Бактерии в ротовой полости могут вызывать заболевания кишечника

31 Жовтня 2017 11:29 Поділитися

Согласно результатам нового исследования, опубликованным в журнале «Science», бактерии, которые обычно живут во рту человека, могут способствовать развитию заболеваний кишечника, таких как воспалительное заболевание кишечника, язвенный колит и болезнь Крона.

Так, в эксперименте на животных исследователями из Медицинской школы Университета Кейо (Keio University School of Medicine), Япония, было показано, что, когда определенные штаммы бактерий изо рта проникают в кишечник и распространяются там, при определенных обстоятельствах они могут вызывать хроническое воспаление.

Выводы являются предварительными и необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить эти результаты у людей. Однако если полученные данные подтвердятся, это может помочь с поиском новых подходов к лечению воспалительных заболеваний кишечника.

Предыдущие исследования показали, что бактерии из ротовой полости обычно не живут в кишечнике здорового человека, потому что эти бактерии не способны конкурировать с другими бактериальными видами, которые уже населяют кишечник. Тем не менее в ходе исследования в кишечнике лиц с определенными заболеваниями, включая воспалительное заболевание кишечника и рак толстой кишки, было выявлено большое количество бактерий, обычно живущих в полости рта.

Для дальнейшего изучения связи между бактериями полости рта и кишечника исследователи отобрали образцы слюны у пациентов с болезнью Крона и воспалительным заболеванием кишечника, а затем пересадили полученные образцы бактерий лабораторным животным, которые не имели собственных кишечных бактерий. Таким образом, было установлено, что штамм бактерий Klebsiella pneumoniae из слюны может обитать в кишечнике таких лабораторных животных и активировать Т-хелперы (тип иммунных клеток), что, в свою очередь, может запускать воспалительный процесс.

Когда исследователи интродуцировали этот же штамм бактерий здоровым лабораторным животным со сбалансированным состоянием микробиоты кишечника, бактерии К. pneumoniae не смогли прижиться в кишечнике. Однако после того, как лабораторные животные получили антибиотики, данный штамм микроорганизмов смог закрепиться в кишечнике.

Более того, когда исследователи пересадили К. pneumoniae лабораторным животным, которые были генетически склонны к развитию колита (воспаление толстой кишки), они выявили, что К. pneumoniae прижилась в кишечнике лабораторных животных, и это вызвало развитие сильного воспалительного процесса.

Эти данные свидетельствуют о том, что штамм K. pneumoniae может вызывать сильное воспаление кишечника у генетически восприимчивого хозяина.

Затем исследователи проанализировали информацию из базы данных человеческого «фекального микробиома», которая включает данные о типах бактериальной ДНК, выявленных в человеческих фекалиях. Они установили, что лица с болезнью Крона и воспалительным заболеванием кишечника имеют большее количество видов Klebsiella в фекалиях по сравнению со здоровыми людьми.

Исследователи предполагают, что у лиц с воспалительным заболеванием кишечника или другими его заболеваниями воспаление в кишечнике может создать среду, более благоприятную для бактерий, обычно обитающих во рту. Как только эти бактерии (такие как Klebsiella) колонизируют кишечник, они могут способствовать сохранению дисбаланса микробиоты кишечника и хроническому воспалению.

Таким образом, бактерии, обычно живущие во рту, особенно Klebsiella, могут стать новой терапевтической мишенью при лечении воспалительного заболевания кишечника и других заболеваний кишечника.

По материалам www.livescience.com