде аптекарей. Помимо этого, в Польше действует вспомогательный законодательный акт — Фармацевтический закон от 06.09.2001 г.

Что же такое профессия общественного доверия? Согласно Конституционному суду Польши «профессия общественного доверия» — это профессия, обслуживающая личные потребности человека, для выполнения которой необходимо использование информации о личной жизни.

В Польше существует 15 профессий общественного доверия, и в настоящее время в правовой системе действуют соответствующие законы, устанавливающие для них профессиональное самоуправление. Среди них профессии, связанные с правом, здравоохранением и даже строительством и архитектурой.

Важным аспектом является то, что для всех профессий общественного доверия членство в Палате (саморегулирующейся организации) является обязательным. То есть, возможность выполнения профессиональных обязанностей зависит, кроме соблюдения необходимых квалификационных требований, от членства в Палате.

В задачи организации входит представление интересов профессии перед государственными органами, осуществление надзора за надлежащей практикой профессиональной деятельности, в том числе регулирование вопросов, связанных с получением права на выполнение профессио­нальных обязанностей. Организации профессионального самоуправления устанавливают этические нормы, а также координируют их соблюдение. В компетенцию организации входят осуществление мер, связанных с дисциплинарной юрисдикцией, повышение уровня квалификации членов Палаты, а также утверждение учебных программ в профессии.

Г. Орновски рассказал об истории становления Аптечной палаты Польши. Так, еще во второй половине XIX в. было создано Варшавское фармацевтическое общество, объединившее владельцев и работников аптек. Затем, в начале ХХ в., создано Профессиональное общество работников фармацевтической промышленности (в г. Лодзь). В 1919 г. начинает работу Краковское общество аптечной молодежи, создаются Профсоюз фармацевтов и работников Республики Польша, Всеобщее Польское фармацевтическое общество. В 1939 г. Сейм принял закон об Аптечных палатах, и были созданы 14 Аптечных областных палат. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., состоялся Съезд делегатов, на котором объявлено о создании Верховного аптечного совета и избрании его первого председателя. В 1951 г. все аптеки Польши были национализированы государством, отменена работа Аптечных палат, аптечное самоуправление реорганизовали в Польское фармацевтическое сообщество. Только в 1991 г. Сейм возобновил деятельность самоуправления и заново создал Аптечные палаты.

Г. Орновски рассказал о распределении сфер влияния государственных органов в сфере здравоохранения и Аптечной палаты (схема). Кабинету Министров Республики Польша подчиняется Министерство здравоохранения, в ведении у которого находится Фармацевтическая инспекция. Также в Польше существует Национальный фонд здравоохранения (подчиненный напрямую Кабинету Министров Республики Польша), который финансирует лечение населения. Аптечная палата является независимой организацией, она не подчиняется никакому государственному органу управления.

Cхема
Распределение сфер влияния государственных органов в сфере здравоохранения Польши

Структура и функции Аптечной Палаты

Совет Верховной палаты и советы областных палат являются юридическими лицами, но они не ведут коммерческой деятельности. Их деятельность регламентируется Законом об ассоциациях.

Среди основных функций Аптечной палаты такие, как предоставление права ведения профессиональной деятельности, ведение реестра фармацевтов, организация системы обучения провизоров (провизоры, которые в установленный срок не набирают достаточного количества необходимых балов, теряют право заниматься профессиональной деятельностью).

В организацию входят Аптечный суд и Уполномоченный по правам ответственности профессиональной деятельности.

Помимо этого, Аптечная палата занимается выражением мнений и позиций о нормативных актах, касающихся лекарственных средств, деятельности аптек и фармацевтов, а также выступает с законодательными инициативами. В компетенцию организации входят выдача заключений по вопросам предоставления или отзыва разрешений на работу аптеки или оптового склада, выдача заключений относительно пред- и последипломного обучения фармацевтов и техников фармации. Аптечная палата занимается проведением исследований, связанных с деятельностью фармацевтических служб и профессиональной деятельностью сотрудников аптек, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников аптек, то есть членов Аптечной палаты, осуществлением дисциплинарной судебной деятельности в сфере профессиональной ответственности аптекарей, а также ведение хозяйственной, издательской деятельности и управление имуществом палаты. Еще один важный аспект — представление работников аптек перед государственными органами.

Г. Орновски охарактеризовал структуру управления Аптечной палаты. Существует национальная палата и 20 областных палат. Верховный совет контролирует работу 20 областных аптечных советов. На центральном уровне существуют Национальный съезд аптекарей, Верховный аптечный совет, Верховная ревизионная комиссия, Верховный аптечный суд, Главный уполномоченный по вопросам профессиональной ответственности. На областном уровне — Областной съезд аптекарей, Областной аптечный совет, Областная ревизионная комиссия, Областной аптечный суд и Областной уполномоченный по вопросам профессиональной ответственности.

Докладчик рассказал о работе комиссий, входящих в Областной аптечный совет. В частности, Комиссия общедоступных аптек (розничная реализация) осуществляет выдачу заключений относительно права на ведение профессиональной деятельности. Комиссия организовывает встречи со студентами 5-го курса перед началом обязательной практики в аптеке, организовывает обучение в процессе наработки стажа. На основании соответствующего закона Комиссия направляет обращение к Совету областной палаты с заявлением о предоставлении права на ведение хозяйственной деятельности провизора.

Очень важно также то, что в обязанности Комиссии входит организация встреч руководителей аптек с воеводским инспектором Фармацевтической инспекции и директоратом Национального фонда здравоохранения. В Польше государство активно регулирует деятельность фармацевтического сектора, поскольку принимает участие в расходах на здравоохранение. Так, 50% объема польского фармрынка составляют препараты, включенные в систему реимбурсации. Поэтому без соответствующего контакта и возможности дискуссии и обсуждения государственное регулирование может создавать сложности для функционирования сегмента. Докладчик привел примеры того, что в сегменте реимбурсируемых препаратов нельзя проводить акции в аптеках и очень строго регулируется промоция.

Верховный аптечный совет является представителем организации перед административными и государственными органами власти. Он принимает участие в законодательной работе Комиссии по вопросам здравоохранения и в Сейме Республики Польша. Верховный аптечный совет принимает участие в заседаниях Главного совета национального фонда здравоохранения, а также во встречах и совещаниях Главной фармацевтической инспекции.

Верховный аптечный совет состоит из ряда департаментов. В частности, юридический департамент проводит анализ регуляторных актов и готовит обращения в органы власти. Департамент «Форум молодых провизоров» занимается вопросами вовлечения в профессию молодых специалистов.

Как финансируется Аптечная палата? В Законе об Аптечной палате (статья 64) указано, что доходами аптечной палаты являются взносы (все члены Палаты обязаны платить взносы), наследство, пожертвования, гранты, доходы от хозяйственной деятельности и прочие доходы. Имуществом и доходами населения управляет Совет аптечной палаты. При этом каждая областная аптечная палата самостоятельно принимает решение о политике и размере членского взноса. Некоторые областные аптечные палаты устанавливают дифференцированные взносы, в то время как другие — один взнос для всех специалистов.

Например, Варшавская аптечная палата имеет 6 уровней взносов — от 3,5 до 40 дол. В целом, около 95% бюджета Аптечной палаты формируется за счет членских взносов, а остальное — за счет государственных субсидий. При этом 15% своих доходов областные палаты передают Нацио­нальной палате.

Выделение субсидий областным палатам из государственного бюджета осуществляется (статья 65) за такие виды деятельности, как ведение реестра аптекарей, выдача разрешения на ведение хозяйственной деятельности, контроль над ведением профессиональной деятельности, выполнение работы Уполномоченного по вопросам профессиональной деятельности, а также исполнение обязанностей Аптечного суда. Метод расчета суммы субсидий устанавливается министром здравоохранения Польши.

Докладчик также сообщил, что в данной системе есть пока неустраненные проблемы: отсутствует центральный реестр аптекарей, то есть базы данных существуют только на уровне областных аптечных палат.

Г. Орновски рассказал о работе Аптечного суда. В частности, в Польше крайне серьезно подходят к нарушениям, связанным с реализацией рецептурных препаратов без наличия соответствующего рецепта.

Г. Орновски проинформировал о процедуре возмещения стоимости реимбурсируемых препаратов. Так, аптеки получают возмещение из Национального фонда здравоохранения. В этих вопросах иногда могут допускаться ошибки (при выписывании рецепта или другие). Национальный фонд здравоохранения подходит к этому вопросу очень просто — если в отчете есть хоть одна ошибка, аптека не получает возмещения за отчетный период (2 нед).

В заключение Г. Орновски подчеркнул, что Аптечная палата выполняет функцию интеграции общества и представляет интересы как фармацевтов, так и владельцев аптек. Это особенно важно в Польше, поскольку всего лишь 29% аптек входят в аптечные сети, а Аптечная палата представляет более 6 тыс. владельцев единичных аптек.

В СНГ тоже могут?

Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), представила доклад «Построение и внедрение системы саморегулирования в фармацевтическом сообществе в России». В первую очередь, она отметила, что регулирование может состоять из двух частей — законодательного регулирования и добровольного саморегулирования. При этом механизмы саморегулирования у всех общие, несмотря на внешние различия.

РААС — первая некоммерческая организация, с 2003 г. объединившая и отстаивающая интересы розничного сектора фармацевтического рынка. Опыт и работа ассоциации ориентированы на развитие аптечного сегмента в России и повышение доступности фармацевтической помощи населению страны. Миссия РААС — создание и развитие института саморегулирования фармацевтической розничной деятельности в России. Эта организация является первым участником фармацевтического рынка, заявившим о необходимости саморегулирования фармацевтической деятельности. На протяжении 11 лет РААС объединяет аптечные сети России, в состав которых входят более 2,5 тыс. организаций как государственной, муниципальной, так и частной форм собственности, работающих на рынке в более чем 185 населенных пунктах Российской Федерации.

Какова роль отраслевых ассоциаций? В развитых странах Европы и США роль этих организаций заключается в выполнении функций посредников между государством и предприятиями отрасли. При этом в государствах, где эти системы развиты, мнение и позиции ассоциаций учитываются при принятии решений правительством. Другими словами, не принимается ни одно решение, затрагивающее интересы данной отрасли, без мнения ассоциаций.

Н. Игнатьева отметила, что согласно требованиям надлежащей аптечной практики (Good Pharmacy Practice — GPP) главная задача фармацевта (провизора) — это забота о состоянии здоровья пациентов. При этом фармацевтическая деятельность подразумевает отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения надлежащего качества, предоставление необходимой информации и советов пациенту и др. Исходя из этого, фундаментальной «идео­логией» фармацевтической практики должны быть именно эти профессиональные соображения, хотя экономические факторы также важны.

Н. Игнатьева остановилась на правовых аспектах развития процессов самоорганизации, в частности, она сообщила, что при формировании РААС в России не было закона о саморегулируемых организациях. Соответствующий акт был принят в 2007 г. Согласно ему саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Она также сообщила о требованиях, предъявляемы­х к саморегулируемым организациям в России. Среди них, например, минимальное количество субъектов (не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности). Саморегулируемые организации должны устанавливать стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, которые являются обязательными для выполнения членами организации. Помимо этого, каждый член саморегулируемой организации несет имущественную ответственность перед потребителями (или иными заинтересованными лицами), что реализуется посредством индивидуального и/или коллективного страхования и формирования компенсационного фонда.

Н. Игнатьева остановилась на преимуществах саморегулирования по отношению к государственному регулированию. По ее словам, саморегулирование позволяет более адекватно с позиции отражения отраслевой или профессио­нальной специфики, гибко и адаптируемо совершенствовать законодательную базу. Система саморегулирования характеризуется более эффективными механизмами разрешения споров и предъявления санкций к нарушителям установленных правил.

Докладчик подчеркнула, что стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами такой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности. Кроме того, они должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров.

Предпосылками для создания саморегулируемых организаций в аптечном секторе России стало следующее: увеличение доли аптечных сетей и достижение ими ведущих позиций на фармацевтическом рынке, распространение фальсифицированной продукции, необходимость борьбы с недобросовестной конкуренцией на розничном рынке, гармонизация требований к фармацевтической деятельности с международными стандартами, необходимость разработки национального стандарта GPP и, конечно, заявленный курс государственных органов управления на передачу ряда экспертных функций отраслевым организациям.

Роль саморегулируемых организаций в гражданском обществе заключается в разработке и установлении индивидуальных, коллективных или отраслевых стандартов предпринимательской деятельности, обеспечение более высоких или дополнительных по отношению к установленным федеральным законодательством показателей качества, добросовестности по отношению к потребителю, а также степени информационной прозрачности предпринимательской деятельности.

Саморегулируемые организации контролируют деятельность своих членов, устанавливают требования к членству, привлекают к ответственности членов саморегулируемой организации. Помимо этого, они осуществляют анализ информации о деятельности своих членов, организуют профессиональное обучение, аттестацию членов и др.

В права саморегулируемой организации входят оспаривание любых актов, решений и/или действий (а также бездействия) органов государственной власти, нарушающих права и интересы саморегулируемых организаций или ее членов, участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов, государственных программ, направление в органы государственной власти заключения по результатам проводимых ею независимых экспертиз, вынесение на рассмотрение органов государственной власти предложений и т.д.

В заключение Н. Игнатьева подчеркнула, что саморегулирование в фармации — это механизм передачи социальной ответственности бизнесу.

Фармрынки СНГ

Елена Лагутина, руководитель направления базы данных стран СНГ компании «Проксима Рисерч», представила доклад «Фармрынки СНГ — никогда мы не станем братьями», в котором осветила состояние розничных фармрынков стран СНГ и привела их основные отличия. По итогам 2013 г. и I кв. 2014 г. лидером по объему рынка осталась Россия (17 938 млн дол. в 2013 г.), на 2-м месте — Украина, объе­м фармацевтического рынка по итогам 2013 г. составил 3812 млн дол.

При этом по такому показателю, как прирост рынка, лидерами оказались другие страны. Так, наиболее высокий показатель прироста в 2013 г. отмечен для Азербайджана — на уровне 27,4%. Также высоким показателем прироста характеризуется фармацевтический рынок Беларуси (25,3%). Коэффициент прироста украинского фармрынка в 2013 г. составил 12%, а российского — 6,4%.

В текущем году эти показатели для некоторых стран ухудшились. Так, по данным за I кв. 2014 г., розничный фармацевтический рынок России характеризовался падением на уровне 6,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Е. Лагутина озвучила данные об аптечных рынках стран СНГ. Так, наибольшее количество аптечных точек, по данным за 2013 г., зафиксировано в России. При этом по нагрузке пациентов на 1 торговую точку лидером является Узбекистан — на 1 аптеку приходится более 5,5 тыс. пациентов. Наиболее низкий показатель характерен для Армении — на 1 аптеку приходится всего 1,9 тыс. пациентов. В Украине также достаточно низкий уровень нагрузки пациентов на торговую точку — 2,1 тыс. пациентов.

По такому показателю, как среднемесячный оборот на 1 торговую точку, лидирует Азербайджан — около 37 тыс. дол. Для Украины этот показатель составляет 14,5 тыс. дол. Украина также характеризуется одной из самых низких розничных наценок среди стран СНГ — 21%. В большинстве стран этот показатель находится на уровне 30%, а наиболее высокие розничные наценки отмечены в Армении и находятся на уровне 35%.

Также Е. Лагутина представила данные о расходах на лекарственные средства на душу населения. Среди стран СНГ Украина находится на 3-м месте, расходы на лекарственные средства на душу населения составляют 84 дол.

Докладчик рассказала о структуре фармацевтических рынков стран СНГ в контексте соотношения доли рецептурных и безрецептурных препаратов, а также лекарственных средств отечественного и зарубежного производства.

Так, наибольшую долю на рынке рецептурные препараты занимают в Азербайджане, аккумулируя 75% рынка. Единственная страна СНГ, в которой безрецептурные препараты превалируют над рецептурными, с долей 52%, — Россия.

Украина является лидером по доле препаратов отечественного производства в объеме рынка (34%), и этот показатель характеризуется положительной динамикой. Тенденция, связанная с увеличением удельного веса препаратов отечественного производства характерна также для Беларуси.

При этом в странах Закавказья и Средней Азии отмечают низкий уровень потребления лекарственных средств собственного производства. На этих фармрынках их доля составляет 2–6%.

В заключение доклада Е. Лагутина представила анализ цен на лекарственные средства в странах СНГ и Украине. Для оценки использованы топ-20 брэндов по объему реализации в Украине. Наиболее низкие цены отмечены в Грузии, что связано с разрешением параллельного импорта в стране, и Украине, в то время как наиболее высокие — в Узбекистане и России. Так нужно ли снижать цены на лекарственные средства в нашей стране?

После завершения работы сессии состоялась дискуссия с участием экспертов фармрынка, которые высказывали свое видение относительно обсуждаемых вопросов.

Саморегулированию быть?

Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка, отметил, что вид самоорганизации, который существует в Польше, не является для нас чем-то чуждым. Около половины городов Украины были в свое время субъектами Магдебургского права, которое предполагало самоорганизацию людей по цеховому ремеслу. При этом другая часть Украины впитала наследие польских традиций. Поэтому формирование такого рода самоуправления в Украине является не фантастикой, а реальным будущим.

Александр Кропивный, директор Департамента государственного регулирования оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины), прокомментировал работу Аптечной палаты Польши. В частности, он сообщил, что лицензирование деятельности в розничном сегменте осуществляется фармацевтическими инспекциями воеводств. Субъект подает пакет документов на рассмотрение в Фармацевтическую инспекцию. Во время проведения предлицензионной проверки фармацевтический инспектор направляет запрос в областную палату, рекомендует ли она назначение конкретного субъекта на должность. В случае получения отрицательного ответа заявителю выдается отказ.

Это еще раз подчеркивает роль Аптечной палаты в функционировании розничного сегмента в Польше. В Украине необходимо стремиться к созданию такой системы и, возможно, внед­рять самоуправление поэтапно.

Татьяна Котляр, председатель Общественного совета при Гослекслужбе Украины, отметила, что реформировать отрасль следует с системы после­дипломного образования. В системе образования Польши участвует Аптечная палата, которая выдает провизору сертификат к диплому и подтверждает его каждые 5 лет. Сертификат выдается один. Также необходимо внести соответствующие изменения в Лицензионные условия относительно квалификационных требований. На сегодня в Украине согласно приказу МЗ от 12.12.2006 г. № 818 существует четыре специальности в этой сфере. При прохождении интернатуры предусмотрено только две специальности: общая фармация и клиническая фармация. Есть еще и категории по этим специальностям, которые получают специалисты. В Лицензионных условиях есть ссылка только на сертификаты «общая фармация» и «клиническая фармация». Провизор, имея категорию по специальности «организация и управление фармацией», не может работать в аптеке. Приказом МЗ Украины от 29.03.2002 г. № 117 утвержден Справочник квалификационных характеристик профессий работников, который тоже имеет расхождения с Лицензионными условиями. По словам Т. Котляр, этот аспект требует пересмотра.

Светлана Бунина, исполнительный директор Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, отметила перспективу создания в Украине организации самоуправления по типу Аптечной палаты Польши. Помимо этого, она высказала позицию о необходимости снижения себестоимости работы аптек. С. Бунина сообщила, что со стороны Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства было высказано мнение относительно того, что поскольку аптеки — это учреждения здравоохранения, со стороны государства им должна предоставляться помощь. Например, это может касаться льгот при аренде помещений и др. Если в ближайшее время не предпринять активных мер, последствия для фармацевтической розницы могут быть достаточно негативными, особенно в контексте маленьких аптек.

Игорь Скиба, генеральный директор ФНПК «Атек», АР Крым, также поддержал идею создания на базе аптечной розницы саморегулируемой организации, например, Совета аптекарей. В компетенцию этой организации должно, безусловно, входить взаимодействие с регуляторными органами, представление интересов рынка и вынесение на рассмотрение в компетентные структуры различных инициатив. По словам И. Скибы, сегодня уже совершенно понятно, что аптечному сегменту нельзя стоять в стороне от вопросов подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации.

Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», подводя итог дискуссии о самоуправлении в фармации, отметил, что на сегодня такие организации в Украине существуют. В частности, в Украине функционируют Ассоциация адвокатов Украины, Ассоциация юристов Украины. На данном этапе необходимо, чтобы в обществе укоренилось понимание существования социальных профессий.

И. Крячок отметил, что еще ни одной стране мира не удалось успешно регулировать деятельность таких профессий в одностороннем порядке со стороны государственных органов. Единственный путь, по которому следует идти для успешного регулирования в фармацевтической отрасли, — это передача рычагов управления из законодательного поля в этическое, где действует саморегуляция.

С докладами можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www. morion.ua.
Продолжение следует…
Галина Галковская,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Сергей 07.06.2018 3:28
Абсолютно бесперспективная и низкооплачиваемая работа провизора и фармацевта, в Украине нет условий для работы и развития фармации, какая может быть работа с африканской зарплатой 150$ ???

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті