Новое открытие ученых в области расстройств сна

07 Листопада 2016 10:02 Поділитися

106472Генетика может играть определенную роль в механизме сна человека. Команда ученых выявила гены, контролирующие глубину сна и наличие сновидений, открывая новые возможности в лечении расстройств сна.

В материале, опуб­ликованном в журнале «Nature», ученые описали открытие гена REM, регулирующего количество быстрых движений глаз, а также гена, контролирующего медленные движения глаз, — NREM. Ген REM отвечает за стадию сна, на которую приходится около 25%, и характеризуется высокой активностью мозга. Яркие сновидения чаще всего происходят именно во время REM-сна. На активность второго гена приходится оставшиеся 75% сна, и этот период характеризуется снижением активности головного мозга. Он состоит из 3 этапов: сонливости, легкого сна и медленного сна — самой глубокой стадии.

Оба гена важны для здоровья организма, способствуют росту и восстановлению тканей, обеспечивая способность мозга и тела эффективно функционировать в течение дня.

Джозеф С. Такахаши (Joseph S. Takahashi), один из авторов исследования из Института мозга О’Доннелл при Университете Техаса (O’Donnell Brain Institute at the University of Texas), США, вместе с командой изучил генные мутации во время сна у более 8 тыс. мышей, в результате были определены 2 гена — Sik3 и Nalcn. Мышам с мутацией в гене Sik3 требовалось на 50% больше сна, чем остальным особям. У мышей с мутирующим геном Nalcn была значительно короче стадия быстрого сна, в результате чего повысилась проводимость натриевого канала, отвечающего за возбудимость нейронов.

Открытие этих генов является началом в изучении расстройств сна, и вполне возможно, что белки, продуцируемые генами Sik3 и Nalcn, могут стать новыми препаратами для лечения расстройств сна.