Стартует юбилейный ФармЭксперт 2006

Украинский фармацевтический рынок стал на один год старше, на год мудрее стали его старожилы, да и новички по мере возможностей старались максимально использовать это время для достижения новых высот и накопления бесценного опыта. Традиционный, и на этот раз юбилейный, 10 ежегодный рейтинг «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА» призван, как всегда, достоверно и объективно подвести итоги работы операторов фармацевтического рынка Украины в 2006 г. Уже второй год подряд партнером компании «МОРИОН» в проведении этого исследования является украинское подразделение компании «GfK GROUP» — «GfK Ukraine», которая по праву считается одной из ведущих маркетинговых компаний в Украине и мире. В этой вводной публикации рассмотрены основные моменты, касающиеся методологии исследования, ее реализации и совершенствования.

ФармЭксперт

Девять лет подряд на страницах «Еженедельника АПТЕКА» наши читатели могли видеть информативный и достоверный срез положения различных операторов на фармацевтическом рынке, основанный на их оценке друг друга, а также самих себя. Десятый год, разумеется, не станет исключением. Отметим, что ежегодно содержание и структура исследования претерпевают определенные эволюционные трансформации, следуя за рыночными тенденциями, — анкеты дополняются актуальными вопросами, совершенствуется методология. При этом обеспечивается постоянная сопоставимость результатов текущего анализа и исследований предыдущих лет.

С каждым годом акцент исследования все больше смещается в сторону экспертизации: внедрение и постоянное совершенствование специальной процедуры скрининга позволяет учитывать мнение только наиболее квалифицированных специалистов — экспертов. Качественный и количественный состав выборки респондентов, которые примут участие в опросе, структурируется и квотируется в соответствии с целым рядом критериев. В значительной степени своей технологичностью и репрезентативностью выборка обязана высокопрофессиональному подходу специалистов компании «GfК», которая зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний в своей сфере деятельности (имеет более 120 филиалов в 67 странах мира).

«GfК Ukraine» достаточно долго и плодотворно занимается разнообразными маркетинговыми исследованиями под заказ, проводит панельные исследования и уже в течение нескольких лет обеспечивает непрерывный мониторинг украинского телевизионного эфира. В Европе «GfK» заслужила репутацию компании, которая имеет большой опыт в проведении исследований в фармацевтическом сегменте, очевидно успешно поддерживая свое доброе имя и в Украине.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОСТАВ

Следуя устоявшейся традиции, в 10 ежегодном рейтинге «ФармЭксперт» «Еженедельника АПТЕКА» будет отражено мнение экспертов, сведенное в три основных блока.

В рамках блока «ФармЭксперт — Взгляд из аптеки» будет представлена квинтэссенция суждений фармацевтов и провизоров первого стола, то есть людей, которые постоянно контактируют с потребителем. В этом блоке эксперты выскажут свое мнение о том, какие источники получения информации они предпочитают использовать в своей повседневной работе, кто, на их взгляд, является лучшим дистрибьютором и производителем лекарственных средств и изделий медицинского назначения, какие факторы развития рынка непосредственно влияют на продажи препаратов.

Еще одной категорией сотрудников аптечных учреждений, принимающих участие в опросе, являются эксперты центров закупок, мнение которых будет сконцентрировано в привычном для наших читателей блоке «ФармЭксперт — Экспертный профиль». Их главной задачей в рамках данного исследования является ранжирование по мультикритерийному принципу дистрибьюторов и производителей, с продукцией которых им непосредственно приходится работать (формирование ассортимента, заказы необходимых товаров).

Кроме того, в рамках этого же блока эксперты от имени дистрибьюторов назовут тех, кто, на их взгляд, по отдельным критериям являются лучшими производителями. Разумеется, и в случае дистрибьюторских компаний будут представлены мнения тех респондентов, которые наиболее компетентны в этой сфере — постоянно занимаются вопросами закупок и сотрудничают с отделами продаж производителей.

В свою очередь и эксперты от имени производителей тоже будут иметь возможность оценить деятельность дистрибьюторов. Причем выборка респондентов в данном случае будет представлена сотрудниками компаний производителей или их представительств, которые постоянно курируют вопросы взаимодействия с отделами закупок дистрибьюторов.

И, наконец, в третьем, заключительном блоке «ФармЭксперт — Программа партнерства» будет представлена дистрибьюторская оценка собственной деятельности в 2006 г. по основным аспектам. По результатам биллинга будет построен рейтинг дистрибьюторов с учетом комплекса показателей.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРКИ

Таблица
Географическое распределение выборки

Регион

Области

Западный

Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая

Центральный

Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская

Восточный

Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская

Южный

АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская

Киев

 г. Киев представлен как самостоятельная административная единица

Методология формирования выборки экспертов, которая была предложена компанией «GfК Ukraine» и реализована в прошлом году, позволила достичь высокого уровня репрезентативности и достоверности. Поэтому при проведении 10 ежегодного рейтинга она не претерпела особых изменений по сравнению с «ФармЭксперт-2005»

Выборка экспертов-первостольников и экспертов центров закупок определяется случайным образом из базы данных всех аптечных сетей, имеющих лицензию на розничную реализацию в 2006 г., аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Как и в предыдущем году, согласно принятой методологии, в выборку будут включены респонденты в соответствии с равномерным географическим распределением (таблица).

Выборка экспертов, чье мнение было учтено в рамках блока «ФармЭксперт — Взгляд из аптеки», строится с расчетом на репрезентативность для каждого региона как по размеру населенного пункта, так и по типу торговой точки (аптека, аптечный пункт и аптечный киоск). Опрос будет проводиться сотрудниками компании «GfК Ukraine» при личной встрече с каждым респондентом.

Кластеризация выборки экспертов центров закупок в этом году осуществляется не только на основании регионального распределения, но и с учетом размера аптечных сетей, что позволит учитывать наиболее актуальные экспертные мнения. Опрос будет проводиться по телефону сотрудниками компании «GfК Ukraine».

В опросе экспертов производителей и дистрибьюторских компаний предполагается участие всех крупнейших по итогам 2006 г. фирм. Разумеется, для обеспечения достоверности исследования будет опрошено и необходимое количество менее крупных компаний, чтобы охватить мнение всех операторов рынка от мала до велика. В этом году сбор данных по указанному направлению исследования будет осуществляться силами сотрудников компании «МОРИОН» посредством личных визитов.

ОБРАЩЕНИЕ К ЭКСПЕРТАМ

Итак, стартует очередной, в этом году юбилейный, 10 рейтинг «ФармЭксперт-2006»!

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» обращается ко всем, кто вошел в число экспертов и таким образом оказался включенным в выборку, с традиционной просьбой о содействии сотрудникам, проводящим опрос.

Ваше мнение для нас и для всего рынка бесценно! От вашего отношения к опросу во многом будет зависеть достоверность и объективность результатов этого исследования. Мы будем признательны всем, кто не останется равнодушным. n

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті