Актуальные HR-тенденции: на фармрынке наступает эра «рынка кандидата»

24 мая 2017 г. встреча участников Pharma HR-club вновь собрала специалистов по подбору и управлению персоналом в фармацевтической отрасли, чтобы обсудить актуальные тенденции на рынке труда, поделиться мнениями и опытом. Традиционно мероприятие было проведено в формате HR-завтрака. Организатор — специализированное агентство «Фарма Персонал».

Андрей Анучин, директор агентства «Фарма Персонал», обрисовал особенности текущей ситуации на фармацевтическом рынке труда, представив последние результаты исследований «Фарма Персонал».

Количество и структура SF

Спикер начал с обзора количества и структуры Sales Force в Украине. Так, «армия» медицинских представителей, работающих в Украине, насчитывает чуть менее 10 тыс. человек. Эта цифра включает штатных сотрудников фармкомпаний (почти 7,5 тыс. человек), а также аутсорсинговых, проектных медицинских представителей и внешнюю службу компаний-дистрибьюторов (более 2 тыс. человек).

Кто входит во внешнюю службу? Это менеджеры по работе с ключевыми клиентами (Key Account Manager — КАМ), региональные менеджеры, медицинские представители. В среднем по Украине в одной фармкомпании во внешней службе работают 68 сотрудников. Причем около 80% команды внешней службы составляют медицинские представители.

Наибольшее количество медицинских представителей сконцентрировано в Киеве и Киевской обл. (17%). Также большое количество полевых сотрудников отмечено в Днепропетровской (10,9%), Харьковской (9,4%), Львовской (7,1%), Одесской областях (6,4%). В Донецкой и Луганской областях (на контролируемой Украиной территории) работает 2,6 и 1,1% медицинских представителей соответственно. Региональные менеджеры концентрируются в основном в больших областях и крупных городах — почти 70% работают в Киевской, Днепропетровской, Львовской, Харьковской и Одесской областях.

Наибольшее количество медицинских представителей работает с препаратами группы N «Средства, действующие на нервную систему» (17,3%), А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (16,4%) и С «Средства, влия­ющие на сердечно-сосудистую систему» (15,1%).

Тенденции в политике найма

Говоря о политике найма персонала, докладчик отметил положительные тенденции — кризис пройден и фармкомпании активно набирают персонал в штат.

А. Анучин обратил внимание, что предыдущий кризис 2008–2009 гг. практически никак не повлиял на количество медицинских представителей, а лишь замедлил темпы увеличения штата. А вот кризис 2014-2015 гг. более заметно отразился на внешней службе. Так, в 2014 г. наблюдалось сокращение штата медицинских представителей фармкомпаний — на уровне 10,5%. В 2015 г. такая тенденция все еще прослеживалась, но убыль была гораздо менее глубокой и составила 2,6%. В 2016 г. отмечен прирост штата медицинских представителей — на 7,7%. По прогнозам агентства «Фарма Персонал», в 2017 г. также ожидается прирост на уровне 5%.

Текучесть персонала — показатель, характеризующий изменение штата. В течение 2016 г. по тем или иным причинам прежнее место работы покинуло 17,2% сотрудников фармкомпаний. Среди медицинских представителей этот показатель составил 24,6%. Важно отметить, что по собственному желанию уходят в 2 раза больше сотрудников, чем по инициативе компании. Такая тенденция типична для посткризисного периода. Агентство «Фарма Персонал» прогнозирует, что в 2017 г. прирост численности персонала в фармбизнесе в целом составит 3,4%, а среди медицинских представителей — 5%.

2231

ОБЗОР ЗАРАБОТНЫХ ПЛАТ

Докладчик акцентировал внимание на том, что фармкомпании почти полностью ушли от привязки заработных плат к твердой валюте. Если до 2014 г. около 40% фармкомпаний привязывали заработную плату сотрудников к доллару или евро, то кризис в корне изменил эту ситуацию, и к концу 2016 г. доля таких компаний едва достигает 8%.

За 2016 г. медианная заработная плата сотрудников фармкомпаний в гривне повысилась на 11,5%. Согласно данным анкетирования фармкомпаний, в 2017 г. можно ожидать повышения этого показателя на уровне 10%. Однако, по словам докладчика, рост заработной платы в 2014–2016 гг. лишь перекрывает инфляцию за этот период.

По состоянию на февраль 2017 г. среднемесячная заработная плата медицинских представителей составила 479 дол. США, или 12,7 тыс. грн. (после вычета налогов и взносов). По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель повысился на 2,2%. По оценкам агентства «Фарма Персонал», в 2017 г. ожидается прирост заработной платы медицинских представителей (в долларах) на уровне 10%.

Также докладчик рассмотрел периодичность выплаты бонусов офисным сотрудникам фармкомпаний. Региональные представители чаше всего бонусируются поквартально. Топ-менеджеров чаще всего премируют один раз в год, менеджеров среднего звена — один раз в год или раз в квартал. Другие сотрудники офиса чаще всего получают бонусы один раз в год.

HR-БРЭНДИНГ

«Армия» медицинских представителей растет, и именно от эффективности ее работы зависит успешность компании. В большой степени желание работать в компании связано с позитивным HR-брэндом компании. Что это такое? Мировой авторитет в сфере брэндинга работодателя Бретт Минчингтон (Brett Minchington) определяет HR-брэнд как эмоциональное восприятие организации в качестве компании, в которой хочется работать.

Привлекательность компании как работодателя тесно связана с понятиями мотивированности и вовлеченности персонала. Вовлеченные сотрудники позитивно отзываются о компании при общении с коллегами, клиентами, друзьями; связывают свое будущее с этой компанией; мотивированы для приложения дополнительных усилий при работе на компанию. Как правило, чем более вовлечен персонал, тем выше бизнес-показатели компании.

По словам А. Анучина, борьба за привлекательность брэнда компании как работодателя — весьма актуальный на сегодня мировой тренд.

Данные исследований компании «Фарма Персонал» свидетельствуют о том, что при выборе места работы 90% кандидатов полагаются на отзывы сотрудников компании (в том числе бывших), в которую они хотят устроиться. Около 80% верят рекомендациям друзей и знакомых. Также важными источниками информации являются рейтинги компаний как работодателей, сайты по поиску работы, странички компаний в социальных сетях и др. Таким образом, не стоит недооценивать роль «сарафанного радио». Поэтому, с точки зрения докладчика, целесообразно основные меры по повышению привлекательности компании как работодателя направлять на своих сотрудников.

наиболее привлекательные работодатели

Компания «Фарма Персонал» регулярно проводит исследования привлекательности фармкомпаний как работодателей в Украине. Последнее — в конце 2016 г. Топ-лист самых привлекательных работодателей на украинском фармрынке возглавили компании «Байер», «Астеллас Фарма» и «Файзер». В топ-10 рейтинга также вошли компании «Киевский витаминный завод», «Эбботт Лабораториз», «Такеда», «Берингер Ингельхайм», «Рош», «Фармак», «ГлаксоСмитКляйн».

По результатам опроса специалисты компании «Фарма Персонал» также выявили ключевые факторы внутренней привлекательности фармкомпаний. Наиболее значимыми являются привлекательная заработная плата, официальное трудоустройство, корпоративная культура. Среди факторов внешней привлекательности наиболее приоритетным является высокое качество продуктов/услуг компании. Также внимание обращают на социальную ответственность перед обществом, привлекательный внешний имидж и инновационность.

Позитивный HR-брэнд (репутация хорошего работодателя) — один из важнейших факторов успеха в конкуренции за персонал. Сегодня в Украи­не происходит активный рекрутинг медицинских представителей. Это видно по огромному количеству публикаций об открытых вакансиях на сайтах для поиска работы. Сильные специалисты получают, как правило, по несколько предложений одновременно. Следовательно, за толкового сотрудника компаниям приходится бороться.

Более подробно об этом тренде рассказала Оксана Устименко, старший консультант по подбору персонала агентства «Фарма Персонал».

тенденции на рынке труда

С 2016 г. наблюдается ярко выраженная тенденция к оживлению рынка труда в целом. В течение года количество вакансий на сайтах для поиска работы значительно возросло. Так, по данным сайта hh.ua (HeadHunter), с января по декабрь 2016 г. общее количество вакансий увеличилось на 46%. По данным Work.ua, в 2016 г. общее количество вакансий увеличилось на 62% по сравнению с предыдущим годом.

В 2017 г. рост рынка труда продолжается. Так, по данным Work.ua, в январе 2017 г. вакансий было размещено на 43% больше по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года, в феврале прирост составил 37%, в марте — 28%. По данным hh.ua, в феврале 2017 г. количество вакансий выросло на 15% по сравнению с январем, а количество резюме — на 10%.

Докладчик сравнила количество вакансий и резюме, размещенных в течение 2017 г. в еженедельной динамике на основании данных Work.ua. Она отметила тенденцию к увеличению количества вакансий и уменьшению количества резюме.

Касательно позиций «медицинский представитель» и «продакт-менеджер» докладчик также сравнила количество размещенных вакансий и резюме на сайтах по поиску работы, отметив такую тенденцию: сегодня существует большая конкуренция за кандидатов на фармрынке (в основном количество открытых вакансий превышает количество резюме). Хороших специалистов зачастую необходимо переманивать из других компаний. Также важно прилагать усилия, чтобы удерживать своих успешных сотрудников.

Прослеживаются явные черты «рынка кандидата». С точки зрения докладчика, сайты по поиску работы становятся малоэффективными. Необходимо искать другие пути и методы поиска кандидатов, как то: «сарафанное радио», социальные сети (Facebook, LinkedIn), а также осуществлять прямой поиск персонала.

В рамках мероприятия с докладом выступил Дмитрий Клим, член правления международной рекрутинговой сети «Future Manager Alliance». Он сообщил, что компания «Фарма Персонал» вошла в состав международной сети рекрутинговых агентств «Future Manager Alliance». Помимо прочего, сотрудничество и регулярное общение с другими компаниями-членами этой организации поможет быть в курсе новейших практик и технологий HR-сервиса.

Ольга Игнатенко, менеджер по развитию тренинговой компании «PBDs», рассказала о сфере специализации (а это обучение и развитие сотрудников фармацевтических компаний) и спектре услуг, которые предоставляет компания. В арсенале компании — тренинговые программы для специалистов по продажам (коммуникациям), маркетингу, управлению персоналом и др.

Как свидетельствуют актуальные тенденции в политике найма, фармкомпании увеличивают численность штата «полевой» службы. Причем конкуренция за кандидатов на фармрынке высока, и за толкового сотрудника иногда приходится бороться.

Чтобы быть в курсе актуальных тенденций на рынке персонала в фармбизнесе, специалисты в области подбора и управления персоналом фармкомпаний Украины несколько раз в год собираются вместе в рамках Pharma HR-club. Следующая встреча состоится осенью 2017 г.

Екатерина Дмитрик,
фото автора

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи